lingvoemblem

E.Arhipova

Руководитель лаборатории — Елена Викторовна Архипова,
доктор педагогических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор

E-mail: e.arkhipova@rsu.edu.ru

Положение о Лаборатории

 

Основные направления деятельности:

  • развитие взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, научными и образовательными учреждениями региона и страны в целом, направленного на решение актуальных проблем сохранения русского языка как национального достояния;
  • организация и проведение прикладных и научных исследований в области лингводидактики, методики преподавания русского языка, культуры речи, теории и методики преподавания филологических дисциплин;
  • создание дидактических материалов, учебных пособий инновационного типа по русскому языку для различных видов учебных заведений и для различных форм языкового образования (в т.ч. и дистанционного);
  • разработка и внедрение инновационных технологий в преподавание русского языка на всех уровнях непрерывного образования.
  • разработка учебных программ и учебных планов переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка;
  • научное консультирование предприятий научных и учебных организаций и учреждений, оказание научных и образовательных услуг по профилю Лаборатории;
  • разработка и содействие выполнению различных вузовских, региональных, национальных и международных программ и проектов в области славянской филологии, лингвистики, лингводидактики, теории и методики обучения русскому языку и др.;
  • организация внедрения результатов исследований и разработок в различные отрасли образования региона, а также на межрегиональном и международном уровне;
  • осуществление независимой профессиональной экспертизы программ, научных проектов, учебников (пособий), диссертаций, аттестационных и других исследовательских материалов, связанных с изучением и преподаванием русского языка и культуры речи;
  • пропаганда и организация работ по укреплению связи вузовской науки со школами региона в рамках преподавания русского языка и культуры речи, а также на межрегиональном и международном уровне;
  • участие в инновационной деятельности по разработке, апробации и внедрению новых технологий в преподавании филологических дисциплин на межвузовском, региональном, федеральном и международном уровнях.

Основные результаты деятельности:

Проведение научных исследований по актуальным проблемам лингводидактики, методики обучения русскому языку, в результате которых:

а) выигран грант Российского гуманитарного научного фонда № 13-16-62003 (РГНФ‑2013),

б) проект «Геокультурная модель лингвистического тренажера как средство интенсификации обучения русскому языку иноязычных представителей регионального сообщества» стал победителем в конкурсе инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А. Есенина (2012),

в) разработаны инновационные материалы для обучения мигрантов и проведены экспресс-курсы русского языка для туркменских студентов (2012),

г) организованы и проведены «Круглые столы» по вопросам языковой и социокультурной адаптации мигрантов и их семей (февраль 2012), «Обучение русскому языку в классах с полиэтническим составом» (декабрь 2014 г.) с участием представителей национальных общественных организаций Рязанской области, Министерства по делам территориальных образований Рязанской области, главного редактора федерального научно-методического журнала «Русская словесность» А.И. Княжицкого, представителей вузов и школ Крымской Республики, учителей и преподавателей русского языка и литературы ряда регионов Российской Федерации;

lig01

д) организованы и проведены: Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский язык в диалоге культур» (2012), «Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование» (2015);

ling02

е) подготовлены выступления в СМИ, на региональных телеканалах, на радио (в газете «Рязанские ведомости», «Благовест», на каналах «ТВ-ЭХО», «9 канал», Радио Рязань (ВГТРК).

ж) создан и поддерживается Интернет-ресурс лаборатории – сайт «Словесник»
http://slovesnik-oka.narod.ru

sloves01

sloves02

Вклад лаборатории в приумножение престижа и репутационного
капитала вуза:

  • осуществление международных связей: участие в международных научных конференциях и публикациях (Япония, Испания, Чехия, Беларусь, Украина, Словакия);
  • взаимодействие с государственными структурами:

— Россотрудничество (участие в работе Межведомственной рабочей группы по разработке Государственной концепции поддержки русского языка за рубежом (2011 г.), по результатам получен грант РГНФ в составе рабочей группы – в Институте русского языка им. А.С. Пушкина);

— УМК по русскому языку УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров (МПГУ);

— Правительство Рязанской области (организация и проведение совместных конференций, круглых столов и др. с Министерством образования РО, Министерством по делам территориальных образований РО, участие в заседаниях, посвященных работе с мигрантами, в Комитете по трудоустройству и занятости населения и др.);

  • взаимодействие с российскими и региональными общественными организациями:

— Русская община Крыма (участие в ежегодном фестивале «Великое русское слово»);

— Общественная палата Рязанской области, общественные организации национальных диаспор Рязанской области («Алмаз» и др.) — выступления по вопросам языковой адаптации мигрантов;

— участие в работе экспертных групп по присуждению высшей квалификационной категории учителям начальных классов, русского языка и литературы при Министерстве образования Рязанской области;

— Совет по присуждению премии им. Акад. И.И. Срезневского при Правительстве Рязанской области – участие в качестве экспертов;

  • научные, методические и экспертные связи с крупнейшими вузами России:

— с Институтом русского языка им. А.С.Пушкина (получен грант РГНФ и выполнен проект в составе рабочей группы);

— с МПГУ, МГУ, МГОУ и др. региональными вузами (оппонирование, участие в научных конференциях);

— в Республике Крым – с Крымским республиканским институтом постдипломного педагогического образования (КРИППКРО), Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского.

Научно-методические, консультационные, образовательные связи с учителями, образовательными организациями, промышленными предприятиями
в Рязанской области:
  • курсы повышения квалификации на базе ИНО, в РИРО – чтение лекций для учителей Рязани и Рязанской области;
  • связь с промышленными предприятиями (ОАО «Рязанский радиозавод» – курсы деловой речи для работников завода).

ling03

Участие в работе редакционных советов федеральных и региональных журналов, входящих в список ВАК:
  • «Русская словесность» (ВАК, РИНЦ, Scopus, Web of Science) – в составе редакционного совета журнала;
  • «Современное есениноведение» — в редакционной коллегии журнала.
Обеспечение аккредитационных показателей вуза:
  • высокая публикационная активность (индекс цитирования в РИНЦ Хирш=5),
  • написание и публикация монографий, учебных пособий в центральных издательствах:

— в издательстве «Просвещение» — три издания «Лингвистического тренажера по русскому языку», вошедшего в Федеральный перечень учебников для школ России;

— в Издательском центре «Академия» — четыре издания учебного пособия для вузов «Теория и практика обучения русскому языку (4-е изд. – в 2014 г.);

всего опубликовано 5 книг, из которых 1 – дистанционный учебник по русскому языку, две коллективные монографии, 1 – учебное пособие для школы и 1 – учебное пособие для студентов вузов.

— публикация статей в журналах, рекомендованных ВАК («Русская словесность», «Русский язык в школе», «Психолого-педагогический поиск») – за последние годы опубликовано 8 статей.

Оказание научных услуг на условиях хоздоговоров, гранты РГНФ:
  • выполнение исследований по гранту РГНФ на 200 тыс.руб. в 2013 году (РГУ имени С.А.Есенина);
  • выполнение хоздоговоров в 2011 г., в т.ч. и по руководству аспирантами;
  • коммерциализация разработок лаборатории через МИП «Университетская инноватика» (более 100 тыс. руб. в 2012-2013 гг.);
Совершенствование курсов, преподаваемых на факультете, за счет новых разработок лаборатории (дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Актуальные вопросы преподавания русского языка и развития речи» и др.).
 

Список основных публикаций Лаборатории

В лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку по результатам проведенных научных и прикладных исследований опубликовано более 30 работ, среди которых: 5 книг
  • «Лингвистический тренажер по русскому языку» (издательство «Просвещение) выдержал 3 издания,
  • дистанционный курс «Русский язык. Орфография и пунктуация»,
  • учебное пособие для студентов вузов «Теория и методика обучения русскому языку» в издательстве «Академия» выдержало 4 издания (4 издание – в 2014 году, электронный вариант);
  • главы в двух коллективных монографиях (2014, 2015);
8 статей в журналах, рекомендованных ВАК, 9 зарубежных публикаций, одна – совместно с зарубежным ученым.
 

Список книг и учебных пособий, созданных в лаборатории

  1. Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты; уч. пособие. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. ‑ 160 с.; 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. ‑ 160 с.
  2. Архипова Е.В. Русский язык: дистанционный курс подготовки к ЕГЭ: Орфография и пунктуация. Рязань: Изд-во РГУ, 2009. 112 с.
  3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебн. пособ. для студ. учреждений высш. образования / под ред. Р. Б. Сабаткоева. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: ИЦ «Академия», 2014 – 352 с. (Серия «Бакалавриат»). Электронный доступ http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4873/138031/
  4. Архипова Е.В. Тенденции современного языкового образования в начальной школе и методические подходы к развитию речи учащихся // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное, эмоциональное/ Матер.Междунар.науч.-практ. конф. (20-21 марта 2014 г.): коллект. монография. - М.:МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР. - 2014. – С. 305-312.
  5. Архипова Е.В. Принципы речевого развития учащихся в свете идей Т.А. Ладыженской // Научная школа профессора Т.А. Ладыженской: Коллективная монография, вып. 3; / под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Экзамен, 2015. - 239 с. - С. 43‑48.

Список ВАКовских публикаций лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку

  1. Белова И.А. Языковая игра как средство развития речи и творческих способностей учащихся на уроках русского языка // // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 63-65.
  2. Лагунова Л.В. Использование перифразы на уроках русского языка как средство развития речевых способностей учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 89-92.
  3. Лагунова Л.В. Использование перифразы при подготовке студентов филологических специальностей к педагогической практике // Российский научный журнал. 2009. № 12. С. 164-168.
  4. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект) // Русская словесность, 2011.- № 6. - С. 59-64.
  5. Архипова Е.В., Фетисова Е.Я. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект // Психолого-педагогический поиск. – 2013. - № 4. ‑ С. 91-97.
  6. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Проблема развития речи учащихся в аспекте освоения перифразирования // Психолого-педагогический поиск. – 2014. - № 3 (31). – С. 178-182.
  7. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Лингвистический потенциал текстов А.И. Солженицына для изучения грамматики русского языка и развития речи учащихся // Русская словесность, 2014. - № 3. С. 3-9.
  8. Архипова Е.В., Лаврентьева Н.В. О Межрегиональной конференции «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку» в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина // Русская словесность. 2015. №1. С. 73-79.

Международные публикации

  1. Архипова Е.В. О типологии текстов в методике обучения русскому языку (дискурсивный подход). // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания. — Киев, 2009. ‑ С. 345-347.
  2. Архипова Е.В. Диагностика качества обучения в системе профессиональной подготовки учителя русского языка // Вопросы преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях Арме­нии. Материалы международной научно-методической конференции (10–12 ноября 2008 года). Ереван, Изд-во РАУ, 2009. – С. 17-18.
  3. Архипова Е.В. Социокультурный принцип обучения русскому языку // Русский язык в поликультурном мире: III Международная научно-практическая конференция (6-9 июня 2009 г., г. Ялта): Сб. науч.тр. — Киев-Ялта, 2010. ‑ С. 145-148.
  4. Архипова Е.В. Лингвистические модели и принцип моделирования при обучении русскому языку в полиэтнической среде. (Статья) // Функциональная лингвистика: сб. науч. работ / КРИППО; науч. ред. А.Н. Рудяков. - № 5. - Симферополь, 2013. ‑ С. 15-17.
  5. Архипова Е.В. Принцип опоры на модели языка и алгоритмы речи при обучении русскому языку в классах с полиэтническим составом // Русский язык в поликультурном мире. 2013: VII Международная научно-практическая конференция (8-11 июня 2013 г., Ялта): сб. научн. Трудов / под общ. Ред. Проф. Л.А. Кудрявцевой. – К., 2014. – С. 222-225.
  6. Архипова Е.В. О принципах обучения русскому языку в моно- и полиэтнической образовательной среде (концептный принцип отбора лексического минимума) // Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте: Первый Международный виртуальный форум по русистике, культуре, педагогике в Японии / статьи, доклады Международного форума в Японии 2014 года/ Япония, Киото, Университет Киото Сангё: Tanaka Print, 2014. – С. 45-48.
  7. Архипова Е.В. Ценностный подход к обучению русскому языку в полиэтнической образовательной среде // Основные тенденции развития русского и других славянских языков в современном мире: сб. научн. тр. по материалам Международной научн. конференции (15-16 мая 2014 г., г. Трнава). – Брно, 2014. – 614 с. – С. 448-453.
  8. Архипова Е.В., Щербин В.К. Культурные концепты в словаре И.И. Срезневского (лингвистический и лингводидактический аспекты) // Функциональная лингвистика: сб. науч. работ / КРИПКРО, науч. ред. А.Н. Рудякова. - № 6, Симферополь, 2014. - С. 14-15. (совместно с белорусским ученым).
  9. Архипова Е.В. О реализации геокультурного подхода к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом // Aктуальные прoблeмы обучения русскому языку XI. - Brno: Masarykova univerzita, 2014. ‑ С. 26-28.
Контактные данные:
E-mail: e.arkhipova@rsu.edu.ru
Сайт:http://www.rsu.edu.ru/main/structure/labs/lingvodidact-lab

Приглашаем к сотрудничеству: специалистов в области русского языка, лингводидактики, методики обучения русскому как родному и как иностранному, культуры речи для совместного выполнения проектов.