Адрес: г. Рязань, ул. Свободы, 46, ауд. 41
Тел.: 8 (4912) 28-05-00;  97-15-28; 97-15-15 доб. 1027

E-mail: a.shilin@365.rsu.edu.ru

График работы кафедры:

с 7.30 до 14.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс — выходной

 

Заведует кафедрой Алексей Сергеевич Шилин,
кандидат физико-математических наук, доцент.

E-mail: a.shilin@365.rsu.edu.ru

 

 

 

История кафедры

Кафедра информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики была организована 1 сентября 1987 г. как общеинститутская кафедра. В связи с расширением образовательных услуг в университете и в целях приведения в соответствие структуры и содержания образовательного процесса, а также приближения структур кафедр к ведущим педагогическим вузам России, в 2002 году кафедра информатики была разделена на кафедру Информатики и вычислительной техники и кафедру Информатизации образования и методики информатики. В целях оптимизации учебного процесса кафедры были объединены в кафедру информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики в 2016 году.

С 1987 года по 2003 год кафедрой заведовал Илья Платонович Гиривенко, доцент, кандидат технических наук, член-корреспондент РАИ. С 2003 по 2004 г.г. в определенные периоды кафедрой ИВТ руководили — к.ф.-м.н., доцент А.С. Шилин, д.п.н., профессор А. Х. Назиев. В 2005-2009 г.г. кафедрой заведовал профессор, доктор технических наук А.А. Дунаев. С 2009 г. по 2011 г. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Ю. М. Минаев.

Образовательный потенциал кафедры

Кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки.

БАКАЛАВРИАТ:

· 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», профиль — «Администрирование информационных систем» — очная форма обучения;

· 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль — «Информатика» — заочная форма обучения;

· 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили: «Математика и Информатика», «Английский язык и информатика» — очная форма обучения.

· 09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиль – «Машинное обучение и анализ данных»

 

МАГИСТРАТУРА (магистерские программы):

· 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», программа — «Информационные системы» — очная форма обучения

 

АСПИРАНТУРА

На кафедре ведется подготовка аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки

· 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, направленность Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей.

 

Профессорско-преподавательский состав:

· Алексей Сергеевич Шилин – доцент, кандидат физико-математических наук. Высшее образование. Окончил в 1981 г. РГПИ. Квалификация — учитель математики и физики. Специальность — математика и физика

· Наталья Владимировна Богданова – доцент, кандидат технических наук. Высшее образование. Окончила в 1985 г. РРТИ. Квалификация — инженер-электрик. Специальность — информационно-измерительная техника

· Александр Юрьевич Прибылов – доцент, кандидат технических наук. Высшее образование. Окончил в 1985 г. РРТИ. Квалификация — инженер-электрик. Специальность — информационно-измерительная техника

· Владислав Александрович Антошкин – доцент, кандидат физико-математических наук. Высшее образование. Окончил в 1997 г. РГРА. Квалификация — инженер электронной техники. Специальность — промышленная электроника

· Дарья Сергеевна Иванова – доцент, кандидат педагогических наук. Высшее образование. Окончила в 1996 г. Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина. Квалификация — учитель математики, информатики и ВТ . Специальность — математика и информатика.

· Людмила Викторовна Пузанкова – доцент, кандидат педагогических наук. Высшее образование. Окончила в 1993 г. ППИ им. К.Д. Ушинского. Квалификация — учитель математики, информатики и ВТ. Специальность — математика и информатика

· Вера Алексеевна Павлушина – доцент, кандидат педагогических наук. Высшее образование.

· Владимир Андреевич Фулин – старший преподаватель. Высшее образование. Окончил в 2001 г. РГПУ. Квалификация — учитель математики и информатики. Специальность — математика

· Ирина Владимировна Мостяева – старший преподаватель. Высшее образование.

· Ольга Викторовна Князькова – старший преподаватель. Высшее образование. Окончила в 2002 г. РГПУ. Квалификация — учитель физики, математики и информатики. Специальность — физика

 

Учебный процесс обеспечивают высококвалифицированные специалисты учебно-вспомогательного персонала:

· Сергей Васильевич Мурзин – старший инженер учебной лаборатории

· Александр Иванович Ненастин – ведущий технический специалист учебной лаборатории

· Марина Анатольевна Зорина – ведущий технический специалист учебной лаборатории

 

Преподаватели кафедры участвуют в реализации образовательных программ всех институтов и факультетов университета по более 30 направлениям подготовки. С целью совершенствования учебного процесса и приведения элементов ОПОП в соответствие с регламентирующими документами ежегодно анализируются учебные планы всех направлений подготовки, в которых участвует кафедра, и в соответствии с предложениями кафедры в них вносятся необходимые изменения, актуализируются программы дисциплин, практик и другие документы ОПОП. Так в 2021-2022 учебном году в учебные планы бакалавриата всех направлений подготовки института физико-математических и компьютерных наук и в учебные планы бакалавриата по всем направлениям педагогического образования университета вводится дисциплина «Сквозные технологии и технологии искусственного интеллекта». В учебной работе главное внимание уделяется внедрению в учебный процесс современных подходов и методов обучения. В качестве приоритетной ставится задача максимального приближения содержания учебной деятельности студентов к результатам современных исследований и требованиям, предъявляемым потенциальными работодателями. По всем дисциплинам разрабатываются и актуализируются электронные образовательные ресурсы, помогающие студентам лучше усвоить учебный материал. Электронные образовательные ресурсы по дисциплинам кафедры размещены в электронной образовательной среде университета.

Анализ востребованности направлений подготовки по профилю кафедры дает основания считать перспективной подготовку специалистов в области искусственного интеллекта. С целью расширения номенклатуры перспективных направлений подготовки кафедрой ИВТ и МПИ был проделан большой объем работ по разработке и оформлению документации, необходимой для лицензирования направления бакалавриата 09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиль – «Машинное обучение и анализ данных». В 2021 г. это направление было лицензировано. В 2023 г. был осуществлен первый набор на это направление.

На всех этапах проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ кафедра активно взаимодействует с потенциальными работодателями выпускников. К числу наиболее значимых и постоянных партнеров из числа работодателей относятся:

· Кареев А.В., директор Рязанского филиала компании по разработке программного обеспечения «EРАМ Systems»;

· Памшев А.Я., региональный представитель компании по разработке и производству сетевого и телекоммуникационного оборудования «D-Link Russia»;

· Воронков Д. С., директор группы компаний «Эксперт», которая занимается автоматизацией управления и учета на базе программных продуктов «1С»;

· Перепёлкина М.А., директор МБОУ «Школа № 61», учитель информатики высшей категории.

С указанными организациями заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве, предусматривающие прохождение производственной практики студентами на базе потенциального работодателя, участие высококвалифицированных специалистов потенциального работодателя в экспертизе и реализации элементов образовательных программ, переподготовку и повышение квалификации сотрудников кафедры, содействие в приобретении на льготных условиях и эффективном использовании оборудования и программного обеспечения.

Так ООО «Эксперт» принимало участие в разработке и реализации ОПОП по направлению 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. В результате этого сотрудничества преподаватели кафедры были подготовлены для ведения занятий по информационным системам на базе продуктов компании «1С».

В результате сотрудничества с компанией по разработке и производству сетевого и телекоммуникационного оборудования «D-Link Russia» преподаватели кафедры прошли обучение и получили сертификаты компании «D-Link», в 2016 году при кафедре создан авторизированный учебный центр «D-Link». К основным направлениям деятельности сотрудников этого учебного центра относится, в частности, проектирование и реализации образовательных программ в интересах работодателя. При этом осуществляется как интегрирования элементов авторизированных учебных курсов компании «D-Link Russia» в уже реализуемые направления подготовки, так и разработка новых образовательных программ. На базе авторизированного учебного центра D-Link организовано прохождение учебных и производственных практик, преподавание факультативных дисциплин по основам сетевых технологий, курсы повышение квалификации.

В целях повышение престижа физико-математического факультета и университета в целом и повышения уровня педагогического образования по профилю информатики преподаватели кафедры участвовали в программах повышения квалификации учителей информатики по линии ИНО, проведении Мартовских педагогических встреч на базе университета, организации и проведении компьютерного фестиваля «Компас» на базе Рязанского городского дворца детского творчества.

 

Научно-исследовательская работа

На кафедре ведется активная научно-исследовательская работа. Наиболее перспективными в настоящее время являются следующие направления, связанные с технологиями искусственного интеллекта.

На кафедре также ведется научно-исследовательская работа по методике организации учебного процесса всех уровней образования по информатике и информационным технологиям

Осуществляется мониторинг и своевременная подача заявок на участие в работах по госзаданию, программах научных фондов, ФЦП, конкурсах научных исследований для научных коллективов и отдельных ученых, в том числе, с привлечением индустриального партнера открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Андроидная техника».

Сотрудниками кафедры реализовывались гранты РФФИ «Моделирование вычислительных систем на базе нейропроцессоров», «Кластеризация и организация облачных и распределенных вычислительных систем на базе нейропроцесссоров», госзадание No. 2.9519.2017/8.9 «Технологии параллельной обработки данных в нейрокомпьютерных устройствах и системах», выигран конкурс на стипендию Президента для молодых ученых и аспирантов «Разработка математического, алгоритмического и программного обеспечения оптимизации систем нейрокомпьютерной обработки информации», выполнялись хоздоговорные работы.

Результаты научной работы публикуются в российских и зарубежных журналах, в том числе, индексируемых в международных системах SCOPUS и WoS в количестве 8-10 индексируемых публикаций в год; докладываются на всероссийских и международных конференциях, 4-5 участий в международных конференциях за год.

Кафедра ежегодно организует формирование и издание сборника научных трудов «Информатика и прикладная математика», где представлены результаты научных исследований преподавателей, магистрантов, аспирантов и специалистов РГУ и других вузов, сотрудников организаций и учреждений, специализирующихся в различных областях информатики, прикладной математики, в области вычислительной и измерительной техники.

 

Публикации

1. Ручкин В.Н., Фулин В.А. Архитектура компьютерных сетей. // Учебное пособие. М.:ДИАЛОГ. — МИФИ, 2008 г., 225 с.

2. Ручкин В.Н., Фулин В.А., Костров Б.В. Искусственный интеллект и робототехника. // Учебное пособие. М.:ДИАЛОГ. — МИФИ, 2008 г., 225 с

3. Ручкин В.Н., Романчук В.А., Фулин В.А. Когнитология и искусственный интеллект. // Монография. Рязань, «Узорочье», 2012 г., 262 с.

4. Романчук В.А. Модель и методы организации вычислительных систем параллельной и распределенной обработки данных на базе нейропроцессоров. // Автоматизация и управление в технических системах, 2015 г. – № 2, с.123-145.

5. Романчук В.А., Ручкин В.Н. Математическое обеспечение логического проектирования и кластеризации вычислительных систем на базе нейропроцессоров. // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 9. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015 г.

6. Пузанкова Л.В. Методология подготовки учителей к технологическому проектированию учебного процесса по информатике в прогрессивной информационно-образовательной среде. // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективная монография /Том 6. – Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2015 г., 214 с.

7. Шилин А.С., Прибылов А.Ю. Перспективные направления развития баз данных. // Учебное пособие. РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2017 г., 112 с.

8. Герова Н.В. Теоретические и методические основания непрерывной информационной подготовки студентов гуманитарных профилей по направлению педагогического образования. // Монография. ООО «Издательство «Концепция», 2017 г., 160 с.

9. Иванова Д.С. Метод проектов в дистанционном образовании как фактор совершенствования информационной подготовки студентов. // Межвузовский сборник

научных трудов «Информатика и прикладная математика», вып. № 23, РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 2017 г., с. 48-50.

10. Ручкин В.Н., Костров Б.В., Свирина А.А. Системы искусственного интеллекта. Нейросети и нейрокомпьютеры. // Учебник. М.: КУРС, 2018. – 288 с.

11. Герова Н.В., Мостяева И.В., Ланских С.В. Особенности изучения информационных систем студентами по экономическим и управленческим направлениям (на примере «1С: Предприятие»). // Педагогическое образование в России, № 8, 2018 г., с. 64-68

12. Антошкин В.А., Журавлев М.А. Поведения клиентской среды 1С:Предприятие при виртуализации сервера с возможностью использования точек восстановления. // Межвузовский сборник научных трудов «Информатика и прикладная математика», вып. № 24, РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 2018 г., с. 3-7

13. Костров Б.В., Ручкин В.Н. Сети и системы передачи информации. // Сети и системы передачи информации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2019 г., 288 с.

14. Богданова Н.В., Пузанкова Л.В. Особенности применения мультимедийных технологий в преподавании дисциплин информатики с учетом цифровизации образования // Межвузовский сборник научных трудов «Информатика и прикладная математика», вып. № 25, РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 2019 г., с. 29-34

15. Романчук В.А. Оценка характеристик хранения и функционирования искусственных нейронных сетей на базе нейрокомпьютерного устройства // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020 г.; 28(1)