Адрес: г. Рязань, ул. Свободы д. 46,
естественно-географический факультет, ауд. 90

Телефон: 8 (4912) 28-13-12

График работы кафедры:

  • пн-сб:  08:00 – 15.00
  • вс — выходной

Кафедра образована в 1992 году на естественно-географическом факультете Рязанского государственного педагогического университета. В 2010 году была расширена сфера деятельности и кафедра получила новое название – экономической и социальной географии и туризма.

Заведует кафедрой Любовь Александровна РУЖИНСКАЯ, кандидат географических наук, доцент.

Специальности и направления подготовки:

  • 03.02 Направление подготовки Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»
  • 03.03 Направление подготовки Гостиничное дело профиль «Гостиничная деятельность» (прикладной бакалавриат)
  • 03.02 Направление подготовки Педагогическое образование профиль «Биология и география»
  • 05.03.02 Направление подготовки География профиль «Рекреационная география и туризм»

История кафедры

Кафедра экономической и социальной географии в РГУ сформировалась на рубеже 80-90-х годов XX века. Фактически отсчет времени ее возникновения и эволюции начинается с 1988 года, когда А.П. Лиферов инициировал создание кафедры географии на факультете естествознания РГПИ. По мере дифференциации научных знаний и совершенствования учебного процесса возникла необходимость бифуркации кафедры и с ноября 1992 года в РГПУ начала свою деятельность самостоятельная кафедра экономико- и социально-географического профиля.

Кафедра экономической и социальной географии РГУ становится самым крупным экономико-географическим коллективом высшей школы Рязанской области. В настоящее время ее профессорско-преподавательский состав насчитывает 9 человек, в том числе 1 академик РАО, 4 доцента, 2 старших преподавателя и ассистенты, из них 1 доктор и 5 кандидатов наук, то есть 2/3 общего количества сотрудников. На кафедре обучаются на 1-5 курсах около 200 студентов, однако желающих обучаться значительно больше того количества, которое обычно принимают на кафедру. Ежегодно кафедра выпускает 40 человек очной формы обучения и около 30 – заочной формы обучения.

С момента основания кафедру возглавляла профессор Н.А. Войлошникова. С 1998 кафедрой заведует доцент Л.А. Ружинская.

В разное время на кафедре работали Т.Н. Абрамова, Р.В. Авдеев, О.С. Воронина, Л.Ф. Орлова, Г.Г. Дроздова, З.А. Атаев, М.Н. Садовников, М.Н. Мишнин, А.Г. Пылин, Н.С. Лукьянова, А.И. Лукьянов, Б.В. Горбунов, Л.Б. Вардомский, А.В. Царев, М.В. Муравьева, Т.С. Осафат.

Кафедра экономической и социальной географии и туризма за время своей деятельности подготовила сотни молодых специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и необходимые практические навыки для работы в учебных заведениях, научных и производственных организациях, туристско-рекреационных предприятиях и учреждениях сферы социально-культурного сервиса и туризма.

В разные годы на кафедре подготовили и защитили кандидатские диссертации Л.И. Тихонова, М.Н. Мишнин, З.А. Атаев, Е.В. Бирюкова, Н.С. Лукьянова, Л.Ф. Орлова, О.А. Шилина, докторскую диссертацию защитил З.А. Атаев, подготовлена к защите кандидатская диссертация И.Н. Андрияновой. Со времени первых выпусков получили степень кандидата наук около 13 выпускников кафедры, «путевку в науку» которым дали преподаватели кафедры, руководившие их дипломными проектами.

Преподаватели и сотрудники кафедры

Сведения о персональном составе штатных педагогических работников кафедры

Ruzhinskaya_L.A.Заведующая кафедрой: Любовь Александровна РУЖИНСКАЯ, кандидат географических наук, доцент. l.ruzhinskaya@rsu.edu.ru

В сферу научных интересов входят вопросы исследования в области территориальной организации хозяйства России, краеведения и туризма. Автор более 100 работ, из них 37 учебно-методических, включающие пособия для школы и вуза. Читает курс «Экономической и социальной географии России» и «Сервисная деятельность». Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Министерства образования и науки Российской Федерации», Почетной грамотой Губернатора Рязанской области за плодотворную работу, большой личный вклад в развитие туристической индустрии Рязанской области. Является членом Координационного совета по туризму при Правительстве Рязанской области.

Основные работы

  • Практикум по экономической и социальной географии России. Рязань: РГУ, 2007 (Гриф УМО);
  • География Рязанской области в 2- х частях, часть.2 Население и хозяйство Москва.: Из-во МГУ, 2010 (Гриф УМО);
  • Сервисная деятельность. Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009;
  • Оценка развития туристской инфраструктуры Рязанской области // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Выпуск 6. – Смоленск: Универсум, 2011.
  • «Качество жизни населения Рязанского региона: демография, экология, социальные риски : монография / Л.А. Ружинская, Е.И. Мишнина, Л.В. Беркасова, И.Н. Слепцова, Л.И. Тихонова, О.А. Шилина, А.В. Царев ; под ред. Л.А. Ружинской ; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2013 год. – 200 с.
  • «Качество жизни населения Рязанского региона» : сборник научных статей / под редакцией Л.А. Ружинской ; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина – Рязань, 2012. – 96 с.
  • Анализ качества жизни населения Рязанской области //Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, № 1/42, 2014 год.
  • Анализ развития туристской инфраструктуры в Рязанской области // Сервису и туризму – инновационное развитие: материалы VII междунар. науч. – практ. конф., 20 апр. 2015. / отв. ред. Т.С. Комиссарова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – 176 с.
  • Assessment of the economic, socio-demographic and environmental factors of sustainable development of the region // Sustainable economic development of regions: Monograph. Volume 5/ ed. By L. Shlossman. – Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. – 158 р. (в соавторстве).
  • Оценка социально-экономических факторов устойчивого развития Рязанской области // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Научный журнал, №2/47, Рязань 2015. (в соавторстве).

 

Анатолий Петрович Лиферов – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Почетный гражданин г. Рязани. Проводит исследования в области сравнительной педагогики, является основателем и руководителем научно-методической школы по проблемам межгосударственного сотрудничества в сфере образования. Награжден орденом Почета, знаками «Отличник народного просвещения СССР», «За отличные успехи в работе». В 1996 году удостоен Почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Лауреат премии Российской Федерации в области образования. Является автором более 200 научных работ, в том числе более 12 монографий, 5 учебных и учебно-методических пособий, многочисленных статей в ведущих педагогических изданиях страны.

Основные работы

  • Образование в изменяющемся мире (монография) — М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006 (в соавторстве);
  • Корпоративные структуры в системе непрерывного профессионального образования (монография). М.: Издательский дом Российской академии образования, 2009;
  • Корпоративное образование и управление человеческими ресурсами в различных деловых культурах (монография). М.: Издательский дом Российской академии образования, 2010.
  • Этнолингвистические проблемы формирования общего образовательного пространства европейского союза // М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. – 160 с. (в соавторстве)
  • Трансформация университетского образования в глобальной экономике // Педагогическое образование и наука, №4, 2012.
  • Образовательные бизнес-структуры в формирующейся «экономике знаний»// Психолого-педагогический поиск, №4 (24), 2012.

 

Елена Ивановна Мишнина — кандидат географических наук, доцент. В сферу научных интересов входят проблемы социальной географии, оценки качества жизни населения и природопользования, методики преподавания географии. Читает курсы: «Социально-экономическая география», «Экономическая и социальная география мира», «Туристско-рекреационное проектирование», «Страноведение и международный туризм», «Методы научных исследований», «Эколого-экономические проблемы регионов России». Ведущий эксперт и заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по географии, эксперт рязанского областного отделения Русского географического общества. Опубликовала около 70 научных и учебно-методических работ.

Основные работы:

  • Страноведение. Учебно-методический комплекс. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009;
  • Методы географических исследований (экономическая и социальная география). Программа и учебно-методические рекомендации (в соавторстве)- Изд-во РГУ им. С.А.Есенина, Рязань, 2010;
  • Подходы к формированию страноведческих компетенций в подготовке кадров для туристской отрасли // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Выпуск 6. – Смоленск: Универсум, 2011;
  • Региональный мониторинг качества жизни населения как инструмент измерения человеческого развития// Географический вестник, № 2(29), 2014 год.
  • Социально-экономические проблемы развития экономики Рязанского региона // монография [авт. коллектив]. – Одесса: Куприенко СВ, 2014 (в соавторстве).
  • Эколого-экономические проблемы регионов России: учебно-методическое пособие / авт. – сост. Е.И. Мишнина; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2015. – 212 с.
  • Антропоэкологические условия развития рекреационного природопользования на территории Рязанской области // Туризм и рекреация: инновация и ГИС-технологии [Текст]: материалы VII Международной научно-практической конференции (.г. Астрахань, 22-23 мая 2015 г.) / сост. И.В. Бузякова. – Астрахань. Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. – 188 с. (в соавторстве)
  • Assessment of the economic, socio-demographic and environmental factors of sustainable development of the region // Sustainable economic development of regions: Monograph. Volume 5/ ed. By L. Shlossman. – Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. – 158 р. (в соавторстве)
  • Методические подходы к организации самостоятельной работы при изучении эколого-экономических проблем регионов России // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения заведующего кафедрой географии СГПУ, к.г.-м.н., доцента В.В. Шнырёва. 15 января 2015 г., Самара / отв. ред. И.В. Казанцев. – Самара: ПГСГА, 2015. – 304 с. (в соавторстве)
  • Управление природно-рекреационными ресурсами в целых устойчивого развития туризма // Управление в современных системах, № 1(5), 2015 (в соавторстве)
  • Основные направления природоохранной деятельности учреждений в уголовно-исполнительной системе // Всероссийский научно-аналитический сборник «Сегодня и завтра российской экономики», № 70, Москва, 2015. (в соавторстве)

 

Лариса Ивановна Тихонова — кандидат географических наук, доцент. Проводит исследование в области географии населения, гостиничного обслуживания и туризма. Читает курсы: «Геоурбанистика», «Организация туристской деятельности», «Организация гостиничного дела», «Технология гостиничной деятельности», «Организация международного туризма». Автор 25 научных и учебно-методических работ. Является научным руководителем комплексной учебно-научно-производственной лаборатории рекреационно-туристских исследований «Кругозор».

Основные работы:

  • Технология внутреннего туризма. Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009;
  • Оценка уровня культуры туристского обслуживания в Крыму. Сб. Современная деловая культура: материалы международной научно-практической конференции. 7 апреля 2009 г., г. Рязань. — Рязань: РИРО, 2009;
  • История возникновения и развития городов Рязанского края// Города России: Проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии: сборник статей Х111 международной научно-практической конференции /МНИЦ ПГСХА.- Пенза: РИО ПГСХА, 2011.
  • Анализ демографической ситуации Рязанской области // монография [авт. коллектив]. – Одесса: Куприенко СВ, 2014 (в соавторстве).
  • Классификация как способ повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе». – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 198 с.

 

Лариса Васильевна Беркасова — доцент кафедры, заместитель декана по учебной работе. Проводит исследования в области тематического и атласного картографирования. Читает курсы: «Картография», «Топография», «География населения с основами демографии», «География туризма», «Картография с основами топографии». Автор около 34 научных и учебно-методических работ.

Основные работы:

  • История родного края: Рыбновская земля. Рязань, Узорочье, 2008 (в соавторстве);
  • Рязанская губерния ХIХ, (карты в монографии). Кн. Русские Рязанского края. Институт этнологии и антропологии РАН. – М., «Индрикс»,2009, в 2-х т.;
  • Качество почв, оценка земель, инвестиции в Рязанской области Монография.- Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, 2010(в соавторстве);
  • Анализ демографической ситуации Рязанской области // монография [авт. коллектив]. – Одесса: Куприенко СВ, 2014 (в соавторстве).

 

Ольга Александровна Шилина — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры. Читает курсы: «География», «Туристские ресурсы мира», «Технология продаж в гостиничном бизнесе», «Гостиничный менеджмент», «Туристские формальности». Проводит исследование в области географического образования и туризма. Автор около 20 научных и учебно-методических работ.

Основные работы:

  • Экономика и предпринимательство в СКСиТ. Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2009;
  • Проблема воспитания ценностных ориентаций у учащихся. // Российский научный журнал, №2, 2009 г.;
  • Роль духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе воспитания учащихся старшего школьного возраста. // Российский научный журнал.- М., 2010.№5(18).
  • Воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся старшего школьного возраста// Педагогика и психология в современной системе образования: монография/ под ред. Терешкова В.А. — Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012.
  • Оценка современного состояния индустрии гостеприимства Рязанской области // Российский научный журнал 3(46)`2015, Рязань.

 

Наталия Ивановна Кулакова — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры. Читает курсы: «Технология выездного туризма», «Технология въездного туризма», «Безопасность и страхование», «Стандартизация и сертификация», «Технология туристской деятельности», «Технология и организация экскурсионных услуг», «Технология турагентской деятельности». Проводит исследования в области экскурсионной педагогики. Занимается изучением роли экскурсионной работы в повышении качества образования в школе. Автор 20 научных и учебно-методических работ.

Основные работы:

  • Повышение качества образования через экскурсионную работу в ОУ: Методические рекомендации / Н.И. Кулакова – Рязань. 2009. – 46 с.
  • Мониторинг как средство повышения качества образования в современной школе. Монография. — Рязань. 2010, 123 с.
  • Профессионализация школьников как основа сотрудничества средней и высшей школы в области туристической индустрии. Материалы межвузовской научно-методической конференции — Рязань 2010, С. 115-120. (в соавторстве).
  • Программа повышения качества образования через экскурсионную работу. Сб. Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере. Материалы инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина, выпуск 3, Рязань 2010, С. 36-41 (в соавторстве).
  • Основы сотрудничества средней и высшей школы в области туристической индустрии// Социально-экономические, исторические и культурные аспекты регионального развития. Старорусские университетские чтения. Материалы IIIМежрегиональной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов 26 апреля 2012/ Под общей редакцией к.ист.н. Н.Ф.Лисицыной. Старая Русса: МУП «Старорусская типография», 2012.

 

Инна Сергеевна Шернина – кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры. Сфера научных интересов: экономическая и социальная география, АПК, экология и природопользование, индустрия туризма и гостеприимства.

Читает курсы: «Экономическая и социальная география России», «Экологический туризм», «Транспортное обеспечение в туризме», «Методы туристско-рекреационных исследований», «Современные тенденции развития гостиничной индустрии», «Управление малым гостиничным бизнесом», «Деятельность инженерно-технической службы ТГК». Автор 30 научных работ.

Основные работы:

  • Трансформация отраслевой и территориальной структур сельского хозяйства Юга России в условиях рыночной экономики // Проблемы региональной экологии, №1. – Москва, 2011.
  • Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития горных территорий // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы – г. Краснодар, Кубанский госуниверситет, 2012 (в соавторстве).
  • Кластеризация экономики как эффективная форма развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности (на примере Краснодарского края) // Региональная экономика: теория и практика, № 32 (263). – Москва, Изд-во «Финансы и кредит», 2012 (в соавторстве).
  • Перспективы развития рекреационной сферы горно-предгорных районов Краснодарского края // Развитие регионов в XXI веке: Материалы I Международной конференции. – г. Владикавказ ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013 (в соавторстве).
  • Повышение устойчивости продовольственного рынка Краснодарского края / // Аграрная география в современном мире: сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Тюрина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.
  • Технология топографических съемок: листы учебной топографической карты с практическими заданиями – нагляд. учеб. пособ. / Шуляков Д.Ю., Шернина И.С. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – 20 с. – 100 экз.

 

Ирина Николаевна Андриянова — ассистент кафедры. Читает курсы: «География хозяйства и населения Рязанской области», «Этикет и обычаи народов мира», «Анимационное обслуживание в гостиничной деятельности», «Технология внутреннего туризма», «Туризм Рязанской области», «Экологический туризм». Проводит исследования в области воздействия экологических и географических факторов на здоровье населения. Автор 13 научных работ. С 2008 г. специалист по работе со студентами заочного отделения.

Основные работы:

  • Оценка демографической ситуации в Рязанской области // Стратегии устойчивого развития регионов России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции Новосибирск: изд-во «СИБПРИНТ», 2010;
  • Оценка регионального здоровья населения Рязанской области// Вестник Поморского университета Сер. естественные науки. – Архангельск, Изд-во: Поморский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, 2011, №2.
  • Слепцова И.Н. Интегральная оценка геоэкологической ситуации в Рязанской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». –.М.: Изд-во МГОУ — 2012. — №2
  • Анализ демографической ситуации Рязанской области // монография [авт. коллектив]. – Одесса: Куприенко СВ, 2014 (в соавторстве)

Учебно-методическая и научная деятельность

Кафедра систематически проводит работу по совершенствованию учебных планов и всего процесса подготовки специалистов и бакалавров. Учитывая требования времени, она постоянно усиливает экономизацию, социологизацию и экологизацию экономико-географического и туристско-рекреационного образования.

Как самый крупный в Рязанском регионе университетский центр подготовки специалистов и бакалавров в области социально-экономической географии, туризма и гостиничного дела, кафедра хорошо известна своей учебно-методической деятельностью. Она издала многочисленные учебные пособия по отраслевым и региональным дисциплинам, среди которых практикум по экономической и социальной географии России, учебно-методические комплексы по страноведению, методам географических исследований, сервисной деятельности, школьный учебник, рекомендованный УМО, по населению и хозяйству Рязанской области и другие.

Кафедра имеет, и, планирует осуществлять в дальнейшем, международные, российские и региональные связи. Это выполнение научных исследований в рамках межвузовского сотрудничества с рядом Рязанских вузов, участие в международных конференциях и симпозиумах, совместные публикации учебно-методических пособий, работа в предметной комиссии ЕГЭ по географии в регионе, плодотворное сотрудничество с Министерством культуры и туризма Рязанской области.

Научно-исследовательская работа

В 2003-2005 гг. кафедра в рамках гранта Правительства Рязанской области под руководством Л.А. Ружинской начала большую работу по созданию комплексного Атласа Рязанской области. В результате серьезной научной и организаторской работы (были привлечены ученые кафедры физической географии, кафедры биологии естественно-географического факультета, социально-экономического факультета и факультета истории и международных отношений РГУ, специалисты РГМУ им. И.П. Павлова, Центра по учету и охране объектов историко-культурного наследия) в 2006 году увидел свет новый Атлас Рязанской области, который является единственным в своем роде учебно-справочным картографическим пособием, предназначается для изучения географии, истории и культуры нашего региона. Этим атласом с успехом пользуются учителя школ и преподаватели вузов, работники краеведческих, природоохранных и туристских организаций, специалисты районных администраций и министерств области, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Кафедра занимается инновационно-проектной деятельностью в научно-образовательной сфере. Создан инновационный мультимедийный учебно-методический комплекс «География Рязанской области», инновационные учебно-методические комплексы «География населения с основами демографии», «Страноведение», «Экология человека: оздоровительный сервис и туризм».

Научная работа по гранту

В 2012-2013 году на кафедре в результате коллективного научного поиска было выполнено исследование при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-16-62000/13 «Качество жизни населения Рязанского региона: демография, экология, социальные риски». Научный коллектив под руководством Л.А. Ружинской провел глубокое и всестороннее исследование социально-демографических, экологических проблем Рязанского региона, их влияния на формирование и развитие социальных рисков и дифференциацию районов Рязанской области по показателям качества жизни населения. В рамках проекта разработана методика оценки качества жизни населения региона. На ее основе созданы серии оперативных тематических демографических, экологических и социально-экономических карт и комплексной карты дифференциации качества жизни и социальных рисков населения районов Рязанской области, проведен анализ картографических данных и ранжирование районов по степени демографического, экологического и социально-экономического риска, разработаны рекомендации по повышению качества жизни и минимизации социальных рисков населения районов Рязанской области.

Результаты исследования имеют важное прикладное значение для обеспечения демографической, экологической и социально-экономической безопасности регионов. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена растущей потребностью общества в стабилизации демографической, экологической и социально-экономической обстановки в регионе, сохранении качества населения как основы трудовых ресурсов региона, снижении социальных рисков в условиях обострения демографических, экологических и социально-экономических проблем. Проблемы, возникающие при проведении демографических, экологических и социально-экономических исследований, обусловлены исключительной сложностью системы «окружающая среда – население – социально-экономические условия».

По результатам научно-исследовательского проекта опубликован сборник научных статей «Качество жизни населения Рязанского региона» и монография «Качество жизни населения Рязанского региона: демография, экология, социальные риски», вошедшие в базу РИНЦ.

Сейчас творческий коллектив кафедры, расширяя круг научных интересов, занимается проблемами социологизации и гуманизации географической науки. В значительной мере это обусловлено тенденциями, связанными с созданием социально ориентированной экономики как хозяйственной системы, где каждая группа и социальный слой населения получают возможность для реализации своих жизненных способностей и запросов на основе свободного труда и саморазвития. В этой связи, в настоящее время, кафедра экономической и социальной географии и туризма занимается научной разработкой проблемы устойчивого развития Рязанского региона в контексте человеческого развития. Определяются методические приемы создания междисциплинарной системы комплексного мониторингового наблюдения и контроля устойчивого развития и качества жизни населения Рязанского региона, предмет исследования в виде совокупности социально-экономических, медико-демографических, экологических индикаторов устойчивого развития, выявляется аналитическо-информационная база и разрабатывается методика картографического сопровождения, обосновывается структура комплексного мониторинга устойчивого развития и качества жизни населения. Ожидаемые результаты планируется внедрить в деятельность органов управления Рязанской области, в целях разработки и корректировки региональной политики, направленной на формирование и поддержание устойчивого развития и высоких стандартов качества жизни населения. Сейчас, когда резко возрастает актуальность региональных исследований, кафедра экономической и социальной географии и туризма РГУ уверенно занимает определенную нишу по научному обоснованию региональной социальной, экономической и экологической политики.

Учебная и воспитательная работа кафедры

Учебные планы кафедры экономической и социальной географии и туризма, действующие в настоящее время, формировались заведующей кафедрой Л.А. Ружинской. Кафедра обеспечивает преподавание более 90% дисциплин профессионального цикла, значительное количество дисциплин гуманитарного, социального и экономического и естественно-математического циклов, как в базовой, так и в вариативной частях. В учебном плане существуют дисциплины, читаемые не только студентам, обучающимся по кафедре, но и всем студентам-географам – это «Социально-экономическая география», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира» и ряд других. Эти дисциплины, являясь фундаментальными, имеют большое методологическое значение, вводя студентов-географов в круг основных теоретических проблем географии, таких как единство географических наук, эволюция сложившихся в географии научных школ, исторические этапы развития науки, взаимодействие географической среды и общественного производства. Важное место в структуре учебного плана занимает блок дисциплин, связанных с населением. Обострившиеся проблемы взаимодействия природы и общества потребовали разработки и внедрения в образовательный процесс дисциплин соответствующей тематики.

Кафедра принимает самое активное участие в осуществлении перехода к ФГОС третьего поколения. Л.А. Ружинская, являясь членом Учебно-методического совета университета, разработала и представила научно-методический доклад «Современные подходы к оценке сформированности компетенций и знаний студентов», Е.И. Мишнина, как председатель учебно-методического совета естественно-географического факультета исследовала научно-методическую проблему «Разработка контрольно-диагностических материалов по определению сформированности компетенций у студентов при освоении ООП бакалавриата».

Студенческие практики

Учебные планы кафедры экономической и социальной географии и туризма, действующие в настоящее время, формировались заведующей кафедрой Л.А. Ружинской. Кафедра обеспечивает преподавание более 90% базовых, обязательных и дисциплин по выбору. В учебном плане существуют дисциплины, читаемые не только студентам, обучающимся по кафедре, но и всем студентам-географам – это «Социально-экономическая география», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира» и ряд других. Эти дисциплины, являясь фундаментальными, имеют большое методологическое значение, вводя студентов-географов в круг основных теоретических проблем географии, таких как единство географических наук, эволюция сложившихся в географии научных школ, исторические этапы развития науки, взаимодействие географической среды и общественного производства. Важное место в структуре учебного плана занимает блок дисциплин, связанных с населением. Обострившиеся проблемы взаимодействия природы и общества потребовали разработки и внедрения в образовательный процесс дисциплин соответствующей тематики.

Кафедра принимает самое активное участие в осуществлении перехода к ФГОС третьего поколения. Л.А. Ружинская, являясь членом Учебно-методического совета университета, разработала и представила научно-методический доклад «Современные подходы к оценке сформированности компетенций и знаний студентов», Е.И. Мишнина, как председатель учебно-методического совета естественно-географического факультета исследовала научно-методическую проблему «Разработка контрольно-диагностических материалов по определению сформированности компетенций у студентов при освоении ООП бакалавриата».

Студенческие практики

Важный этап обучения студентов – практики, которые необходимы для усвоения лекционных курсов, профессионального становления, роста и дальнейшего гарантированного трудоустройства выпускников по выбранной профессии. Именно этот факт является «визитной карточкой» работы кафедры с базами производственных практик – студентам, обучающимся по кафедре, работодатели предлагают трудоустроиться уже во время прохождения практики на 3 и 4 курсах. Практика учит студентов вести комплексные туристско-рекреационные исследования на предприятиях сферы сервиса и туризма, проектировать туристский продукт, применять информационные технологии, работать в коллективе. В рамках учебных и производственной практик установлена и поддерживается связь с предприятиями туристской, гостиничной и ресторанной сферы города Рязани.

Дальняя экономико-географическая комплексная практика проходит в России и за рубежом. Студенты посетили Санкт-Петербург, Карелию, Мурманскую и Архангельскую области, Краснодарский край и Поволжье, Байкал, Дальний Восток, Республику Крым а также побывали в Китае, Венгрии, Словакии, Финляндии, Чехии, Монако, Италии, Ватикане. Изучали индустрию туризма Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Польши, Белоруссии, Украины, Швеции, Норвегии.

 

Учебная экскурсионно-туристская практика проходит по основным экскурсионным маршрутам и туристским центрам России. Студенты изучают особенностей функционирования туристских предприятий, анализируют туристскую инфраструктуру, учатся разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты.

Производственные практики проходят в турфирмах и гостиничных предприятиях г. Рязани, г. Москвы и Краснодарского края. Производственная практика осуществляется по индивидуальной программе в других странах мира (Великобритания, Испания, Греция, Франция).

Полевая практика по топографии проходит в окрестностях г. Рязани. В период прохождения студенты осваивают навыки работы с геодезическими приборами: теодолитом, нивелиром, буссолью. В камеральных условиях по результатам полевых измерений строят планы и профили. Практические навыки по основам геодезии позволят выпускникам специальности география трудоустроиться геодезистом.

Исследовательская и научная работа студентов кафедры

Большое внимание кафедра уделяет подготовке курсовых и дипломных работ, в которых проявляются творческие научные возможности студентов. Главное правило – это самостоятельное научное исследование с использованием первичного материала, собранного во время прохождения производственной практики. Темы работ посвящены актуальным проблемам экономической, рекреационной географии и туризма.

Исследовательская направленность курсовых и дипломных работ проявляется в том, что по ним публикуются статьи в студенческих научных сборниках и сборниках материалов студенческих конкурсов и конференций. Так выпущен ряд сборников «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма». В 2014 году дипломная работа студентки Енюковой В.В., выполненная под руководством Л.А. Ружинской, заняла второе место в IX всероссийском конкурсе дипломных работ выпускников туристских вузов. Студенты, обучающиеся по кафедре, занимали призовые места во Всероссийской студенческой олимпиаде по туризму, проводимой Российским государственным университетом туризма и сервиса (г. Москва), студенческий проект «Культурно-исторические центры Рязанской земли» вошел в 100 лучших проектов России на Всероссийском молодежном образовательном Форуме «Селигер-2009» и рекомендован для реализации в субъектах Российской Федерации. Совместно с Министерством по культуре и туризму Рязанской области кафедрой были проведены областные студенческие олимпиады по туризму в 2009 и 2013 году. Студенты участвуют в волонтерском движении. Принимают участие в ежегодных конкурсах «Посвящение в студенты», «Лучшая студенческая группа» и «Лучший куратор года». Ежегодно 27 сентября на кафедре отмечается Всемирный день туризма. В 2014 г. студенты в качестве волонтеров принимали участие в Зимних олимпийских играх г. Сочи.

День туризма на факультете

В рамках празднования Всемирного дня туризма на кафедре была проведена межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина «Современные тенденции и перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства».

Целью конференции является оценка туристских ресурсов, развития индустрии туризма и гостеприимства, анализ перспектив инновационного развития в сфере отдыха и туризма в регионах России и мира.

Работа конференции проводилась по таким направлениям как:

  • Туристско-рекреационный потенциал и проблемы развития туристской инфраструктуры регионов: оценка и анализ
  • Проблемы развития отдельных видов туризма в регионах
  • Тенденции развития индустрии гостеприимства

В конференции принимали участие заместитель министра культуры и туризма Рязанской области и другие представители данного Министерства, руководитель и сотрудники Туристско-информационного центра Рязанской области, ученые РГУ имени С.А. Есенина и учебных заведений городов Москва, Астрахань, Сыктывкар, Воронеж, Белгород, Брянской области, Р. Беларусь, Чехии, студенты и их научные руководители, директора туристских организаций.

Также в рамках празднования Всемирного дня туризма кафедрой экономической и социальной географии и туризма был проведен традиционный праздник «День туризма», в котором приняли самое активное участие студенты такие направлений подготовки как «География», «Туризм», «Гостиничное дело». По итогам конференции издан сборник научных работ.

Поляк Поляк

Фестиваль наук

Кафедра экономической и социальной географии и туризма в рамках проведения Фестиваля наук, проходившего 16-17 октября, организовала площадку, на которой была представлена интерактивная игра «По странам и континентам» В игре приняли участие более 200 школьников г. Рязани. Они могли выбрать страну и совершить туда виртуальное путешествие, сразиться с «волшебным глобусом» и проверить свои знания по географии.

Наши студенты работают волонтерами на Олимпиаде в Сочи

Заочное отделение

На заочном отделении, на базе среднего и высшего образования, производится обучение бакалавров по направлению подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» сроком обучения 4,5 и 3,5 года.

Контрольные работы сдаются на кафедру за 20 дней до начала сессии.

Методические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных работ

Методические материалы для студентов

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  • Для направления подготовки «География»
  • Для направления подготовки «Туризм»
  • Для направления подготовки «Гостиничное дело»
-Для направления подготовки «География»

  • Информация о межгосударственных ресурсных и территориальных спорах (http://www.karty.narod.ru)
  • Европейский Банк реконструкции и развития (http://www.ebrd.com)
  • Карты экосистем и землепользования для континентов (http://edcdaac.usgs.gov/glcc.html)
  • Данные по видам рекреационной активности (http://www.gorp.com)
  • Все о географии. Образовательный сайт (www.geographyabout.com)
  • Космические снимки и карты на Google (http://maps.google.com/maps)
  • Статистический департамент ООН (www.unstats.un.org)
  • Глобальная статистика (www.xist.org)
  • Институт мировых ресурсов (World Resources Institute – WRI) (http://www.wri.org)
  • Родионова И.А. Глобальные проблемы человечeства: Пособие для учащихся и студентов. Библиотека (http://www.auditorium.ru)
  • Статистика по мировой энергетике (http://www.bp.com)
  • Институт Планетарной политики (Earth Policy Institute) (http://www.earthpolicy.org)
  • Информация о межгосударственных ресурсных и территориальных спорах (http://www.karty.narod.ru)
  • Статистическая база Департамента населения ООН (http://www.un.org/esa/population/unpop.htm)
  • Демоскоп Weekly Электронный аналитический журнал Института демографии ГУ-ВШЭ. (http://demoscope.ru/)
  • Аналитические материалы по развитию городов России http://www.urbaneconomics.ru/

-Для направления подготовки «Туризм»

-Для направления подготовки «Гостиничное дело»

  • Новости гостиничного бизнеса (http://www.hospitality.ru/01.01.01.01/news.aspx)
  • "ТТГ-Россия" - туристская деловая газета (ttg-russia.ru)
  • Всемирная туристская организация (www2.unwto.orgru)
  • Федеральное агентство по туризму РФ (russiatourism.ru)
  • Информационно-справочный портал (http://www.library.ru/)
  • Федеральное агентство по метрологии Сведения о метрологии, аккредитации и органах сертификации. Каталог стандартов, заказ стандартов онлайн. http://www.gost.ru
  • ГОССТАНДАРТ РОССИИ информация о ГОССТАНДАРТЕ. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.http://goststandarts.narod.ru
  • Кодекс: Всё законодательство, нормы, правила, стандарты Госстандарт России, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. 946 документов. О введении в действие межгосударственного стандартаhttp://www.kodeks.ru/index/eng?tid=0&nd=9000085&prevDoc=90

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment