2-3 ноября 2017 года преподаватели кафедры доц. Самарина Э.В., доц. Беспалова Т.М., доц. Боровик О.В., доц. Ерошина Г.Ю., ст. преп. Верозуб А.С., сотрудник Научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина Барышова Н.А., заместитель директора ИППСР по учебно-методической работе  доц. Макеева Е.А. вместе с коллегами из Министерства образования Рязанской области, руководителями и педагогами учреждений, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями,  приняли участие во II Всероссийском съезде дефектологов.

Целью  проведения Съезда являлось  определение приоритетов и выработка стратегии развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Особое внимание было уделено вопросам создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации:

  • выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики;
  • обсуждение проблем профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях развивающейся системы образования лиц с ОВЗ;
  • обсуждение проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»;
  • определение путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров, проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе требований современных образовательных стандартов высшего образования;
  • выделение направлений совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-дефектологов и проч.

В рамках поддержания профессиональных контактов сотрудники кафедры в течение двух дней плодотворно общались с известными в нашей стране и за рубежом специалистами в области дефектологии – Малофеевым Н.Н., вице-президентом РАО, директором  ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»; Смолиным О.Н., первым зам. председателя Комитета ГД по образованию и науке; Лубковым А.В., ректором ФГБОУ ВО «МПГУ»; Кантором В.З., директором Института дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена»; Крюковым Г.В., президентом РОО «Ассоциация специалистов по работе с детьми с ОВЗ МО»; Соловьевой Т.А., директором Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»; Левченко И.Ю., зав. лабораторией инклюзивного образования института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «МГПУ»; Хаустовым А.В., директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «МГППУ»; Царевым А.М., руководителем ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями  развития»; Забрамной С.Д., профессором  кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического государственного университета; Басиловой Т.А.,   профессором кафедры специальной психологии и реабилитологии «МГППУ»; Воронковой В.В., доктором пед. наук, профессором; Филичевой Т.Б., профессором «МПГУ» и мн. другими.

Представители делегации нашего города и вуза принимали активное участие в работе секций, экспертных дискуссий, мастер-классов.

Итогом съезда стало  подписание  Резолюции по итогам II  Всероссийского съезда дефектологов, отражающей рекомендации Министерству образования и науки РФ, органам  исполнительной власти    субъектов РФ, образовательным организациям дополнительного профессионального образования, образовательным организациям ВО, образовательным организациям, организующим адаптированные образовательные программы.

Важным событием стало награждение почетных участников съезда памятными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».

Мы от всей души поздравляем нашу коллегу, доцента кафедры Ерошину Галину Юрьевну, директора школы-интерната «Вера», за награждение  памятным   знаком «За верность профессии»!

23-25 октября 2017 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-методическое сопровождение инклюзивного образования студентов с инвалидностью в вузах».

Программа конференции предусматривала разностороннее рассмотрение проблем инклюзивного образования в России, анализ и распространение лучших практик российских вузов в обучении студентов с инвалидностью.

С приветственным словом на открытии конференции выступили:

Виталий Владимирович Рубцов, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», д-р психол. наук, профессор, академик РАО;

Александр Борисович Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, д-р физ.-мат. наук, профессор;

Вагиф Дейрушевич Байрамов, ректор ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», д-р соц. наук, профессор;

Александр Юрьевич Рявкин, президент Всероссийского общества слабовидящих;

Станислав Александрович Иванов, вице-президент Общероссийской

общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;

Денис Роза, председатель организации РООИ «Перспектива»;

Владимир Заурбекович Базоев, председатель Московской городской организации «Всероссийское общество глухих», канд. пед. н..

В рамках конференции в формате круглых столов, секций, площадок были рассмотрены вопросы:

  1. Учебно-методическое обеспечение образования студентов с инвалидностью в вузах.
  2. Разработка адаптированных ОПОП в системе высшего образования.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в системе высшего инклюзивного образования.
  4. Учебно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия вузов по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью
  5. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении студентов с инвалидностью.
  6. Роль органов управления образованием в развитии инклюзивного образования в субъектах РФ.
  7. Информационно-образовательная среда в высшем инклюзивном образовании.
  8. Социальное партнерство вузов с общественными организациями в инклюзивном образовании.

5-6 октября 2017 года сотрудники кафедры приняли участие в работе IХ Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества».

На пленарном заседании выступили:

Ирина Александровна Малахова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск, Республика Беларусь «Совершенствование дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры Республики Беларусь»;

Светлана Анатольевна Ермолаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Россия «Психолого-педагогическая реабилитация подростков со склонностью к суицидальному поведению»;  

Ирина Валентиновна Ульянова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ФГК ОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя», г. Москва, Россия «Реконструкция социально-психологической службы школы в современной системе российского образования»;

Татьяна Валентиновна Башкирева, доктор наук, профессор кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия «Взгляд на поликультурную личность в условиях миграционных процессов»;

Ирина Николаевна Вознесенская, кандидат психологических наук, директор Центра ППМС-помощи, г. Рязань, Россия «Современные подходы к психолого-педагогической профилактике деструктивных явлений среди несовершеннолетних»;

Светлана Алексеевна Алентиковакандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия «Гендерные ожидания и их роль в выстраивании успешных межличностных отношений»;

Лариса Анатольевна Байкова, доктор педагогических наук, профессор, директор института психологии, педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Россия «Актуальные проблемы укрепления социального здоровья обучающихся в гетерогенных образовательных организациях».

Работа секции «Актуальные вопросы практической психологии» осуществлялась под руководством Евтешиной Н.В., кандидата психологических наук, доцента; Беспаловой Т.М., кандидата психологических наук, доцента.

В ходе секционного заседания были заслушаны доклады преподавателей кафедр общей психологии; психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики; социальной психологии и социальной работы; магистрантов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»:

Башкирева А.В., Алиев А.С. Проблема управления саморегуляцией психоэмоционального состояния спортсменов  грэпплинга в тренировочном периоде

Беспалова Т.М. Результаты иерархического анализа содержательно-смысловой и инструментально – стилевой характеристик ответственности курсантов ВДВ

Верозуб А.С. Исследование личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом

Веселова Е.В. Сенсорная интеграция при аутизме

Гераськина Г.В. Использование средств арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога с гетерогенными группами школьников

Горячев В.В. Проблема изучения телесного сознания в период взросления личности

Горячева К.А. Психологические проблемы спортсменов, проходящих посттравматическую реабилитацию

Давыдова Т.О., Лукова М.С. Развитие психомоторной сферы детей дошкольного возраста

Другова О.Н. К вопросу об особенностях психологической адаптации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов к школьному обучению

Дюдаль М.С. Результаты исследования уровня развития творческого воображения старших дошкольников

Евтешина Н.В. К вопросу об информационной  интернет-безопасности детей и молодёжи

Еремкин Ю.Л., Еремкина О.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов бакалавриата института иностранных языков с учетом их поступления в магистратуру педагогического направления.

Исаева И.С., Грачева А.В. Адаптивность как свойства личности в современных психологических исследованиях

Исаева И. С., Суханова К. А. К вопросу о психолого-педагогической профилактике девиантного поведения подростков

Конониренко М.В. Детско-родительские отношения как предикторы тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Ладохина И.Ю. Этапы и тематика «уроков счастья», разработанные на основе интегрированного моделирования

Лукова М.С., Гундина А.А. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков в работах отечественных и зарубежных исследователей

Макеева Е.А., Митина М.А., Юрченко Е.Н. Влияние нарушения привязанности на формирование личности ребенка

Муравьёва О.С., Ярош В.Ю. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к условиям обучения в высшей школе Республики Беларусь

Назарова Ю.В. Специальные школы: ожидания и реальность

Ненашев С.Д., Фомина Н.А. Особенности общительности девушек-студенток железнодорожного техникума

Синякин А.Г. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся

Сычикова Н.И., Тодоренко Т.А. Из опыта работы по формированию навыка словоизменения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теняева О.В. Статус профессиональной идентичности современного российского студенчества как предмет эмпирического исследования

Фёдорова Е. В.  Профилактика угрозы психологической безопасности  детей 5-11 лет с помощью методик сказкотерапии и плассотерапии

Шишкарёва З.Е. Особенности сенсорной интеграции детей с нарушениями зрения в условиях образовательной среды.

Доклады вызвали живую дискуссию, активное участие в которой приняли магистранты направленности (профиля) «Психология личности», бакалавры профиля «Логопедия».

4 октября 2017 года преподаватели кафедры – проф. Фомина Н.А. и доц. Беспалова Т.М. – приняли участие в научно-практическом семинаре «Образование и образовательная деятельность в современных условиях: теория, опыт, проблемы, перспективы» в рамках VIII Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященной памяти академика Российской академии образования  В. А. Сластёнина.

Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Международная академия наук педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Академия ФСИН России.

На конференции обсуждались вопросы:

– основные проблемы и перспективы развития образования и образовательной деятельности в РФ на современном этапе;

– современное состояние и актуальные проблемы системы высшего образования Российской Федерации и ведомственной системы образования ФСИН России;

– влияние научной школы В. А. Сластёнина на развитие современного педагогического образования;

– социально-психологические проблемы в образовательной деятельности;

– субъекты образовательного пространства;

– актуальные проблемы подготовки обучающихся в контексте ФГОС
и профессионального стандарта «Педагог»;

– направления модернизации и тенденции развития современной системы подготовки педагогов;

– методология и прикладные аспекты подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре);

– проблемы системы внешнего и внутреннего контроля качества подготовки педагогов;

– инновационные технологии как фактор оптимизации образовательной среды по подготовке педагогов;

– психолого-акмеологическое сопровождение образовательной деятельности;

– духовно-нравственное становление субъектов образовательной деятельности;

– комплексная оценка системы и анализ современных деформаций подготовки педагогов и подходы к их преодолению;

– духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы;

– организационные вопросы воспитательной работы с личным составом;

– совершенствование методов воспитательной работы с личным составом.

Проф. Фомина Н.А. выступила с докладом «Особенности факторной структуры темперамента курсантов военного вуза».

Проф. Фомина Н.А. и доц. Беспалова Т.М. приняли участие в дискуссии по проблемам, рассматриваемым в рамках конференции.

В сентябре 2017 года преподаватели кафедры доц. Беспалова Т.М. и доц. Власова Л.А. получили свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ «Программа для выявления пограничных психических состояний» и «Программа самооценки психического состояния»,  выданные Федеральной службой по интеллектуальной собственности  по результатам коллегиальной работы над проектом «Психологическая коррекция тревожности при пограничных психических расстройствах» и «Исследование качества жизни молодых людей, пользующихся съемными зубными протезами или ортопедическими аппаратами».

Правообладателем является ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, с которым кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики активно сотрудничает в области разработки и реализации проектов.

7-8 сентября 2017 года преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики вместе со студентами 3-4 курсов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия» приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Эффективные практики поддержки семей с детьми» в рамках IV Фестиваля семейного воспитания «ДЕНЬ АИСТА».

Организаторами и партнерами конференции, проводимой в  Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького, выступили министерство образования Рязанской области; министерство по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области; министерство социальной защиты населения Рязанской области; министерство здравоохранения Рязанской области; ГКУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; научно-образовательный центр практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина; Рязанская областная универсальная научная библиотека им. М.Горького; АНО «Ресурсный медиацентр «Навигатор будущего»; АНО поддержки семьи и детства «ПроДетство».

В течение двух дней ведущими специалистами из Москвы, Рязани и Санкт-Петербурга в сфере работы с детьми и семьями были представлены более 15 мастер-классов.

25 мая 2017 года профессор Фомина Н.А., доц. Беспалова Т.М. и доц. Власова Л.А. приняли участие  в VI межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь. Семья. Общество».

Организаторами конференции являлись Правительство Рязанской области, Главное управление ЗАГС Рязанской области, Московский психолого-социальный университет, Совет психологов ГУ ЗАГС Рязанской области, ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья».

С приветственным словом выступила Васильева Е. А. – начальник главного управления ЗАГС Рязанской области.

Были заслушаны доклады Данченко П. О.начальника отдела реализации социально-экономических программ в области молодежной политики Министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области; Артемьевой Г. Б. – д.мед.н., профессора, проректора по лечебной и воспитательной работе РГМУ имени академика И.П. Павлова; Фоминой Н. А. – д.псх.н., профессора РГУ имени С.А. Есенина; Власовой  Л. А. – к.псх.н., доцента, доцента кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина, председателя Совета психологов Рязанской области; иерея Артемия Жаркова – преподавателя Рязанской православной духовной семинарии; Першиной С. В. – специалиста по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям ГБУ РО «Сапожковский Комплексный центр социального обслуживания населения».

Студенты волонтерского отряда «Радуга» представили отчет о проделанной за год работе. Магистранты 1 курса направления подготовки «Психология» направленность (профиль) «Психология личности» выступили с докладом.

После планарного заседания студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия и магистранты направления подготовки «Психология» направленность (профиль) «Психология личности» приняли участие в работе мастер-классов, проводимых  к.мед.н., доцентом Глобиным В.И.  «Нейробиология любви»; педагогом-психологом ГБУ РО КЦСОН «Семья» Червовой Я.В.  «Коррекционно-развивающее занятие с детскими страхами»; клиническим  психологом, онкопсихологом Шитовой О.Н. «Психотехники в арт-картах»; зав. отделением эстетики семьи ГБУ РО КЦСОН «Семья»  Дуванской Н.И.  «Работа с семейной историей».

24 мая 2017 года студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия приняли участие в XVII Всероссийском симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации».

Гостей и участников симпозиума приветствовали председатель оргкомитета симпозиума ,  д. б. н., профессора Торшин В.И.; проректор РГУ имени С.А. Есенина,  д. пед. н. профессор Еременко Т.В.;  директор ИППСР, д. пед. н., профессор Байкова Л.А.; зам. директора ИППСР, д.б. н, профессор Башкирева Т.В.; зав. кафедрой нормальной физиологии ГМУ академика И.П. Павлова, д.м.н., профессор Лапкин М.М.

Были заслушаны доклады д. б. н., профессора Торшина В.И. «История проведения симпозиумов «Эколого-физиологические проблемы адаптации»; Северина А.Е. «Адаптация к гипоксии на разных уровнях биологической организации живых систем»; д.б.н., профессора Башкиревой Т.В. «Влияние темперамента на показатели вариабельности сердечного ритма в спорте высших достижений»; Гулидовой Г.П. «Новые возможности оздоровления организма на молекулярно-клеточном уровне».

20 апреля 2017 года в Институте психологии, педагогики и социальной работы состоялась XI Международная  студенческая научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора А.И. Иванова «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности».

В рамках конференции была организована работа секций.

Доцент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Толмачева Г.А. руководила секцией «Психолого-педагогическое сопровождение гетерогенных организаций в сетевом взаимодействии инклюзивной образовательной сферы». Были заслушаны доклады обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия по проблемам современной логопедической науки и практики.  Магистранты из  Рязани, Коломны и Москвы  раскрыли актуальность  исследования психолого-педагогического сопровождения студентов  при  использовании дистанционных образовательных технологий, показали  особенности системы организации  методической работы с педагогами в условиях гетерогенной среды в общеобразовательной школе.

Доцент Беспалова Т.М. и ст. преподаватель Верозуб А.С. являлись руководителями секции  «Психологическое сопровождение развития личности в образовательном процессе». В работе секции приняли участие аспиранты направления подготовки «Общая психология, психология личности, история психологии», магистранты направления подготовки «Психология» направленность (профиль) Психология личности и направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», обучающиеся направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия, специалисты различных муниципальных учреждений.

17 апреля 2017 года состоялась студенческая научно-практическая конференция по итогам 2016 года.

Председателем секции «Психология личности, специальная  психология

и коррекционная педагогика» являлась студентка 4 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия  Т. Дворовая, секретарем – А. Понкратова.

Свои научные доклады представили студенты 3-4 курсов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия  и  магистранты 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Научными  руководителями  являлись доц. Толмачевой Г.А., доц. Самариной Э.В., доц. Беспаловой Т.М., доц. Веселовой Е.В., ст. преп. Верозуб А.С., ст. преп. Сычиковой Н.И., асс. Шишкаревой З.Е.

Лучшим был признан доклад студентки 3 курса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия  А. Лепиховой «Итоги работы волонтерского отряда «Радуга» по сопровождению детей с онкозаболеваниями» (науч. рук. – доц. Т.М. Беспалова).

17 апреля 2017 г. преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики приняли участие в Пленарном заседании научно-практической конференции работников РГУ имени С.А. Есенина по итогам научно-исследовательской работы 2016 г.

С приветственным словом на  открытии пленарного заседания и Недели науки в РГУ имени С.А. Есенина выступил исполняющий обязанности ректора, доктор исторических наук Минаев А.И.

Были заслушаны доклады и.о. проректора по научной деятельности, доктор педагогических наук Еременко Т.В. «Этические аспекты соавторства в научных публикациях»;  кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и методики его преподавания Ю.А. Южаковой «Филологические аспекты повышения уровня речевой культуры студентов»; доктора экономических наук, профессора кафедры национальной экономики и регионального развития А.Г. Чепика «Социальная ответственность бизнеса в рыночной экономике»; кандидата юридических наук, доцента кафедры финансового, административного права и основ правоведения Ю.М. Буравлева «Актуальные вопросы правового регулирования государственной службы»; кандидата биологических наук, и.о. зав. кафедрой биологии и методики ее преподавания Ю.М. Посевиной «Аэробиологический мониторинг атмосферного воздуха города Рязани».

31 марта 2017 года преподаватели кафедры  — проф. Н.А. Фомина и доц. Т.М. Беспалова – приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в УИС», организованной Академией ФСИН России.

На планарном заседании были представлены сообщения  Ушкова Ф.И. – заместителя управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, полковника внутренней службы «Исторические этапы развития психологической службы УИС»; Дебольского М.Г. – профессора кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, к. психол. н., доцента «Опыт и уроки развития психологической службы уголовно-исполнительной системы России с 2000 по 2010 гг».

С интересными докладами также выступили:

Павленко Денис Алексеевич — старший инспектор по особым поручениям управления организации исправительного процесса ДИН МВД Республики Беларусь, подполковник внутренней службы — «Организация психологического обеспечения исправительного процесса в УИС в Республике Беларусь»;

Поздняков Вячеслав Михайлович — профессор кафедры уголовного права РУДН, доктор психологических наук, профессор — «Профессиональная валеологическая компетентность сотрудников УИС и ее формирование в ведомственном вузе»;

Рыжов Василий Васильевич — профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, доктор психологических наук, профессор — «Психологическая модель развития профессионализма в подготовке специалистов УИС»;

Кольцова Вера Александровна — заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, Профессор; Олейник Юрий Николаевич — заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, кандидат психологических наук, доцент — «Отечественная экспериментальная психология: история формирования, особенности развития, место в профессиональной подготовке специалиста»;

Пищелко Александр Валерьевич — профессор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая П, академик Академии военных наук, доктор педагогических наук, доктор права, профессор — «Социально- педагогическая концепция ресоциализации личности осужденных».

Кроме того, проф. Н.А. Фомина выступила с докладом на секции «Деевские чтения-2017: мотивация и направленность личности».

Доц. Т.М. Беспалова участвовала в работе секции «Проблема киберпреступлений против подростков».

24 марта 2017 года преподаватели кафедры приняли участие  в XXIV Рязанских педагогических чтениях с международным участием «Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт».

На пленарном заседании были заслушаны доклады доцента МПГУ (г. Москва) Поповой С.Ю.  «Подготовка кадров в сфере молодежной политики: опыт МПГУ»; доцента Псковского Ордена Знак Почета государственного университета имени Кирова, директора ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Псков) Царева А.М.  «Система комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»; доцента РГУ имени С.А. Есенина Самариной Э.В. «Модель «Портаж» в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии»; доцента РГУ имени С.А. Есенина Богдановой Е.С. «Применение квест-технологий при обучении текстовоспринимающей и интерпретационной деятельности»; ведущего специалиста НОЦППиПС РГУ имени С.А. Есенина Барышовой Н.А. «Международный фестиваль «Active Inclusion in Europe» как инновационная форма интеграции молодежи с ОВЗ»; учителя начальных классов МБЩУ «Гимназия №2» (г. Рязань) Прониной И.В. «Работа с одаренными детьми в инновационном учреждении».

23 марта 2017 года студенты 2-3 курсов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Особые образовательные потребности: сегодня и завтра», проводимой научно-образовательным центром практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина, АНО «Ресурсный медиацентр «Навигатор будущего»» при поддержке Правительства Рязанской области, министерства образования Рязанской области, министерства социальной защиты Рязанской области.

Они заслушали доклады Царева А.М., к.пед.н., директора ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» на тему «Система комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми и множественными  нарушениями развития»,  Бушмелева М.Е., педагога-дефектолога ГБОУ г. Москвы «Школа №1321 «Ковчег»» — «Инклюзия: вызов и реальность. Опыт организации различных моделей ресурсных классов детей  с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», Барышовой Н.А., вед. спец. НОЦ ПП и ПС РГУ имени С.А. Есенина – «Трансформация и модификация зарубежного опыта как вектор эффективного развития инклюзивных процессов в Рязанском регионе»; Самариной Э.В., доц. кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, директора НОЦ ПП и ПС РГУ имени С.А. Есенина – «Апробация инновационных моделей подготовки специалистов  дефектологического профиля к работе с детьми с ТМНР».

На круглых столах и педагогических мастерских обсудили актуальные  вопросы социальной интеграции инвалидов с ментальными нарушениями.

22 марта 2017 г. команда КВН «Киски» Института психологии, педагогики и социальной работы под руководством доцента Беспаловой Т.М. приняла участие в Психологическом КВН для курсантов и студентов «Психея», проводимом на кафедре общей психологии психологического факультета  Академии ФСИН России в рамках VI  Международной Недели творчества «Виват, курсанты!».

Программа КВН включала  в себя 4 конкурса:

1  конкурс – презентация команд-участниц «Визитка»;

2  конкурс – командный;

3  конкурс – конкурс капитанов;

4  конкурс – музыкальный конкурс, в ходе которого команды представляли  видеоклип на тему «Ах, эти ученыепсихологи!».

Строгое жюри  оценивало  целостность и оригинальность представленного видеоклипа; гармоничность содержания, музыкального и художественного оформления; полноту отражения заявленной тематики конкурса.

Поздравляем нашу команду, занявшую 3 место!

13 марта 2017 года обучающиеся 4 курса по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) Логопедия приняли участие во II (региональном) туре Всероссийской студенческой олимпиады по специальной педагогике и психологии, организованной Советом ректоров педагогических вузов Сибири Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.

Олимпиада проводится в виде соревнования студентов в применении знаний и умений по специальной педагогике и психологии и включает в себя теоретические и практические, индивидуальные и коллективные конкурсы.

Студенты-бакалавры успешно прошли 1 этап — заочный (интернет-тестирование). Целью этапа —  оценить уровень теоретических знаний по специальной педагогике и психологии.

Содержание вопросов тестирования определялось содержанием базовых учебных пособий для бакалавриата и охватывало следующие разделы:

  • история развития специального образования в России и за рубежом;
  • теоретико-методологические основы образования лиц с особымиобразовательными потребностями;
  • интегрированное обучение детей с ОЕЛ;
  • педагогические системы специального образования;
  • медико-биологические основы специальной психологии;
  • особенности психического развития при различных видах дизонтогенеза.

15 декабря 2016 года состоялось подведение итогов конкурса студенческих инновационных проектов «Моя инициатива — региону». В конкурсе принимало участие более 40 проектов.

1 место занял проект «Подари ребенку улыбку» в номинации «Роль РГУ имени С.А. Есенина в развитии региональной системы образования»,  выполненный студентами направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образования» направленность (профиль) «Логопедия» Лепиховой А., Лексашовой М., Жильцовой Е., Сорокиной Ю., Ильиной К. под руководством доцентов кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Беспаловой Т.М., Власовой Л.А.

Поздравляем сотрудников кафедры и студентов с заслуженной победой!!!

1 декабря 2016 года преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики и магистранты направления «Психология» направленность (профиль) «Психология личности» приняли участие в работе международной юбилейной конференции «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова», проходившей в Психологическом институте Российской  академии образования.

Работа конференции открылась приветственным словом мэтров отечественной психологической науки: В.В. Рубцова, профессора, действительного члена РАО, и.о. директора ФГБНУ ПИ РАО, ректора ФГБОУ МГППУ;   Д.Б. Богоявленской, президента МПО, почетного члена РАО д.психол.н., профессора ФГБНУ ПИ РАО; А.Н. Ждан,  профессора, чл.-корр. РАО, д.психол.н.; В.Д. Шадрикова, профессора, действительного члена РАО, д.психол.н.; С.Б. Малых, профессора, действительного члена РАО, д.психол.н., профессора  ФГБНУ ПИ РАО;  М.К. Кабардова, д.психол.н., профессора, зав. лабораторией ФГБНУ ПИ РАО.

Перед аудиторией выступали с докладами выдающиеся ученые современности: Семенов И.Н., д.психол.н., профессор Высшей школы экономики  «Развитие одаренной личности и научного творчества Б.М. Теплова»; Панов В.И., чл.-корр. РАО, д.психол.н., профессор, зав. лабораторией ФГБНУ ПИ РАО «Парадоксы изучения одаренности»; Чуприкова Н.И., д.психол.н., почетный профессор, ФГБНУ ПИ РАО «О реализации одного замысла Б.М. Теплова как историка психологии (труд И.М. Сеченова «Элементы мысли» и эволюционное учение Г. Спенсера»;  Мелик-Пашаев А.А., д.психол.н., заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития ФГБНУ ПИ РАО «Концепция способностей Б.М.Теплова: точки роста; Бабаева Ю.Д., к.психол.н., старший научный сотрудник, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова «Идеи Б.М. Теплова и их роль в развитии психологии одаренности» и др.

Сопредседателями комитета конференции и активными ее участниками выступили Крупнов А.И., д. психол. н., профессор; Кудинов С.И., д. психол. н.;  Бурмистрова Е.В., канд. психол.н.; Головей Л.А., д. психол. н., профессор, зав. кафедрой дифференциальной психологии СПБГУ и многие другие.

Результаты научной конференции будут опубликованы в открытой печати.

Кафедрой психологии личности, специальной психологи и коррекционной педагогики совместно с Советом психологов Главного управлении ЗАГС Рязанской области 30 ноября 2016 года был организован и проведен круглый стол, посвященный проблемам оказания психологической помощи лицам с ОВЗ в период реабилитации, основной целью которого являлось привлечение и активизация профессионального сотрудничества  специалистов, работающих в сфере оказания помощи онкобольным детям и их родственникам, привлечение общественного внимания к проблемам больных детей, оказание им социальной и психологической помощи, содействие работе волонтеров.

В работе круглого стола приняли участие сотрудники кафедры психологии личности,  специальной психологии и коррекционной педагогики доцент Власова Л.А., доцент Беспалова Т.М., ст. преп. Сычикова Н.И., ассистент Шишкарева З.Е., кафедры общей психологии — доцент Евтешина Н.В., кафедры  социальной психологии и социальной работы – Гераськина М.Г., специалисты, представители различных министерств и ведомств, студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия», магистранты  направления подготовки «Психология» направленность (профиль) «Психология личности», волонтеры отряда «Радуга».

Были  рассмотрены вопросы оказания психолого-педагогической помощи онкобольным детям, проходящим курс лечения в отделении химиотерапии онкологических и гематологических больных областной детской клинической больницы имени Н.В. Дмитриевой.

Приглашенными специалистами были проведены мастер-классы: Дуванской  Н.Н.  — «Имагинативная телесно — ориентированная психотерапия»; Авраменко О.Н., Абросимовой  Л.В. — «Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда-дефектолога и музыкального работника»; Глобиным В.И.  — «Теория и практика адаптационных реакций и активационной медицины»; Дорджиной О.Г. — «Внутренние и внешние ресурсы людей с ОВЗ и их родственников».

16 ноября в ГОУ ВО МО «Государственный  социально-гуманитарный университет»  г. Коломна  состоялась областная олимпиада по психологии «ПсихоЛогос», целью которой являлось  повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции студентов, содействие в реализации их творческого потенциала, рост престижа службы практической психологии в системе образования.

В олимпиаде  приняли участие команды из разных городов и областей. Кафедру психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики представляли  магистранты 1-го курса направления 37.04.01 «Психология» направленность (профиль) «Психология личности», которых  готовила кандидат психологических наук, доцент Власова Лариса Анатольевна.

Олимпиада проводилась в несколько этапов. По результатам первого  (заочного) тура, который  предполагал написание эссе на тему «Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня»  (Антуан де Сент-Экзюпери),  наши студенты отобрались для участия в очном туре.

Второй тур (очный) проводился  в командном и индивидуальном зачетах в 3 этапа.

Наивысший балл наша команда «Радуга»  набрала на первом этапе, подготовив презентацию на тему «Гармония в разнообразии: в поле зрения психологии».

Второй этап предполагал участие в командной викторине, в которой наша команда также показала блестящие результаты.

И, наконец, третий этап – индивидуальное тестирование – позволил выявить победителя.

Команда «Радуга» с отрывом в 10 баллов обошла все команды и заняла заслуженное первое место.

Поздравляем команду победителей «Радуга» и ее руководителя Власову Ларису Анатольевну!

16-17 ноября в Российском университете дружбы народов (г. Москва) при участии  Международной Академии наук педагогического образования, Фордхэмского института исследований, психологической помощи и обучения, PSI CHI – THE INTERNATIONAL HONOR SOCIETY IN PSYCHOLOGY   состоялась Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы современных гуманитарных наук».

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики приняла активное участие в работе конференции.

На пленарном заседании с докладом «К вопросу об актуальности исследования патриотизма курсантов военного вуза» выступил Кипреев Сергей Николаевич — аспирант направления 19.00.01  Общая психология, психология личности, история психологии (научн. рук. – доктор психологических наук, профессор Фомина Н.А.).

На секции «Актуальные проблемы современной психологии» был заслушан доклад Джалилова Зуфара  «Актуальность исследования влияния недирективного гипноза на самочувствие, активность и настроение личности» (научн. рук. – кандидат психол. наук, доцент Беспалова Т.М.).

Под руководством доктора психологических наук, профессора Фоминой Н.А., доцента Беспаловой Т.М., ст. преподавателя Верозуб А.С. аспирантами, магистрантами и студентами подготовлены статьи и тезисы, которые будут опубликованы в сборнике по итогам конференции.

В рамках Недели качества 9 ноября 2016 доцентом Власовой Л.А. был проведен круглый стол на тему «Профилактика профессионального выгорания психологов».  В мероприятии приняли участие магистранты 1 и 2 курса по направлению 37.04.01 «Психология» направленность (профиль) «Психология личности».

Магистранты активно обсуждали проблему профессионального выгорания специалистов системы «Человек-человек», методы и приемы профилактических мероприятий, направленных на сохранение благоприятного эмоционального фона, психического и физического здоровья сотрудников психологической службы.

10 ноября 2016 года отмечается Всемирный день качества. В Институте психологии, педагогики и социальной работы в рамках Недели качества проводятся открытые мероприятия для бакалавров и магистрантов.

9 ноября 2016 года для бакалавров направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия» доцентом Веселовой Е.В. был проведен круглый стол на тему «Эмоциональное выгорание  учителей-логопедов» с привлечением логопеда-практика, аспиранта по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии Пошехоновой А.Н.

Пошехонова А.Н. поделилась результатами исследования данной проблемы. Тема вызвала оживленную дискуссию, студенты интересовались методами профилактики эмоционального выгорания.


28 октября 2016 года преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики приняли участие в областной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра», проходившей  в ГБУ РО «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Беженова». На пленарном заседании были заслушаны доклады доцента кафедры Самариной Э.В. на тему «О новых подходах к образованию детей расстройствами аутистического спектра в контексте ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», а также ведущих  специалистов     Рязанского государственного университета имени академика И.П. Павлова, Областной клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Беженова,  ПМПК г. Рязани, Московского НИИ психиатрии – филиала ФМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко.

В дискуссии, направленной на определение путей развития взаимодействия различных специалистов, работающих с  РАС, — психологов, дефектологов, логопедов, психиатров, неврологов – приняли  участие доценты кафедры Веселова Е.В., Беспалова Т.М.