Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@rsu.edu.ru, international@rsu.edu.ru

enru

Дни социологии в РГУ имени С.А. Есенина

Творческие встречи и мастер-классы пройдут в рамках Дней социологии на факультете социологии и управления РГУ имени С.А. Есенина.
Череда мероприятий открылась мастер-классом профессора кафедры социологии, доктора исторических наук Ольги Дмитриевны Поповой «Кто сказал “мяу”? Интерпретация образа кошки в сувенирной продукции». Цель данного мастер-класса – научить студентов анализировать повседневность с помощью методов визуальной социологии.

К визуальным источникам социальной информации обычно относят фотографии, фильмы и видеофильмы, неодушевленные предметы. В данном случае источником анализа на мастер-классе послужили сувенирные фигурки кошек из личной коллекции профессоров Поповой Ольга Дмитриевны и Поповой Анны Дмитриевны, а также фотографии кошек из фотоархива Анны Дмитриевны. Как отметила Ольга Дмитриевна, всего в коллекции более 50 экспонатов. Они прибыли из разных регионов России и в разное время. При этом коллекционер подчеркивает, что само изучение сувениров очень важно с многих позиций. Сувенир – это такая продукция, где автор, художник может в разных вариантах, иногда и в шуточной форме, отразить окружающую действительность. Автор может присваивать героям совершенно невероятные роли. Изучение сувенирной продукции методами семиотического анализа как изображения реальности позволяет понять эстетические, профессиональные, идеологические нормы, формирующие социальное поведение общества.

Производство сувениров является именно социальным поведением. Кошка в этом плане очень удобна как объект изображения и как объект изучения. С одной стороны, проявление поведения кошки создает определенный базис для интерпретации ее поведения. С другой стороны, любителей кошек очень много. Кошка живет рядом с человеком многие века, и поэтому люди с удовольствием покупают такие сувениры.

Собранная коллекция позволяет исследовать, как происходит интерпретация образа кошки по разным признакам: характеру, профессии, социальным практикам. В коллекции есть коты-ученые, коты-лежебоки, коты-повара. Задача социологии состоит в том, чтобы раскрыть значение изображения как носителя социальных значений и смыслов в обществе. Кроме того, сувенирная продукция – это важнейший источник по социологии повседневности. Повседневность первична, безусловна для всех людей, везде и всегда, хотя и неоднородна, неодинакова по содержанию и значению. Изучение этой повседневности важно, чтобы понять, что волнует общество. Важно также отметить, что сувенирная продукция – это «лицо» определенного города, местности. Более того, Ольга Дмитриевна подчеркивает, что если сувенирная продукция удачна, то у людей ее купивших надолго остается память. В представленной коллекции есть коты, которые представляют Казань, Тверь, Габрово.