В состав кафедры вошли ведущие специалисты в области психологии: доценты, кандидаты психологических наук В.Н. Семин, Е.А. Макеева, М.А. Митина, М.Н. Котлярова, И.С. Исаева, Э.В. Самарина, М.С. Лукова. За короткий промежуток времени кадровый потенциал кафедры вырос благодаря успешным защитам кандидатских диссертаций по актуальным проблемам психологии. Преподавателями были разработаны многочисленные методические пособия, подготовлены базы практик, налажены межведомственные и научно-методические связи с различными учебными заведениями и организациями  региона. Кафедра успешно сотрудничала с Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом имени М. Шолохова, Московским государственным университетом. Плодотворно развивалось научное сотрудничество с такими видными учеными в области психологии, как доктором психологических наук, академиком РАН Д.И. Фельдштейном, доктором психологических наук, профессором Б.А. Сосновским, доктором психологических наук, профессором И.Ю. Левченко, доктором психологических наук, профессором В.В. Рубцовым, доктором психологических наук, профессором Н.Ф. Талызиной. Кафедра постоянно принимала участие в наиболее значимых теоретических, научно-практических конференциях регионального и международного уровней. В 2004 году преподаватели кафедры принимали участие в III Всероссийском съезде психологов г. Санкт-Петербург. Долгое время научно-исследовательская деятельность кафедры общей и возрастной психологии была посвящена изучению различных аспектов проблемы психологии формирования Я-концепции.

На протяжении всего периода своего развития кафедра осуществляла тесное взаимодействие с кафедрой психологии РГПУ имени С.А. Есенина. На кафедре работали доцент, кандидат психологических наук И.И. Купцов, доцент, кандидат психологических наук В.А. Комогоркин, доцент, профессор, доктор педагогических наук Л.А. Байкова, кандидат психологических наук В.П. Чибалин, профессор, доктор педагогических наук Г.И. Аксенова.

В 2003 году для сопровождения профессиональной подготовки психологов по инициативе сотрудников кафедры был создан Центр практической психологии, который в настоящее время функционирует как самостоятельное подразделение университета.

В 2004 году был произведен первый выпуск по специальности «Педагогика и психология» и в 2005 году ‒ первый выпуск по специальности «Психология». В настоящее время выпускники  успешно продолжают традиции кафедры и компетентно осуществляют психолого-педагогическое сопровождение различных субъектов региона. Контакты с ними поддерживаются по самым разным каналам: приглашение к участию в научных конференциях, профессиональных праздниках, Днях института психологии, педагогики и социальной работы и университета.

В соответствии с решением Ученого совета РГУ имени С.А. Есенина от 05 июня 2009 года об изменении структуры Института психологии, педагогики и социальной работы в сентябре 2009 года в единую кафедру общей психологии были объединены общеуниверситетская кафедра психологии и кафедра общей и возрастной психологии факультета педагогики и психологии.

Из истории кафедры психологии. Кафедра психологии образована в 1949 году. С момента основания института и до 1949 г. психологи и педагоги работали в составе общей кафедры, затем были образованы самостоятельные кафедры педагогики и психологии. Эта реорганизация оправдала себя. Не теряя связи с другими кафедрами, психологи получили возможность более целеустремленно решать задачи психологической подготовки студентов к работе в школе и по единой тематике проводить научные исследования. Позже при кафедре была открыта аспирантура, которая положительно повлияла и на комплектование кафедры кадрами. Долгое время руководил коллективом кафедры доктор философских наук профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, создавший научную школу по проблеме воли  Владимир Иванович Селиванов.

Основной вектор научной работы кафедры был связан с исследованиями по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств учащихся. За время существования кафедры по этой проблематике было проведено свыше 120 исследований, выполнено 29 кандидатских и 2 докторские диссертации. Фактически кафедра являлась одной из немногих кафедр среди вузов страны по разработке вопросов психологии воли человека. По данной проблеме с 1967 г. кафедра организовала четыре научные межвузовские конференции, в которых принимали участие известные ученые страны Н.Ф. Добрынин, К.К. Платонов, В.Н. Колбановский, П.А. Рудник, А.Ц. Пуни, Ш.Н. Чхартишвили, И.В. Страхов и другие. Члены кафедры активно участвовали в работе пяти съездов Общества психологов СССР и различных конференций.

В 1982-1987 гг. кафедру психологии возглавлял кандидат психологических наук, доцент Валерий Алексеевич Комогоркин, поддерживающий научные традиции кафедры. В эти годы продолжалась активная научно-исследовательская работа по проблемам развития и воспитания воли.

В 1987-1988 гг. кафедрой руководил доктор психологических наук, процессор Александр Исаевич Высоцкий, работающий на кафедре с 1971 года.

Видный отечественный ученый внес огромный вклад в практическую подготовку учителей, в психологическую и педагогическую науку. Александр Исаевич являлся учеником и последователем профессора В.И. Селиванова, основателя научной школы по проблемам волевой регуляции поведения человека. В 1982 году А.И. Высоцкий защитил докторскую диссертацию на тему «Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения». Им опубликовано 40 научных статей и работ, в том числе учебное пособие для педагогических вузов «Волевая активность школьников и методы ее изучения» /1979/,  разработан комплекс экспериментальных методик для изучения воли школьников, под его руководством были созданы приборы к этим методикам.

С 1989 года по 1999 год кафедрой психологии руководил Иван Иванович Купцов, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент, затем профессор.

В сентябре 1992 года была открыта аспирантура по специальности 19.00.07. ‒ «Педагогическая психология». Ведущей научной проблемой в этот период являлась проблема взаимосвязи волевых, интеллектуальных и эмоциональных действий учащихся в различных видах деятельности.

С 2000 года научно-исследовательская работа осуществлялась по проблеме «Человек как субъект жизнедеятельности». Преподаватели кафедры исследовали различные аспекты данной проблемы: психофизиологический, психологический, психолого-педагогический. В 2002 году старший преподаватель Ю.JI. Еремкин и профессор И.И. Купцов были награждены дипломом лауреатов Первого Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования.

С сентября 1999 года по май 2002 года кафедра психологии работала под руководством доктора педагогических наук, профессора Галины Ивановны Аксеновой. С мая 2002 года кафедру возглавляла доктор педагогических наук, профессор Лариса Анатольевна Байкова.

При кафедре в ноябре 2002 года создан Центр психологической службы РГУ для сопровождения социально-психологической адаптации студентов в образовательном процессе вуза.

В 2005-2006 гг. кафедра проводила научное исследование при финансовой поддержке РГНФ по теме «Социальное здоровье детей и учащейся молодежи как этнопсихофизиологическая и психолого-педагогическая проблема» (проект 05-06-53601 а/Ц). По результатам исследования была проведена Межрегиональная научно-практическая конференция, изданы сборники научных статей, монография «Социальное здоровье: методология, теория, практика» / Под ред. Л.А. Байковой (2006 г.).

В 2007-2008 гг. кафедра осуществляла научное исследование «Изучение психологических особенностей сотрудников и работников организаций и производства в системе профилактики техногенных катастроф» при финансовой поддержке РГНФ. По результатам исследования был опубликован одноименный сборник научных статей под редакцией Л.А. Байковой (2007 год), а также проведена научно-практическая конференция.

При кафедре в это время работала научно-исследовательская лаборатория «Школа как  развивающаяся система». Членами лаборатории являлись заместители директоров школ по науке, соискатели, аспиранты, студенты, преподаватели кафедры. Лаборатория являлась базой, где проходили апробацию результаты научных исследований по теме «Социальное здоровье субъектов образовательного процесса».

В 2008 году 9-12 октября кафедра психологии организует международную научно-практическую конференцию «Психология здоровья: психическое, психологическое и социальное здоровье гендерно-возрастных групп населения».

Объединенная кафедра получила название кафедры общей психологии.

В 2009 году решением Совета университета была открыта научно-исследовательская лаборатория «Психология спорта и практическая психология». Деятельность лаборатории была направлена на координацию и интеграцию образовательного процесса и научных достижений в области исследования актуальных вопросов психологии спорта, рекомендаций по использованию вариативных технологий в целях обеспечения качества психологического сопровождения спортивной деятельности.

В настоящее время исполняет обязанности зав. кафедрой общей психологии выпускница Института психологии, педагогики и социальной работы кандидат психологических наук Наталья Викторовна Евтешина.

С 2013 года преподаватели кафедры принимают активное участие в реализации Совместного европейского проекта (ТEMPUSIV543873‒ТEMPUS–1‒20123‒1‒DE–ТEMPUS–JPCR) «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Координатор проекта ‒ доктор педагогических наук, профессор, директор института психологии, педагогики и социальной работы Лариса Анатольевна Байкова.

В рамках международного проекта с 2014-2016 гг. существовал научно-образовательный центр «Психолого-педагогическое сопровождение гетерогенных групп» ‒ подразделение РГУ имени С.А. Есенина. Директор Центра ‒ Наталья Викторовна Евтешина, зав. кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук. Деятельность научно-исследовательских лабораторий «Школа как развивающаяся система» и «Психология спорта и практическая психология» была интегрирована в работу научно-образовательного центра.

Цель проекта — координация усилий педагогов, психологов, ученых и практиков РГУв решении актуальных психолого-педагогических проблем модернизации образования, участие в системе инклюзивного образования в условиях открытости с учетом современных тенденций педагогической науки и практики.

В 2015 году кафедра общей психологии РГУ имени С.А. Есенина являлась участником масштабного федерального Проекта «Модернизация педагогического образования», который реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации и Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Непосредственными участниками данного Проекта является ряд ведущих вузов Российской Федерации, в первую очередь, федеральные университеты и несколько крупных вузов столицы. РГУ имени С.А. Есенина, в соответствии с решением Ученого совета и заключенным с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» договором, выступает в роли соисполнителя одного из подпроектов.

Главная задача кафедры общей психологии заключалась в обеспечении апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающее увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.

В настоящее время при содействии вуза-партнера, который является непосредственным исполнителем Проекта «Модернизация педагогического образования», кафедра успешно апробирует в рамках реализуемой под руководством доктора педагогических наук профессора Ларисы Анатольевны Байковой магистерской образовательной программы «Психология образования» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование) модуль инновационных по своему содержанию дисциплин. Эксперимент охватывает 10 магистрантов первого года обучения (очное отделение) и 17 магистрантов (заочное отделение).

Участие университета и кафедры общей психологии в качестве соисполнителя подпроекта далеко не случайно. По словам ректора МГППУ, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования В.В. Рубцова, РГУ имени С.А. Есенина широко известен в профессиональном сообществе в качестве одного из ведущих периферийных центров психолого-педагогического образования, который традиционно обладает высококвалифицированным научно-педагогическим составом.

Сегодня уже с полным основанием можно говорить о том, что участие университета в эксперименте не только успешно развивается, но и создает основания для его более активного «вхождения» в указанный Проект.

Об этом говорит активное участие научно-педагогических и руководящих работников университета в научных мероприятиях, реализуемых под эгидой Проекта, заседаниях Президиума Совета Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию, тематических вебинарах, а также в программах повышения квалификации.

Так, с 12 по 25 мая 2015 года начальник учебно-методического управления Елена Николаевна Горохова, директор института психологии, педагогики и социальной работы Лариса Анатольевна Байкова, заведующая кафедрой общей психологии Наталья Викторовна Евтешина успешно прошли повышение квалификации в МГППУ по дополнительной профессиональной программе в объеме 72 часов, связанной с Проектом, приняли участие во Всероссийской конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем реализации проекта. На конференции с докладом, посвященным участию университета и кафедры общей психологии в Проекте, выступила профессор Л.А. Байкова.

Своеобразным итогом плодотворной работы в рамках проекта стало достижение предварительной договоренности с ректоратом МГППУ о начале реализации с сентября 2015 года в РГУ имени С.А. Есенина на бюджетной основе программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Данная образовательная программа является на сегодняшний день одним из «маяков» Проекта модернизации педагогического образования, своеобразным «эталоном» для будущих магистерских программ вузов России по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Учитывая высокий научно-образовательный потенциал университета и кафедры общей психологии, руководством МГППУ было предложено рассмотреть вопрос об усилении сетевого взаимодействия между двумя вузами в рамках Проекта «Модернизация педагогического образования».

Кафедра активно сотрудничает с Центром психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Рязани (руководитель центра – кандидат психологических наук И.Н. Вознесенская). Работа осуществляется в соответствии с договорами, заключенными с Центром, в ходе учебных, производственных, педагогических практик и проведения учебных занятий со студентами.

С момента основания кафедры и до настоящего времени при кафедре общей психологии работают студенческие научные кружки и исследовательские группы. Ряд студенческих научных работ, выполненных под руководством доц. М.А. Митиной, проф. Т.В. Башкиревой, доц. Ю.Л. Еремкина, доц. М.С. Луковой, доц. И.С. Исаевой, занимали призовые места на конкурсах студенческих научных работ, организованных РГУ имени С.А. Есенина. Студенты (бакалавры, магистранты) успешно выступают на научно-практических конференциях с докладами по современным проблемам в области психологии и педагогики. Их работы представлены в сборниках материалов конференций. Студенты неоднократно принимали участие в олимпиаде на лучшие знания в области психологии «Шаги к успеху и профессионализму», проводимой на базе Академии ФСИН России г. Рязани. Под руководством преподавателей студенты принимают активное участие в волонтерской и благотворительной деятельности региона. Базами для проведения  всех видов практик являются различные учреждения г. Рязани и Рязанской области.