Естественно-географический факультет

Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, корпус №2

Естественно-географический факультет – один из старейших факультетов – ведет свою историю с 1935 года. Современное название приобрел в 1987 году.

В состав факультета входит пять кафедр: кафедра биологии и методики преподавания биологии; кафедра физической географии и методики преподавания географии; кафедра химии; кафедра экологии и природопользования; кафедра экономической и социальной географии и туризма.

Научно-педагогическую деятельность на факультете ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Более 90% преподавателей имеют степень доктора наук (10 человек) и кандидата наук (42 человека). Отдельные дисциплины на факультете преподают специалисты-практики: сотрудники федеральных органов управления; руководители организаций, занимающихся вопросами землеустройства, экологического проектирования, экспертизы и аудита; сотрудники организаций и предприятий промышленности и сферы услуг, туристического бизнеса.

На факультете обучаются на очном отделении более 560 студентов, на заочном отделении – около 240 студентов, 15 аспирантов.

В 2013 году ведется приём на следующие направления подготовки:

022000.62 – Экология и природопользование

Профиль: экология

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года), заочная (4,5 года)

Вступительные испытания – география, математика, русский язык

Бакалавр экологии и природопользования решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

  • участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе: проведение лабораторных исследований, осуществление сбора и первичной обработки материала, участие в полевых натурных исследованиях;

в проектно-производственной деятельности:

  • сбор и обработка первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду;
  • участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы;
  • проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;
  • разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды;

в контрольно-ревизионной деятельности:

  • подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите;

в административной деятельности:

  • участие в работе административных органов управления;
  • обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;

в педагогической деятельности (в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):

  • учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Сферой профессиональной деятельности бакалавра экологии и природопользования могут быть:

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
  • органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения министерств и ведомств);
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

020100.62 – Химия

Профиль: Нефтехимия

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года)

Вступительные испытания – химия, математика, русский язык

Бакалавры химии подготовлены к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • выполнение вспомогательной профессиональной научной деятельности (подготовка объектов исследований, выбор технических средств и методов испытаний, проведение экспериментальных исследований по заданной методике, обработка результатов эксперимента, подготовка отчета о выполненной работе);
  • педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях.

Бакалавры химики смогут работать в научно-исследовательских институтах, в отделах охраны труда и контроля окружающей среды, предприятиях различного профиля, санитарно-эпидемиологических станциях различного уровня, лабораториях санитарного контроля предприятий металлургии, машиностроения, пищевой промышленности, подразделениях Госкомгидромета, лабораториях таможенного контроля, лабораториях системы Госстандарта, лабораториях медицинских центров, центрах сертификационных испытаний воды, научных и образовательных учреждениях экологического профиля.

021000.62 – География

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года)

Вступительные испытания – география, математика, русский язык

Бакалавр географии решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в проектной и производственной деятельности:

  • разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
  • эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
  • региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
  • разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию;
  • территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
  • проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
  • мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных и этнокультурных процессов;
  • проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
  • решение инженерно-географических задач.

в научно-исследовательской деятельности:

  • проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • оценка воздействий на окружающую среду, выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, решение эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
  • анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, форм организации жизни общества, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных работников;
  • оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;

в контрольно-ревизионной деятельности:

  • подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;
  • участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите;
  • участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения;

в административной деятельности:

  • участие в работе административных органов управления;

в педагогической деятельности (в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):

  • учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Сферой профессиональной деятельности бакалавра географии могут быть:

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
  • органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения министерств и ведомств);
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

020400.62 – Биология

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года)

Вступительные испытания – биология, математика, русский язык

Бакалавр биологии решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

  • научно-исследовательская деятельность в составе группы;
  • подготовка объектов и освоение методов исследования;
  • участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
  • выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
  • анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
  • составление рефератов и библиографических списков по заданной теме;
  • участие в разработке новых методических подходов;
  • участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;

в научно-производственной и проектной деятельности:

  • участие в контроле процессов биологического производства;
  • получение биологического материала для лабораторных исследований;
  • участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;
  • участие в проведении полевых биологических исследований;
  • обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;
  • участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

в организационно-управленческой деятельности:

  • участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием;
  • участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;
  • участие в составлении сметной и отчетной документации;
  • обеспечение техники безопасности;

в педагогической деятельности (в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):

  • подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных учреждениях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа.

Сферой профессиональной деятельности бакалавра биологии могут быть:

  • проектные, научно-исследовательские институты, научно-производственные организации;
  • органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения министерств и ведомств; заповедники и национальные парки);
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

100400.62 – Туризм

Профиль: Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года), заочная (4,5 года)

Вступительные испытания – история, обществознание, русский язык

Бакалавр туризма решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в проектной деятельности:

  • постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях;
  • использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта;
  • проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности;
  • разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований;

производственно-технологическая деятельность:

  • применение современных технологий в реализации туристского продукта;
  • использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта;

организационно-управленческая деятельность:

  • распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии;
  • принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности;
  • расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат;

сервисная деятельность:

  • обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания;
  • организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов;
  • умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии;

научно-исследовательская деятельность:

  • исследование и мониторинг рынка туристских услуг;
  • применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
  • адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии.

Выпускники могут занимать должности менеджера по туризму, туроператора.

101100.62 – Гостиничное дело

Степень (квалификация) – бакалавр

Форма обучения – очная (4 года), заочная (4,5 года)

Вступительные испытания – обществознание, история, русский язык

Особое внимание при обучении студентов уделяется основным профессиональным дисциплинам, необходимым в работе бакалавра гостиничного дела: организация гостиничной деятельности, речевая коммуникация, психодиагностика, управление гостиничным хозяйством, маркетинг и менеджмент, документационное, паспортно-визовое, правовое обеспечение гостиничного дела, технология экскурсионных услуг и др.

Виды профессиональной деятельности:

  • проектная деятельность;
  • производственно-технологическая деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • сервисная деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность.

На факультете действуют три специальности аспирантуры:

020400 - Биология. Программа - ботаника

021000 - География. Программа - Природный потенциал ландшафтов староосвоенных территорий

022000 - Экология и природопользование. Программа - Экологическая безопасность, природопользование, мониторинг природно-технологических систем

Процесс обучения на факультете обеспечен специализированными лабораториями и кабинетами, экологическим центром, научно-исследовательской лабораторией координационной химии, лабораторией по изучению и охране биоразнообразия, экоаналитической лабораторией, лабораторией эволюционной экологии, агробиостанцией, лабораторией геохимии ландшафтов, комплексной учебно-научно-производственной лабораторией рекреационно-туристских исследований «Кругозор», базой полевых практик «Полянка».

Полевые практики проводятся в различных уголках России и Рязанской области, а также за границей. Производственные практики проводятся в солидных организациях, имеющих достаточный опыт в сфере своей профессиональной деятельности.

По объему средств, привлечённых на выполнение научных исследований, факультет является одним из ведущих в Университете, выполняя работы по федеральным целевым программам, грантам Российского фонда фундаментальных исследований.

Основными научными направлениями на факультете являются: «Изучение разнообразия видов растений», «Видовой состав и экология животных Рязанской области», «Синтез и исследование элементорганических соединений», «Изучение современного состояния природных комплексов на территории Рязанской области», «Оценка туристско-рекреационного потенциала Рязанской области», «Экология околоземного пространства».

На факультете проводится эффективная работа по реализации научного потенциала студентов и формированию кадровой преемственности. Студенты, начиная с первого курса, привлекаются к выполнению научно-исследовательских проектов (в том числе с оплатой труда), наиболее одаренные из них к концу обучения имеют серьезные научные достижения, являются лауреатами международных, всероссийских, региональных и университетских конкурсов, олимпиад и пр., в том числе конкурса «УМНИК» государственного фонда содействию развития малых предприятий в научно-технической сфере. Руководство факультета активно привлекает молодых учёных в возрасте до 35 лет к управлению на факультете: Сергей Жеглов – заведующий кафедрой химии; Иван Зацаринный – заведующий лабораторией эволюционной экологии; Юлия Посевина – заместитель декана естественно-географического факультета по воспитательной работе; Владимир Усков – заместитель декана естественно-географического факультета по развитию; поддерживает эколого-просветительские и общественные инициативы молодых учёных: Алексей Водорезов – автор и ведущий телепрограммы «Среда обитания» (9 канал); Иван Зацаринный – председатель Студенческого научного общества РГУ имени С.А. Есенина; Владимир Усков – член Совета молодых ученых и специалистов ЦФО при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО, председатель Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Рязанской области, председатель Совета молодых ученых РГУ имени С.А. Есенина.

Высокий уровень подготовки выпускников позволяет им успешно работать по специальности, поступать в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов страны. Выпускниками факультета являются: Юхина Ирина Николаевна – заместитель министра природопользования и экологии Рязанской области, кандидат географических наук; Гаврилов Константин Николаевич, заведующий лабораторией координационной химии РГУ имени С.А. Есенина, доктор химических наук, профессор – под его руководством кандидатами наук стали 12 человек. Садовников Максим Николаевич – директор туристической фирмы «Интерконтакт плюс».

В рамках решения научных и учебно-производственных задач факультет тесно сотрудничает с Министерством природопользования и экологии Рязанской области, Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области, Управлением Росприроднадзора по Рязанской области, Комитетом по культуре и туризму Рязанской области, ЗАО «Русская кожа», Окским государственным заповедником, государственным природным заповедником «Пасвик» (Мурманская область), национальным парком «Мещёрский», Федерацией воздухоплавания Рязанской области.

 Осуществляется международное сотрудничество с природными образовательными центрами США (штат Висконсин), с университетом Центрального Арканзаса (США), с Мюнстерским университетом (Германия), с экологическим центром «Сванховд» (Норвегия).

Преподаватели факультета принимают активное участие в деятельности регионального отделения «Русского географического общества»: http://ryazan.rgo.ru/ob-otdelenii/eksperty/ Алексей Водорезов в рамках гранта РГО участвовал в экспедиции «Наследие Русской Америки. «Аляска-2011»» http://ryazan.rgo.ru/ekspedicii/nasledie-russkoj-ameriki-alyaska-2011/ .

Факультет активно участвует в олимпиадном движении. На его базе проводится региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников по биологии, географии, химии, экология, краеведению, проводился заключительный тур XIVВсероссийской олимпиады школьников по географии, региональные этапы Всероссийской студенческой олимпиады по географии. Андрей Константинович Муртазов, директор астрономической обсерватории РГУ имени С.А. Есенина, доцент кафедры экологии и природопользования, кандидат технических наук и Владимир Усков являются членами Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по астрономии и географии соответственно.

На факультете богатые традиции внеучебной деятельности.

Ежегодно проводятся праздники «Последний звонок», «Посвящение в студенты», «День факультета», в рамках которого проводится командная интеллектуальная игра наподобие телевизионной «Своей игры».

Команда КВН естественно-географического факультета традиционно занимает ведущие позиции в университете, в частности, команда КВН «Чернокнижник», состоящая в основном из бывших студентов ЕГФ, завоевала в 1998 году в Юрмале КиВиНа в тёмном.

Студенты факультета принимают активное участие в работе театра «Переход», где проявляют свой актерский талант и совершенствуют актёрское мастерство.

Студенты привлекаются к организации ежегодного Международного культурно-зрелищного спортивного фестиваля воздухоплавания «Небо России» http://www.fvro.ru/photos/neborossii2011foto/ .

Разнообразен спортивный досуг. Команды факультета нередко становятся победителями университетских соревнований по баскетболу (мужскому и женскому), волейболу (женскому), футболу (мужскому), шахматам и пр. Традицией факультета является футбольный матч между преподавателями факультета и студентами.

           Естественно-географический факультет – это одна большая семья, глава которой – Его Величество Студент.