Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@rsu.edu.ru, international@rsu.edu.ru

enru

Эффективный университет

В газете «Рязанские ведомости» вышло интервью с и.о. ректора РГУ имени С.А. Есенина, профессором Сергеем Викторовичем Пупковым.

В декабре 2012 года исполняющим обязанности ректора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина назначен Сергей Викторович Пупков. С ним мы беседуем о проблемах вуза и возможных путях их решения.

Р.В. – Сергей Викторович, в прошлом году министерство образования РФ рекомендовало университету оптимизироваться. Как вы понимаете и видите оптимизацию вуза?

С.П. – Оптимизацию я понимаю в широком смысле этого слова, а не в звучащем порой вульгарном значении, когда все сводится лишь к сокращению и уплотнению. Оптимизация подразумевает, прежде всего, выявление недостаточных функций в деятельности вуза, а не только избыточных.

Президентом РФ В.В. Путиным 13 февраля этого года перед Правительством РФ поставлена задача – обеспечить проведение ежегодного мониторинга деятельности учреждений высшего профессио­нального образования. Порядок осуществления мониторинга должен быть утвержден до 1 августа 2013 года. Глава государства потребовал обратить особое внимание на «обоснованность принципов и критериев оценки с учетом специфики реализуемых образовательных программ, востребованности выпускников, на обязательное обсуждение принципов и критериев оценки с профессиональным и экспертным сообществом».

Следующий мониторинг российских вузов, в соответствии с данным поручением Президента, будет проводиться в феврале 2014 года. В этот короткий срок нам необходимо измениться в соответствии с требованиями времени.

Р.В. – Какие-то организационные изменения запланированы?

С.П. – Новая структура деятельности вуза будет представлена на рассмотрение ученого совета уже в ближайшее время. Если какие-то функции будут признаны недостаточными, для их реализации будем изыскивать, прежде всего, внутренний кадровый резерв. В ближайшее время будет проведен аудит целесообразности тех или иных хозяйственных расходов, необходимо разобраться, на что и насколько эффективно в университете тратятся деньги, есть ли внутренние резервы.

Р.В. – То есть людей не обязательно увольнять, можно наделить другими функциями?

С.П. – Надо попытаться привлечь их к осуществлению иных, необходимых вузу функций. Не факт, что они будут соответствовать новым требованиям, но пробовать нужно. Мы провели анкетирование сотрудников. Наибольшее возмущение, высказанное теми, кто активно и заинтересованно подходил к ответам на вопросы, вызывает избыточность административного аппарата.

Р.В. – Проведена компьютеризация управления вузом. У вас эта система довольно современная и развитая.

С.П. – Да. И продолжаем ее развивать. У нас сейчас стоят несколько актуальных проблем, которые мы должны решить. Я их обозначил перед соответствующими службами. Cоздаем службу единого окна. Не дело, когда преподаватель, студент или сотрудник для получения какой-либо справки по часу, а то и больше простаивают в очереди. Все это можно достаточно легко организовать. Будем создавать электронную систему горизонтального документооборота и контроля исполнения принимаемых решений.

Р.В. – Сергей Викторович, будет ли меняться количество специальностей, по которым идет подготовка? Это ведь живое дело. Какие-то специальности утрачивают свою актуальность, какие-то становятся необходимыми. Над этим руководство университета будет работать?

С.П. – Уже работаем в этом направлении. Мы подготовили программу взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти и уже приступаем к ее реализации. Хочу особо подчеркнуть, что данная программа не является плодом труда ректора. К ее разработке были активно подключены все кафедры вуза. Это плод усилий всего профессорско-преподавательского состава.

Требование времени – чтобы выпускники нашего вуза были конкурентоспособны на рынке труда, компетентны, ответственны, способны к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовы к постоянному профессио­нальному росту, социальной и профессиональной мобильности. Еще будучи абитуриентом, молодой человек должен четко представлять, кем будет востребован в нашем регионе через 4-5 лет. Мы не должны плодить безработных, подготовленных по «модным» специальностям.

Очень интенсивные переговоры проводим со всеми региональными министерствами и ведомствами, выявляя потребности в кадрах. Но здесь не все так просто, как кажется. Например, выявлен в регионе дефицит археологов. Археологическая подготовка на историческом факультете нашего университета всегда славилась. Но дело в том, что нам экономически целесообразно обучать не менее 10 человек. Десять выпускников по специальности «археология» закроют потребность области лет на 20. Сейчас думаем над тем, как в рамках магистратуры по истории сделать один такой разовый выпуск и удовлетворить потребности региона. И не надо тешить себя иллюзиями, что, открывая новую специальность, мы обеспечиваем себя работой на десятилетия вперед.

Р.В. – То есть это должна быть очень мобильная система, которая отвечает потребностям региона в каждый период времени?

С.П. – Конечно. И опытной площадкой для этой мобильной системы мне представляется действующий сейчас в рамках университета и динамично развивающийся институт непрерывного образования. Он дает дополнительное профессиональное образование, в рамках которого мы можем в режиме on-line откликаться на потребности рынка, конкретных заказчиков. Есть возможность формировать любые образовательные программы, начиная от 72 часов и вплоть до двух-трехгодичных. Развитию этого направления деятельности вуза я придаю особое значение.

Р.В. – Тогда возникает другой вопрос. Нужно постоянно вести мониторинг с работодателями как заказчиками, с представителями власти, которые тоже могут выступать в качестве заказчика на кадры. Вы думаете о такой форме работы?

С.П. – Такая задача поставлена мною перед всеми кафедрами университета. Обсуждение потребностей рынка труда, нынешних и перспективных, с ведомствами, бизнес-сообществом, экспертами должно носить системный характер.

Р.В. – Университет в Рязани все еще воспринимается как пединститут. Региональное министерство образования ждет от университета педагогов. А у вас более широкий спектр подготовки специалистов. Велись ли переговоры о подготовке специалистов этого качества – педагогов, способных работать с детьми в школах в новых условиях?

С.П. – Я нахожусь в постоянном контакте с региональным министерством и с городским управлением образования. 14 февраля состоялось расширенное заседание коллегии министерства образования области, на котором были определены задачи и утверждён план на 2013 год. В работе коллегии приняла участие заместитель Председателя Правительства области Елена Царева. Она особо отметила необходимость координации работы вузов и районных управлений образования. В вопросах подготовки учителей главное не только в том, чтобы их подготовить, а и то, на какую площадку они придут. Сейчас министр образования Рязанской области Елена Буняшина очень озабочена проблемой, как сделать эту площадку привлекательной для будущих педагогов. Обсуждается вопрос возможности выплаты студентам, обучающимся на педагогических специальностях по целевым договорам, дополнительных стипендий. На стадии решения проблема доступной ипотеки для молодых учителей. Таким образом, будут создаваться привлекательные возможности для работы молодых специалистов в сельских учебных учреждениях.

Р.В. – Университет – это не только образовательный, но и научный центр. Мы все институты превратили в университеты для того, чтобы там параллельно развивались наука и образование. О научных достижениях вуза тоже говорить можно. Много выходит монографий, проводятся научные конференции. Но есть и над чем работать. Будет ли активизироваться деятельность в этом направлении?

С.П. – У нас, как и во всей науке, был кадровый провал в 90-е годы. Мы потеряли для науки практически целое поколение, однако мы сумели сохранить блестящие научные школы.

Мне приятно отметить то, что сейчас в нашем вузе появилось новое поколение интересных, амбициозных молодых ученых. К слову, областной совет молодых ученых возглавляет наш представитель. Очень хорошие результаты мы показываем и на российском уровне. Одной из основных задач я считаю поддержку, прежде всего, молодых ученых. Если не поддерживать их и в научном, и в социальном плане, наши коллеги не смогут полностью реализовать свой потенциал. Мы активно занимаемся этим вопросом.

Р.В. – Как обстоят дела с развитием материально-технической базы вуза?

С.П. – Мы – федеральное учреждение и обязаны действовать в рамках политики, проводимой Министерством образования РФ в отношении имущественного комплекса учреждений высшего образования. Для нас важно поддерживать в надлежащем состоянии имеющиеся здания и сооружения. Проблема нехватки площадей для организации учебного процесса очень актуальна. Однако не менее важно наполнять наши лаборатории самым современным оборудованием как для науки, так и для обучения студентов в соответствии с сегодняшними требованиями.

Р.В. – Сергей Викторович, вопрос, который нельзя не задать, – о коррупции. Что будет делаться в этом направлении?

С.П. – В стране на всех уровнях идет борьба с коррупцией. Мы не исключение. Но я не собираюсь разворачивать некую специальную кампанию по борьбе с коррупцией. Каждая «кампанейщина» как быстро начинается, так же быстро и заканчивается. Работа по борьбе с коррупцией должна вестись неустанно и иметь системный характер. Любые коррупционные проявления, которые я обнаружу в вузе, будут жестко пресекаться. Вместе с тем я уверен, что подавляющее большинство специалистов, которые работают в РГУ, пришли сюда не для того, чтобы получать коррупционные дивиденды, а чтобы проявить себя в научно-педагогической и воспитательной работе.

Р.В. – В 2015 году университет отмечает 100-летие. Готовитесь к юбилею?

С.П. – Мы уже начали подготовку. В марте определимся с конкретными мероприятиями, которые собираемся осуществить. Хочется, чтобы подготовка к этому юбилею и сам юбилей стали не сугубо местечковым мероприятием для вуза, а действительно значимым событием для всего нашего региона. Есть намерения приурочить к юбилею интересные и достаточно серьезные научные изыскания, имеющие значения для нашего региона. Мы все-таки первое выс­шее учебное заведение в регионе, начало университету положил первый в России женский учительский институт. Но при этом надо понимать, что юбилей – это повод не только вспомнить прошлое, но и возможность всерьез говорить о будущем университета. О том, каким мы его хотим видеть, – крупнейшим в области, одним из самых эффективных высших учебных заведений.

Ирина Сизова
 
Материал взят с сайта газеты «Рязанские ведомости»,
выпуск № 35 (4337) от 27 февраля 2013

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment