Издан 1 том академического труда «Лексический атлас русских народных говоров» (ЛАРНГ) – «Растительный мир», в числе авторов – директор института непрерывного образования, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Е.П. Осипова.

Подготовка лингвистической (диалектологической) карты – кропотливая работа, требующая от исследователя глубоких познаний в области русских говоров, истории русского языка, лингвистической географии, этнографии, умения отличить подлинное от случайного. Подчас для этого требуется провести полноценное этимологическое исследование. Изданию 1 тома предшествовали многочисленные картографические семинары, которые проводились в Институте лингвистических исследований РАН и Русском географическом обществе (г. С.-Петербург) и на которых проходило обсуждение карт, подготовленных учеными. Автор должен не только оценить материал, систематизировать его, описать, но и разработать систему знаков, с помощью которых слово отображается на карте. Каждая карта снабжается подробным комментарием.

На протяжении нескольких лет преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания, студенты факультета русской филологии и национальной культуры участвуют в сборе материалов для «Лексического атласа русских народных говоров», проводя полевые (диалектологические) обследования населенных пунктов Рязанской области.

Работа над этим национальным проектом осуществляется в рамках программы фундаментальных исследований «История, языки и литературы славянских народов в мировом социокультурном контексте» Отделения историко-филологических наук РАН. Атласом охвачена вся Европейская часть территории России (1064 населенных пункта).



Осенью 2020 года доктором философских наук, профессором кафедры культурологии Натальей Петровной Ледовских была издана монография «Благодатные истоки: Тума и храм Пресвятой Троицы в культурном наследии региона».

Историей рабочего поселка Тума и православного храма Пресвятой Троицы Н.П. Ледовских занимается уже на протяжении многих лет. Представленная работа была осуществлена в рамках подписанного в 2016 году договора о совместной научно-исследовательской деятельности университета и Касимовской епархии по проблемам, связанным с изучением истории церкви и ее учреждений на Рязанской земле.

Монография построена на анализе архивных документов и печатных дореволюционных источников. Анализируется социокультурная деятельность храма как в прошлом, так и в настоящем. Отмечается, что храм продолжает традицию предков и по-прежнему является центром социокультурной активности, вносит огромный вклад в развитие поселка, в духовное совершенствование его жителей, особенно детей и подростков, обучающихся в школах поселка, Тумского прихода, Клепиковского района в целом.

В исследовании воссоздаются биографии знаковых личностей, внесших свой вклад в историю страны. Показаны художественные особенности архитектуры и интерьеров храма. Впервые публикуются фотографии фресок храма, выполненных по эскизам великих художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Ф. Бруни.

Все работы над материалом велись с благословления настоятеля храма Пресвятой Троицы рабочего поселка Тума иерея Михаила Митрохина и при его участии.



В 2017–2019 годах группа ученых кафедры литературы осуществляла исследование литературного наследия Я.П. Полонского в рамках проекта, поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований (руководитель проекта – профессор кафедры литературы Т.В. Федосеева). Результаты исследования были представлены в докладах на международных, всероссийских, межрегиональных конференциях, в статьях, опубликованных рецензируемых научных журналах, в числе которых – включенные в список ВАК и размещенные на платформе Web of Sciens.

Развернутое изложение полученных результатов представлено к 200-летию со дня рождения поэта в коллективной монографии «Я.П. Полонский. Вопросы творческой биографии» (Рязань, 2019), которая содержит три раздела. В первом разделе последовательно характеризуются истоки формирования литературных взглядов писателя, анализируется круг его чтения и влияние народнопоэтической традиции; лирические отклики и литературно-критические оценки творчества современников; лирика Полонского рассматривается в различных аспектах: универсального содержания и личностных ценностей, духовной направленности (Т.В. Федосеева); впервые системному анализу подвергаются аспекты философского содержания поэзии и прозы писателя (В.А. Толстов). Во втором разделе стихотворное и прозаическое наследие Полонского анализируется в литературном и культурном контексте времени. Рассматриваются личностные и творческие связи, сложившиеся в годы пребывания поэта в Тифлисе (1846–1851) (Д.О. Ушакова), отражение духовного опыта восточных народов в его лирике 1840–1850-х годов (Е.В. Греджева); новые страницы творческого диалога Полонского с Некрасовым открываются в его рассмотрении от начала 1850-х до конца 1870-х годов (Е.А. Федорова); романная проза писателя («Признания Сергея Чалыгина» и «Дешевый город») впервые системно представлена в аспекте выраженных в ней общественно-политических идей и проблем (К.В. Алексеев). В третьем разделе монографии исследуются вопросы отражения личности писателя в его мемуарном наследии. Описываются значимые для личностного становления и выделенные в мемуарах самим писателем обстоятельства рязанского периода его жизни, ближнего окружения семей Полонских и Кафтыревых (И.В. Грачева); воспоминания Полонского о его студенческих годах представлены на фоне широкого исторического и архивного материала интеллектуальной и духовной жизни университетской Москвы (И.В. Моклецова); впервые осуществляется выход к анализу литературной личности Полонского, выразившейся в его дневниках (А.А. Решетова); целенаправленно анализируются воспоминания поэта об И.С. Тургеневе в последний его приезд на родину с выделением их значимости не только как факта биографии писателя и истории Спасского-Лутовинова, но и неповторимого жизнеописания, свидетельствующего о гармоничности дружеских отношений двух писателей (Т.В. Константинова). Основательное и углубленное рассмотрение биографического и литературного материала иллюстрируется эпистолярием Полонского, в части, ранее не привлекавшей внимание исследователей, сведениями из его дневников, а также не переиздававшимися журнальными и газетными публикациями. Рассмотренные под новым углом зрения ранее известные факты творческой биографии писателя, а также привлеченные к исследованию новые материалы открывают многогранность творческой личности, значительной своей частью, подобно айсбергу, скрытой от современного читателя.

Отвечает направленности исследовательского проекта написанная в 1928 году, хранящейся в РГАЛИ и ранее не издававшаяся монография Д.Д. Солодовникова «Родной край в жизни и творчестве Я.П. Полонского» (подготовлена к печати Т.В. Федосеевой и В.А. Толстовым). Результаты, полученные в ходе реализации поддержанного РФФИ трехлетнего исследовательского проекта, убеждают в безусловной значимости творчества Я.П. Полонского для русской литературы и культуры. Они имеют научное, образовательное, просветительское значение. Могут быть использованы в новых исследованиях, подготовке Полного собрания сочинений Я.П. Полонского с научными комментариями, а также в практике преподавания истории русской литературы середины ‑ второй половины XIX века и деятельности по популяризации знания о русской литературе в широких слоях общества.

К юбилею со дня рождения Я.П. Полонского также была организована и проведена II международная научно-практическая конференция «Я.П. Полонский: личность, творчество, эпоха» (посвящается 200-летию со дня рождения поэта), 10–12 октября 2019 г., по результатам которой издан сборник материалов. Научный форум собрал исследователей творчества Я.П. Полонского из 20 регионов Российской Федерации: Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Великого Новгорода, Ярославля, Самары, Тулы, Петрозаводска, Тамбова, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Владимира, Симферополя, Уфы и др. Международный статус конференции был подтвержден участием ученых из Лулео (Швеция), Сегеда (Венгрия), Хельсинки-Вантаа (Финляндия), Варшавы (Польша), Херсона (Украина), Чэнду (КНР). С учетом представленных стендовых докладов, заочных выступлений количество его участников превысило 100 человек. Работа пленарных и секционных заседаний была организована по ряду направлений: изучения творческой личности писателя в художественной реализации и литературном контексте времени; разработки биографического аспекта творчества писателя и его применения в педагогической деятельности; рассмотрения личности и творчества в современном культурном пространстве – и дополнена обсуждением итогов и перспектив дальнейшего исследования и популяризации литературного наследия Я.П. Полонского в рамках круглого стола «Вопросы развития современной культурной и научно-образовательной среды в российских регионах».

Конференция была включена в план мероприятий региона 2018–2019 гг. по подготовке празднования 200-летнего юбилея Я.П. Полонского, разработанный при Правительстве Рязанской области, и была проведена совместно с Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького и Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником. Безусловно, прошедшее научное мероприятие стало результатом продолжительной научно-исследовательской деятельности, которая была организована в РГУ имени С.А. Есенина, наиболее значимым в юбилейный год событием, послужившим научному осмыслению творчества писателя-земляка и показавшим перспективы дальнейшего развития современного полонсковедения. Проведение конференции с последующей публикацией материалов также было профинансировано грантом РФФИ (руководитель проекта – зав. кафедрой литературы А.А. Решетова).

Данная работа стала продолжением грантовой деятельности кафедры, начатой в 2014–2015 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект 2014 г. «Творчество Я.П. Полонского в контексте культурной, литературной, духовной жизни России (к 195-летию со дня рождения)» и проект 2015 г. «Международная научная конференция «Я.П. Полонский: творчество, судьба, эпоха (посвящается 195-летию со дня рождения)» (руководитель проектов – профессор кафедры Т.В. Федосеева) с последующим изданием сборника научных статей по материалам конференции «Я.П. Полонский: творчество, судьба, эпоха» (под ред. Т.В. Федосеевой, Рязань, 2015). Это направление работы отвечает магистральной теме научно-исследовательской деятельности кафедры литературы «Региональный аспект изучения литературы: теория и практика литературоведческих исследований».

Развитию темы в свое время послужили проекты: «Рязанский край в контексте русской литературы: региональный аспект исследования», поддержанный РГНФ в 2015–2016 гг. (руководитель – зав. кафедрой литературы А.А. Решетова), с последующим изданием монографии «Рязанский край в контексте русской литературы: очерки регионального литературоведения» (под. ред. А.А. Решетовой, Т.В. Федосеевой, Рязань, 2017) и «Рязанский период жизни и творчества А.И. Солженицына (1957–1969)», поддержанный РФФИ в 2018 г. (руководитель – доцент кафедры литературы А.В. Сафронов), с последующим изданием сборника «Наследие А.И. Солженицына в современном культурном пространстве России и зарубежья (к 100-летию со дня рождения писателя) (ред.-сост. А.А. Решетова, Рязань, 2019).

В настоящее время работа кафедры литературы по развитию научного направления, связанного с региональным литературоведением, продолжается.



Весной 2020 года в одном из ведущих издательств России «Юрайт» вышло второе издание (дополненное и переработанное) трехтомного учебника и практикума для вузов «Современный русский язык» (гриф УМО ВО), одним из авторов которого является доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина Виталий Александрович Лаврентьев (им написаны основные разделы тома «Синтаксис», а также в соавторстве с профессором Московского педагогического государственного университета С.М. Колесниковой отдельные разделы тома «Морфология»). Помимо теоретических сведений, упражнений и заданий, схем и образцов разбора языковых единиц всех уровней, тестов по грамматике русского языка, книга содержит интересные и необходимые для развития лингвистического кругозора и аналитического мышления студентов рубрики «Проблемы терминологии», «Определение понятия», «История вопроса» и «Научная дискуссия». В процессе изложения теоретического материала авторы опирались на классические источники и научные разработки современных лингвистов, а по отдельным вопросам отразили собственное видение проблемы.

Первое издание было выпущено тиражом 1000 экземпляров. В 2019 году книга получила награду издательства «Юрайт» в категории «Главный проект по дисциплине». Преподаватели и студенты более 30 вузов РФ используют данный учебник.

В октябре 2020 года в издательстве «Юрайт» вышел в свет новый учебник «Функциональная грамматика русского языка» (гриф УМО ВО). Авторский коллектив состоит из восьми докторов наук, одним из которых является заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Виталий Александрович Лаврентьев. Книга позволяет определить содержательное, семантическое пространство языка, создать целостное, основанное на современных научных концепциях представление о разновидности функциональной грамматики, базирующейся на понятиях «функция», «функционально-семантическое поле», «функционально-семантическая категория». Учебник соответствует актуальным требованиям ФГОС ВО и предназначен для студентов-бакалавров, магистрантов, преподавателей вузов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.

В 2019 году профессор В.А. Лаврентьев получил благодарность Рособрнадзора.

Под научным руководством профессора В.А. Лаврентьева защищено две диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык:

В.В. Меркина «Микротопонимия овражно-балочных образований региона верхнего и среднего течения Дона (на материале «Списка рек Донского бассейна» П.Л. Маштакова)»;

С.О. Кипарисова «Рязанская диалектная фразеология».

 



Мамонов Сергей Станиславович, д-р физ.-мат. наук, доцент, профессор кафедры математики и МПМД, руководитель аспирантуры 01.06.01. Математика (профиль «Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление») с 2014 года; заведующий кафедрой математики и МПМД с 01.09.2017 г. по 31.08.2020 г., руководитель научной школы РГУ имени С.А. Есенина «Дифференциальные уравнения и их приложения». Большое внимание уделяет ведению научной работы и подготовке аспирантов. Под его руководством две выпускницы ФМФ РГУ имени С.А. Есенина подготовили и защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук: Ионова И.В. (2017 г.) и Харламова А.О. (2018 г.).

Сергей Станиславович является сопредседателем программного комитета Международных научных конференций «Геометрические методы в теории управления и математической физике», проводимых кафедрой МиМПМД совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова и Институтом проблем управления РАН имени В.А. Трапезникова на регулярной основе. Мамонов С.С. является научным редактором межвузовского сборника научных трудов «Дифференциальные уравнения и математическое моделирование», бывшего ранее тематическим номером научного журнала «Вестник РАЕН». Сергей Станиславович активно развивает научное сотрудничество. При его активном участии с 2016 по 2020 год кафедра математики и МПМД провела три международных научных конференции и одну всероссийскую, посвящённую юбилее. Почётного профессора РГУ имени С.А. Есенина М.Т. Терёхина. Мамонов С.С. является членом специализированных диссертационных советов Д 212.271.05 в ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» и Д 212.211.02 в ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина».

Награды:

  1. Знак «В память 80-летия Рязанской области» (28.07.2017-Врио Губернатор Рязанской области Н.В. Любимов).

  2. Знак «За вклад в развитие университета» (02.12.2019 -Ректор РГУ имени С.А. Есенина А.И. Минаев).

Научные публикации С.С. Мамонова в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science

  1. Мамонов С.С., Ионова И.В., Харламова А.О. Матричные уравнения систем фазовой синхронизации. Чебышевский сборник. 2019. Т. 20. № 2 (70). С. 236-250.

  2. Мамонов С.С., Ионова И.В., Харламова А.О. Механизмы возникновения скрытой синхронизации динамических систем. Чебышевский сборник. 2019. Т. 20. № 3 (71). С. 333-348.

  3. Абрамов В.В., Лискина Е.Ю., Мамонов С.С. К проблеме устойчивости периодического решения в условиях бифуркации Хопфа. Чебышевский сборник. 2019. Т. 20. № 3 (71). С. 78-91. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-3-78-91

  4. Mamonov, S.S., Kharlamova, A.O. First-Kind Cycles of Systems with Cylindrical Phase Space. J Math Sci 248, 457–466 (2020). https://doi.org/10.1007/s10958-020-04886-y

  5. Abramov V.V., Liskina E.J., Mamonov S.S., Vidov S.V. The Calculation of the Sales Volumes Flow Based on the Game-Theoretic Model. Atlantis Highlights in Computer Sciences, volume 2, pp. 6–11, 2019. DOI: https://doi.org/10.2991/ahcs.k.191206.002



Назиев Асланбек Хамидович, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры математики и МПМД. За указанный период принимал участие в работе более 50 международных научных конференций, как в России, так и, в основном, за рубежом. Наиболее престижным для себя считает приглашение сказать несколько приветственных слов на церемонии открытия крупной конференции в Токио (более 300 участников из более чем 60 стран), в которой А.Х. Назиев был включён в международный научный комитет и редколлегию сборника материалов конференции. К сожалению, по не зависящим от него причинам, не смог полететь в Токио. Стоит упомянуть также пленарный доклад на конференции SMART-2019 (Синая, Румыния), посвящённый цифровизации математического образования.

Асланбек Хамидович является членом редколлегий семи зарубежных (Румыния, Турция, Индия) научных журналов, три из которых индексируются в Web of Science, в одном из них является одним из трёх соредакторов:

– соредактор журнала «BRAIN – Широкие Исследования по Искусственному Интеллекту и Нейронауке» (Румыния, индексируется Web of Science),

– член редколлегии научных журналов «Postmoderning Openings» («Постмодернистские Открытия», Румыния, индексируется Web of Science),

– член редколлегии журнала «Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala» («Румынский Журнал по Многомерному Образованию», Румыния, индексируется Web of Science),

– член редколлегии «Молдавского Журнала по Образованию и Социальной Психологии» (Румыния),

– член редколлегии «Журнала Информационных Технологий» (Турция),

– член редколлегии «Журнала Исследований по Образованию, Науке и Технологии» (Турция, Индия).

Был модератором секции грандиозного форума IFTE-19 (Казань, 2019) по педагогическому образованию. Является членом редколлегий семи зарубежных (Румыния, Турция, Индия) научных журналов, три из которых индексируются в Web of Science, причём в одном из них являюсь не просто членом редколлегии (каковых более 40), а одним из трёх соредакторов.

Опубликовал более 50 научных работ, по большей части зарубежных, 7 из которых проиндексированы в Web of Science, и одна в Scopus. Наиболее значимой за последние годы публикацией можно считать главу (23 страницы) в коллективной монографии издательства Springer (проиндексирована в Scopus). Из других работ следует упомянуть статью «What is an Education?» («Что такое образование?»), представленную на конференцию Future of Education и опубликованную в материалах этой конференции в 2017 году. По данным международной организации ResearchGate на 5 октября 2020 года, статья набрала 26937 прочтений. Ещё несколько работ профессора набрали по несколько тысяч прочтений.

Научные публикации А.Х. Назиева в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science

1. Naziev A. Multidimensional Mathematics Teaching // Multidimensional Education & Professional Development. Ethical Values. — Bologna (Italy): MEDIMOND Publishing Company, 2016. — P. 327–332

2. Naziev A., Monina P. LaTeX as an ideal tool of integration of mathematics and mathematics teaching in science esucation // “New Perspectives in Science Education: 6th Edition”: Proceedings of the International Conference (Florence, Italy, 16–17 March 2017). — Florence: Pixel, 2017. — P. 181–187.

3. Naziev A. What is an Education? // International Conference “The Future of Education”, 7th edition Florence, Italy, 8–9 June 2017

4. Naziev A., Monina P. Computer support of teaching plane geometry by means of LaTeX // EDULEARN17: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies p 3940–3945

5. Naziev A. Descartes and newton on the problem solving with the help of equations // EDULEARN17: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies. P 4149–4155

6. Naziev A., Monina P. Computer Support By Means Of Latex — The Teaching Of Constructing The Plane Sections Of Polehedra // INTED2018 Proceedings, Valencia 2018, Pp. 9587–9596

7. Naziev A. Improving The Teaching And Learning Of Quantifiers With The Help Of Knight And Knave Problems // INTED2018 Proceedings, Valencia 2018, Pp. 9597-9602

8. Naziev A. The Role of Language in Teaching and Learning Mathematics // BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience (Romania), Vol 9, No 1 (2018), Pp. 114–124

9. Naziev A. Teaching Mathematics: Discovering vs Storytelling // BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience (Romania), Vol 9, No 3 (2018), Pp. 128–136

10. Naziev A. Making Accurate Drawings by Means of LaTeX // International Journal of Innovative Studies in Sciences and Engineering Technology (USA), Volume: 4 Issue: 11 | 2018

11. Naziev, A. Semantic Reading in the Context of the History of Mathematics // BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience. Vol 10, No 2 (2019) P. 174-184

12. Naziev, A. Logic and heuristic in education. // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. [Online]. 2019, 6(1), pp 230–237.



Лискина Екатерина Юрьевна, канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой математики и МПМД с 01.09.2020 г., руководитель ОПОП магистратуры 01.04.01 Математика (профиль «Математические методы в экономике») с 01.09.2017 года. Большое внимание уделяет формированию у студентов научно-исследовательских компетенций и компетенций в области Data Science. Студенческие научные работы под руководством Е.Ю. Лискиной ежегодно занимают призовые места на ежегодном конкурсе студенческих научных работ РГУ имени С.А. Есенина. В 2015 г. научная работа студентки магистратуры Гальцевой Ю.Е. получила специальный приз Администрации г. Рязани. В 2016 г. научная работа студентки магистратуры Серовой О.П. заняла 3-е место в конкурсе студенческих научных работ мастерской АНЦЭА, проводимым филиалом НИУ ВШЭ в Перми. Доклады студентов на профильных молодёжных конференциях регулярно получают дипломы за лучший доклад.

В январе – июне 2019 г. Лискина Е.Ю., доцент кафедры математики и МПМД Ионова И.В. и студенты магистратуры участвовали в работе пилотного проекта «Школа CDO» в качестве соразработчиков учебной программы, разработчиков стажировки и учебных кейсов. Магистранты выступали в роли модераторов учебных групп. Проект организован АНО «Цифровой регион» в рамках проекта «Цифровая трансформация региона» и курировался советником Губернатора Рязанской области И.И. Горских. По результатам работы проекта «Школа CDO»: 3 выпускника магистратуры приняты на работу в АНО «Цифровой регион», подготовлено 25 специалистов CDO из числа сотрудников ЦИОГВ, подготовлена учебная программа Центра проектов и практик Рязанской области. Награда министерства промышленности.

Научные публикации Е.Ю. Лискиной в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science

1. Liskina E.Ju. and Serova O.P. A study of entrepreneurial activity of the population in regions of the Russian Federation by means of panel data analysis // Computer Modelling in Decision Making 2017 / Ed. by A. Althonayan, T. A. Belkina, V. S. Mkhitaryan, D. Pavluk, S. P. Sidorov. – Aachen, 2017. – Vol. 2018 of CEUR Workshop Proceedings. – Pp. 93–102. –http://ceur-ws.org/Vol-2018/#paper-11

2. Абрамов В.В., Лискина Е.Ю., Мамонов С.С. К проблеме устойчивости периодического решения в условиях бифуркации Хопфа. Чебышевский сборник. 2019. Т. 20. № 3 (71). С. 78-91. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-3-78-91

3. Abramov V.V., Liskina E.J., Mamonov S.S., Vidov S.V. The Calculation of the Sales Volumes Flow Based on the Game-Theoretic Model. Atlantis Highlights in Computer Sciences, volume 2, pp. 6–11, 2019. DOI: https://doi.org/10.2991/ahcs.k.191206.002

4. Liskina E.Y. Study of a Three-Factor Dynamical System of the Regional Economy Including Final Consumption and Limited Resources // J Math Sci 248, 448–456 (2020). https://doi.org/10.1007/s10958-020-04885-z



Кафедра общей и теоретической физики и методики преподавания – ровесница факультета, ее историю как отдельного структурного подразделения можно отсчитывать с 1934 года. Однако и ранее, с момента основания женского учительского института, подготовка по физике велась – на базе физико-математического отделения.

На этом отделении обучался в начале 1920-х годов один из основателей отечественной методики физики, член-корреспондент АПН СССР, автор многих учебников по физике для средней школы, лауреат Государственной премии профессор А.В. Перышкин. В эти же годы в институте учился А.А. Покровский – известный методист в области школьного физического эксперимента. По учебникам, написанным А.В. Перышкиным, десятилетиями учились школьники, это одни из самых узнаваемых учебников, и они даже в 2020 году не потеряли своей ценности и включены в федеральный перечень.

Вместе с факультетом и институтом, а впоследствии и университетом проходя непростые испытания, почти 90 лет кафедра служит важнейшей цели – подготовке учителей в области физики. Ведь именно физика и в минувшем XX веке, и сейчас, в XXI веке – двигатель научно-технического прогресса, и за школьной партой закладывается фундамент будущих научных прозрений, великих открытий, гениальных изобретений.

Можно долго перечислять талантливых педагогов, которым кафедра дала путевку в жизнь, обеспечила надежными знаниями, сформировала системное мышление и способность решать задачи любой сложности. Кафедра может по праву гордиться своими востребованными выпускниками, теми, кто высоко несет знамя педагогической профессии и зажигает юные сердца жаждой познания (многие из них становились победителями региональных этапов конкурса «Учитель года» и достойно представляли область в финале), кто ответственно и дальновидно управляет образовательным процессом на всех уровнях – от класса до региональных и федеральных органов власти.

В XXI веке кафедра начала подготовку инженеров по направлению «Техническая физика», профиль «Физическая электроника», отвечая на потребности в молодых профессионалах высокотехнологичных рязанских предприятий, многие из которых сотрудничают с кафедрой в рамках научно-образовательного центра «МЕРА» – консорциума «Лазерные системы, нанотехнологии и методы диагностики», и сохраняя многолетние традиции подготовки инженеров-физиков в регионе.

Здесь важнейшая роль принадлежит профессору, доктору физико-математических наук В.А. Степанову. Активный разработчик первых газоразрядных лазеров, основатель научной школы в Рязани (подготовил почти 70 кандидатов и 16 докторов наук), автор более 400 научных работ и 40 авторских свидетельств и патентов, включая патенты США и Англии, он продолжает искать новые возможности как для совершенствования учебного процесса, так и применения современных технологий в разработке и применении лазерных систем. Научные результаты В.А. Степанова и его учеников обеспечили высокий имидж рязанской научной школы по физике плазмы, колебательно-волновым процессам, технике и технологии газоразрядных лазеров; а также высокий уровень, качество и известность разработанных и освоенных в производстве приборов в России и за рубежом (Белоруссии, Украине, Узбекистане, Латвии, США, Германии, Японии, Канаде, Корее и др.), сформировали о Рязани представление, как об одном из ведущих лазерных городов России.

Его заслуги и достижения отмечены множеством наград и званий, только за последние два года: лучший профессор России по ЦФО – 2018, член Коллегии национальных экспертов стран СНГ по лазерам и лазерным технологиям от России в 2018 – 2021 гг. по специальности «Развитие инфраструктуры отрасли, включая информационное и кадровое обеспечение работ по фотонике и ее применениям», член УМО по направлению «Физико-технические науки» и т.д.

Воспитанники профессора из числа молодых ученых также радуют своими достижениями. Из последних – Максим Шадрин. Выпускник РГРТУ (ныне имени В.Ф. Уткина), он поступил в аспирантуру на кафедру, собираясь заняться научными изысканиями по лазерной тематике и создать лазерный прибор для промышленных измерений. Разработанные им приборы получили гранты по программе «УМНИК», «СТАРТ», внедрены на ЗАО МПК КРЗ, востребованы машиностроительными предприятиями региона и ЦФО, в гособоронзаказе. В феврале 2019 года Шадрин стал победителем областной акции «Человек года» в номинации «Предпринимательство». Проект по развитию инструментального менеджмента выиграл в федеральном конкурсе «Инновационный бизнес-навигатор», а также прошел в полуфинал конкурса стартапов «Сколково» StartupVillage 2019 и заинтересовал ведущие компании страны. 6 октября 2020 года Шадрин успешно защитил кандидатскую диссертацию «Триангуляционная система контроля перемещений изделий в процессе производства». Развитием этой темы стали исследования аспиранта Николая Умняшкина в области интеллектуальных систем технического зрения, также поддержанные по программе «УМНИК».

Готовится к защите диссертация Александра Кудюкина, ведущего инженера кафедры, также аспиранта профессора В.А. Степанова, посвященная решению проблемы создания эффективной технологии изготовления и разработка композиционных электродов приборов вакуумной и плазменной электроники. Результаты исследования были внедрены на ООО «Вакуумные технологии» и позволили предприятию собрать передовой опыт и стать ведущей фирмой, использующей групповые современные методы и оборудование при производстве высоковольтных металлокерамических вакуумных и газоразрядных приборов (включая дугогасительные камеры), выйти на первые места в России по качеству и объему изготовляемой продукции.

Это направление НИР кафедры тесно связано с другим, где достижения также находятся на мировом уровне. Речь идет об исследованиях в области масс-спектрометрии, а именно о создании квадрупольных комплексов контроля атомно-молекулярного состава газообразных и конденсированных сред. Исследования в этом направлении проводит профессор, доктор физико-математических наук Н.В. Коненков, член совета Всероссийского масс-спектрометрического общества, лауреат премии Рязанской области по науке и технике имени академика В.Ф. Уткина за 2018 год (совместно с представителями предприятия-партнера ООО «Шибболет» В.С. Ганом и Е.Я. Черняком) за теоретическое обоснование, разработку и создание первого в России квадрупольного масс-спектрометра. Подобные системы могут проводить экспресс-анализ во всех отраслях медицины, фармацевтической, химической, нефтегазовой, аэрокосмической, атомной, электронной промышленности, позволяют быстро обнаруживать следовые количества веществ, существенные для контроля любых процессов в реальном времени и обеспечения их точности и безопасности в различных отраслях народного хозяйства.

Перспективным является и направление исследований кафедры в области физики и технологии полупроводниковых структур на основе кремния, развиваемое кандидатом технических наук В.В. Трегуловым. В ближайших планах Вадима Викторовича – защитить докторскую диссертацию и создать в университете лабораторию, которая даст возможность проводить исследования на переднем крае науки, повысить качество научной работы студентов, магистров и аспирантов кафедры, привлечь финансирование по проектам в рамках приоритетных направлений развития науки и техники в РФ.

Для студентов тех направлений, для которых кафедра является выпускающей, научная деятельность является неотъемлемой частью классического высшего образования. Глубокое погружение в науку приносит свои плоды не только в виде статей в высокорейтинговой научной периодике. Так, выпускник 2020 года Евгений Бурмистров в 2019/2020 учебном году получал именную стипендию Губернатора Рязанской области, а кроме того, стал лауреатом премии Губернатора Рязанской области «Молодой учёный года». Свои исследования полупроводниковых гетероструктур, начатые на 3-м курсе под руководством кандидата физико-математических наук М.М. Афанасовой, Евгений сейчас продолжает в магистратуре МГУ.

Фундаментальное физическое образование, которое позволяет не только успешно строить научную карьеру, но и заниматься созданием новых технологий, является ключом к развитию высокотехнологичных производств в регионе, к достижению мировых стандартов качества, обеспечению устойчивого развития экономики региона. В связи с этим кафедра активно работает над открытием набора по направлениям «Инноватика» (профиль «Производственная инноватика») и «Управление качеством» (профиль «Инженерные методы управления качеством»), чтобы начать подготовку специалистов, способных предлагать и внедрять промышленные инновации, использовать современные подходы к управлению качеством, постоянно совершенствоваться и отвечать на вызовы времени.

Кафедра общей и теоретической физики и методики преподавания с уверенностью смотрит в будущее, уже сегодня формируя тот мир, который все мы увидим завтра.



В издательстве Юрайт переиздан учебник «Уголовно-исполнительное право России» в 3-х томах. В состав авторского коллектива  входят  известные   специалисты уголовно-исполнительного права ведущих юридических вузов России, в числе которых профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического института РГУ имени С.А. Есенина, доктор юридических наук Вячеслав Ефимович Южанин. 

В новом издании учебника учтены требования современных реалий уголовно-исполнительной политики, представлен новый материал, полученный в результате исследований порядка и условий исполнения, отбывания уголовных наказаний, мер уголовно-правового характера и уголовно-процессуального пресечения. В нём подробно рассматриваются понятия, категории и институты Общей и Особенной частей уголовно-исполнительного права. Материал учебника подробно структурирован и после глав содержит вопросы и задания, направленные на оказание помощи обучающимся в усвоении изученного материала.

Учебник предназначен для получения высшего образования при подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Его переиздание свидетельствует о востребованности в образовательной деятельности и подготовке юристов различного уровня.



Директор научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат психологических наук Эльвира Владимировна Самарина, психологи центра — Роза Валериевна Александрова, Елена Анатольевна Бакланова под руководством ведущего научного сотрудника, доктора психологических наук, академика РАО Сергея Львовича Кандыбовича подготовили учебно-методическое пособие для вузов «Психология высшей школы в союзном государстве». Издание выпущено совместно с учеными Белорусского государственного университета и Российской Академии образования.

Учебно-методическое пособие раскрывает современные подходы к методологическим проблемам высшего образования, психологическому анализу деятельности и личности основных субъектов образовательного процесса — преподавателя и студента, освещает социально-психологические особенности деятельности коллектива кафедры и администрации вуза.

В пособии подробно представлена модель психологической службы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, приведены примеры программ психолого-педагогического сопровождения студенческой молодежи, разработанных и апробированных нашими психологами на базе НОЦ практической психологии и психологической службы.

Книга адресована широкому кругу читателей: студентам, аспирантам, преподавателям, руководителям высшей школы.



В рамках фестиваля «Читающий мир» состоялась презентация книги «История и историки в провинции и столицах XVIII–XX вв.», написанной профессором кафедры истории России и методики обучения истории и обществознания РГУ имени С.А. Есенина Аллой Александровной Севастьяновой. Мероприятие прошло в РОУНБ имени Горького при содействии Рязанского библиотечного общества. 
Приветственные слова в адрес автора и издателя книги произнесла заместитель директора библиотеки по социокультурной деятельности и связям с общественностью, секретарь конкурса «Книга года» Ольга Александровна Уласевич. Она объявила о том, что на конкурсе «Книга года – 2020» это издание стало победителем в номинации «Лучшая книга о России».Презентация прошла в тёплой и дружественной атмосфере. Среди гостей были студенты РГУ имени С.А. Есенина, ведущий научный сотрудник Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Ирина Гасановна Кусова, заместитель директора Государственного архива Рязанской области Дмитрий Юьревич Филлипов, директор издательства «Квадрига» Иван Александрович Тихонюк, а также друзья Аллы Александровны и её коллеги по университету: профессор Вячеслав Николаевич Козляков,профессор Ольга Дмитриевна Попова, доцент Виталий Алексеевич Толстов.Презентация книги прошла в теплой дружественной атмосфере. Автор рассказала о своих архивных открытиях, о судьбах библиотек и рукописей, забытых или неизвестных страницах жизни Сергея Есенина, о проблемах изучения региональной истории и культуры, а также о повседневном укладе провинциальной жизни в середине XX века.Всем желающим Алла Александровна оставила на презентуемой книге автографы с наилучшими пожеланиями.
 


В майском номере журнала Королевского химического общества Dalton transactions (Великобритания) – издания первого квартиля – опубликована работа сотрудников научно-исследовательской лаборатории координационной химии естественно-географического факультета РГУ имени С.А. Есенина под руководством доктора химических наук, профессора Константина Николаевича Гаврилова.

Работа посвящена непростой задаче создания новых недорогих асимметрических каталитических систем, с использованием природных исходных соединений. Коллективу учёных удалось синтезировать группу неизвестных ранее металлокомплексных катализаторов на основе фосфорилированных псевдодипептидов. При тесном сотрудничестве с коллегами из МГУ имени М.В. Ломоносова, Института физической химии и электрохимии им. А.Н.Фрумкина Российской академии наук и Московского физико-технического института (национального исследовательского университета), с использованием их уникального аналитического оборудования, были изучены особенности строения и свойств этих веществ. В частности, для одного из полученных комплексов впервые был осуществлён рентгеноструктурный анализ. Эти результаты работы и легли в основу опубликованной статьи.

Стоит отметить, что работы, принимающиеся к публикации в журналах Q1, отличаются высоким уровнем проработки материалов и новизной результатов. Подготовка подобной статьи может занимать от нескольких месяцев до несколько лет, и даже это не гарантирует успешного прохождения всех фильтров редактирования и рецензирования.

Данные исследования были выполнены при финансовой поддержке грантов Российского Научного Фонда «Супрамолекулярные металлокомплексные системы на основе фосфорилированных псевдодипептидов как новые асимметрические каталитические материалы» (руководитель Чучелкин И.В.) и «Развитие эффективных асимметрических каталитических систем на основе новых хиральных P,S-лигандов фосфитной природы» (руководитель Гулюкина Н.С.).

Таким образом, высокоуровневые публикации сотрудников университета являются ярким показателем эффективности работы коллектива и отражают высокий уровень квалификации научных кадров в РГУ имени С.А. Есенина.

С публикацией можно ознакомиться по адресу: https://doi.org/10.1039/D0DT00741B

Статья

Примечания.

Хиральность – это свойство молекулы не совмещаться в пространстве со своим зеркальным отражением. Хиральные соединения могут существовать в виде двух зеркальных, или иначе говоря, оптических антиподов, очень похожих, но обладающих различными свойствами. Такие основополагающие для живых систем молекулы, как ДНК, РНК, а также углеводы, белки и фрагменты этих структур, представлены лишь одним из возможных оптических антиподов, т. е. они гомохиральны. Такая «гомохиральность» биологической формы материи приводит к тому, что оптические антиподы любого биологически активного соединения оказывают различный физиологический эффект.

Одним из наиболее эффективных инструментов синтеза оптически чистых (представленных только одним из возможных антиподов) веществ является асимметрический металлокомплексный катализ. При этом соответствующий катализатор, представляющий собой металлокомплекс c органическими молекулами, как правило, оказывается эффективен лишь в одной, либо в нескольких схожих реакциях. Кроме того, многие известные каталитические системы характеризуются высокой ценой, либо их применение ограничено патентными ограничениями.

Рисунок. Трёхмерная структура одного из новых металлокомплексов по данным рентгеноструктурного анализа.

Естественно-географический факультет РГУ имени С.А. Есенина



В 2019 году Татьяна Юрьевна Сомова, заведующий кафедрой бухгалтерского учёта, налогообложения и экономического анализа, кандидат экономических наук, доцент вошла в реестр аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности (Распоряжение об аккредитации №175-06 от 06.02.2019г.) по направлению 38.00.00 Экономика и управление (СПО, ВО — бакалавриат, ВО — специалитет, ВО — магистратура, ВО — подготовка кадров высшей квалификации).

 



Заведующий кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознания РГУ имени С.А. Есенина, профессор Александр Фёдорович Агарёв стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2019 года в номинации «Гуманитарные науки». Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу года проводится Фондом развития отечественного образования в течение двух десятилетий, неизменно привлекая внимание ведущих учёных и преподавателей, представляющих научные и образовательные организации России и зарубежных стран.

Именно сегодня в России отмечается День специалиста по ядерному обеспечению. 4 сентября 1947 года при Генеральном штабе ВС СССР был создан Специальный отдел, на который было возложено руководство проведением испытаний ядерного оружия. Впоследствии отдел несколько раз переименовывали. Теперь это 12-е Главное управление Министерства обороны РФ, основная функция которого — обеспечивать хранение, эксплуатацию и защиту ядерного боезапаса РФ.

В книге «Атомная эпоха А. Завенягина» Александр Фёдорович представил полную биографию инженера-металлурга, куратора советской металлургии и атомного проекта Авраамия Павловича Завенягина.

Александру Фёдоровичу удалось обнаружить новый рукописный документ — статью А.П. Завенягина в журнал «Рассвет», который издавали учащиеся Скопинского реального училища. Профессор РГУ изучил всё, что могло связывать одного из руководителей советского атомного проекта с Рязанской землёй.



Профессор кафедры истории России ФИМО РГУ имени С.А. Есенина, доктор исторических наук Александр Фёдорович Агарёв представил свою новую книгу, посвящённую биографии Авраамия Павловича Завенягина. 

История А.П. Завенягина тесно связана с Рязанской землёй. Профессор РГУ изучил всё, что могло связывать одного из руководителей советского атомного проекта с нашим краем.

Александру Фёдоровичу удалось обнаружить новый рукописный документ — статью А.П. Завенягина в журнал «Рассвет», который издавали учащиеся Скопинского реального училища.

О том, как проходил научный поиск, смотрите в сюжете телекомпании «Край Рязанский»



В издательстве «Алеф-Пресс» (г. Санкт-Петербург) вышла в свет коллективная монография профессора кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации РГУ имени С.А. Есенина Якова Моисеевича Колкера, директора Центра глобального образования Института иностранных языков Елены Сергеевны Устиновой, директора Института иностранных языков Елены Леонидовны Марьяновской и директора Института иностранных языков Чанчуньского университета Ван Цзиньлин «Русский как иностранный: преподавание с опорой на родной язык и язык-посредник».

Книга создана коллективом авторов, уже много лет сотрудничающих в области преподавания иностранных языков и перевода студентам российских и китайских университетов, и это не первый их совместный труд.

Монография представляет собой научное обобщение теории и практики преподавания иностранных языков в языковом вузе. Концептуальная основа предлагаемого подхода к обучению любому иностранному языку как специальности – когнитивно-коммуникативная глобально-ориентированная методика, опирающаяся на «методическое многоязычие». В книге выявляется поступательность и постепенность формирования иноязычных компетенций в языковом вузе, определяются закономерности планирования и проведения занятий по практике языка и возможности профессионализации практических занятий, начиная с первого курса.

 

Книга адресуется филологам, преподавателям, студентам языковых факультетов, переводчикам и широкому кругу заинтересованных читателей.

В монографии преподавание русского языка как иностранного служит примером преподавания дисциплины в условиях, когда в целях оптимизации используется китайский как родной и английский – как язык-посредник. Эти условия характеризуются ещё и тем, что языки принадлежат к разным языковым семьям. В этом случае сопоставление затруднено, и в дело вступает язык-посредник, облегчающий процесс, что особенно важно при подготовке филологов – будущих учителей или лингвистов-переводчиков.

Именно поэтому концептуальная основа обучения – опора на родной язык и язык-посредник, которая предусматривает многоязычие как существенную помощь в преподавании, исповедующем когнитивно-коммуникативный метод и идеи глобального образования в качестве механизма, обеспечивающего интегративность как путь формирования целостной картины мира, поступательность и постепенность формирования иноязычных компетенций в языковом вузе. Особое внимание в книге уделяется «методической когезии» (связям между заданиями на занятии) и «методической когерентности» (связям между занятиями) при выработке лингвистических, коммуникативных и культуроопределяющих компетенций.

Важность этой работы обусловлена тем, что она даёт простор для размышлений по самым разным вопросам современных методик и предлагает решения, но не навязывает их. Это касается, прежде всего, различного рода типологий (заданий и занятий) и разнообразных подходов к формированию умений (зависимость выработки умений от сложности их компонентного состава или зависимость развития умений от компетенции, формирование которой они определяют).

Книга изобилует примерами, но это не примеры-иллюстрации, а стимулы для дальнейших размышлений. Авторы книги ничего не опровергают. Они приводят аргументы, обосновывающие собственные научные выводы, и приглашают читателя к совместной работе.

Авторы посвятили эту книгу памяти безвременно ушедшей Елены Николаевны Солововой, профессора, доктора педагогических наук, директора департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, блестящего учёного, талантливого педагога, созидателя, яркого и всегда полного энергией человека.



Под руководством профессора кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина  Якова Моисеевича Колкера и профессора Института иностранных языков Чанчуньского университета (КНР) Ван Цзиньлин коллективом российских и китайских учёных в течение 3,5 лет в рамках гранта, полученного от Главного Управления Институтов Конфуция, велась работа над Учебником китайского языка для русскоязычных взрослых (начальный этап). Учебник вышел в издательстве «Алеф-Пресс» (Санкт-Петербург).

Учебник, написанный китайским и российскими авторами, рассчитан на начинающих изучать китайский язык и призван научить общаться на разнообразные темы в ситуациях, связанных с пребыванием в Китае с деловым визитом. Учащиеся обучаются общению на китайском языке с первых же занятий, параллельно с усвоением основ произношения и других аспектов языка. Каждый урок обучает читать, слушать (учебник снабжен диском с поурочными аудиозаписями) и говорить в едином комплексе взаимосвязанных заданий. Чтению и пониманию коротких текстов пособие поначалу обучает преимущественно в транскрипции, с частичной опорой на иероглифику, и переход на чтение в иероглифах происходит постепенно и  «безболезненно». Начертание иероглифов рассматривается как отдельная часть урока, поскольку градация трудностей письма не полностью совпадает с градацией лексического и грамматического материала.

Каждый из 36 уроков рассчитан на 4-6 часов аудиторных занятий и на выполнение доступных домашних заданий.

Учебник следует когнитивно-коммуникативному подходу. Весь материал объясняется с учетом расхождения в русском и китайском языках, и каждое новое языковое явление выводится в речь. Запоминание материала обеспечивается его систематизацией, коммуникативно ориентированными тренировочными упражнениями, вовлечением учащихся в принятие смысловых решений. А сама последовательность заданий урока создает условия для обучающего контроля и самоконтроля.

Благодаря градации трудностей, объяснению особенностей употребления лексики и синтаксических структур, фонозаписи текстов, учебник приобретает некоторые черты самоучителя, то есть позволяет самостоятельно разобраться в пропущенном материале и потренироваться в его употреблении.

В ходе работы над учебником приглашались независимые эксперты, мнения которых были учтены при продолжении и завершении работы. Перед изданием учебник применялся на практике: в преподавании китайского языка как иностранного русскоговорящим студентам в Чанчуньском университете, в преподавании китайского языка студентам, изучающим китайский как второй и третий иностранный язык, и на курсах Институтов Конфуция для начинающих взрослых Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Российско-Армянского университета Армении и других Институтов Конфуция России. Были учтены полученные мнения и советы в создании учебника, за которые соавторы выражают огромную благодарность всем ученым и специалистам.