Адрес: г. Рязань, ул. Свободы, 46 (корпус 7) Тел.: 8 (4912) 97-16-07; 97-15-15, доб. 5009
График работы кафедры:
понедельник –пятница с 8.00 до 15.00, перерыв для отдыха и питания — с 12.00-12.30, суббота с 8.00-13.00 без обед, воскресенье – выходной день.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Гревцова Екатерина Алексеевна – заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор, почетный профессор РГУ имени С.А. Есенина

E-mail: e.grevtsova@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: Основы социальной медицины, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний.

Николаева Анастасия Дмитриевна – кандидат медицинских наук, доцент
E-mail: a.nikolaeva@365.rsu.edu.ru
Преподаваемые дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний., Основы безопасности труда.

Буробина Лидия Николаевна – старший преподаватель
E-mail: l.burobina@365.rsu.edu.ru
Преподаваемые дисциплины:Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний.

 

Горляцкая Юлия Александровна – документовед.
E-mail: yu.burobina@365.rsu.edu.ru

Сфера научных интересов кафедры :

  • Здоровье как комплексная категория и личностная ценность
  • Общественное здоровье и организация здравоохранения
  • Репродуктивное здоровье и планирование семьи
  • Безопасность жизнедеятельности: научные практические аспекты. Общие понятия о системе «Человек-среда обитания»
  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
  • Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и её составляющих: информационной, транспортной, экологической, гигиенической, психологической, нравственной
  • Здоровый образ жизни, характеристика его составляющих элементов
  • Гигиеническое обучение и воспитание как основа формирования здорового образа жизни
  • Окружающая среда и здоровье. Социальные факторы окружающей среды (курение, наркомания и токсикомании, алкоголизм)
  • Экология и здоровье
  • Наследственность и здоровье
  • Актуальные вопросы первой помощи

 

 

 

История кафедры

Кафедра организована в соответствии с приказом Министерства Высшего образования СССР в 1960 году как курс  «Гражданской обороны и медицинской подготовки сестер ГО». Учебная программа была рассчитана на 360 часов. С 1963 г. по 1991 г. было подготовлено 10 139 медицинских сестер. В 1991 году вышла новая программа в объеме 144 часов,  а кафедру переименовали – «Кафедра основ медицинских знаний».

В связи с принятым единым Государственным стандартом высшего профессионального образования  в 1995 г. была разработана единая программа, которая определила три дисциплины преподавания: «Основы медицинских знаний» (ОМЗ), «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в объеме 72 часов каждая.

Второй  ГОС ВПО (2000 г.) определил содержание и структуру двух дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – 72 часа и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (ОМЗ и ЗОЖ) – 72 часа.

В 2009 году были опубликованы требования, обязательные при реализации основных образовательных программ высшего образования (ФГОС ВО – 3 поколение), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. В течение двух лет сотрудниками кафедры были разработаны более 100 программ по дисциплинам БЖД, ОМЗ, ОСМ,ОБТ, по курсам «Наркомании и их профилактика», «Экоэпидемиология», «Экотоксикология», « Оказание первой медицинской помощи детям при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью».

Сегодня, в связи с реформированием системы высшего образования и принятием Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3 +, 3++), студентам всех направлений читается единственный курс по безопасности жизнедеятельности в объеме 72 часов, в том числе 36 аудиторных.

С 03.02.2020 года кафедра вошла в состав Института естественных наук.

На отдельных направлениях подготовки вместе с  БЖД в учебные планы включены следующие дисциплины:

  1. Основы медицинских знаний
  2. Основы безопасности труда
  3. Основы социальной медицины

Занятия по вышеперечисленным дисциплинам проводятся в течение одного семестра на разных специальностях и курсах. В качестве промежуточной аттестации предусмотрены зачеты.

Все дисциплины обеспечены рабочими программами.

 

 

 

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Гревцова Екатерина Алексеевна – заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор E-mail: e.grevtsova@365.rsu.edu.ru
Преподаваемые дисциплины: Основы социальной медицины, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний.

  1. Николаева Анастасия Дмитриевна – кандидат медицинских наук, доцент
  2. Буробина Лидия Николаевна– старший преподаватель
  3. Горляцкая Юлия Александровна – документовед.

За время обучения студенты осваивают базисные теоретические знания по вопросам безопасности жизнедеятельности в современных условиях, причины возникновения чрезвычайных ситуаций, возможные медицинские последствия и изучают практические вопросы оказания первой помощи пострадавшим в очаге ЧС. Студенты овладевают приемами первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и больным с острыми заболеваниями, приобретают навыки выполнения различных процедур по уходу за пострадавшими и больными; отрабатывают на электронных манекенах навыки реанимации пострадавших (обучение приемам непрямого массажа сердца и восстановления дыхания); знакомятся с основными социально-медицинскими проблемами здоровья населения России, изучают факторы, влияющие на его состояние.

За время обучения на кафедре у студентов формируется мотивация здорового образа жизни, способствующая сохранению и укреплению не только собственного здоровья, но и здоровья их будущих учеников, подчиненных, родных и близких.

Изданные кафедрой учебно-методические материалы.

  1. Гревцова Е.А. Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: монография. Рязань, 2010. – 172 с.
  2. Николаева А. Д. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности учащейся молодежи: материалы студенческой научной конференции по итогам 2010 года / отв. Ред. А. Д. Николаева; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2011. – 116 с.
  3. Николаева А.Д., Гревцова Е.А. Инфекции, передаваемые половым путем: методические рекомендации /Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2011.- 40 с.
  4. Николаева А.Д. ВИЧ-инфекция: методические рекомендации; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина.- Рязань, 2011.-24 с.
  5. Чукина Г.В. Пропедевтика инфекционных болезней: учебно- методические рекомендации; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина.- Рязань, 2011.-36 с.
  6. Чукина Г.В., Сафонкин С.В. Медико-экологическое значение ртути. Меры безопасности при контакте с соединениями ртути и приборами с ртутным наполнением. Методические рекомендации. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области. Рязань, 2013- 32 с.
  7. Чукина Г.В. Обучение безопасным приемам и методам работы. Проверка знаний требований охраны труда. Методические рекомендации. Рязань, 2013: РГУ им. С.А. Есенина. — 36 с.
  8. Наркомании и их профилактика: учебное пособие/ сост. А.П. Лиферов, В.Ф. Горбич, Т.Д. Здольник, Е.А. Гревцова; под ред. А.П.Лиферова; Ряз.гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2007. – 152с.
  9. Гревцова Е.А. Питание как фактор здоровья. Учебно-методические рекомендации. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2012. – 64с.
  10. Меньшова О.Н. Медицинские и социальные аспекты дошкольного образования. Методические рекомендации. Ряз.гос. ун-т им. С.А. Еснина. – Рязань, 2012. – 36с.
  11. Экологическая эпидемиология: учебное пособие: в 2 ч./ Т.Д. Здольник, В.Ф. Горбич; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2008. – 204 с.
  12. История становления и формирования охраны труда в России. В.Ф. Горбич, Д.С. Новоселов, А.А. Шуньгина. сборник науч.-метод. материалов / отв. ред. Т.В. Иванникова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2015. С.10-15.

 

Подготовленные преподавателями кафедры к изданию методические материалы для самостоятельного изучения студентами, апробированы и используются на практических занятиях.

  1. Практикум по БЖД для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, специалитет): РГУ имени С.А. Есенина, Ряз ГМУ имени академика И.П. Павлова
  2. Предмет и задачи безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени. Организация первой помощи.
  3. Чрезвычайные ситуации природного характера. Природные пожары. Поражающие факторы и медицинские последствия. Первая медицинская помощь.
  4. Чрезвычайные ситуации природного характера. Гидрологические опасные природные явления. Поражающие факторы и медицинские последствия. Первая помощь.
  5. Аварии с выбросом химических опасных веществ. Мероприятия в очаге поражения. Первая помощь.
  6. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
  7. Методика проведения сердечно-легочной реанимации.
  8. Транспортировка больных и пострадавших.
  9. Способы временной остановки кровотечения.
  10. Дорожно-транспортные происшествия на различных видах транспорта.
  11. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях.
  12. Система аттестации рабочих мест в организациях (СОУТ).
  13. Система управления охраной труда в организациях и на предприятиях.
  14. ЧС локального характера в природных условиях.
  15. ЧС природного характера. Правила поведения во время грозы.

Для оптимизации учебного процесса используются фильмы по разделам учебных дисциплин:

  1. Грозные силы природы. Молнии. Торнадо. Землетрясения.
  2. Грозные силы природы в зоне опасности.
  3. Грозные силы природы. Цунами. Вулканы. Айсберги. Ураганы.
  4. Роковая стихия (Землетрясение в Лиссабоне).
  5. Наркомании и их последствия (по материалы БСМП г. Рязани).

В 2014-15 учебном году кафедра приобрела при поддержке Главного управления МЧС России по Рязанской области учебные плакаты и с помощью университетского художника было изготовлено 11 учебных стендов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний», которые помогают студентам приобретать необходимые знания и наглядную информацию.

Учебные стенды (11 шт.) по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний», которые представляют собой наглядную информацию и помогают студентам приобретать необходимые знания.

В учебном процессе используются муляжи и фантомы.

                   

Кафедра участвует в дистанционном обучении студентов по дисциплинам «БЖД» и «ОМЗ и ЗОЖ».

Сотрудниками кафедры в ноябре 2018 года был разработан курс в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования научно-педагогических и руководящих работников университета по  навыкам оказания первой помощи в объеме 16 часов.

Научно-исследовательская работа кафедры

С 2000 года тема НИР кафедры «Медико-социальные, психологические и педагогические аспекты трудовой деятельности учителя общеобразовательной школы». По данной тематике преподавателями кафедры защищены 2 кандидатские диссертации:

  • Николаева А.Д. «Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда учителей начальных классов общеобразовательных школ» (2005 г.).
  • Мирошина О.Н. «Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений и пути их оптимизации» (2005 г.).

и докторская диссертация:

  • Гревцова Е.А. «Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей общеобразовательных школ центрального федерального округа Российской Федерации и меры по их оптимизации» (2007г.).

С 2008 года темой НИР стала проблема «Здоровье населения Рязанской области в связи с факторами среды обитания». По этой теме защищены 2 кандидатские диссертации:

  • Ковальчук И.Ю. «Гигиеническая оценка атмосферного воздуха и здоровья населения пригородных районов промышленного центра г. Рязани» (2009 г.). Научный руководитель – д.м.н., проф. Гревцова Е.А.
  • Кондракова О.В. «Медико-социальные аспекты стоматологической ортодонтической помощи населению и её оптимизация в Рязанской области» (2011 г.). Научный руководитель – д.м.н., проф. Гревцова Е.А.

Все диссертации утверждены ВАК.

Тема научно-исследовательской работы кафедры в 2011-2013 году: «Медико-социальные аспекты стоматологической патологии у населения Рязанской области»; в 2014 году: «Гигиеническая оценка питания студентов РГУ имени С.А. Есенина»; 2015-2017 год: «Оценка курительного статуса студентов университета»; 2018 год:  «Сравнительная характеристика здоровья населения Рязанской области (1991-2016 гг.)» 12.01.2018-30.12.2020 г., «Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него», », 2023 г. По итогам научной-исследовательской работы подготовлена и издана монография «Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него»: Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина, подписано к использованию 15.06.2023, регистрационное свидетельство № 76622 от 07 сентября 2023г., ISBN 978-5-907635-11-1, 2,38 МБ (12 уч.-изд. л.) Авторы : Гревцова Е.А., Николаева А.Д., Чукина Г.В.

13 апреля 2023г. на кафедре охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности проходила студенческая научная конференция по итогам  работы студенческого научного кружка за 2022 г. – секция «Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД) и их формирование в образовательной среде » (ауд. 210, уч. к. №7). Были сделаны  25 докладов студентами разных факультетов и Институтов РГУ имени С.А. Есенина.

На фото: с докладом выступает студент 1 курса ИИФиПН Горшков Е.

Все работники кафедры приняли участие  в межрегиональной научно-практической конференции: «Первая помощь: актуальные вопросы», организованной кафедрой медицины катастроф и скорой медицинской помощи РязГМУ имени И.П. Павлова 14 марта 2023 г.

Заведующий кафедрой, профессор Гревцова Е.А. работала председателем государственной итоговой аттестации аспирантов очной и заочной форм обучения в РязГМУ имени И.П. Павлова (32.06.01 Медико-профилактическое дело); июнь 2023 г.

Все работники кафедры приняли участие  в межрегиональной научно-практической конференции: «Первая помощь: актуальные вопросы», организованной кафедрой медицины катастроф и скорой медицинской помощи РязГМУ имени И.П. Павлова 11 марта 2021 г.

В заседании от РГУ имени С.А. Есенина приняла участие заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности доктор медицинских наук профессор Гревцова Е.А. (9 в левом ряду).

27  октября 2023 года в г. Рязани проходил Фестиваль науки «Наука 0+» в РГУ имени С.А. Есенина. В рамках Фестиваля науки «РГУ.science» была организована площадка «Первая помощь в очаге ЧС». Организаторы площадки – кафедра охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности РГУ имени С.А. Есенина и кафедра медицины катастроф и скорой медицинской помощи РязГМУ имени И.П. Павлова. Мероприятие посетили около 1,5 тысяч человек, площадку «Первая помощь в очаге ЧС» – студенты 4 стран мира.

 

На фото: ст. преп. Буробина Л.Н. показывает способ остановки кровотечения с помощью закрутки.

На фото: сотрудники кафедры охраны здоровья и БЖД с коллегами из РязГМУ имени И.П. Павлова.

На фото: старший преподаватель Буробина Л.Н. показывает прием Геймлиха.

На фото: студенты изучают этапы реанимации на фантоме.

Важную роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у студентов РГУ имени С.А. Есенина играет использование потенциала дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Как усвоили студенты дисциплину, как сформировалось их новое мышление, важнейшими чертами которого являются ноосферность, целостность восприятия мира, показали итоги Всероссийской олимпиады по безопасности жизнедеятельности.

Студент 2 курса, группы 5207, направления подготовки Педагогическое образование (направленность Биология и география) Паршин Александр занял 1 место, показав высокий уровень усвоения всех разделов дисциплины и умение определять последовательность действий в различных чрезвычайных ситуациях. Поздравляем Александра и его руководителя — профессора Е.А. Гревцову с победой !

     

29 февраля  2024 года Главным управлением МЧС России по Рязанской области на базе РязГМУ имени И.П. Павлова  организован отборочный этап Всероссийских соревнований «Человеческий фактор», в котором приняли участие студенты ИЕН РГУ имени С.А. Есенина. Доцент кафедры охраны здоровья и БЖД Николаева А.Д. провела подготовку команды «Сайгак» по вопросам оказания первой помощи и психологической поддержки. Команда РГУ имени С.А. Есенина заняла 2 место среди участников.

На фото: слева направо доц. Николаева А.Д.,  капитан команды Гаврикова Олеся, участники команды Сенцов Павел и Потапова Ксения ( студенты 2 курса  ИЕН, направления подготовки Биология), Агапова Н.А. – главный специалист психологической поддержки Управления.

Материалы и сборники научных трудов преподавателей:

  • Труд учителя. Социально медицинские, психологические, педагогические и юридические аспекты (2003 г.);
  • Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты (2004 г.);
  • Экологические и социально-гигиенические аспекты среды обитания человека (2005 г.);
  • Координация взаимодействия органов исполнительной власти и образовательных учреждений в профилактике наркотизации учащейся и студенческой молодежи (2007 г.);
  • Труд и здоровье учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты (2010 г.).
  • Монография «Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него» (2023 г.).

Общее число научных публикаций за последние годы – более 220, в т. ч. в центральной печати и ВАК — журналах – 68.

Кафедра предлагает заинтересованным организациям и учреждениям содействие в проведении научно-практических конференций по вопросам здорового образа жизни молодежи, профилактики социально-значимых заболеваний, изучения здоровья населения и среды обитания.

Студенческий научный кружок

На кафедре постоянно действует студенческих научный кружок, в котором участвует от 40 до 60 студентов I – IV курсов. На итоговой научной студенческой конференции ежегодно организуется самостоятельная секция.

Студенческие конференции:

  • История здравоохранения Рязанской области (2004 г);
  • Здоровый образ жизни. Профилактика наркоманий. (2005 г.);
  • Здоровый образ жизни учащейся молодежи. Профилактика наркоманий. (2006 г);
  • Проблемы сохранения здоровья в молодежной среде. (2007г.);
  • Человек и среда обитания (2008 г.);
  • Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи (2009 г.);
  • Труд и здоровье учителя, посвященная Году учителя (2010 г.);
  • Факторы, влияющие на здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи (2011 г.);
  • Окружающая среда и здоровье населения (2012 г.);
  • Питание как фактор здоровья (2013 г.);
  • Социально-медицинское обеспечение армии и населения в годы Великой Отечественной войны (2014 г.);
  • Образ жизни студентов и факторы, формирующие его (2015 г.);
  • Экология и здоровье населения Рязанской области: проблемы и пути решения (2016 г.);
  • Уровень культуры здоровья как гармоничное единство духовных и физических качеств личности (2017 г.);
  • Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него (2018 г.).
  • Организация оказания медицинской помощи в годы Великой Отечественной войны (2019);
  • Факторы, влияющие на здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи (2020);
  • Здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и перспективы их решения (2021);
  • Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) и их формирование в образовательной среде (2022).

Перспективы развития кафедры

  • Наша кафедра — первооткрыватель курса «Профилактика наркоманий и токсикоманий» (с 2002г.) в высшем учебном заведении, с разработкой программы этого курса в объеме 36 часов и учебного пособия, получившего гриф УМО Минобрнауки (Рязань, 2004г.).
  • С 2010 года этот курс студентам не читается. Считаем целесообразным введение курса на педагогических и юридических специальностях в первую очередь.
  • Стандарт 3 поколения исключил из учебного процесса дисциплины «Основы медицинских знаний» и «Здоровый образ жизни», которые являются обязательной составляющей частью дисциплины БЖД.
  • Считаем целесообразным введение раздела по теме: «Территориальная оборона» в дисциплину БЖД.

Считаем целесообразным  разрабатывать и внедрять  в образовательный процесс элементы индивидуального подхода в обучении студентов в рамках учебных дисциплин, повышать качество и эффективность самостоятельной работы студентов на основе разработанных кафедрой современных методических материалов и оценочных средств.