Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@365.rsu.edu.ru, international@365.rsu.edu.ru

enru

Научно-методический форум по русскому языку и литературе

В РГУ имени С.А. Есенина в рамках Года литературы прошел Научно-методический форум «Обучение литературе и русскому языку в высшей и средней школе: актуальные вопросы теории и практики», посвященный 100-летию университета имени С.А. Есенина. Организаторами форума стали факультет русской филологии и национальной культуры и Институт непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина.

Данное мероприятие вызвало огромный интерес в образовательной среде Рязани и Рязанской области, его посетило более 120 человек. Активное участие в работе форума приняли учителя русского языка и литературы школ г. Рязани (№ 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 30, 33, 38, 44, 47, 51, 52, 53, 54, 55, 60, 63, 64, 69, 73, Центр дистанционного образования и др.) и Рязанской области (Виленская, Вослебовская, Горловская, Истьинская, Кузьминская, Льговская, Любовниковская, Мало-Шелемишевская, Октябрьская № 2, Павелецкая № 1, Рязанская, Сасовская № 6, Скопинская № 4, Старожиловская, Перкинская, Ухоловская и др.), представители Управления образования г. Рязани, Михайловского и Старожиловского отделов образования. Также в работе форума участвовали преподаватели, аспиранты и студенты вузов Рязани: Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера, Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Рязань.

Для работы на форуме были приглашены ведущие специалисты в области методики преподавания русского языка и литературы из Москвы (Московского института открытого образования (МИОО), Московского педагогического государственного университета), Санкт-Петербурга (Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена) и Ульяновска (Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова).

С огромным воодушевлением были восприняты прозвучавшие на пленарном заседании доклады заведующей кафедрой филологического образования МИОО, председателя Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Л.В. Дудовой, профессора МПГУ А.Д. Дейкиной, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Е.К. Маранцман, профессора РГУ имени С.А. Есенина О.А. Скрябиной. Также на пленарном заседании заслушали сообщения о программах повышения квалификации по литературе и русскому языку для учителей Института непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина (директор Института непрерывного образования Е.П. Осипова); об открытии Рязанского отделения Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка (председатель Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Л.В. Дудова); об открытии методической площадки на базе кафедры русского языка и методики его преподавания в РГУ имени С.А. Есенина (профессор РГУ имени С.А. Есенина О.А. Скрябина).

Живой интерес вызвала работа девяти мастер-классов: «Характеристика текста как инновационный вид учебной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС ООО» (ведущий – О.Н. Левушкина, д.п.н., доц. (МИОО); «Учебники по литературе сегодня» (ведущий – Е.К. Маранцман, д.п.н., проф. РГПУ им. А.И. Герцена); «Создание рабочей программы по литературе в контексте требований ФГОС ООО и отражение в ней формирования читательской компетенции обучающихся» (ведущий – Н.Е. Кутейникова, к.п.н., проф. МИОО); «Формирование универсальных учебных действий на уроке подготовки к сжатому изложению в 6 классе» (ведущий – О.Н. Артемьева, к.п.н., доц. УГПУ им. И.Н. Ульянова); «Технологическая карта урока литературы в условиях внедрения ФГОС» (ведущий – Р.А. Соколова, к.ф.н., доц. РГУ имени С.А. Есенина), «Урок систематизации знаний учащихся по орфографической теме, выстроенный с учётом требований ФГОС» (ведущий – С.В. Зуева, к.п.н., доц. УГПУ им. И.Н. Ульянова); «Проектная деятельность на внеурочных занятиях по русскому языку» (ведущий – И.А. Малышева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 33» г. Ульяновска, победитель областного конкурса «Учитель года – 2015»); «Школьное сочинение по литературе» (ведущий – А.В. Сафронов, к.ф.н., доц. РГУ имени С.А. Есенина); «Приемы формирования УУД учащихся при изучении русского языка» (ведущий – О.А. Скрябина, д.п.н., проф. РГУ имени С.А. Есенина).

Программу форума завершила работа трех Круглых столов, на которых выступили учителя русского языка и литературы – представители 35-ти школ г. Рязани и Рязанской области: «Инновационные методы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС» (ведущий – О.А. Скрябина, проф. РГУ имени С.А. Есенина); «Инновационные методы преподавания литературы в условиях реализации ФГОС» (ведущий – Т.В. Федосеева, проф. РГУ имени С.А. Есенина); «Межпредметные связи в преподавании русского языка и литературы» (ведущий – Ю.А. Южакова, и. о. зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания РГУ имени С.А. Есенина). В центре обсуждения были вопросы, касающиеся дискуссий и подходов к изучению литературы и русского языка в общеобразовательной школе, методов и приемов реализации ФГОС по русскому языку и литературе, инноваций в преподавании русского языка и литературы, проектно-исследовательской деятельности, интерактивных методов обучения, итогового сочинения по литературе, языковой подготовки учащихся к сочинению по литературе, организации научно-исследовательской и самостоятельной работы учащихся на уроках литературы и русского языка, внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС, современных учебников и учебных пособий, электронных образовательных ресурсов по литературе и русскому языку, формирования читательских интересов и потребностей школьника, преподавания литературы и русского языка в поликультурном образовательном пространстве, внедрения ФГОС в условиях дистанционного образования (обучение учащихся с ОВЗ), профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы и многие другие.

В адрес оргкомитета Форума поступили самые благожелательные и признательные отклики. Учителя и преподаватели благодарили руководство РГУ имени С.А. Есенина за четкую организацию и плодотворную работу прошедшего научно-методического мероприятия, выразив пожелание сделать его регулярным.