История кафедры общей психологии РГУ имени С.А. Есенина

В 1949 году была образована общеуниверситетская  кафедра психологии, преподаватели которой вели психологические дисциплины на всех факультетах вуза.

В 1999 на факультете педагогики и психологии появилось новое структурное подразделение: кафедра общей и возрастной психологии РГУ имени С.А. Есенина,  обеспечивающая подготовку психологов, преподавателей психологии, педагогов-психологов по специальностям «Педагогика и психология», «Психология» на данном факультете.

В 2009 году были объединены две эти кафедры в рамках Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, образованного на базе  факультета  педагогики  и  психологии начального обучения, в кафедру общей психологии

Вспомним основные вехи в становлении общеуниверситетской кафедры психологии, которая действовала в вузе на протяжении 60-ти лет. С именами руководителей и сотрудников  кафедры психологии связаны наиболее значимые события в её научной и учебно-воспитательной работе. В разное время руководили кафедрой:

1949 – 1982 Владимир Иванович Селиванов,

1982 – 1987 Валерий Алексеевич Комогоркин,

1987 – 1988 Александр Исаевич Высоцкий,

1988 – 1999 Иван Иванович Купцов,

1999 – 2002 Галина Ивановна Аксёнова,

2002 – 2009 Лариса Анатольевна Байкова.

С момента основания института и до 1949 года психологи и педагоги работали в составе общей кафедры, затем были образова­ны самостоятельные кафедры педагогики и психологии. Эта реорганизация оправдала себя. Не теряя связи с другими кафедрами, психологи получили возможность более це­леустремленно решать задачи психологической подготовки студентов к работе в школе и по единой тематике проводить научные исследования. Позже при кафедре была от­крыта аспирантура, которая положительно повлияла и на комплектование кафедры кад­рами. Уже много лет в составе преподавателей кафедры работают ее бывшие аспиранты, единомышленники по научным интересам.

На протяжении 33 лет кафедрой психологии с момента её основания и руководил доктор философских наук профессор Владимир Иванович Селиванов (1906 – 1996), За­служенный деятель науки РСФСР, ведущий ученый, создатель научной школы по проблеме во­ли, хорошо известной в СССР и за рубежом: так, его труды (а их более 130) изданы в Польше, Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Китае, Франции, Португалии.

Лицо кафедры определяла многолетняя научно-исследовательская работа по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств учащихся. За время су­ществования кафедры по этой проблематике проведено свыше 120 исследований, вы­полнено 29 кандидатских и 2 докторские диссертации. Его ученики Высоцкий А.И., Калин В.К., Ушатиков А.И. стали докторами наук.

Фактически кафедра являлась головной среди вузов страны по разработке во­просов психологии воли человека. По проблемам воли с 1967 г. кафедра организовала четыре научные межвузовские конференции, в которых принимали участие известные ученые страны Н.Ф. Добрынин, К.К. Платонов, В.Н. Колбановский, П.А. Рудник, А.Ц. Пуни,  Ш.Н. Чхартишвили, И.В. Страхов и другие. Члены кафедры активно участвовали в работе пяти съездов Общества психологов СССР и различных конференций.

Владимир Иванович многие годы работал в Обществе психологов СССР, был членом Комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР, читал лекции по заявкам общества «Знание». За большую научно-педагогическую работу он был награждён орденом В.И. Ленина и медалями, ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Селиванова В.И. отличали высокие человеческие качества: верность гражданскому долгу, бескорыстие, большое трудолюбие, правдивость, мужество и высокая научная компетентность.

В 1982 – 1987  гг., когда кафедрой психологии руководил кандидат психологи­ческих наук, доцент Комогоркин Валерий Алексеевич (1948 – 2012), поддерживались научные традиции кафедры. Продолжалась активная научно-исследовательская работа по проблемам разви­тия и воспитания воли.

Комогоркин Валерий Алексеевич  окончил Рязанский государственный педагогический институт (сейчас – Рязанский государственный университет) по специальности «учитель истории, английского языка и обществоведения» в 1971 году. С 1979 года – кандидат психологических наук.  Тема его диссертации «Индивидуальные особенности волевой активности школьников-подростков». По окончании вуза отслужил в армии и работал учителем в сельской школе, затем аспирантом, а после –  старшим преподавателем РГПИ. Был председателем профкома, секретарём  парткома, первым проректором по учебно-воспитательной работе РГПИ, в 1990 –1991 годы – секретарём Рязанского областного комитета КПСС. В 1997–2006 годы – заместителем, первым заместителем главы администрации Рязани по социальной сфере и гуманитарным вопросам. Будучи на партийной и муниципальной работе, Валерий Алексеевич не оставлял преподавательскую деятельность, был доцентом РГУ. С 2007 года являлся директором Рязанского филиала Московской академии экономики и права, поддерживающей тесные научные связи с РГУ имени С.А. Есенина.

В 1987 – 1988 годы кафедру психологии возглавлял Александр Исаевич Высоцкий (1922 – 1988) – доктор психологических наук, профессор Рязанского государственного педагогического института, научный руководитель головного вуза по проблемам воли, член Центрального совета педагогического общества РСФСР, член Ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР, ученик и последователь профессора В.И. Селиванова, основателя научной школы по проблемам волевой регуляции поведения человека.

Александр Исаевич  внес значительный вклад в практическую подготовку учителей, в психологическую и педагогическую науку. В 1982 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения». Им опубликовано 40 научных статей и работ, в том числе учебное пособие для педагогических вузов «Волевая активность школьников и методы ее изучения» (1979 г.). Также им был разработан комплекс экспериментальных методик для изучения воли школьников, под его руководством были созданы приборы к этим методикам.

Александр Исаевич имел награды участника Великой Отечественной войны: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Праги». Он отличался высоким трудолюбием, скромностью и доброжелательностью к людям,  обладал чувством высокой ответственности за порученное дело и пользовался заслуженным авторитетом среди преподавателей и студентов.

С сентября 1989 года по 1999 год кафедрой психологии руководил Иван Иванович Купцов, кандидат педагогических наук (по психологии), доцент, затем профессор, Член-корреспондент Международной академии психологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, Отличник народного образования РСФСР и СССР, Почетный профессор Уссурийского государственного педагогического института и Академии ФСИН России. В настоящее время – профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России.

В 1966 году защитил диссертацию по теме: «Психологическая характеристика преодоления недостатков собственного поведения подростков» в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина. Сфера его научных интересов: взаимосвязь волевой и нравственной сфер деятельности; духовность, народность и патриотизм как основы возрождения России и человека как субъекта деятельности.

В сентябре 1992 года при непосредственном участии И.И. Купцова  была открыта аспирантура по специальности 19.00.07. «Педагогическая психология». Ведущая науч­ная проблема в этот период: взаимосвязь волевых, интеллектуальных и эмоциональных действий учащихся в различных видах деятельности», взаимосвязь волевой и нравственной сфер деятельности; духовность, народность и патриотизм как основы возрождения России и человека как субъекта деятельности.

И.И. Купцов разработал типологию личности в зависимости от соотношения волевых и интеллектуальных качеств. Он является создателем научной школы по исследованию проблемы духовно-нравственного развития личности. Его основные публикации: «Внимание: подросток!» (1982); «Младший школьник: особенности его интеллектуально-произвольной деятельности» (1990); «Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности» (1992).

Коллектив общеуниверситетской кафедры психологии в 2002 году

Доц. Ерёмкин Юрий Логинович, проф. Байкова Лариса Анатольевна, асс. Карасёва Светлана Николаевна, ст. преп. Бабушкина Татьяна Ивановна, доц. Аксёнова Галина Ивановна, проф. Купцов Иван Иванович,  доц. Комарова Оксана Николаевна, лаб. Евлашина Светлана Александровна

С сентября 1999 года по май 2002 года кафедра психологии работала под руко­водством доктора педагогических наук, профессора Аксеновой Галины Ивановны, которая окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина в 1983 году по специальности «Педагогика и психология». Доктор наук по двум специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 19.00.07 – педагогическая психология; профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, эксперт РАН. Осуществляет руководство адъюнктами, аспирантами и соискателями, 16 из которых успешно защитили кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В 1998 году защитила докторскую диссертацию по теме: «Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки» в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. Сфера научных интересов: психология личностного и профессионального развития специалиста на этапе вузовской и послевузовской подготовки. Является членом редколлегии четырех научных журналов: «Человек: преступление и наказание», «Международный пенитенциарный журнал», «Инклюзия в образовании», «Подольский научный вестник». С 2000 года научно-исследовательская работа кафедры психологии под руководством Аксёновой Г.И. осуществлялась по проблеме «Человек как субъект жизнедеятельности» с рассмотрением  психофизиологического, психологического, психолого-педагогического  аспектов проблемы на основе целостного и интегрированного подходов.

В 2002 году старший преподаватель Ю.Л. Еремкин и профессор И.И. Купцов были награждены дипломом лауреатов Первого Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования. Один из наиболее опытных и уважаемых сотрудников кафедры –  Еремкин Юрий Логинович, кандидат педагогических наук, доцент. Руководитель  Инновационного экспериментального проекта по развитию субъектности учащихся младших классов» на базе МБОУ № 55 г. Рязани. Награжден медалями «За освоение целинных и залежных земель», «За трудовую доблесть», грамотой Министерства образования РФ, Почетным знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Область научных интересов: прикладные аспекты психодиагностики, проблемы психологического сопровождения учащихся, проблемы развития учащихся как субъектов учебной деятельности. Имеет более 80 научных публикаций.

С мая 2002 по 2009 год  кафедру психологии возглавляла Байкова Лариса Анатольевна  – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук и социальных наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник высшего профессионального образования. Награждена почетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», Почетной грамотой Рязанской областной Думы, Почетным Знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Имеет более 200 публикаций, в том числе 5 монографий, более десятка учебных пособий.  Область научных интересов: гуманистическая психология, гуманистическая педагогика, психология здоровья, социальное здоровье, сравнительная педагогика.

При кафедре психологии по инициативе Л.А. Байковой в ноябре 2002 года был создан Центр психологической службы РГУ для сопровождения социально-психологической адаптации студентов в образовательном процессе вуза, а также действовала научно-исследовательская лаборатория «Школа как развивающаяся система». Участниками лаборатории являлись заместители директоров школ по науке. Лаборатория стала базой, где проходили апробацию результаты науч­ных исследований членов кафедры психологии. Результаты внедрялись  в школах №№ 3,6, 8,10,44,45,51,56,67, которые были участниками городской экспериментальной пло­щадки «Краеведение как средство воспитания гражданской позиции школьников».

Коллектив общеуниверситетской кафедры психологии в  2003 году

(Стоят) доц. Башкирева Татьяна Валентиновна, проф. Егошкин Юрий Владимирович, доц. Ерёмкин Юрий Логинович, доц. Комарова Оксана Николаевна. (Сидят) асс. Назарова Юлия Валентиновна, проф. Байкова Лариса Анатольевна, ст. преп. Бабушкина Татьяна Ивановна, асс. Карасёва Светлана Николаевна,

В 2005-2006 гг. кафедра проводила научное исследование при финансовой поддержке РГНФ по теме «Социальное здоровье детей и учащейся молодежи как этнопсихофизиологическая и психолого-педагогическая проблема» (проект 05-06-53601 а/Ц). По результатам исследования была проведена Межрегиональная научно-практическая конференция, изданы сборники научных статей, монография «Социальное здоровье: методология, теория, практика» / Под ред. Л.А. Байковой (2006 г.).

В 2007-2008 гг. кафедра осуществляла научное исследование «Изучение психологических особенностей сотрудников и работников организаций и производства в системе профилактики техногенных катастроф» при финансовой поддержке РГНФ. По результатам исследования был опубликован одноименный сборник научных статей под редакцией Л.А. Байковой (2007 год), а также проведена научно-практическая конференция.

При кафедре в это время работала научно-исследовательская лаборатория «Школа как  развивающаяся система». Членами лаборатории являлись заместители директоров школ по науке, соискатели, аспиранты, студенты, преподаватели кафедры. Лаборатория являлась базой, где проходили апробацию результаты научных исследований по теме «Социальное здоровье субъектов образовательного процесса». В октябре 2008 года кафедра психологии организует международную научно-практическую конференцию «Психология здоровья: психическое, психологическое и социальное здоровье гендерно-возрастных групп населения».

Одним из ярких представителей общеуниверситетской кафедры психологии был Юрий Владимирович Егошкин (1958  –  2011)  —  талантливый педагог, исследователь, доктор психологических наук, профессор. Рязанский пединститут  он закончил практически экстерном, перейдя с первого курса на третий, а с третьего — сразу на пятый. Специализировался по физиологии высшей нервной деятельности. Круг его интересов был предельно широк: автор нескольких десятков статей, монографий, методических рекомендаций, режиссер и сценарист ряда научных видеофильмов, разработчик компьютерных программ по патопсихологии, нейропсихологии, психотерапии.  В 1995 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию «Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (на сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье)», а в 2002 году — диссертацию на соискание  ученой  степени доктора психологических  наук (19.00.13 «Психология развития, акмеология») на тему: «Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум». В центре диссертационных исследований Ю.В. Егошкина были вопросы адаптации к режиму работы школы детей с разнообразными проявлениями неглубокой мозговой патологии. Тема неврозов в его трудах была полифонична, он подходил к ней и с физиологических, и с биохимических позиций, а также рассматривал её через призму социологии, демографии, политологии. Всей своей жизнью Юрий Егошкин доказывал — для человека нет ничего невозможного, и судьбу каждого из нас формируют собственные мысли. С детства он страдал ДЦП и, несмотря на остаточные явления недуга, вел активный образ жизни, интересовался всем новым, был необычайно эрудированным, общительным человеком, прекрасно владеющим  речью  и знающим огромное количество стихов.

Не один десяток лет он посвятил преподавательской работе и помощи детям, нуждающимся в психофизиологической коррекции в рязанской школе   № 51. Юрий Владимирович сотрудничал с Рязанским институтом развития образования, откликался на просьбы  и проводил как индивидуальные консультации, так и лекции, семинары в рамках курсов повышения квалификации для разных категорий работников. Его статьи из рубрики «Психолог советует», публиковавшиеся в областной печати, помогали людям взглянуть на свои личностные проблемы с иного ракурса.

Наряду с общеуниверситетской кафедрой психологии в РГУ имени С.А. Есенина на факультете педагогики и психологии действовали с 1999  года  – кафедра общей и возрастной психологии,  с 1994 года – кафедра социальной психологии и социальной работы, а с 2004 года – кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, которые целенаправленно осуществляли подготовку студентов только этого факультета.

Кафедра общей и возрастной психологии была выделена из кафедры педагогики начального обучения в декабре 1999 года для обеспечения подготовки психологов, преподавателей психологии, педагогов-психологов по специальностям «Педагогика и психология», «Психология». Руководила кафедрой с момента ее организации и до 2013 года Елена Николаевна Горохова – кандидат психологических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления  РГУ имени С.А. Есенина. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награждена грамотой Министерства образования РФ, благодарностью Председателя Государственной думы Федерального собрания РФ. Имеет Почетный знак РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета». Сопредседатель научно-методического совета по проблемам педагогики и психологии городского управления по науке, образованию и молодежной политики. Член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Председатель экспертной группы при Главной Аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Область научных интересов: история психологии, методологические основы психологии, психология личности.

В состав кафедры вошли ведущие специалисты в области психологии: доценты, кандидаты психологических наук В.Н. Семин, Е.А. Макеева, М.А. Митина, М.Н. Котлярова, И.С. Исаева, Э.В. Самарина, М.С. Лукова. За короткий промежуток времени кадровый потенциал кафедры вырос благодаря успешным защитам кандидатских диссертаций по актуальным проблемам психологии. Преподавателями были разработаны многочисленные методические пособия, подготовлены базы практик, налажены межведомственные и научно-методические связи с различными учебными заведениями и организациями  региона. Кафедра успешно сотрудничала с Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом имени М. Шолохова, Московским государственным университетом. Плодотворно развивалось научное сотрудничество с такими видными учеными в области психологии, как доктором психологических наук, академиком РАН Д.И. Фельдштейном, доктором психологических наук, профессором Б.А. Сосновским, доктором психологических наук, профессором И.Ю. Левченко, доктором психологических наук, профессором В.В. Рубцовым, доктором психологических наук, профессором Н.Ф. Талызиной. Кафедра постоянно принимала участие в наиболее значимых теоретических, научно-практических конференциях регионального и международного уровней.

III Всероссийский съезд психологов, г. Санкт-Петербург, 2003 год: директор Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов, доценты РГУ имени С.А. Есенина Елена Алексеевна Макеева и  Марина Анатольевна Митина

Лекция по зоопсихологии для студентов специальности «Психология» основателя образовательного проекта «Международ-ная Ассоциация Школа Доброты», народного артиста РСФСР Ю.Д. Кукла-чева, преподаватели кафедры общей и возрастной психологии (слева направо): доц. Е.Н. Горохова, доц. М.А. Митина, асс. И.В. Бакова, асс. Н.В. Евтешина, доц. Е.А. Макеева

Долгое время научно-исследовательская деятельность кафедры общей и возрастной психологии была посвящена изучению различных аспектов проблемы психологии формирования Я-концепции.

В 2003 году для сопровождения профессиональной подготовки психологов по инициативе сотрудников кафедры был создан Центр практической психологии, который в настоящее время функционирует как самостоятельное подразделение университета.

В 2004 году был произведен первый выпуск по специальности «Педагогика и психология» и в 2005 году ‒ первый выпуск по специальности «Психология». В настоящее время выпускники  успешно продолжают традиции кафедры и компетентно осуществляют психолого-педагогическое сопровождение различных субъектов региона. Контакты с ними поддерживаются по самым разным каналам: приглашение к участию в научных конференциях, профессиональных праздниках, Днях института психологии, педагогики и социальной работы и университета.

В 2009 году решением Совета университета была открыта научно-исследовательская лаборатория «Психология спорта и практическая психология». Деятельность лаборатории была направлена на координацию и интеграцию образовательного процесса и научных достижений в области исследования актуальных вопросов психологии спорта, рекомендаций по использованию вариативных технологий в целях обеспечения качества психологического сопровождения спортивной деятельности.

С 1 сентября 2009 года кафедра психологии и кафедра общей и возрастной психологии были объединены в кафедру общей психологии. В настоящее время её возглавляет доцент Евтешина Наталья Викторовна, выпускница Института психологии, педагогики и социальной работы кандидат психологических наук

С 2013 года преподаватели кафедры принимают активное участие в реализации Совместного европейского проекта (ТEMPUSIV543873‒ТEMPUS–1‒20123‒1‒DE–ТEMPUS–JPCR) «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Координатор проекта ‒ доктор педагогических наук, профессор, директор института психологии, педагогики и социальной работы Лариса Анатольевна Байкова.

В рамках международного проекта по решению Ученого Совета университета от 7 марта 2014 года создан научно-образовательный центр «Психолого-педагогическое сопровождение гетерогенных групп» ‒ подразделение РГУ имени С.А. Есенина.

Директор Центра ‒ Наталья Викторовна Евтешина, зав. кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук.

Деятельность научно-исследовательских лабораторий «Школа как развивающаяся система» и «Психология спорта и практическая психология» была интегрирована в работу научно-образовательного центра.

Семинар по проблемам инклюзивного образования в рамках совместного европейского проекта TEMPUS IV543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

Университет г. Бремен. 30 сентября ‒ 2 октября 2014 года

Организаторы семинара – ученые Университетов г. Бремен и г. Хильдесхайм, а также Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Делегация Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина: профессор, директор ИППСР, координатор проекта Байкова Л.А.; доцент кафедры педагогики и педагогического образования Дементьева М.Н.; доцент кафедры общей психологии Лукова М.С.

Обучающий семинар в рамках европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями», 2015 год

Встреча руководителя европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» Ольга Грауман (г. Хильтесхайм, Германия) с членами консорциума: М.Н. Певзнер и  П.А. Петряков (г. Великий Новгород), М.Н. Махмудов, Л.А. Байкова, 2016 год

В 2015 году кафедра общей психологии РГУ имени С.А. Есенина являлась участником масштабного федерального Проекта «Модернизация педагогического образования», который реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации и Научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Непосредственными участниками данного Проекта является ряд ведущих вузов Российской Федерации, в первую очередь, федеральные университеты и несколько крупных вузов столицы. РГУ имени С.А. Есенина, в соответствии с решением Ученого совета и заключенным с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» договором, выступает в роли соисполнителя одного из подпроектов.

Главная задача кафедры общей психологии заключалась в обеспечении апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающее увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней.

В настоящее время при содействии вуза-партнера, который является непосредственным исполнителем Проекта «Модернизация педагогического образования», кафедра успешно апробирует в рамках реализуемой под руководством доктора педагогических наук профессора Л.А. Байковой магистерской образовательной программы «Психология образования» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование) модуль инновационных по своему содержанию дисциплин.

Участники  федерального  проекта  «Модернизация педагогического образования»,  реализуемого  Министерством  образования и науки Российской Федерации и Научно-исследовательским университетом  «Высшая школа экономики», 2015 год: заведующая кафедрой общей психологии Наталья Викторовна Евтешина, проректор по комплекс-ному мониторингу деятельности, лицензиро-ванию и аккредитации Василий Вячеславович Страхов, директор института психологии, педагогики и социальной работы Лариса Анатоль-евна Байкова, начальник учебно-методического управления Елена Николаевна Горохова, проректор по учебно-методической и воспита-тельной работе Михаил Владимирович Ленков

Участие университета и кафедры общей психологии в качестве соисполнителя подпроекта далеко не случайно. По словам ректора МГППУ, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования В.В. Рубцова, РГУ имени С.А. Есенина широко известен в профессиональном сообществе в качестве одного из ведущих периферийных центров психолого-педагогического образования, который традиционно обладает высококвалифицированным научно-педагогическим составом.

Сегодня уже с полным основанием можно говорить о том, что участие университета в эксперименте не только успешно развивается, но и создает основания для его более активного «вхождения» в указанный Проект.

Об этом говорит активное участие научно-педагогических и руководящих работников университета в научных мероприятиях, реализуемых под эгидой Проекта, заседаниях Президиума Совета Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию, тематических вебинарах, а также в программах повышения квалификации.

Перспективной программой развития кафедры общей психологии является создание условий для получения обучающимися фундаментальных знаний в области психологии и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, высоких морально-нравственных качеств у будущих специалистов.

Студенты неоднократно принимали участие в олимпиаде на лучшие знания в области психологии «Шаги к успеху и профессионализму», проводимой на базе Академии ФСИН России г. Рязани.

Кафедра активно сотрудничает с Центром психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Рязани (руководитель центра – кандидат психологических наук И.Н. Вознесенская). Работа осуществляется в соответствии с договорами, заключенными с Центром, в ходе учебных, производственных, педагогических практик и проведения учебных занятий со студентами.

Кафедра общей психологии поддерживает тесные связи со своими выпускниками, которые работают в образовательных организациях г. Рязани и Рязанской области, а также успешно трудятся на разных должностях в органах государственного управления.

С момента основания кафедры и до настоящего времени при кафедре общей психологии работают студенческие научные кружки и исследовательские группы. Ряд студенческих научных работ, выполненных под руководством проф. Т.В. Башкиревой, доц. Ю.Л. Еремкина, доц. И.С. Исаевой, доц. М.С. Луковой, доц. М.А. Митиной, доц. Назаровой Ю.В., занимали призовые места на конкурсах студенческих научных работ, организованных РГУ имени С.А. Есенина.

Студенты (бакалавры, магистранты) успешно выступают на научно-практических конференциях с докладами по современным проблемам в области психологии и педагогики. Их работы представлены в сборниках материалов конференций.

В апреле 2019 года на ФРФНК прошло традиционное заседание секции ежегодной студенческой научной конференции «Психологические исследования, подсказанные жизнью». Научный руководитель – доцент кафедры общей психологии Назарова Ю.В.

Под руководством преподавателей студенты принимают активное участие в волонтерской и благотворительной деятельности региона. Базами для проведения всех видов практик являются АМОУ «Лицей № 4» г. Рязани, МБОУ «Средняя школа № 51», «Центр развития образования» г. Рязани, МБОУ «Средняя школа № 56» г. Рязани, Центр ПМССДиП г. Рязани, ДОУ № 116, ДОУ № 110, ОБОУ «Коррекционная школа-интернат» г. Рязани и другие образовательные учреждения г. Рязани и Рязанской области.

Волонтерский отряд «Милосердие» участвует в проведении новогоднего концерта в Михайловском экономическом колледже-интернате

Студенты под руководством преподавателей принимают активное участие в волонтерской и благотворительной деятельности региона. В 2013 г. под руководством кандидата психологических наук И.В. Баковой на базе кафедры был организован студенческий волонтерский отряд «Милосердие». Координатором деятельности волонтёрского отряда в настоящее время является кандидат психологических наук, доцент Ирина Сергеевна Исаева. Командиром отряда 2013 — 2014 гг. была Крючкова Анастасия, студентка направления подготовки бака-лавриата «Психолого-педагоги-ческое образование», с 2015 года ‒ Ясенкова Наталья, студентка 2 курса направления подготовки бакалавриата «Пси-хология». Волонтёрский отряд призван воспитывать студентов в духе гуманного отношения к людям в трудной жизненной ситуации или с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

В настоящее время на кафедре общей психологии РГУ имени С.А. Есенина сложился дружный  коллектив высококвалифицированных специалистов, поддерживающих научные и учебно-воспитательные традиции кафедры психологии и кафедры общей и возрастной психологии.

2018 г. Стоят (слева направо): ст. преп.  Матвеев Р.Е., доц. Митина М.А., доц. Исаева И.С., доц.  Лукова М.С.,  проф. Башкирева Т.В., ст. преп. Юрченко Е.Н., ст. преп.  Кулишевская И.В., лаб. Главина И.Н. Сидят (слева направо): доц. Макеева Е.А., доц. Горохова Е.Н., доц. Евтешина Н.В., проф. Байкова Л.А.,  доц. Назарова Ю.В., доц. Ерёмкин Ю.Л.

Список литературы

Альбом к 100-летию РГУ имени С.А. Есенина

Альбом к 40-летию ИППСР

Интернет-ресурсы о Комогоркине В.А., Купцове  И.И. и Аксёновой  Г.И.

Соколов Д. Рязанские ведомости №13 (28.01.2011) О Егошкине Ю.В.