Адрес: г. Рязань, Первомайский проспект 49/2, здание факультета экономики (корпус №5)

Телефон кафедры: 8 (4912) 75-68-78

E-mail: v.gorbich@rsu.edu.ru

График работы кафедры:

  • пн-пт: 7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс — выходной

Заведующий кафедрой – почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор медицинских наук, профессор Валерий Федорович Горбич

Кафедра организована в соответствии с приказом Министерства Высшего образования СССР в 1960 году как курс  «Гражданской обороны и медицинской подготовки сестер ГО». Учебная программа была рассчитана на 360 часов. С 1963 г. по 1991 г. было подготовлено 10 139 медицинских сестер. В 1991 году вышла новая программа в объеме 144 часов,  а кафедру переименовали – «Кафедра основ медицинских знаний».

В связи с принятым единым Государственным стандартом высшего профессионального образования  в 1995 г. была разработана единая программа, которая определила три дисциплины преподавания: «Основы медицинских знаний» (ОМЗ), «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в объеме 72 часов каждая.

Второй  ГОС ВПО (2000 г.) определил содержание и структуру двух дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – 72 часа и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (ОМЗ и ЗОЖ) – 72 часа.

В 2005 году вышел второй (скорректированный) ГОС ВПО, в котором осталась одна основная дисциплина «БЖД» на всех специальностях и направлениях, в объемах 144/108/72 часов по усмотрению деканата. Кроме основной дисциплины «БЖД» на отдельных направлениях подготовки и специальностях кафедра преподаёт следующие дисциплины по выбору деканатов.

  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (72 час.) – на направлении подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
  2. Основы медицинских знаний с основами педиатрии (72 час.) – на направлении подготовки Специальное (дефектологическое) образование.
  3. Оказание первой медицинской помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью (72 час.) – на направлениях подготовки Педагогическое образование (профиль – Физическая культура и спорт) и Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).
  4. Профилактика негативных социальных явлений (72 час.) – на специальности «Физическая культура и спорт», «Адаптивная физическая культура».
  5. Основы социальной медицины (108 ч.) – на направлении подготовки Социальная работа.
  6. Основы безопасности труда (72 час.) – на направлении подготовки Управление персоналом.
  7. Управление системами жизнеобеспечения (180 час.) – на направлении подготовки Государственное и муниципальное управление.
  8. Основы безопасности на производстве (72 час.) – на направлении подготовки Инноватика.
  9. Профилактика наркомании и токсикомании (36 час.) – на направлении подготовки Юриспруденция.
  10. Экологическая токсикология (72 час.), Экологическая эпидемиология (72 час.) – на направлении подготовки Экология и природопользование и специальности Природопользование.

Занятия по вышеперечисленным дисциплинам проводятся в течение одного семестра на разных специальностях и курсах. В качестве промежуточной аттестации предусмотрены зачеты или экзамены.

Все дисциплины обеспечены рабочими программами.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  1. Горбич Валерий Федорович – заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор
  2. Гревцова Екатерина Алексеевна – доктор медицинских наук, профессор
  3. Николаева Анастасия Дмитриевна – кандидат медицинских наук, доцент
  4. Чукина Галина Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент
  5. Буробина Лидия Николаевна – старший преподаватель
  6. Буробина Юлия Александровна – лаборант

 

За время обучения студенты осваивают базисные теоретические знания по вопросам безопасности жизнедеятельности в современных условиях, причины возникновения чрезвычайных ситуаций, возможные медицинские последствия и изучают практические вопросы оказания первой помощи пострадавшим в очаге ЧС. Студенты овладевают приемами первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и больным с острыми заболеваниями, приобретают навыки выполнения различных процедур по уходу за пострадавшими и больными; отрабатывают на электронных манекенах навыки реанимации пострадавших (обучение приемам непрямого массажа сердца и восстановления дыхания); знакомятся с основными социально-медицинскими проблемами здоровья населения России, изучают факторы, влияющие на его состояние.

У студентов формировалась мотивация здорового образа жизни, способствующая сохранению и укреплению не только собственного здоровья, но и здоровья их будущих учеников, подчиненных, родных и близких.

Изданные кафедрой учебно-методические материалы.

  1. Гревцова Е.А. Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: монография. Рязань, 2010. – 172 с.
  2. Николаева А. Д. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности учащейся молодежи: материалы студенческой научной конференции по итогам 2010 года / отв. Ред. А. Д. Николаева; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2011. – 116 с.
  3. Николаева А.Д., Гревцова Е.А. Инфекции, передаваемые половым путем: методические рекомендации /Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2011.- 40 с.
  4. Николаева А.Д. ВИЧ-инфекция: методические рекомендации; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина.- Рязань, 2011.-24 с.
  5. Чукина Г.В. Пропедевтика инфекционных болезней: учебно- методические рекомендации; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина.- Рязань, 2011.-36 с.
  6. Чукина Г.В., Сафонкин С.В. Медико-экологическое значение ртути. Меры безопасности при контакте с соединениями ртути и приборами с ртутным наполнением. Методические рекомендации. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области. Рязань, 2013- 32 с.
  7. Чукина Г.В. Обучение безопасным приемам и методам работы. Проверка знаний требований охраны труда. Методические рекомендации. Рязань, 2013: РГУ им. С.А. Есенина. — 36 с.
  8. Наркомании и их профилактика: учебное пособие/ сост. А.П. Лиферов, В.Ф. Горбич, Т.Д. Здольник, Е.А. Гревцова; под ред. А.П.Лиферова; Ряз.гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2007. – 152с.
  9. Гревцова Е.А. Питание как фактор здоровья. Учебно-методические рекомендации. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2012. – 64с.
  10. Меньшова О.Н.* Медицинские и социальные аспекты дошкольного образования. Методические рекомендации. Ряз.гос. ун-т им. С.А. Еснина. – Рязань, 2012. – 36с.
  11. Экологическая эпидемиология: учебное пособие: в 2 ч./ Т.Д. Здольник, В.Ф. Горбич; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2008. – 204 с.
  12. История становления и формирования охраны труда в России. В.Ф. Горбич, Д.С. Новоселов, А.А. Шуньгина. сборник науч.-метод. материалов / отв. ред. Т.В. Иванникова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2015. С.10-15.

Подготовленные преподавателями кафедры к изданию методические материалы для самостоятельного изучения студентами, апробированы и используются на практических занятиях.

  1. Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени. Организация первой медицинской помощи.
  2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Природные пожары. Поражающие факторы и медицинские последствия. Первая медицинская помощь.
  3. Чрезвычайные ситуации природного характера. Гидрологические опасные природные явления. Поражающие факторы и медицинские последствия. Первая медицинская помощь.
  4. Аварии с выбросом химических опасных веществ. Мероприятия в очаге поражения. Первая медицинская помощь.
  5. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
  6. Эколого-гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.
  7. Методика проведения сердечно-легочной реанимации.
  8. Транспортировка больных и пострадавших.
  9. Способы временной остановки кровотечения.
  10. Дорожно-транспортные происшествия на различных видах транспорта.
  11. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях.
  12. Санаторно-курортное лечение.
  13. Система управления охраной труда в организациях и на предприятиях.
  14. Климат и погода. Влияние на организм человека.
  15. Система аттестации рабочих мест в организациях (СОУТ).

Для оптимизации учебного процесса используются фильмы по разделам учебных дисциплин:

  1. Грозные силы природы. Молнии. Торнадо. Землетрясения.
  2. Грозные силы природы в зоне опасности.
  3. Грозные силы природы. Цунами. Вулканы. Айсберги. Ураганы.
  4. Роковая стихия (Землетрясение в Лиссабоне).
  5. Наркомании и их последствия (по материалы БСМП г. Рязани).

В 2014-15 учебном году кафедра приобрела через МЧС области учебные плакаты и с помощью университетского художника было изготовлено 11 учебных стендов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний», помогающие студентам приобретать необходимые знания и наглядную информацию.

В учебном процессе используются муляжи и фантомы.

Библиотека ежегодно выписывает следующие периодические издания, используемые студентами и преподавателями в учебном процессе.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности.
  2. Гигиена труда и проф. заболеваний.
  3. Гигиена и санитария.
  4. Охрана труда. Социальное страхование.

Кафедра участвует в дистанционном обучении студентов по дисциплинам «БЖД» и «ОМЗ и ЗОЖ».

В 2014-2016 годах совместно с кафедрой общей и теоретической физики проходила подготовку по магистерской программе «Безопасность в технических и социальных системах» ЮРКИНА С.А. (учитель образовательной школы Скопинского района). Юркиной С.А. была запланирована тема «Комплексное обеспечение безопасности учащихся в средней школе», которую она завершила и успешно её защитила в феврале 2016 года.

Научно-исследовательская работа кафедры

С 2000 года тема НИР кафедры «Медико-социальные, психологические и педагогические аспекты трудовой деятельности учителя общеобразовательной школы». По данной тематике преподавателями кафедры защищены 2 кандидатские диссертации:

  • Николаева А.Д. «Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда учителей начальных классов общеобразовательных школ» (2005 г.).
  • Мирошина О.Н. «Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений и пути их оптимизации» (2005 г.).

и докторская диссертация:

  • Гревцова Е.А. «Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей общеобразовательных школ центрального федерального округа Российской Федерации и меры по их оптимизации» (2007г.).

С 2008 года темой НИР стала проблема «Здоровье населения Рязанской области в связи с факторами среды обитания». По этой теме защищены 2 кандидатские диссертации:

  • Ковальчук И.Ю. «Гигиеническая оценка атмосферного воздуха и здоровья населения пригородных районов промышленного центра г. Рязани» (2009 г.).
  • Кондракова О.В. «Медико-социальные аспекты стоматологической ортодонтической помощи населению и её оптимизация в Рязанской области» (2011 г.).

Все диссертации утверждены ВАК.

Тема научно-исследовательской работы кафедры в 2011-2013 году: «Медико-социальные аспекты стоматологической патологии у населения Рязанской области»; в 2014 году: «Гигиеническая оценка питания студентов РГУ имени С.А. Есенина»; 2015-2016 год: «Оценка курительного статуса студентов университета».

Материалы и сборники научных трудов преподавателей:

  • Труд учителя. Социально медицинские, психологические, педагогические и юридические аспекты (2003 г.);
  • Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты (2004 г.);
  • Экологические и социально-гигиенические аспекты среды обитания человека (2005 г.);
  • Координация взаимодействия органов исполнительной власти и образовательных учреждений в профилактике наркотизации учащейся и студенческой молодежи (2007 г.);
  • Труд и здоровье учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты (2010 г.).

Общее число научных публикаций за последние годы 176, в т.ч. в центральной печати и ВАК — журналах – 55.

Кафедра предлагает заинтересованным организациям и учреждениям содействие в проведении научно-практических конференций по вопросам здорового образа жизни молодежи, профилактики социально-значимых заболеваний, изучения здоровья населения и среды обитания.

Студенческий научный кружок

На кафедре постоянно действует студенческих научный кружок, в котором участвует от 40 до 60 студентов I – IV курсов. На итоговой научной студенческой конференции ежегодно организуется самостоятельная секция, материалы которой опубликованы в 9 сборниках. Студенты под руководством преподавателей принимали участие в республиканских конкурсах и 3 научные работы были отмечены грамотами.

Студенческие конференции:

  • История здравоохранения Рязанской области (2004г);
  • Здоровый образ жизни. Профилактика наркоманий. (2005 г.);
  • Здоровый образ жизни учащейся молодежи. Профилактика наркоманий. (2006г);
  • Проблемы сохранения здоровья в молодежной среде. (2007г.);
  • Человек и среда обитания (2008 г.);
  • Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи (2009 г.);
  • Труд и здоровье учителя, посвященная Году учителя (2010 г.);
  • Факторы, влияющие на здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи (2011 г.);
  • Окружающая среда и здоровье населения (2012 г.);
  • Питание как фактор здоровья (2013 г.);
  • Социально-медицинское обеспечение армии и населения в годы Великой Отечественной войны (2014 г.);
  • Образ жизни студентов и факторы, формирующие его (2015 г.)

 

Перспективы развития кафедры

Наш университет — первооткрыватель курса «Профилактика наркоманий и токсикоманий» (с 2002 г.) в высшем учебном заведении, с разработкой программы этого курса в объеме 36 часов и учебного пособия получившего гриф УМО Минобрнауки, с 2010 года этот курс студентам не читается. Считаем целесообразным введение курса на педагогических и юридических специальностях в первую очередь.

Стандарт 3 поколения по БЖД исключил из учебного процесса дисциплины «Основы медицинских знаний» и «Здоровый образ жизни», которые являются обязательной составляющей частью предмета.

 

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment