Кафедра русского языка и методики его преподавания

 

Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 20 (учебный корпус № 6), каб. 6

Тел.: 8 (4912) 97-16-11, 97-15-15 доб. 6003

График работы кафедры:

  • с 8.00 до 16.00, перерыв для отдыха и питания – 1 час, для педагогических работников – в соответствии с расписанием учебных занятий;
  • вс – выходной.

 

Положение о кафедре

 

 

 

Заведующий кафедрой – Виталий Александрович Лаврентьев

E-mail: v.lavrentev@365.rsu.edu.ru

Документовед – Алёна Сергеевна Ачекина

E-mail: a.achekina@365.rsu.edu.ru

 

 

 

 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

Кафедра русского языка и методики его преподавания – одна из старейших в университете. Как самостоятельное структурное подразделение кафедра русского языка образовалась в 1939 году в результате разделения кафедры русского языка и литературы. В 1996 году в результате реорганизации были образованы кафедра современного русского языка и кафедра истории русского языка и культуры речи. В 2010 году путём объединения была образована кафедра русского языка и методики его преподавания.

В разное время кафедру возглавляли профессор П.О. Пилашевский, профессор В.И. Лыткин, профессор В.М. Никитин, доцент Т.С. Жбанкова, доцент А.А. Никольский, доцент Л.А. Кононенко, профессор Л.А. Сергиевская, доцент Е.А. Догушева, профессор Ю.А. Южакова.

 

Заведующий кафедройВиталий Александрович Лаврентьев

доктор филологических наук, доцент Преподаваемые дисциплины, практики и другие виды нагрузки:

Современный русский язык;

Речевые практики;

Грамматический анализ языковых единиц;

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (преддипломная);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

 

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры

ФИО, должность Учёная степень, звание Преподаваемые дисциплины, практики и другие виды нагрузки
Архипова Елена Викторовна – профессор доктор педагогических наук, профессор Речевые практики;

Оценивание результатов обучения в школе;

Методика обучения русскому языку;

Методика написания научной работы;

Методология и методы научного исследования;

Современные проблемы науки и образования;

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР;

ГИА

Гладышев Алексей Геннадьевич – доцент (внутренний совместитель) кандидат филологических наук, доцент Современный русский язык;

Грамматический анализ языковых единиц;

Синхронная и диахронная дериватология;

ВКР;

ГИА

Догушева Елена Алексеевна – доцент кандидат филологических наук, доцент Производственная практика (НИР);

Производственная практика (педагогическая);

ВКР

Илюкина Людмила Вячеславовна – доцент (внешний совместитель, специалист-практик, руководитель профильной организации) кандидат филологических наук Лингвистическое краеведение;

Стилистика и литературное редактирование;

Литературное редактирование;

Теория языка;

Учебная практика (диалектологическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (преддипломная);

ВКР;

ГИА

Корчагина Елена Валентиновна – доцент кандидат филологических наук, доцент История русского языка;

Речевые практики;

Методика преподавания русского языка как неродного;

Русская диалектология;

Современная русская лексикология и лексикография;

Грамматический анализ языковых единиц;

Историческое комментирование фактов грамматики, лексики и правописания в школе;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному;

Филология в системе современного гуманитарного знания;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР

Люхина Ирина Сергеевна – старший преподаватель (внешний совместитель, специалист-практик, представитель работодателя) Практикум по орфографии и пунктуации;

Проектирование основных и дополнительных образовательных программ;

Оценивание результатов обучения в школе;

Современные методики преподавания русского языка в учреждениях среднего и среднего профессионального образования;

Стилистика и литературное редактирование;

Производственная практика (педагогическая);

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР);

ГИА

Мелехова Любовь Александровна – доцент кандидат филологических наук Речевые практики;

Русский язык и культура речи;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Современный русский язык;

Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности;

Грамматический анализ языковых единиц;

Проблемы современной лингвистики;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР

Плешакова Валентина Викторовна – доцент кандидат филологических наук, доцент История русского литературного языка;

История и методология филологии;

Русский язык и культура речи;

Русская диалектология;

Введение в славянскую филологию;

Латинский язык;

Древнегреческий язык;

Документная лингвистика;

Церковнославянский язык;

История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики;

Лингвистическое краеведение;

Русский язык в профессиональной сфере;

Вопросы исторической фонетики;

Учебная практика (диалектологическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР

Редькина Наталья Сергеевна – доцент кандидат филологических наук, доцент Русский язык и культура речи;

Теория языка;

Деловые коммуникации и культура речи;

Основы проектной деятельности и командной работы;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии;

Лингвистическая контактология;

Современный русский язык;

Стилистика и культура речи;

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (диалектологическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (педагогическая);

ВКР;

ГИА

Русских Алла Геннадьевна – доцент кандидат педагогических наук Грамматический анализ языковых единиц;

Старославянский язык;

Актуальные проблемы русской фонетики;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Современный русский язык;

Русская фонетическая система в синхронии и диахронии;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР;

ГИА

Сергиевская Любовь Алексеевна – профессор доктор филологических наук, профессор Современный русский язык;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык и культура речи;

Актуальные проблемы современного русского синтаксиса;

Терминологическая сфера современной филологической коммуникации;

Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе;

Деловой русский язык;

Русский язык в публичной политике;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Русский язык в профессиональной сфере;

Проблемы современной лингвистики;

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

Скрябина Ольга Алексеевна – профессор доктор педагогических наук, доцент Методика обучения русскому языку;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку;

Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка;

Система работы над грамотностью учащихся в старших классах;

Современные проблемы науки и образования;

Методология и методы научного исследования;

Технологии развития филологической компетенции одарённых школьников;

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (педагогическая);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

Сомова Марина Викторовна – доцент кандидат филологических наук, доцент Современный русский язык;

Актуальные вопросы морфологии;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Трудные вопросы языкового разбора;

Грамматический анализ языковых единиц;

Креативное моделирование современного текста;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР;

ГИА

Хрусталёв Игорь Николаевич – доцент кандидат филологических наук, доцент Информационные технологии в профессиональной деятельности;

Информационные технологии в филологии;

Латинский язык;

Лингвистическое краеведение;

Русская диалектология;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык и культура речи;

Современный русский язык;

Теория и практика в современной филологической деятельности;

Стилистика и литературное редактирование;

Теория языка;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Учебная практика (диалектологическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (НИР);

ВКР

Южакова Юлия Александровна – профессор доктор филологических наук, доцент Современный русский язык;

Актуальные вопросы синтаксиса;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык в профессиональной сфере;

Основы функциональной грамматики;

Современные технологии обучения русскому языку в высшей школе;

Стилистика и культура речи;

Учебная практика (НИР);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР п профилю Русский язык);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (преддипломная);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

 

УЧЕБНАЯ РАБОТА

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет учебную деятельность во всех институтах (на факультетах) университета.

 

За кафедрой закреплены следующие дисциплины и практики:

 

Дисциплины филологического блока: Актуальные вопросы морфологии; Актуальные вопросы синтаксиса; Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии; Актуальные проблемы русской фонетики; Актуальные проблемы современного русского синтаксиса; Актуальные проблемы современной русской морфологии; Введение в славянскую филологию; Вопросы исторической лексикологии; Вопросы исторической фонетики; Грамматические категории в системе современного русского языка; Грамматический анализ языковых единиц; Деловые коммуникации и культура речи; Древнегреческий язык; История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики; История русского литературного языка; История русского языка; История русского языкознания; Культура речи; Латинский язык; Лингвистическая контактология; Лингвистическое краеведение; Литературное редактирование; Нормы академического письма и красноречия; Основы функциональной грамматики; Практикум по орфографии и пунктуации; Практическая и функциональная стилистика в аспекте обучения русскому языку как иностранному; Проблемы древнерусского и церковнославянского языка русского извода; Проблемы русистики в контексте современных лингвистических теорий; Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе; Речевые практики; Русская диалектология; Русская фразеология; Русский язык в профессиональной деятельности теолога; Русский язык в профессиональной деятельности; Русский язык в профессиональной сфере; Русский язык в публичной политике; Русский язык и деловое общение; Русский язык и культура речи; Русский язык; Современный русский язык; Спорные вопросы современной грамматики; Старославянский язык; Стилистика русского языка; Страноведение; Теория языка; Технология делового общения; Трудные вопросы языкового разбора; Церковнославянский язык; Явления переходности и синкретизма в грамматике русского языка.

 

Дисциплины методического блока: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку; Информационные технологии в профессиональной деятельности; Креативное моделирование современного текста; Лингводидактические основы тестирования в рамках государственной системы тестирования; Методика и методология анализа художественного текста; Методика и методология лингвистического и литературоведческого анализа в школе; Методика обучения русскому языку; Методика преподавания русского языка как неродного; Методология и методы научного исследования; Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка; Мониторинг образовательных результатов; Оценивание результатов обучения в школе; Проектирование основных и дополнительных образовательных программ; Система работы над грамотностью учащихся в старших классах; Современные проблемы науки и образования; Современные технологии обучения русскому языку в высшей школе; Современные технологии преподавания русского языка как иностранного (неродного); Теория и практика формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному (неродному); Технологии развития филологической компетенции одаренных школьников.

 

Практики: Учебная практика (диалектологическая); Учебная практика (НИР); Учебная практика (ознакомительная); Производственная практика (НИР); Производственная практика (педагогическая); Производственная практика (преддипломная); Производственная практика (проектно-технологическая).

 

В настоящее время кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры:

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП по профилю «Русский язык» – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и История», очная форма обучения (руководитель ОПОП по профилю «Русский язык» – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Методика преподавания русского языка»; очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова);

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»; очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования) (руководитель – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина).

45.04.01 Филология, профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»; очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – кандидат филологических наук, доцент А.Г. Гладышев).

45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль «Русский язык», очная и заочная формы обучения (руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

5.9.5 Русский язык. Языки народов России (руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

 

 

Учебные планы, а также аннотации рабочих программ всех дисциплин и программы практик размещены на сайте университета (Информация по образовательным программам, в том числе адаптированным | РГУ имени С.А. Есенина (rsu.edu.ru)).

 

Рабочие программы дисциплин, методические разработки для студентов, вопросы к зачётам и экзаменам, тематические планы лекционных и практических занятий, примерная тематика курсовых проектов и выпускных квалификационных работ размещены в разделе «Электронная информационно-образовательная среда»

 

Учебники и пособия за последние годы:

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 177 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 202 с.

Функциональная грамматика русского языка: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, В.А. Лаврентьев и др. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 421 с.

Современный русский язык в 3 т. Том 2. Морфология: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, В.А. Лаврентьев, Т.Е. Шаповалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 247 с.

Современный русский язык в 3 т. Том 3. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 301 с.

 

При кафедре организована научно-методическая площадка «Инициатива» (руководители: доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина; доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова), в рамках которой для учителей-словесников Рязани и Рязанской области, студентов, магистрантов и аспирантов на регулярной основе проводятся семинары и мастер-классы, на которых участников знакомят с новыми технологиями в преподавании русского языка, показывают методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся, обсуждаются актуальные вопросы, связанные с реализацией требований ФГОС на уроках русского языка. Перед слушателями выступают известные ученые-методисты из ведущих вузов России.

 

 

 

Преподаватели кафедры (проф. В.А. Лаврентьев, доц. А.Г. Гладышев, доц. Е.А. Догушева, доц. Е.В. Корчагина, доц. А.Г. Русских, доц. И.Н. Хрусталёв) входят в состав региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

Основные научные направления:

«Исследование системы русского языка в синхронии и диахронии» (руководитель – профессор В.А. Лаврентьев); соответствует направлениям подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение (профиль «Русский язык»); 5.9.5 Русский язык. Языки народов России; 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 45.04.01 Филология (профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»).

«Филологические аспекты преподавания русского языка» (руководитель – профессор Ю.А. Южакова); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профили «Методика преподавания русского языка»; «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования).

«Русский язык в образовательной парадигме XXI в.: аксиология обучения» (руководитель – профессор Е.В. Архипова); соответствует направлениям подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

«Актуальные проблемы методики преподавания русского языка» (руководитель – профессор О.А. Скрябина); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профили «Методика преподавания русского языка»; «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»; «Русский язык и История»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования).

 

Профессор кафедры Ю.А. Южакова является членом диссертационного совета 24.2.338.05 по научной специальности 5.9.5 Русский язык. Языки народов России, созданного на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университете им. Н.П. Огарёва»

 

Защиты за последние годы:

В декабре 2018 года соискателем кафедры В.В. Меркиной защищена диссертация на тему «Микротопонимия овражно-балочных образований региона верхнего и среднего течения Дона (на материале «Списка рек Донского бассейна» П.Л. Маштакова» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

В октябре 2019 года аспирантом кафедры С.О. Кипарисовой защищена диссертация на тему «Рязанская диалектная фразеология» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

В мае 2023 года соискателем кафедры И.О. Родионовой защищена диссертация на тему ««Формирование орфографических действий обучающихся в 5 – 7 классах на основе когнитивно-коммуникативного подхода» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по научной специальности 5.8.2.Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и высшего образования) (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина).

 

Монографии за последние годы:

Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. – Рязань: Концепция, 2021. – 218 с.

Орфография и пунктуация: вопросы теории и методики преподавания в начальной и средней школе (коллективная монография) / С.А. Алентикова, Е.В. Архипова, Е.В. Корчагина, А.Г. Русских, М.В. Сомова, Ю.А. Южакова и др. – Рязань: РГУ, 2018. – 188 с.

 

Публикации:

За последние 5 лет сотрудниками кафедры опубликовано (по данным РИНЦ) более 300 работ, в том числе в журналах и сборниках, индексируемых в WoS, в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также разделы в коллективных монографиях. Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава кафедры отражены в публикациях, размещенных на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

 

Гранты:

В 2018 г. выигран грант РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

В 2019 г. поддержана заявка на продолжение гранта РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

 

Научные мероприятия

3–5 октября 2023 г. кафедра провела XXI Международную научную конференцию «Ономастика Поволжья», в которой приняли участие более 100 учёных из 34 регионов России (от Санкт–Петербурга и Петрозаводска до Тюмени и Якутска, от Вологды до Астрахани и Нальчика) и 8 зарубежных городов: Баку (Азербайджан), Ереван (Армения), Витебск (Беларусь), Петропавловск (Казахстан), Тирасполь (Приднестровская Молдавская республика), Белград (Сербия), Карс (Турция); в конференции также принял участие независимый исследователь из Украины. Среди участников конференции – представители трёх академий наук – российской, азербайджанской и сербской, 8 академических институтов (Института лингвистических исследований РАН, Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, Института географии РАН, Института лингвистических исследований РАН, Института языкознания РАН, Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, Института языкознания имени Насими Национальной Академии наук Азербайджана, Института сербского языка Сербской академии наук и искусств).

С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра образования Рязанской области О.С. Васина, председатель постоянно действующего оргкомитета научной конференции «Ономастика Поволжья» В.И. Супрун, член-корреспондент РАН С.А. Мызников, председатель оргкомитета конференции «Ономастика Поволжья–2023», заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания РГУ имени С.А. Есенина В.А. Лаврентьев, декан факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина К.В. Алексеев.

На конференции прошли два пленарных заседания, работали 7 секций. В последний день работы состоялась презентация XXII Международной конференции «Ономастика Поволжья» и передача рязанским оргкомитетом флага конференции «Ономастика Поволжья» оргкомитету из Саратова.

 

 

Ежегодные мероприятия, проводимые кафедрой:

 

Ежегодно кафедра проводит студенческую конференцию «Просветители земли русской». Сначала это была факультетская конференция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, ее организатором была Н.С. Шошнова, в 1998 году конференция получила статус межфакультетской, возглавила ее и остается бессменным организатором Ю.А. Южакова. Принятие в 2000 г. Федеральной целевой программы «Русский язык» и введение на всех факультетах дисциплины «Русский язык и культура речи» подстегнуло интерес к изучению русского языка, и конференция стала выходить за рамки университета. В 2008 году по предложению В.В. Плешаковой конференция получила название «Просветители Земли Русской» и стала проходить при поддержке директора музея академика И.И. Срезневского РГУ, Заслуженного учителя РФ Н.В. Колгушкиной. Гостеприимный музей встречал участников конференции – студентов Рязанского государственного радиотехнического университета, Рязанского государственного агротехнологического университета, Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова, Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в Рязани, Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова. Тематика секций – происхождение славянской письменности, эволюция кириллицы в славянских языках, изучение наследия И.И. Срезневского, роль русских просветителей, современное состояние русского языка и культуры речи – неизменно вызывает интерес и привлекает начинающих учёных, а их первые доклады находят внимательных и благодарных слушателей.

 

В дни Славянской письменности и культуры преподаватели кафедры под руководством проф. Ю.А. Южаковой ежегодно проводят олимпиаду для иностранных студентов, изучающих русский язык в вузах г. Рязани. Иностранные студенты демонстрируют владение русским языком, способность понимать нюансы значений, разбираться в сложностях грамматики. За время проведения олимпиады в ней приняли участие представители 32 государств, среди которых как ближнее зарубежье: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, так и дальнее: Китай, Япония, Тайвань, Мали, Тунис, Алжир, Саудовская Аравия, Ирак, Ангола, Экваториальная Гвинея, Камерун и др.

 

 

Ежегодно в день науки на факультете проходит научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник». В 2022 году конференция приобрела статус международной. В рамках заседаний рассматриваются актуальные теоретические проблемы лингвистики, диалектные особенности, стилистические ресурсы русского языка, особенности идиостиля писателей. Особый профессиональный интерес вызывают методические секции, к которым присоединяются преподаватели рязанских вузов – РИРО, РВВДКУ, ведущие учителя рязанских школ.

По итогам конференции издаются сборники научных трудов, индексируемые в базе РИНЦ.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Кафедра ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, Дню родного языка, Дню русского языка, принимает участие в организации и проведении международной акции «Тотальный диктант».

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в просветительских программах рязанского радио и телевидения, в печатных СМИ, социально значимых мероприятиях в библиотеках, музеях и иных организациях Рязани.

Сотрудники кафедры входят в состав жюри ежегодного творческого конкурса рязанских СМИ «Хрустальный журавль», участвуют в проекте «Университет выходного дня».

Преподаватели кафедры являются кураторами и наставниками студенческих групп.