Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@365.rsu.edu.ru, international@365.rsu.edu.ru

enru

Российские боксы для подводной съемки
от Боксов к «Аквакону»

Среди любителей подводного плавания Александр Самойлович Массарский известен прежде всего как подводный оператор, изобретатель первых российских боксов для подводной съемки (с 1956г.), а также герметичных фото и кинокамер («Аквакон», «Нереида», «Акмас», которые снимали и снимают и на дне океана и в открытом космосе.

В 1956 году, когда на советские экраны вышел фильм «Голубой континент», в нашей стране вдруг все поняли, как много можно увидеть под водой, как это красиво. Но ведь тогда еще не то что аквалангов — масок не было. Сначала все было самодельное — маски, ласты…
Не стоит забывать, что в СССР жили и творили в условиях отсутствия конкуренции, когда неповоротливая промышленность не была заинтересована в выпуске новой техники, предлагаемой энтузиастами морских глубин, и все наши разработки внедрялись с большим трудом. Многое так и осталось «за кадром».
В то время Массарский работал инженером на Ленинградском оптико-механическом объединении, На ЛОМО тогда выпускались морские приборы, которые отливались из специального алюминиево-магниевого сплава АЛ-8, устойчивого к воздействию морской воды.

Первый бокс для аппаратов «ФЭД» и «Зоркий» был изготовлен в 1957 году .

ЛОМО в 1950-е годы выпускало также прекрасный стереоскопический фотоаппарат «Спутник». Так появился бокс, который использовался для научных исследований в подводной археологии и при изучении обитателей морского дна (рис. 4).

При плановом советском производстве предприятия стремились не выпускать новую конкурентную продукцию и, как могли, отбивались от включения ее в план производства. Такая логика руководителей была в порядке вещей. Но в 1960 году был выпущен первый в нашей стране бокс УКП (универсальная камера подводная). Над этой камерой Массарский уже работал не «подпольно», а официально, по заданию руководства.

Вначале это были боксы.
Было известно, что каждая зарубежная фирма производила боксы только для своих моделей аппаратов. Для других камер они не подходили. Наша промышленность тогда выпускала несколько моделей камер — «ФЭД», «Зоркий», «Киев», «Зенит», «Старт», но боксов к ним не было.

«Массарский» бокс был универсальным. За основу был взят фотоаппарат «Ленинград». У него была заводная пружина, где можно было не переводить каждый кадр, а сразу отснять кадров 18. Позднее на ЛОМО для специальных военных съемок был сделан пружинный привод на 36 кадров. Можно было использовать и сменные объективы
С помощью различных мелких приспособлений в боксе УКП работали 14 моделей фотоаппаратов: 5 вариантов «Зоркого», несколько видов «ФЭДа», «Зенит» и другие. Таким образом появился универсальный бокс — УКП (универсальная камера подводная).

Главной отличительной особенностью этого бокса явилось применение двух затяжных замков, притягивавших крышку через герметизирующую прокладку к корпусу. Это оказалось настолько удобным, что многие зарубежные фирмы, выпускавшие боксы, переняли такой способ герметизации.

Боксы были запущены в производство. И бокс оказался очень популярным. Потом его стали повторять в Красногорске для «Зенитов» и «Стартов». Оказалось, что все наши боксы раз в 10 дешевле заграничных. Это в большой степени способствовало тому, что среди подводников появилось новое увлечение — подводная фотография. А потом уже и подводная киносъемка.

Подводный бокс «УКП» для камер «Зоркий», «ФЭД», «Ленинград», 1961ЛОМО

Окраска камеры также имеет определенный смысл. Корпус окрашивался в желтый цвет, хорошо различимый даже в мутной воде, а красный цвет крышки помогает по его «исчезновению» с глубиной судить о целесообразности съемки на цветную пленку без дополнительного света. В конструкции бокса предусмотрено подключение импульсной лампы-вспышки. Бокс рассчитан для съемок на глубине до 40 м.

Позднее и другие производители стали окрашивать свои боксы так же.

Бокс УКП был доступен каждому, стоил дешево и прошел проверку временем.

Тысячи любителей и профессионалов в нашей стране и за рубежом оценили его рабочие качества. Слабым звеном выпускаемых боксов было отсутствие импульсных осветителей в подводном исполнении, без которых невозможно получить качественные цветные снимки.

Пришлось разработать импульсный осветитель для этого бокса, но в производство он не пошел (рис. 5). Каждый умелец-подводник творил подобные вспышки самостоятельно. Делались и весьма сложные осветительные приборы (рис. 6).

Позже для своего популярного в стране и за границей аппарата «ЛОМО Компакт» объединение выпустило дешевый бокс «Краб» (рис. 7). Он понравился начинающим любителям.

Со временем боксы перестали удовлетворять дайверов. Стали актуальны легкие герметичные компактные камеры, подобные «Никоносу», которые по французской лицензии выпускали в Японии. Кстати сказать, чертежи подобных аппаратов Александр Массарский делал еще в 1959 году.

Идею приняли как всегда с опозданием. В 1988 г. родился наш отечественный герметичный аппарат, который назвали «Аквакон». Для него была разработана и лампа-вспышка. В аппарате находился механизм «ЛОМО-компакта».

В 1990 Массарский решил модернизировать его встроенной вспышкой и разработал «Аквакон-2».

Эти камеры обладали уникальными возможностями. В них была применена система герметизации, которая работала как при внешнем избыточном давлении под водой, так и при внутреннем на большой высоте или в космосе. . Впервые в этих аппаратах применили капиллярный глубиномер:на глубине более 5-6 м, аппарат автоматически включал лампу-вспышку. А на предельной глубине 50 м включается аварийная подсветка и звуковой сигнал, предупреждающий, что глубже идти не надо!

Это было изобретение на мировом уровне!
Предприятие зарегистрировало товарный знак «Аквакон». Было сделано 4 экспериментальных экземпляра, они прошли испытания, все великолепно работало. …»Аквакон» был гораздо дешевле западных аналогов, того же «Никоноса» и весьма конкурентоспособен. Началась подготовка промышленного производства этой камеры. Но тут началась перестройка, на ЛОМО стало не до этих аппаратов. Сохранились только опытные образцы, которые стали раритетом для коллекционеров фототехники.

Так для зеркального аппарата «Салют 6» с размерами 6×6 см появился бокс (рис. 8).

Были сконструированы устройства для специальных видов съемки, например для работы в мутной воде.

Параллельно ЛОМО начало выпускать еще и кинокамеры, Массарский сделал боксы для кинокамер «Спорт», «Аврора». В конце 80-х была разработана и изготовлена герметичная кинокамера «Нереида» на базе механизма и оптики «ЛОМО-215» (рис. 11). В ней тоже использовалась система с капиллярным глубиномером.

Если оглянуться назад и оценить путь, по которому прошли отечественные создатели подводной техники, то многие наши первые приборы с высоты знаний сегодняшнего наблюдателя могут показаться весьма примитивными. Но этот путь следовало пройти. Однако следует признать, что титаническими усилиями именно этих энтузиастов, способных свернуть горы и покорить океан, удалось добиться промышленного выпуска многих приборов и создать огромное современное сообщество подводников.

Владимир Зверев Russian underwater housings FROM BOXES TO «AQUACON»