Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@365.rsu.edu.ru, international@365.rsu.edu.ru

enru

Литературный семинар

Преподаватель кафедры литературы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук Анжелика Владимировна Шапурина провела семинар «И.А. Гончаров: религиозно-философская масштабность творчества». Он состоялся в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького.

Участники семинара попытались уйти от привычных интерпретаций творчества И.А. Гончарова как бытописателя и критического реалиста. Священник Николай Ремизов в 1912 г., оценивая религиозность писателя, заметил: «Иван Александрович Гончаров причисляется к людям, которые специально о религии ничего не писали, богословскими вопросами не задавались и не думали над ними, но которые при всем этом в существе своем, в глубине своей души всегда бывали очень религиозны». Человек в гончаровских романах, несмотря на практически полное отсутствие церковной лексики, получает как личность религиозную оценку. Его свободный выбор ведет его либо к Богу, либо от Него.

Важнейшей идеологической бинарной оппозицией во всех произведениях И.А. Гончарова является противостояние «ада» и «рая». Фамилии главных героев романной трилогии писателя несут в себе мифологическую многозначность. Так, главный герой романа «Обыкновенная история» является Александр Адуев. Фамилия произведена писателем от слова «ад». Герой последнего гончаровского романа «Обрыв» носит фамилию Райский (производное от «рай»). Фамилия же Обломов в этом контексте означает «обломок», не «ад» и не «рай», но нечто между ними.

Анализируя духовную эволюцию, которая произошла с Александром Адуевым, участники семинара пришли к выводу, что его возвышенные представления о жизни не выдержали испытаний. Под давлением обстоятельств герой встал на «торный» путь, по которому шел «век», — путь приобретательства, обеспечивающий комфортное существование. В «Обломове» И.А. Гончаров показал образ жизни человека, больного «обломовщиной». Удалившись от «греха мира» Илья Ильич изолировался и от Бога, похоронив себя при жизни. Обломов «закопал в землю» свой талант, не выполнив предназначения, для которого был рожден. В романе «Обрыв» И.А. Гончаров выступил против современного ему позитивистского мировоззрения. Воинствующим позитивистом в «Обрыве» является Марк Волохов, претендующий на то, что является носителем новой истины, нового знания. Этой демонической личности противопоставлен Борис Райский. Между ними много общего: у обоих есть нечто от грибоедовского Чацкого, остро чувствующего всякую ложь и фальшь отжившего, омертвевшего жизненного порядка. Однако основой всех поступков Волохова является принцип «мне надо», Райский же при всем несовершенстве и слабости стремится к добру.

И.А. Гончаров мечтал написать четвертый роман об идеальном человеке, герое-подвижнике. Однако писатель отказался от создания произведения, в котором трагическая личность идет за свои идеалы на смерть. И.А. Гончаров осознавал, что его художественный дар зиждется на изображении типического, а подвижничество – удел избранных личностей. Вместо четвертого романа появились статьи-размышления о героях-подвижниках, борцах-одиночках: «»Христос в пустыне». Картина г. Крамского», «Мильон терзаний». В Христе И.Н. Крамского и Чацком А.С. Грибоедова писатель увидел идеальных героев.