«Традиции графики Японии и современный дизайн»

В Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина 3 декабря 2015 года в 16 часов открывается выставка, организованная  Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина и Японским фондом. Выставка приурочена к празднованию 100-летия университета.

Под названием «Тосюсай Сяраку в интерпретации современных японских художников» эта выставка при поддержке Японского фонда с 1996 г. путешествует по разным странам мира. В 2014 г. она экспонировалась в России в городах Дальнего Востока. В нашем городе  выставка организована Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина, сотрудничающим с Японией более 15 лет, в том числе, в области культуры. Японский Фонд занимается распространением японского языка и культуры за рубежом. Выставка посвящена одному из самых загадочных художников Японии XVIII века. Тосюсай Сяраку жил и работал 200 лет назад в Эдо (нынешний Токио) и широко известен в Японии и за ее пределами своими гравюрами в стиле укие-э с характерными портретами актеров театра Кабуки (один из видов традиционного театра Японии, сочетающий драматические, танцевальные и музыкальные элементы с исполнением женских ролей мужчинами).   Жанр «укие-э» — «картины изменчивого мира» — получил распространение в Японии в XVII-XIX веках в технике ксилографии (цветные гравюры, напечатанные на бумаге с помощью деревянных досок). Портреты актеров выполнены с удивительным реализмом, их крупный план, выразительность поз и жестов не имели аналогов в японском искусстве.   Сяраку яркой вспышкой промелькнул в истории японского изобразительного искусства и внезапно исчез. Первую свою гравюру художник создал 1 июня 1794 г., последнюю — 28 февраля 1795 г., за 10 месяцев появилось около 140  работ.  Существует версия о том, что это псевдоним одного или нескольких  художников того времени. В 1910 г. немецкий искусствовед Юлиус Курт выпустил книгу о творчестве художника и открыл его имя Западу. Тосюсай Сяраку был признан великим мастером художественного стиля укие-э и поставлен в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. Творчеством японского мастера вдохновлялись многие импрессионисты, одним из его последователей стал французский художник Анри де Тулуз-Лотрек. Работы Сяраку хранятся в Британском музее, Галерее Чикаго, Метрополитен и других музеях мира. 27 гравюр, находящихся в Японии в Токийском государственном музее, имеют статус «важного культурного достояния».

Нынешняя выставка — новая встреча с Сяраку спустя 200 лет. В ее основе лежат произведения, созданные самыми успешными и деятельными в настоящее время графическими дизайнерами и художниками,  вдохновлёнными творчеством классика японской гравюры. Выставка представляет около 80 экспонатов и состоит из трех разделов. Первый включает 28 репродукций гравюр Сяраку (они воспроизведены для этой выставки с оригиналов XVIII века институтом ксилографии Адати, в котором бережно сохраняют старинные техники). Во втором разделе выставки представлены постеры, выполненные с помощью компьютерных программ 28 ведущими японскими дизайнерами, которые интерпретируют искусство Сяраку в наши дни.

Третий раздел посвящен оригинальным работам (живопись, скульптура, керамика) 11 японских художников, в которых сочетаются традиции японской гравюры с формами и приемами актуального искусства. Сяраку исполняет роль посредника, связывающего прошлое и современное японское искусство. Художников привлекают локальный цвет, энергичный штрих, уверенная линия, свойственные его работам.

Почти все представленные здесь работы выполнены специально для этой выставки.

Выставка работает с 3  декабря 2015 г.  по 10 января 2016 г. по адресу: г. Рязань,  ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18, по четвергам с 11 до 20 часов. Выходной день — понедельник. Первая пятница месяца — санитарный день. Телефон для справок: (4912) 44-18-83.

Обсуждение закрыто.