Адрес: 390000, Рязань, ул. Свободы, 46, ауд. 38

Тел.: 8 (4912) 97-15-15 (доб. 1030)

Руководитель Центра – Елена Сергеевна Устинова, канд.пед.наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

E-mail: e.ustinova@rsu.edu.ru

Положение о Центре

Центр глобального образования (ЦГО) входит в структуру Института иностранных языков. Он функционирует как преемник существовавшего с 1992 г. РЦПГО, который был утвержден согласно приказу Министерства образования от 1.12.92 года за № 419, а также приказу № 30-К ректора РГПУ А.П.Лиферова от 31.03.93 в качестве Российского центра по проблемам глобального образования и сохранял этот статус в течение ряда лет. В 2000 году при РЦПГО была образована лаборатория Российской Академии Образования. ЦГО по прежнему работает под эгидой РАО, а научным консультантом все эти годы является академик А.П.Лиферов.

Центр глобального образования ИИЯ РГУ занимается разработкой и внедрением концепции образования, воспитывающего эмпатию и чувство ответственности, профилактирующего шовинизм во всех его проявлениях, формирующего творческую личность, обладающую критическим мышлением и целостным восприятием мира. Основная тематика последних лет – разработка концепции преподавания иностранных языков, которая благоприятствовала бы вхождению России в мировое сообщество; реализация принципов интегративности и «голографичности» преподавания (на примере иностранных языков), разработка лингвистических и лингводидактических аспектов формирования индивидуальной и коллективной картины мира, — в том числе, языковой и культурной картин мира.

Основные виды деятельности – проведение конференций, публикации статей, монографий (Я.М.Колкер, В.А.Крючков, А.П.Лиферов, Е.С.Устинова, И.М.Шеина. A Global Perspective as a Vehicle for Education. М.: Изд-во «Азбуковник», 2005: Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, И.М.Шеина. Глава в книге Visions in Global Education. N.Y: “Peter Lang”, 2009), разработка программ и учебных материалов для глобально-ориентированных вузовских учебных курсов, участие в коллективных проектах в рамках международного сотрудничества, чтение лекций по глобальному образованию для преподавателей и студентов российских и зарубежных вузов (Новосибирск, Ярославль, Чанчунь (КНР) и др.)

Цели и задачи центра

Центр занимается:

  • разработкой и внедрением концепции образования для будущего – образования, призванного воспитывать эмпатию и чувство ответственности, профилактирующего шовинизм во всех его проявлениях, формирующего творческую личность, обладающую критическим мышлением и целостным восприятием мира.
  • разработкой и апробацией концепции преподавания иностранных языков, которая благоприятствовала бы вхождению России в мировое сообщество;
  • разработкой видения частных проблем конкретной научной сферы (в данном случае, лингвистики) как проявления всеобщего в частном, универсального в специфическом, то есть с позиций целостного восприятия мира;
  • разработкой лингвистических и лингводидактических аспектов формирования индивидуальной и коллективной картины мира, — в том числе, языковой картины.

Основные виды деятельности ЦГО:

  • Участие в проведении научных конференций;
  • публикация научных трудов (монографий, статей)
  • разработка программ и учебных материалов для глобально-ориентированных вузовских учебных курсов;
  • внедрение глобальной перспективы в тематику курсовых и выпускных квалификационных работ.

Направления научно-исследовательской деятельности ЦГО:

  • Проблемы интернационализации образования. Руководитель – академик А.П.Лиферов
  • Глобальный потенциал когнитивно-коммуникативного метода обучения иностранным языкам в вузе и школе. Руководитель – профессор, кандидат пед. наук Колкер Я.М.
  • Интегративность как принцип глобально-ориентированного образования и как путь интенсификации учебного процесса. Руководитель – доцент, кандидат пед.наук Устинова Е.С.
  • Лингвокогнитивные механизмы формирования языковой картины мира. Руководитель – профессор, кандидат фил.наук Шеина И.М.

Научно-методическая школа

  • Когнитивно-коммуникативный глобально-ориентированный метод обучения иностранным языкам в вузе и школе. Руководитель – профессор, кандидат пед. наук Колкер Я.М.

Основная научно-исследовательская тематика:

  • Интеграция мирового образовательного пространства
  • Исследование реализации принципа интегративности в преподавании практики иностранного языка и теоретических дисциплин в языковом вузе
  • Исследование взаимодействия родного и иностранного языка на начальном этапе обучения ИЯ в школе и в языковом вузе
  • Исследование обучения филологическому чтению с позиций отражения общего замысла в развертывании текста как дискурса
  • Исследование взаимосвязи между концепцией глобального образования и дидактическими принципами в обучении восточным языкам как иностранным
  • Исследование метаконцептов как механизма целостного восприятия языковой и культурной картины мира в ходе предпереводческого анализа текста
  • Исследование взаимовлияния языков с позиций лингвокультурологии и методики преподавания языков
  • Исследование возможностей интенсификации процесса обучения иностранному языку за счет совмещения практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей
  • Исследование «голографичности» языковых единиц и единиц текста как отражения общего в частном
  • Исследование особенностей функционирования поэтического дискурса, а также определение роли художественного перевода в оптимизации процесса преподавания перевода и литературы
Основные труды (монографии, теоретико-практические учебные пособия) по теории и практике глобального образования за весь период существования Центра (pdf)

ЦГО принимает активное участие в подготовке ежегодных научных конференций, включающих секцию по проблемам глобального образования и целостного видения мира (в педагогическом и лингвистическом аспектах). Статьи по докладам конференций публикуются в выпусках журнала «Иностранные языки в высшей школе».

Совместно с кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации ЦГО отвечает за рубрику, посвященную Великобритании, в литературно-художественном и культурологическом международном журнале «Меценат и Мир».

Преподаватели ИИЯ, сотрудничающие с ЦГО, участвуют в коллективных проектах, связанных с международным сотрудничеством. В последние годы ИИЯ особенно интенсивно развиваются научные контакты с Китаем.

Участие ЦГО в сотрудничестве с Чанчуньским университетом и Институтом Конфуция реализуется также по следующим направлениям:

  • включение рубрики Института Конфуция в публикации журнала «Иностранные языки в высшей школе»;
  • чтение лекций по методике преподавания иностранных языков и ведение практических занятий (по русскому и английскому языкам) для китайских студентов;
  • чтение лекций по методике преподавания иностранных языков в вузе для китайских преподавателей и волонтеров;
  • тение лекций по глобальному образованию и проведение практических занятий в рамках глобально-ориентированного подхода для студентов и преподавателей Чанчуньского университета 2013-2015 гг.
  • предстоящее в 2013-2015 гг. сотрудничество российско-китайского коллектива по созданию глобально-ориентированного учебника китайского языка для взрослых (начальных этап, базовый уровень). Цель учебника — обучить устному и письменному бытовому общению в типичных ситуациях, а также заложить основы профессиональной коммуникации, то есть научить специалистов любого профиля общаться в рамках типичных сценариев, связанных с международным сотрудничеством (знакомство, назначение деловой встречи и пр.). В связи с этим учебник рассчитан и на обучение эффективности высказывания в плане достаточности, связности, уместности. На данный момент сформулирована основная концепция учебника, обоснована его структура,прописана типология занятий и разработана большая часть сценариев уроков. Всего в учебнике будет 72 урока, издание планируется на 2015 год;
  • создание совместно с Институтом Конфуция и кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации трехъязычного словаря разговорника для специалистов сферы гостеприимства. Разговорник имеет уникальную структуру, так как учитывает типичные ситуации общения в упомянутой сфере, в сфере гостиничного бизнеса, а также на спортивных соревнованиях. В связи с этим разговорник очень актуален, так был издан накануне открытия XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. Кроме того, сочетание трех языков и наличие английской транскрипции и пиньинь (китайской транскрипции) отличают данное издание от других словарей-разговорников. Часть издания (180 экземпляров) была передана волонтерам, которые участвовали в Олимпиаде от Рязани и Рязанской области. (Авторы-составители: доц.Е.С.Устинова, доц. Е.Л.Марьяновская, доц. Н.А.Матвеева, перевод на китайский – М.В.Левина, набор транскрипции – Э.А.Погосян.

В плане учебно-методической работы преподавателями ИИЯ разработан и читается ряд глобально-ориентированных элективных курсов для студентов и магистрантов, например:

  • Глобальный подход к изучению иностранного языка и обучению иностранному языку в языковом вузе (Е.С.Устинова) – магистратура по направлению «Филологи» (магистерская программа «Иностранные языки»), 2-ой курс
  • Социосемиотический подход к исследованию функциональных стилей языка (Е.С.Устинова) магистратура по направлению «Филологи» (магистерская программа «Иностранные языки»), 2-ой курс
  • История Великобритании в кросс-культурном аспекте (Е.С.Устинова) — переводческое отделение, 3-ий курс
  • Культурограммный подход к изучению языка (Колкер Я.М., переводческое отделение, 4 курс)
  • Межкультурная коммуникации как объект взаимодействия народов (Колкер Я.М., магистратура по направлению «Филологи» (магистерская программа «Иностранные языки»), 1 курс).

Кроме того, глобально-ориентированная тематика (интегративность учебного процесса, языковая и культурная картины мира и т.п.) активно внедряется в проблематику курсовых и выпускных работ студентов.