Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, учебный корпус 2, ауд. 99

Тел./факс. : +7 (4912) 28-05-83

E-mail: e.adzhieva@365.rsu.edu.ru

График работы:

с 7.30 до 14.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс — выходной

Кафедра педагогики и менеджмента в образовании прошла длительный путь становления. Свою историю кафедра начинает с 1931 г. С 1.10.1931 г. заведовал кафедрой педагогики доцент М.А. Мельников. В 1949 г. кафедра педагогики была разделена на две кафедры: психологии (заведующий кафедрой — доцент В.И. Селиванов) и педагогики (заведующий кафедрой — доцент Н.И. Алпатова). Позднее кафедрой педагогики заведовали А.А. Доронина (1956 -1964), П.И. Самоуков (1964-1966), А.И. Кочетов (1968 -1977), Л.К. Гребенкина (1978-2013), В.А. Беляева (1988-2010), Н.В. Мартишина  ( 2013-2019). В разные годы жизни университета в зависимости от потребностей государства, времени, социума приоритетными становились не только вопросы истории педагогики и дидактики, но и изучение теории и методики коммунистического воспитания, методики воспитательной работы и основ педагогического мастерства, педагогических технологий. С 01 сентября 2013 года кафедра вошла в состав факультета социологии и управления и стала называться кафедрой педагогики и менеджмента в образовании. В настоящее время руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Елена Михайловна Аджиева.

Состав кафедры:

Аджиева Елена Михайловна – заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель начальных классов, магистр).

 

 

 

 

 

 

Ганина Тамара Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация  учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

Еремкина Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель математики).

 

 

 

 

 

 

Жокина Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

 

Мартишина Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка; магистр).

 

 

 

 

 

 

Орлова Юлия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

 

 

Петренко Антонина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

 

 

 

Щетинина Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель английского языка).

 

 

 

 

 

 

 

Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 Скалеух Виктория Романовна — ассистент

 

 

 

 

 

Грицай Юлия Николаевна, ассистент

 

 

 

 

 

 

 

Делопроизводитель кафедры — Липатова Дарья Аркадьевна

22 января в 14.30 (ауд.98) состоится заседание кафедры по обсуждению диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, научная специальность 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) Грицай Л.А. Родительская культура как феномен отечественной педагогики конца XVII-XVIII вв.

Учебно-методическая деятельность:

Кафедра осуществляет подготовку по всем направлениям педагогического образования на факультетах РГУ имени С.А. Есенина. Является выпускающей кафедрой по направлению магистратуры 44.04.01. Педагогическое образование, профиль «Инновации в высшем образовании», Педагогика высшей школы», «Менеджмент в образовании».

Также кафедра успешно сотрудничает с приемной комиссией вуза по подготовке тестов и консультации абитуриентов (на базе СПО) для вступительных экзаменов по пед. образованию (предмет «Основы педагогики»).

Научная деятельность:

Направление научного исследования кафедры – «Профессионально-личностное становление и развитие специалиста в сфере образования».

За 2021-2022 год издано более 30 публикаций, из них 1 монография, 3 сборника научных трудов, 1 учебник, 1 учебные пособие, 25 статей  (в журналах, рекомендованных ВАК и включенных в РИНЦ).

Публикации в иностранных журналах:

  1. Петренко А.А. Образовательные тренды как ориентир развития компетенций современного учителя // Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers, on materials of the XVI international scientific-practical conference 15.11.2021. Washington: Pub. SPC «LJournal», 2021. — 84 p. DOI 10.18411/scienceconf-11-2021 – С.58-65
  2. Петренко А.А. Тенденции подготовки конкурентоспособного педагога-менеджера в сфере образования // Problems of development of a personality: diversity of approaches: materials of the IX international scientific conference on November 15–16, 2021. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2021. – 43 p. – ISBN 978-80-7526-554-8  — С.31-36 – 0,5 п.л.
  3. Петренко А.А. Методическая деятельность как фактор развития  непрерывного педагогического образования в школе// Preparing a competitive specialist as a purpose of modern education: materials of the XI international scientific conference on November 20–21, 2021. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2021. – 78 p. – ISBN 978-80-7526-556-2 – С. 36-42 – 0,5 п.л.

Члены кафедры принимают активное участие в научных, научно-практических мероприятиях на территории РФ. Под руководством преподавателей студенты участвовали в 2 международных конференциях на территории РФ. В Конкурсе инновационных проектов (РГУ имени С.А. Есенина) было защищено 5 проектов, один из которых занял 2 место (руководитель Жокина Н.А.).

 

26 октября 2023 г. в РГУ имени С.А. Есенина прошла национальная научно-практическая конференция «Образование и педагогические кадры в современном мире», в которой приняли участие педагоги и ученые из Москвы, Воронежа, Донецка, Елабуги, Ижевска, Коломны, Оренбурга, Орла, Санкт-Петербурга, Ялты, Рязани.
Участники конференции вместе с докладчиками Мартишиной Н.В. доктором педагогических наук, профессором и Жокиной Н.А. кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина отметили огромный вклад в педагогическую науку доктора педагогических наук, профессора Л.К. Гребенкиной. Аудитория № 98 присвоено имя в память об этом ученом, педагоге, наставнике. На пленарном заседании в докладах ученых из Воронежского государственного педагогического университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, РГУ имени С.А. Есенина обсуждались вопросы личности педагога XXI века, особенности организации учебно-воспитательного процесса, ориентации в педагогической деятельности на духовно-нравственные, культурные ценности, идеи наставничества, и создание педагогических условий для профессионального самосовершенствования будущих педагогов. Коллеги проявили интерес к выступлениям, высказали своё мнение по затронутым проблемам.
Во второй половине дня в МБОУ «Школа № 63» проходил мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями» (модератор — Ганина Тамара Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина; ведущий — Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина). Участниками мастер-класса были молодые педагоги школы, директор школы Илюкина Л.В., заместитель директора по учебной работе Афонина Т.А. и студенты 3 курса Института истории, философии и политических наук (профиль – Обществознание и английский язык).

Мастер-класс был посвящен особенностям взаимодействия педагогов и родителей. Обсуждались проблемы конфликтов между педагогами и родителями, причины их возникновения и возможные последствия, предлагались пути решения спорных вопросов.
Участники мастер-класса активно включались в работу, с интересом выполняли предложенные задания, высказывали своё мнение и отношение к обсуждаемой проблеме. Было отмечено, что такие мастер-классы полезны и необходимы молодым педагогам.
Научная сессия «Профессиональное развитие педагогических кадров в современной России: проблемы, перспективы» под руководством модератора доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании Петренко Антонины Анатольевны была представлена 28 научными докладами участников конференции «Образование и педагогические кадры в современном мире», которые будут опубликованы в сборнике конференции. В ходе очного и дистанционного формата проведения научной сессии было заслушано 5 докладов, которые вызвали интересную дискуссию, породили новые идеи и расширили научные представления об обсуждаемых проблемах: проектной деятельности (докладчик Кудинова Юлия Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета); патриотизма как основы воспитания молодежи в современной России (докладчики Кулакова Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и туризма РГУ имени С.А. Есенина и Шурин Владислав Феликсович, старший преподаватель кафедры гуманитарных и художественных дисциплин Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева); адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (докладчик Сарафанова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Удмуртского государственного аграрного университета);
общественно-полезного труда в учебных заведениях в исторической ретроспективе (докладчик Асеев Виктор Юрьевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биологии и методики ее преподавания РГУ имени С.А. Есенина).
Кроме того, научные исследования педагогов кафедры педагогики и менеджмента в образовании в области выявления ценностного значения педагогического наследия С.Т. Шацкого для современной теории и практики образования (Щетинина Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент) и актуализации методологических (аксиологического и конвергентного) подходов в профессиональном развитии педагога (Петренко Антонина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент) были представлены презентациями и стендовыми докладами. По итогам научно-исследовательской работы студентов был подготовлен доклад на тему «Советник директора по воспитанию: актуальные вопросы введения должности в школе» (студент ИИФПН РГУ имени С.А. Есенина по профилю подготовки «История и Организация детского движения Терехин Андрей Николаевич).
Методологический коворкинг для обучающихся магистратуры и аспирантуры провела Алдошина Марина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВО «Орловский государственного университета имени И. С. Тургенева. Аспиранты и студенты магистратуры учились определять научный аппарат исследования, обоснованно преподносить результаты педагогического исследования.

В педагогической гостиной «Служение. Подвижничество. Творчество», посвященной году педагога и наставника, организованной кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и менеджмента в образовании Орловой Ю.В. студенты и учащиеся педагогических классов школ города Рязани познакомились с именами великих педагогов, подчеркнули важность в педагогической профессии таких качеств, как любовь к детям, отзывчивость и креативность. Педагог – человек, служащий Родине, детям, будущему.
Педагоги высказывали мнения, позиции, спорили о методологическом и терминологическом подходах в педагогике и т.д. Но всех их объединяет главное: они участвовали в конференции, чтобы завтра учить чуть-чуть лучше, чем сегодня, чтобы по-новому или с другого ракурса посмотреть на свою работу, на подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе и вузе.

Также, в рамках конференции мастер-класс был организован профессором кафедры Ниной Васильевной Мартишиной. На мастер-классе присутствовали педагоги-практики и студенты из Рязани, а также аспирант и докторант из Воронежа. Участники реализовали несколько локальных технологий педагогики творчества, которые были вписаны в канву интегративной технологии художественно-педагогического ателье.

 

 

В рамках Педагогического форума кафедрой совместно с ресурсным центром по подготовке специалистов в области воспитания проведены:

  • научно-практический семинар «Новый взгляд на школьный музей»;
  • круглый стол «Актуальные вопросы формирования педагогических классов»;
  • эдьютон «Проблемы практической подготовки будущих педагогов».

Воспитательная работа:

За период 2021 — 2022 г. проведены конкурсы защиты педагогической профессии (ИИФиПН, ИИЯ).

В рамках XXV фестиваля школьных музеев г. Рязани студентами 2 курса истфака по руководством Аджиевой Е.М. проведена интерактивная игра «Хранители истории» для команд учащихся школьных музеев.

В рамках Педагогического форума студенты 4 курса под руководством Н.А. Жокиной провели мастер-классы для учащихся школ, желающих пойти в педагогические классы.

Преподаватели кафедры активно сотрудничают с УУВР РГУ имени С.А. Есенина: принимали участие в выездном семинаре кураторов и наставников, в муниципальных стажировках Пителинского и Касимовского районов.