Адрес: 390000, Рязань, ул. Свободы, 46, ауд.38

Тел.: 8 (4912) 28-13-14, 8 (4912) 21-57-23

Факс: 8 (4912) 21-57-23

E-mail: engldpt@rsu.edu.ru

График работы кафедры:

  • пн-пт:  12:30 – 21.00; 16.30 – 17.00 – перерыв
  • сб: 11.00 – 18.00; 15.30 – 16.00 – перерыв
  • вс — выходной

Исполняющая обязанности зав. кафедрой германских языков и методики их преподавания Алексанова Лариса Анатольевна,
кандидат филологических наук, доцент.

Сфера научных интересов: модально-пассивные конструкции немецкого языка.

E-mail: l.aleksanova@rsu.edu.ru

 

 

Кафедра германских языков и методики их преподавания ведет свою историю от кафедры иностранных языков, которая была основана одновременно с факультетом иностранных языков в 1946 г.

В соответствии с приказом №111 от 1949 г. кафедра иностранных языков была разделена на две: кафедру английского языка и кафедру французского языка. При возникновении кафедру английского языка возглавила М.А. Фролова. В разное время кафедрой языка заведовали С.Б. БерлизонЕ.И. ЧапникР.С. Розенберг ,Б.М. ПлискинаВ.Ф. Денисов, Н.И. ШпекинаЛ.Б. ЛебедеваЯ.М. Колкер, И.М. Шеина, Е.Г. Логинова.

В сентября 2008 г. кафедра немецкого языка и кафедра английского языка объединились в кафедру германских языков и методики их преподавания.

В сентябре 2013 г. в состав кафедры германских языков и методики их преподавания вошла кафедра интенсивных методик преподавания иностранных языков, осуществлявшая языковую подготовку на очно-заочном отделении. Очно-заочная (вечерняя) форма позволяет совмещать обучение параллельно с учебой на других факультетах РГУ, в других вузах. Многие поступают на отделение с целью получения второго высшего образования.

Сведения о персональном составе штатных педагогических работников кафедры

Кафедра осуществляет подготовку квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров, которые владеют несколькими языками и современной методикой их преподавания.

Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым ведется подготовка:

  • направление 44.03.05 «Педагогическое образование» — профиль «Иностранные язык + иностранный язык» (два иностранных языка)
  • направление 44.03.01 «Педагогическое образование» — профиль «Иностранный язык» (английский язык) отделение очно-заочного обучения
  • направление 45.04.01 «Филология» (магистерская программа «Иностранные языки») Руководитель магистерской программы – докт. филол. наук, проф. Голодов А.Г.
  • направление 45.04.01 «Филология» (магистерская программа «Иностранные языки») отделение очно-заочного обучения. Руководитель магистерской программы – докт. филол. наук, проф. Голодов А.Г.

Полная номенклатура языков на данный момент составляет:

  • первый иностранный язык: английский, немецкий;
  • второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, японский, китайский, испанский;
  • третий иностранный язык (программа дополнительного профессионального образования): французский, японский, китайский, испанский, немецкий, арабский.

На кафедре создан большой фонд учебно-методических материалов, включая современную художественную литературу, переданную Институтом им. Гете и Оксфордским фондом. Имеется обширная видеотека и богатая справочная литература. У многих преподавателей кафедр есть личные сайты (см., например, www.rsu.edu.ru/~rogatin). На сайтах студенты могут найти подробные разъяснения преподавателя по текущей тематике, списки литературы, планы семинарских занятий и т.д. Пополняется открытая для всех преподавателей и студентов цифровая база поурочных планов-разработок по всем аспектам преподавания английского языка. Студенты также имеют доступ к большому количеству справочных материалов и учебных пособий в локальной компьютерной сети.

Электронные ресурсы кафедры:

  • «Драма Шекспира. Начальный курс». – автор: асс. Вековищева В.Н. (сертификат № 2396 от 15.05.2015.)
  • «Становление романа английского Просвещения» (автор – доц. В.А. Рогатин). Свидетельство о регистрации № 20079 (от 29.04.2014)
  • «Лингвокультурный аспект дискурса как отражение его прагматической сущности». – автор доц. Бажанова Ю.И. (2014 г.)
  • «История английского языка (древнеанглийский период)». – автор ст. преподаватель Борисова Е.Г. ) (2014 г.)
  • «Видео уроки английского языка (на материале эпизодов «Семейный альбом» (“FamilyAlbum, theUSA”) – автор: стар. преп. Поветкина Ю.В. (сертификат № 71 на соответствие требованиям, предъявляемым к электронным образовательным изданиями РГУ имени С.А, Есенина. Выдан решением Ученого совета от 1.17.2013)
  • «Зарубежная литература. Литература страны изучаемого иностранного языка» – автор: канд. пед. наук., доц. Рогатин В.А. (сертификат № 45 на соответствие требованиям, предъявляемым к электронным образовательным изданиями РГУ имени С.А, Есенина. Выдан решением Ученого совета от 25.11.2011)

Преподаватели кафедры участвуют в реализации программ дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для ряда специальностей и направлений подготовки. Среди них: «Налоги и налогообложение», «Национальная экономика», «Иностранный язык», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Управление персоналом», «Информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Финансы и кредит», «Журналистика», «Русский язык и литература» и др.

Научная работа кафедры организуется в рамках межрегиональных центров и научно-исследовательских лабораторий:

  1. Центр европейских языков и культур(лаборатория исследования проблем романо-германской филологии)
  • Исследования в области кросс-культурных связей между культурами стран изучаемых языков с одной стороны и культурой России с другой – отражение этих связей в языках этих стран.
  • Разработка совместных проектов и внедрение результатов разработок в учебный процесс.
  • Осуществление связей с центрами, представляющими страны изучаемых языков РФ.
  • Исследование проблем преподавания иностранного языка в рамках глобально-ориентированного подхода.
  1. Центр глобального образования (лаборатория исследования проблем межкультурной коммуникации)

Межрегиональные и международные связи кафедры:

Кафедра германских языков и методики их преподавания взаимодействует со многими университетами России и рядом университетов других стран. Среди них Московский государственный лингвистический университет, Орловский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Московский гуманитарный университет (Коломна) , Тверской государственный университет, Московский государственный открытый социально-гуманитарный институт, МУБиНТ, Черкасский национальный университет, Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Брюсова и др.

В 2014 — 2016 гг. сотрудники кафедры приняли участие в целом ряде международных и всероссийских мероприятий. Среди них:

  • Международная научно-практическая конференция «Основные направления лингвистической и лингводидактической мысли в XXI веке (Лингвистика, методика, перевод)», 21-23 апреля 2016 г. – Рязань. Выступления проф. Голодов А.Г., проф. Кожетьева Т.А., доц. Логинова Е.Г., доц. Пескова Н.А., ст. пр. Гриднева Ю.Ю., асс. Титова А.В.
  • Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения», 24 мая 2016 г. – Москва. Вступления асс. Титова А.В.
  • Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения», 13 мая 2015 г. – Москва; Ярославль. Вступления асс. Титова А.В.
  • Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, 23-24 марта 2015 г. Выступления проф. Голодов А.Г., проф. Кожетьева Т.А., доц. Колотилова Н.С., доц. Логинова Е.Г., доц. Пескова Н.А., ст. пр. Гриднева Ю.Ю.
  • VIII научно-практическая конференция. – Киев, 18-19 мая 2015г. Выступления проф. Голодов А.Г.
  • Международная научно-практическая конференция«Инновационное развитие современной науки» (Уфа, 31 января 2014 г.) Выступ. и публикация стар. препод. Поветкиной Ю.В.
  • Международная научная конференция : XXVI Пуришевские чтения «Шекспир в контексте мировой художественной культуры» (МГПУ, 8-11 апреля 2014г.). Выступ. и публикация асс. Титовой А.В.
  • XV Международная научная конференция по актуальным проблемам семантических исследований «Современные направления в исследовании языковых единиц (на материале украинского и русского языков)» (Украина, г.Харьков, ХНПУ имени Г.С.Сковороды, 15-16 апреля 2014 г.) Участие проф. Голодова А.Г.
  • Форум «Эстетико-художественное пространство мировой литературы» в рамках Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVКирилло-Мефодиевские чтения» (Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва, 13 мая 2014 г.) Выступ. и публикация асс. Титовой А.В.
  • XII Международная неделя «Диалог культур – культура диалога» (Россия, г. Кострома, Международная научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований и Российско- германский центр культурно-образовательных связей и программ КГУ имени Н.А.Некрасова, 8-12 сентября 2014г.) Участие проф. Голодова А.Г.
  • Всероссийская конференция с международным участием «Художественная литература и философия как особые формы познания»(ассоциация преподавателей английской литературы совместно с кафедрой философии «Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербург, 22-26 сентября 2014г.) Участие асс. Титовой А.В.
  • II Международная научная конференция «Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы»(МГЛУ, октябрь 2014г.). Выступление и публикация доц. Логиновой Е.Г.
  • Круглый стол «Когнитивное варьирование в языковой интерпретации мира»(Институт языкознания РАН, октябрь 2014г.). Участие доц. Логиновой Е.Г.
  • Всероссийская научная конференция «Германистика: перспективы развития», посвященная 100-летию со дня рождения О. И. Москальской. Выступление и публикация доц. Бажановой Ю.И.
  • Международная конференция «Профориентация и профессиональное образование в Германии и России» (3-11 ноября 2014г. г. Йена, Германия). Выступления проф. Кожетьевой Т.А. и доц. Алексановой Л.А.

Научные труды преподавателей кафедры германских языков и методики их преподавания за 2014-2016 гг.:

  • профессор Голодов А.Г. Политические контаминанты с серийными компонентами (на материале немецкого и русского языков) — статья Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 1 (36). Рязань: Изд-во РГУ, 2016. С. 52-57. (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • профессор Кожетьева Т.А. Грамматическая недооформленность на примере немецкого придаточного предложения — статья Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 1 (36). Рязань: Изд-во РГУ, 2016. С. 52-57. (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • доц. Логинова Е.Г. Семиотическое уподобление как функциональная основа клдовых переходов в дискурсе — статья  Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 1 (36). Рязань: Изд-во РГУ, 2016. С. 52-57. (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • ст. преп. Гриднева Ю.Ю. Возможности обучающей анкеты для обучения студентов первого курса языковым средствам обеспечения экспрессивного высказывания — статья Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 1 (36). Рязань: Изд-во РГУ, 2016. С. 52-57. (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • доцент Колотилова Н.С. Рекламные тексты и их особенности -статья Российский научный журнал, 2015. Вып. №1(44). –Рязань: Изд-во АНО «РИЭПСИ». С. 240-246. (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • доц. Логинова Е.Г. Фрактальный подход к исследованию дискурса: Э.Ионеско «Стулья».- статья Когнитивные исследования языка. Вып.XXII Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований., 2015, С. 267 -269 ВАК
  • ассистент Титова А.В «Да! Я, Конечно, сказал, что стихи у Луцилия грубы»: «Аллюзия на Горация» Рочестера — статья  Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №5 (47): в 2-ух частях. Ч.I C. 192-197 (издание включено в ВАК и РИНЦ)
  • доцент Алексанова Л.А. Об особенностях употребления немецкой конструкции «sein+ zu+Infinitiv» с глаголами мышления и речи —         статья  Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 1 (32). Рязань: Изд-во РГУ, 2015. С. 52-57. (издание включено в РИНЦ)
  • доцент Пескова Н.А. Расширение функционального потенциала предлога в диахроническом аспекте — статья Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 3 (34). Рязань: Изд-во РГУ, 2015. С.14-22. (издание включено в РИНЦ)
  • старший преподаватель Поветкина Ю.В. Основные категории текста и виды связей статья Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля в 13 частях, 2015 г.- Часть 1.: — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». С. 115-121 (издание включено в РИНЦ)
  • Логинова Е.Г. Упорядочение через уподобление как универсальная функция знака. // Иностранные языки в высшей школе. Выпуск №2 (29). Рязань: Изд-во РГУ, 2014. (издание включено в РИНЦ)
  • Гриднева Ю.Ю. Использование обучающей анкеты при обучении студентов младших курсов экспрессивности письменного высказывания. // Иностранные языки в высшей школе. Выпуск №1 (28).Рязань: Изд-во РГУ, 2014. (издание включено в РИНЦ)
  • Кожетьева Т.А. Потенциал предложений, вводимых союзом “denn”. // Иностранные языки в высшей школе. Выпуск №1 (28).Рязань: Изд-во РГУ, 2014. (издание включено в РИНЦ)
  • Кожетьева Т.А. Поле каузальности в немецком языке // Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 3 (30).-Рязань: Изд-во РГУ, 2014.
  • Голодов А.Г. Языковая игра как средство создания политической сатиры // Иностранные языки в высшей школе. – Выпуск № 4 (31).-Рязань: Изд-во РГУ, 2014.
  • Голодов А.Г. О структуре и национально-культурной специфике контаминации в политической публицистике // Лингвистические достижения. Сборник научных работ Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. – Харьков: Изд-во ХНПУ выпуск 37, 2014.
  • Поветкина Ю.В. Особенности параметров письменного текста в условиях web-страницы (на примере континуальности, автосемантии, модальности, интеграции и завершённости) // Инновационное развитие современной наук и: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
  • Колотилова Н.С. Werbetexte als Forschungsobject // Forum für Fachsprachenforschung. Terminologe science in Russia. From the Past to the Future. Frank & Timme. GmbH Verlag für wissenschaftliche Literatur, Berlin – 2014.
  • Титова А.В. Образ Фальстафа и литература английского либертинизма // Шекспир в контексте мировой художественной культуры. Материалы Международной научной конференции XXVI Пуришевские чтения, МПГУ. 2014.
  • Титова А.В. Эпикуреизм в творчестве Джона Рочестера // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения». Ярославль, 2014.

Обеспеченность учебного процесса учебными пособиями и материалами, разработанными преподавателями, ведущими дисциплины по кафедре германских языков и методики их преподавания:

  • доцент Логинова Е.Г. Фрактал как инструмент упорядочения лингвистического и экстралингвистического опыта (на материале драмы абсурда) монография     Рязань: издательство РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – 112 с.
  • профессор Голодов А.Г. Язык информационной войны (на материале немецкой массовой публицистики)                      монография              Рязань: издательство РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – 112 с.
  • доцент Бажанова Ю.И. Стилистика немецкого языка — практикум к семинарским занятиям Рязань: издательство РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – 96 с. (издание включено в РИНЦ)
  • старший преподаватель Кукса А.В., ассистент Хьюз Н.А. Environmental Hazards on Planet Earth —                      учебно-методическое пособие       Рязань: издательство РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – 84 с.
  • старший преподаватель Шаева Е.Н. ассистент Карасева О.А.         История и культура страны изучаемого иностранного языка (История и культура Великобритании  — учебно-методические материалы     Рязань: издательство РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – 60 с. (издание включено в РИНЦ)
  • профессор Кожетьева Т.А., доцент Алексанова Л.А., доцент Колесников А.А. Организация обучения речевому взаимодействию на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. Интеракция и медиация / Под общ. Ред. У. Бер и А.А. Колесникова научно-методическое двуязычное пособие Тюрингенский институт повышения квалификации учителей, развития учебных программ  технических средств обучения. — Бад Берка: Thillm, 2014 – 159 с.
  • Логинова Е.Г. Семиотический подход к лингвистическому анализу драмы абсурда и ее сценического воплощения (на материле пьес англоязычных драматургов-абсурдистов) : учебно-методическое пособие. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, РГУ, 2014.
  • Логинова Е.Г. Общее языкознание: Программа дисциплины и учебно-методические материалы. Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина.- Рязань, 2013
  • Пескова Н.А. Филология в системесовременного гуманитарного знания: Программа дисциплины и учебно-методические материалы. Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина.- Рязань, 2013.
  • Голодов О.Г. Deutschland: Alltag, Mentalität: учебное пособие для магистрантов и студентов. Черкассы, 2013.
  • Голодов А.Г. Практикум по культуреречевого общения (ФРГ в XXI веке): учебное пособие для преподавателей немецкого языка и межкультурной коммуникации и студентов-германистов.Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование.Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина.- Рязань, 2012.-220с.
  • ГолодовА.Г. Bundesrepublik Deutschland Heute: Politik, Alltag, Mentalitat. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф Минобрнауки, молодежи и спорта Украины. Черкассы: Восточноевропейский университет экономики и менеджмента, 2012. – 302 с.
  • Колотилова Н.С. История немецкого языка: учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование.Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина.- Рязань, 2012.-182с.
  • Колотилова Н.С. История немецкого языка: практикум. Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование.Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина.- Рязань, 2012.-148с.

При кафедре действует две аспирантуры:

  • аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания(иностранный язык)» (руководитель – проф. Я.М. Колкер)
  • аспирантура по специальности «Германские языки» (руководитель – проф. А.Г. Голодов).

Студенты и магистранты ежегодно принимают участие в межвузовской студенческой научной конференции в МосГУ (г. Коломна), в межвузовском научно-практическом семинаре (Рязань, Академия права и управления ФСИН).

10 студенческих работ и работ магистрантов вошли в первый выпуск сборника «Теоретические и практические аспекты гуманитарных и социальных наук».

26-28 апреля 2016 г. в г. Томском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская студенческая олимпиада «Иностранный язык (английский) и методика его преподавания», в которой приняла участие студентка 3 курса английского отделения Королёва Дарья. По итогам двух конкурсных дней Королёва Дарья вошла в десятку лучших, заняв 8 место.

В конкурсе студенческих научных работ 2016 года студентка Головко Анна (4 курс) заняла 2-е место (научный руководитель доц. Колотилова Н.С.)

Множество студенческих работ опубликовано в сборнике «Теоретические и практические аспекты лингвистики, лингводидактики и переводоведения» (Сборник студенческих научных трудов, Выпуск 5, Рязань, 2015)

Шкуратова Ульяна являлась финалисткой олимпиады по немецкому языку, организованной Гёте – Институтом  в 2014 году.

В рамках Года перекрестных культур Великобритании и России при участии Манчестерского университета для студентов и школьников был организован Фестиваль британской культуры (апрель 2014 г.)

Ежегодно проводятся олимпиады по страноведению Германии, в которой принимают участие практически все студенты Института иностранных языков.

Преподаватели кафедры Кожетьева Т.А. и Алексанова Л.А. стали соавторами нового научно-методического двуязычного пособия Anregungen zur Interaktion im Unterricht von Deutsch und Russisch als Fremdsprache («Организация обучения речевому взаимодействию на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным»). Презентация состоялась в Социальной академии г. Йена (Германия).

Хазова Яна и Семина Татьяна стали победителями переводческого конкурса «Я перевожу Гёте», который проводился Центром немецкого языка — партнером Гёте-института в г. Ярославле. Студентки участвовали в номинации «Поэзия», выбрав для перевода стихотворения “An den Mond” и Gefunden”, а также личные письма Шарлотты фон Штейн, адресованные И. В. Гёте.

Ежегодно кафедра принимает активное участие в организации и проведении Фестиваля культур (комнаты британской, американской, германской и русской культур).

Приоритетные направлениями работы кафедры:

  • Совершенствование содержания образовательной и учебно-методической деятельности при реализации направлений подготовки бакалавриата и магистратуры.
  • Совершенствование концепции обучения первому и второму (третьему) иностранным языкам в единой системе, что позволило бы «переносить» компетенции, сформированные при изучении первого ИЯ на изучение второго и последующих ИЯ.
  • Последовательная грантовая политика; наращивание потенциала магистратуры и аспирантуры; увеличение количества преподавателей, имеющих научную степень, публикация монографий, учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры; увеличение количества международных публикаций, публикаций в изданиях, включенных в РИНЦ, WebofScience и др.
  • Последовательная профориентационная политика, привлечение работодателей к решению проблем трудоустройства и карьерного роста молодых специалистов.

Наши выпускники

  • Сальникова О., выпускница 2015 г. — учитель немецкого языка в лицее №4.
  • Костяшкина Е., выпускница немецкого отделения 2014г. –. Победитель конкурса молодых педагогов г. Рязани «Педагогический дебют – 2014»
  • Ульянова О., Мирошина О., выпускницы английского отделения 2014 г., продолжают обучение в Чанчуньском университете (Китай)
  • Рышкова М., выпускница английского отделения 2014 г., продолжает обучение в Северо-Восточном педагогическом университете (Китай)
  • Симакова Ю., выпускница английского отделения 2012г. – учитель английского языка школы № 51. Победитель городского этапа конкурса «Учитель года — 2015»

 

 

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment