Вглядываясь в прошлое

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина – старейшее высшее учебное заведение на Рязанской земле. Его история начинается в суровые годы Первой мировой войны.

Тогда, 7 сентября 1915 г., император Николай II утвердил решение Совета Министров об открытии в Рязани первого в России женского учительского института. Практическое воплощение данное решение получило несколько недель спустя: своей телеграммой от 27 сентября 1915 г., посланной на имя попечителя Московского учебного округа А. Тихомирова, министр народного просвещения Российской империи граф Петр Николаевич Игнатьев разрешил открыть в Рязани женский учительский институт.

Впрочем, вопрос об открытии в Рязани высшего или близкого к нему по статусу учебного заведения впервые ставился гласными Губернского земства еще в середине 90-х годов XIX столетия. Накануне Первой мировой войны, на волне активного развития в губернии школьной сети и появления планов перехода с начала 20-х годов на всеобщее начальное образование, об открытии в Рязани учительского института настойчиво ходатайствовали Рязанская городская дума и городская управа. Свою просьбу они подкрепляли обещаниями взять часть затрат по организации подобного учебного заведения на себя. В частности, говорилось о готовности выделить под строительство учебных корпусов и общежитий для учащихся значительный по размерам земельный участок в одном из самых красивейших мест Рязани – Рюминой рощи. Начало в июле 1914 г. мировой войны, которая со всей очевидностью доказала серьезное отставание России в плане образования и наличия квалифицированных кадров, придала новый импульс стремлениям местной общественности превратить один из старейших русских городов в подлинный центр образования губернии.

Примечательно, что, поддерживая перед Министерством народного просвещения просьбу рязанских властей, попечитель учебного округа уделял особое внимание политическому аспекту – отсутствию в Рязани промышленного пролетариата и, соответственно, возможного отрицательного влияния на политические настроения будущих учащихся. Он подчеркивал, что «г. Рязань, как незначительный по величине и населению и не имеющий никаких фабрик и заводов, представляется наиболее пригодным для устройства женского учительского института».

Новое учебное заведение, в основном сформированное в октябре – ноябре 1915 г., временно разместилось в помещениях частной женской гимназии госпожи Беккер. Большинство преподавателей института были рязанскими педагогами, работавшими в казенных и частных гимназиях Рязани, а также в Рязанском Женском епархиальном училище – одном из лучших в России учреждений подобного рода. Среди них были выпускники Московского, Петербургского и Юрьевского университетов. Были и высококвалифицированные преподаватели с учеными званиями из высших учебных заведений Варшавы и Вильно, эвакуировавшиеся в Рязань в связи захватом в 1915 г. немецкими войсками губерний Западного края.

Уже в конце октября 1915 г. рязанская печать сообщала о начале приема в новое образовательное учреждение. В институт принимались «лица женского пола всех званий и сословий» не моложе 16 лет. Поступавшие должны были пройти «испытание» на предмет «основательного знания полного курса высших начальных училищ». Девушки, окончившие курс восьми классов женских гимназий, по усмотрению педагогического совета института, могли быть освобождены от вступительных испытаний. Первый набор планировалось осуществить в объеме 30 человек, из которых 20-25 планировалось назначить казенную стипендию. Однако из-за трудностей военного времени и отсутствия общежития, удалось принять лишь 27 слушательниц.

Официальное открытие Рязанского женского учительского института, состоявшееся 1 декабря 1915 г. стало, как справедливо подчеркивал видный рязанский краевед, профессор Н.Г. Соколов, одним из самых знаменательным событий в истории культурной и общественной жизни Рязани. Звучавшие тогда многочисленные теплые поздравления неизменно оканчивались пожеланием новому учебному заведению внести достойный вклад в развитие отечественного образования. «Приветствую от имени округа Рязанский женский учительский институт и от души желаю его процветания на пользу российской педагогики» – писал, например, попечитель Московского учебного округа.

Важную роль в становлении нового института сыграла его начальница – Мария Алексеевна Александрова. Будучи ярким воплощением лучших черт русской интеллигенции, человек необычайной научной эрудиции, талантливый и опытный руководитель и педагог, именно она во много заложила научно-педагогические традиции будущего университета.

Будучи выпускницей Мариинского высшего женского училища в Вильно, М.А. Александрова закончила историко-филологическое отделение знаменитых Бестужевских курсов и была оставлена на кафедре русской истории «для усовершенствования в науках». Ее наставником был знаменитый российский историк, впоследствии академик С.Ф. Платонов. Однако стремление М.А. Александровой на практике служить делу образования народа в конечном итоге заставило ее отказаться от научной карьеры. Об этом стремлении и необычайной твердости воли этой замечательной женщины убедительно свидетельствует ее мужественный поступок – ехать из столицы в далекий Хабаровск, чтобы работать преподавателем истории в женской гимназии. Уже через год она становится директором гимназии, сделав ее в самым лучшим средним учебным заведением Дальнего Востока. Примечательно, что именно С.Ф. Платонов, возглавлявший в дальнейшем Петербургский педагогический институт, рекомендовал в 1915 г. министру Игнатьеву назначить Александрову начальницей Рязанского женского учительского института.

Уже к концу первого учебного года Рязанский женский учительский институт обращал на себя внимание руководства Московского учебного округа как учебное заведение, где, несмотря на короткие сроки существования, учебный процесс и научная деятельность преподавательского состава стали соответствовать предъявляемым требованиям.

Среди дисциплин, которые преподавались слушательницам, были старославянский и русский языки, латынь, языковедение, теория поэзии и прозы, физика, химия, российская и всеобщая история, кристаллография, пение, рисование и т.д. Большое внимание обращалось на организацию самостоятельной работы обучающихся, подготовку ими обстоятельных докладов и сочинений на заданные темы.

Позитивные отклики в городе имели посещения слушательницами военных лазаретов и их выступления перед ранеными с номерами самодеятельности, участие преподавателей и обучающихся в различных благотворительных акциях патриотической направленности.

За счет частных пожертвований и помощи рязанской общественности к концу первого года работы в институте была создана необходимая учебно-лабораторная и учебно-методическая база, сформирована библиотека, насчитывавшая несколько тысяч томов.

В целях повышения уровня практических знаний и умений слушательниц при институте было открыто высшее начальное училище в составе двух классов. Кроме того, стала функционировать институтская столовая.

В 1916–1917 учебном году в институте окончательно оформляются три отделения, имевшие трехлетний срок обучения и ставшие прообразами факультетов: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. Более чем в два раза возрастает контингент слушателей.

Несмотря на продолжавшуюся мировую войну, усилиями правительственных органов и губернских властей в сентябре 1916 г. институту было приобретено собственное здание в центре Рязани. После непродолжительного ремонта 4 февраля 1917 г. состоялось торжественное «освещение» учебного корпуса, проходившее в присутствии губернатора и многих высокопоставленных гостей. Неординарное для военного времени событие, получило немалый резонанс не только в местной, но и столичной печати. Показательны поступившие в этой связи поздравления. «Смоленский мужской учительский институт поздравляет своего собрата Рязанский учительский институт с новосельем и шлет пожелания процветания успешной деятельности по подготовке образованных женщин педагогов» – говорилось в телеграмме, полученной из Смоленска. «Дальнейшего научного роста и процветания первому в России женскому учительскому институту в родном городе» желал проживавший в Петрограде рязанец Дроздов.

Плодотворная деятельность института была в немалой степени деформирована событиями, вызванными Февральской революцией. Реализация плановых учебных занятий в марте была во многом сорвана. Несмотря на сопротивление дирекции института, часть учащихся и преподавателей попала под влияние социальной демагогии и популизма вседозволенности. В деятельность института все чаще стал вмешиваться местный орган революционной власти – исполнительный комитет общественных организаций.

Вместе с тем демократизация жизни имела и позитивные моменты. Так, после состоявшегося в мае 1917 г. в Москве Первого Всероссийского съезда слушателей учительских институтов возобладал курс на трансформацию учительских институтов в полноценные высшие учебные заведения со значительным усилением уровня научной подготовки обучающихся. Подобной идеей было проникнуто и постановление Временного правительства «Об изменениях штата в учительских институтах» от 14 июня 1917 г. Кроме того, в соответствии с этим положением институт отныне становился смешанным. Иными словами на первый курс теперь принимались и лица мужского пола. С 1 июля 1917 г. институт стал официально именоваться Рязанским учительским институтом.

Во второй половине 1917 г. в институте насчитывалось 99 обучающихся, почти треть из которых приехали на обучение из других губерний, в том числе Вологодской, Костромской, Симбирской и т.д.. Очевидно, что подобный приток иногородних был связан с высокой популярностью и известностью Рязанского учительского института.

Октябрьская революция и установление советской власти коренным образом изменили облик института, привнесли в его деятельность совершенно новые элементы, тесно связанные с политикой большевистской партии. Классово-идеологический компонент, несмотря на скрытое, а порой и прямое противодействие преподавателей и обучающихся становится одним из ведущих фактором деятельности института. И, тем не менее, институт продолжал работать, воспитывать высококвалифицированные кадры для системы школьного образования.

В 1918 г. состоялся первый выпуск слушателей Рязанского учительского института, который стал крупным событием культурной жизни губернии. Все 23 первых выпускника, выдержав серьезные выпускные испытания, были распределены в городские и сельские школы с обязательством отработать шесть лет в качестве учителя. Некоторые из них стали в дальнейшем настоящими профессионалами учительского труда. Так, Ю.Я. Свешникова, посвятив всю свою жизнь учительской профессии, стала заслуженным учителем, орденоносцем.

Важную роль в жизни института сыграл проходивший в августе 1918 г. в Москве Первый Всероссийский съезд по просвещению, высказавшийся за преобразование системы подготовки учительских кадров с целью ее максимального сближения с конкретными задачами народного образования и ликвидации неграмотности. Именно на основе решений съезда и Народного комиссариата по просвещению 15 октября 1918 г. Рязанский учительский институт был преобразован в Рязанский педагогический институт, ставший таким образом первым вузом на Рязанской земле. Среди тех, кто стоял у истоков сегодняшнего университета, особенно выделялась профессор Любовь Николаевна Запольская, одна из первых в России женщин докторов математических наук, которую современники называли рязанской Софьей Ковалевской.

 

Шли годы. Вместе с отечественным высшим образованием активно развивался и Рязанский педагогический институт. К 1934 г. в вузе насчитывалось 17 групп дневного отделения. Кроме того, имелось 5 групп учительского института, отделения вечернего и заочного обучения, рабфак. В 1934 г. в вузе окончательно складывается факультетско-кафедральная система. Первым стал факультет естествознания, образованный на базе химико-биологического отделения, а также физико-математический факультет. В 1938 году были открыты факультеты истории, русского языка и литературы. К началу 40-х годов в Рязанском государственном педагогическом институте обучалось более тысячи студентов и работало 88 преподавателей.

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. в корне изменила ритм институтской жизни, сделала его более напряженным и динамичным. Учебный процесс не прерывался ни на один день, хотя буквально сразу возникли сложности с переездом института в другое, более «скромное» по размерам здание. Вызвано это было тем, что институтские корпуса передавались для размещения военных госпиталей.

Летом-осенью 1941 г. студенты и сотрудники института работали на строительстве оборонительных сооружений вокруг Рязани. Уже с конца июня при институте стали функционировать краткосрочные курсы по подготовке медицинских сестёр.

По распоряжению Наркомата просвещения РСФСР с 1 августа по 27 сентября был организован досрочный выпуск студентов, перешедших на 4-й курс. 7 сентября 1941 г. коллектив вуза принял участие во Всесоюзном комсомольско-молодёжном воскреснике, средства от которого были перечислены в Фонд обороны.

В начале ноября 1941 г. вуз был эвакуирован в город Стерлитамак, но возобновить учебный процесс на новом месте не представлялось возможным. В итоге на несколько месяцев институт прервал свою работу.

Приказом Наркомпроса от 9 апреля 1942 г. Рязанский педагогический институт возобновил свою деятельность в городе Шацке Рязанской области. Официально вуз начал свою работу 12 августа 1942 г., разместившись в здании сельскохозяйственного техникума.

Весь коллектив работал под девизом «Готовить специалистов, готовых в любой момент сменить книгу на винтовку». В декабре 1942 г. при институте организована школа медицинских сестер, где было подготовлено 150 студенток-медсестёр. Студенты, преподаватели и сотрудники принимали активное участие в мероприятиях по оказанию помощи стране и фронту: заготавливали топливо, помогали колхозам и совхозам в уборке урожая, собирали тёплую одежду и средства на постройку самолётов, участвовали в подписке на военные займы. Зимой 1942–43 г. при институте работали курсы повышения квалификации военруков семилетних и средних школ, на которых обучились около 100 человек.

В ноябре 1944 года институт вернулся в своё родное здание.

Дорогой ценой досталась нашей стране победа, в которую свою лепту внёс и Рязанский государственный педагогический институт, дав фронту более 180 воинов из числа студентов, преподавателей и сотрудников. Многие из них отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Студенты факультета истории Павел Иванович Дейнекин и Иван Михайлович Огнев были удостоены звания Героя Советского Союза, а участник Великой Отечественной войны Александр Петрович Андреев – звания Героя России (в 1995 г.).

Дорогами войны прошли многие преподаватели вуза. Доценты Юрий Васильевич Фулин, Юрий Иванович Малышев, профессор Иван Павлович Попов были участниками знаменитого Парада Победы, состоявшегося на Красной площади 24 июня 1945 года.

Университет по праву гордится своими выпускниками. Среди них Л.В. Черепнин, известный историк, академик АН СССР, А.В. Перышкин, один из основоположников методики преподавания физики, член-корреспондент АПН РСФСР, лауреат Государственной премии, А.Г. Кузьмин, известный специалист в области древнерусского летописания, Л.Л. Любимов, автор многочисленных трудов по экономической теории, Э.М. Щагин, видный ученый по аграрной истории России, заслуженный деятель науки РФ и другие.

Среди его преподавате­лей были выпускники европейских и столичных вузов, преподававшие в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, а также за рубежом: В.И. Селиванов, известный психолог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор; В.Е. Робинсон, доктор биологических наук, профессор, основатель и первый заведующий кафедрой анатомии, физиологии человека и животных РГПИ; Н.М. Шанский, языковед, методист, доктор филологических наук, профессор, академик РАО; Р.А. Фридман, литературовед с мировым именем, уникальный специалист по зарубежной литературе, знаток нескольких европейских языков; В.И. Курышев, автор работ по астрономии и астрофизике, создатель астрономической обсерватории РГПУ; В.П. Орехов, профессор, автор многочисленных трудов по методике преподавания физикии; Г.Н. Приступа, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР; В.И. Лыткин, член-корреспондент АН СССР, языковед, крупный специалист в области финно-угорской филологии, академик Академии наук Финляндии; И.П. Макаров, профессор, создатель ныне действующей в университете научной школы по качественной теории дифференциальных уравнений, К.А. Малафеев, доктор исторических наук, профессор, выдающийся специалист по новой и новейшей истории стран Европы, Америки, Азии и Африки; М.А. Мельников, действительный член АПН СССР, видный ученый в области методики начального образования.

В вузе учились Борис Ротов (Митрополит Никодим), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, член Священного Синода, Патриарший Экзарх Западной Европы, известный поэт, певец Рязанского края, член Союза писателей СССР Евгений Маркин, артисты Н.И. Боголюбов и С.А. Ценин. Среди выпускников университета десятки заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, неоднократные чемпионы мира, Европы и России: парашютистка, заслуженный мастер спорта, двадцатикратная рекордсменка мира Зинаида Курицына; заслуженный мастер спорта, старший тренер молодежной сборной России по художественной гимнастике Марина Анатольевна Говорова, серебряный призер чемпионата мира по легкой атлетике среди девушек, 2-ух кратная чемпионка Европы среди юниоров, чемпионка мира среди юниоров Анастасия Ильина; российская пловчиха, мастер спорта международного класса, член олимпийской сборной команды России по плаванию на Летних Олимпийских играх-2008 в Пекине Дарья Белякина.

Выпускница университета Ирина Симагина стала серебряным призером по легкой атлетике Олимпийских игр 2004 г. в Афинах.

Более 80% учителей Рязанской области – выпускники РГУ. Начиная с 1991 года учителя Рязанской области – выпускники университета – успешно участвуют во Всероссийском кон­курсе «Учитель года России», ежегодно становятся его лауреатами, а в 1995 и 1996 годах Зинаида Викторовна Климентовская и Екатерина Алексеевна Филиппова – победители названного престижного конкурса и обладатели «Хрустального пеликана».

Верный традициям, заложенным в начале прошлого века, университет превра­тился сегодня в крупнейший и динамично развивающийся образовательный и научный центр Рязанской области. За время существования в стенах университета подготовлено свыше 75 тысяч специалистов гума­нитарного, естественнонаучного, правового и экономического профиля.

Университет вносит весомый и постоянно возрастающий вклад в развитие и модернизацию социально-экономического комплекса ре­гиона, ускорение интеграции реального сектора экономики, высшего про­фессиональ­ного образования и науки. Образовательно-инновационная политика университета выступает сегодня одним из главных компонентов повышения качества «человеческого капитала» Рязанской области, су­щественного роста ее инвестиционной привлекательности. Во многом это определяется тем, что именно вузовскими учеными выполняется около 30% общего объема научных исследований и инновационных разработок, реа­лизуемых на территории региона.

Постоянно возрастает значение культурно-образовательной и научно-информационной среды вуза как ведущего фактора разработки и реализации в Рязанской области инновационных социальных технологий, направленных на достижение общественной стабильности, гармонизацию социальных отношений, духовную консолидацию этнически разнородного общества, формирование чувства патриотизма и гражданственности, распространение социально значимых ценностных ориентаций, здорового образа жизни.