Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@rsu.edu.ru, international@rsu.edu.ru

enru

О грамотности и не только

Проблемы русского языка, так называемый «тотальный диктант» и грамотность населения. Эти вопросы, в частности, сегодня волнуют общество. Мнение филолога, Елены Викторовны Архиповой, доктора педагогических наук, профессора кафедры современного русского языка РГУ имени С.А. Есенина опубликовано в газете «Благовест».

Сегодня присоединение Крыма – главное историческое событие современности. Вы как руководитель Центра славянской филологии и культуры РГУ были постоянным участником международного фестиваля »Великое русское слово», который проходил в Крыму с 2006 года. Какова, на ваш взгляд, роль русского языка в судьбе Крыма?

– Действительно, я много лет была участницей фестиваля «Великое русское слово» и международной конференции «Русский язык в поликультурном мире», которые проходили под эгидой и при непосредственном участии Русской общины Крыма. За эти годы у нас установились крепкие дружественные связи с учеными-лингвистами и методистами Крыма, с авторами учебников русского языка для украинских школ. Должна сказать, что и наши российские книги и учебники, которые мы издали, очень востребованны на Украине – особенно в тех областях, где преобладает русскоговорящее население.

На протяжении многих лет я видела, какой огромный интерес проявляют коллеги-крымчане к нашим разработкам в области преподавания русского языка. В свою очередь мы, ученые России, своими отзывами и рецензиями поддержали авторов тех учебников русского языка, которые были созданы в Крыму: именно учебники наших коллег A.H. Рудякова и Т.Я. Фроловой в 2013 году получили государственную премию Украины. Кроме того, мы ежегодно выступали с докладами на международном Крымском лингвистическом конгрессе и своим участием, своими публикациями поддержали крымчан в их нелегкой борьбе за сохранение русского языка на территории республики.

Сейчас я, как и все мои коллеги, испытываю необыкновенную радость от сознания того, что мы теперь не только вместе – мы теперь соотечественники! Наша дружба от этого стала еще крепче! Сергей Павлович Цеков, председатель Русской общины Крыма, один из организаторов фестиваля «Великое русское слово» и конференции «Русский язык в поликультурном мире», в которых мне довелось участвовать по приглашению организаторов, теперь стал членом Совета Федерации. Он 23 года занимался защитой русского языка у себя на родине, и во многом благодаря ему и его соратникам эта борьба увенчалась успехом.

Вернемся к проблемам русского языка в России. Вот уже 11 лет подряд в нашей стране и за ее пределами проводится так называемый «Тотальный диктант». Как Вы прокомментируете это событие и участие в нем рязанцев.

– Название у этой акции несколько устрашающее, но в ней самой, безусловно, есть рациональное зерно. В Рязани официальной площадки для написания диктанта нет. Но многие наши ученики и студенты, зная об этой акции, писали и пишут диктанты самостоятельно через Интернет, чтобы проверить себя. Эта возможность сохраняется и по сей день: тексты всех диктантов есть на специальном сайте, где можно написать любой из них, в том числе и за предыдущие годы, и сразу же получить оценку.

Как человек, вот уже более 30 лет занимающийся вопросами обучения русскому языку, понимаю, что смысл этой акции – привлечь внимание к проблеме. Но не более. Потому что гораздо важней обеспечить качество обучения русскому языку. А это задача не из легких. Она касается и учителей, и учеников, и студентов – будущих учителей-словесников. Нужна целенаправленная работа по воспитанию культуры речи, по повышению престижа грамотности как одного из качеств образованного, начитанного и успешного человека.

Какую работу в этом направлении проводит ваша кафедра?

– Очень большую и разностороннюю. Так, в лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку, которую я возглавляю, только за последние пять лет созданы учебники, один из которых – лингвистический тренажер по русскому языку – претерпел уже три издания в издательстве «Просвещение». Есть и другие учебники для школьников, которые созданы нами для подготовки учеников к ЕГЭ. Мы разработали методические пособия для учителей и тем самым делимся с ними своими инновационными технологиями обучения русскому языку. Кроме того, по нашей авторской методике проводятся занятия с учащимися школ. Стало традицией проведение курсов по культуре деловой речи на предприятиях Рязани (например, на Рязанском радиозаводе). Кроме того, мы имеем опыт преподавания русского языка иностранным студентам, а также опыт проведения занятий для детей-инофонов, которые обучаются в рязанских школах.

Елена Викторовна, от чего вообще зависит грамотность человека? И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы повысился уровень грамотности россиян?

– Грамотность зависит от многих причин. Не последнюю роль играет так называемое чувство языка, которое дано (или не дано) человеку от рождения. Эту языковую способность можно развивать, но для этого нужна целенаправленная работа по обучению нормам русского языка и речи. Еще одной причиной низкой грамотности можно считать устаревшую методику обучения русскому языку в школе. Сегодня, в XXI веке, мы столкнулись с тем, что дети не читают книг. А значит, мы должны искать иные, современные возможности для приобщения ребенка к чтению, к литературе, к культуре Такие инновационные методики разработаны в нашей Лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку РГУ имени С. А. Есенина. Они успешно внедряются в целом ряде школ Рязани – там, где учителя тесно работают с нами и получают наши разработки из первых рук.

Я уверена, что будущее – за грамотными, образованными людьми, патриотами своей Родины, понимающими, что язык – это наша ценность, это национальная реликвия. И если искать национальную идею, то ею должно стать сохранение родного русского языка как национальной гордости россиян.

 материал газеты «Благовест»