В настоящее время кафедра иностранных языков проводит исследования по теме: «Повышение  коммуникативной, профессиональной  и социолингвистической компетентностей  студентов в системе двухуровневого образования в процессе преподавания профессионально- ориентированного   иностранного языка».

Руководитель: Е. Е. Сухова, кандидат педагогических наук, доцент. Результаты исследования используются преподавателями кафедры в учебно-воспитательном процессе на неязыковых факультетах и ИППСР в РГУ имени С.А. Есенина.

Кафедра имеет связи по теме исследования со следующими организациями: РУДН. МГИМО, вузами Санкт-Петербурга, РГРТУ, РВВДКУ, немецким культурным центром им. Гете,  Черкасским национальным университетом имени Б. Хмельницкого; Французским университетом (Армения). Результаты сотрудничества отражены в материалах международных конференций.

Новые подходы, разработанные преподавателями кафедры в рамках общекафедральной тематики, нашли свое применение также в хоздоговорной работе.

В 2018/2019 уч.году  кафедра проводила хоздоговорные исследования по темам: «Высшее образование в США и Канаде» и «Становление и развитие социальной работы в странах изучаемого языка на материале аутентичных текстов».

В 2019/2020 хоздоговорные исследования по теме: «Синтаксические средства организации текста в профессионально-ориентированной литературе на английском языке».

На кафедре ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе» с участием представителей ближнего и дальнего зарубежья, преподавателей московских вузов, вузов Рязани.

 

Содержание

РАЗДЕЛ I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  1. Афиногенова А. О. Использование технологии Skype в дистанционном обучении.
  2. Балканов И.В. Возможности использования деловых игр в профессиональной подготовке переводчиков.
  3. Белова Е. И. Использование средств ИКТ в профессиональной языковой подготовке курсантов военного вуза.
  4. Бышова Д.Н., Лошак Г.П. Экскурс в удивительный мир английской фразеологии.
  5. Важеркина И.В. Преподавание профессионально-ориентированного языка иностранным студентам, мигрантам в контексте социокультурного и духовно-нравственного развития на примере Франции и России.
  6. Варганова Е.С. Кросс-культурный подход в процессе преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка.
  7. Видова Т.А. Новые модели применения информационных технологий при обучении иностранному языку в вузе.
  8. Голодова О.А., Хваткова И.Я. К вопросу о влиянии иностранного языка на профессиональный рост социального работника.
  9. Городничая И.В. Применение LMS Moodle в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов неязыковых специальностей.
  10. Горохова Е.С., Николсон Е.А., Хилова О.В. Особенности использования метода коммуникативных заданий при обучении иностранному языку.
  11. Жаркова Е.Ю. Роль профессионально-ориентированного иностранного языка в научно-исследовательской работе студентов в вузе.
  12. Захарченко О.В. Особенности подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации.
  13. Зелевская Н.А. Языковая платформа «BBC Learning English» в системе изучения английского языка в вузе.
  14. Калачева М.В. Использование инструментов электронного ресурса на платформе Moodle для практического занятия в курсе иностранного языка с видео-просмотром.
  15. Ковтун Н.В., Гуськова Н.Н. Преимущества и недостатки использования BYOD-технологии при обучении иностранных студентов.
  16. Костикова Л.П., Чернявская Е.С., Воробьев В.И. О контроле качества образовательной деятельности кафедры военного вуза.
  17. Крутова И.Ю. Использование групповых технологий для формирования познавательной активности у студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку.
  18. Крутова И.Ю. Применение педагогических технологий в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе.
  19. Кудасова Н.В.  Ошибки в письменных работах арабоговорящих курсантов.
  20. Ламзин С.А. Тайна императора Александра I как содержание обучения иноязычной монологической речи на исторические темы.
  21. Лошак Г.П. Человек и природа в интерпретации английской идиоматики.
  22. Мамедова А.В., Олейник Э.Е. Обучение научному общению в неязыковой магистратуре.
  23. Мамедова А.В. Дистанционное обучение профессионально-ориентированному языку в вузе.
  24. Мурог И.А. Методы активизации традиционных лекционных занятий.
  25. Овдина Г.Н. Использование письменной речи в процессе обучения второму иностранному языку.
  26. Погосян Э.А., Меликян Г.В. Дистанционный урок английского языка.
  27. Распосиенко А.А. Современные ресурсы с видео-контентомв обучении английскому языку.
  28. Ризина Т.В. Обучение аудированию в процессе преподавания второго иностранного (немецкого) языка на неязыковых факультетах вуза.
  29. Савилова И.П. Английская филология в формате идиоматического дискурса.
  30. Самойлова Т. Н. К вопросу о профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений.
  31. Самохина Н.П. О роли Интернет-ресурсов при изучении как основного, так и второго иностранного языка.
  32. Смирнова Д.А. Профилизация обучения иностранному языку в российских и зарубежных вузах.
  33. Сухова Е.Е.  Учебно-методическое обеспечение формирования универсальной компетенции – УК-4.
  34. Цэн Цзя Реформа курса русской литературы по специальности русского языка в китайских вузах.
  35. Чжан Вэй Англицизмы в современном русском молодѐжном сленге в аспекте межкультурной коммуникации.
  36. Чуфистова А.Г., Жаркова Е.Ю. Профессионально-ориентированный подход к преподаванию иностранного языка в НИУ ВШЭ.
  37. Шнякина К.В., Леонидова Е.В. Обучение чтению на материале текстов военно-политической тематики.
  38. Юдина Т.В. Новые ориентиры в обучении иностранным языкам, отраженные в документе «Общеевропейских компетенций»2018 (CEFR 2018).

РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ

  1. Асташкина О.А., Олейник Э.Е. Зарубежные исследования темперамента.
  2. Воробьева А.С., Мамедова А.В.Обучение биотехнолога в магистратуре в Канаде.
  3. Гришина Е.В. Реализация Интерполом функции противодействия терроризму: исторический аспект.
  4. Задорожный Д.Е., Сухова Е.Е. Правовая практика борьбы с COVID-19 в странах изучаемых языков.
  5. Исаева Н.Ю., Ризина Т.В. К вопросу об утилизации мусора в Германии.
  6. Капитонова А.О., Сухова Е.Е. О юридическом образовании в СШ.
  7. Козлова А.А., Голодова О.А. Молодѐжь и молодѐжная политика в Великобритании на современном этапе.
  8. Марков Р.Е., Голодова О.А. Особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе профильного обучения в Великобритании.
  9. Онищенко Д.А., Олейник Э.Е. Влияние СМИ на сознание детей и подростков в США.
  10. Рощин И.Д., Мамедова А.В. Обучение биотехнологов и биоинженеров в Оксфордском университете.
  11. Рудь Е.С., Мамедова А.В. Составление англо-русского словаря химических терминов.
  12. Сорокина Д.В., Олейник Э.Е. Современная модель детско-родительских отношений в Великобритании.
  13. Трыканова С.А. Актуальные аспекты организации и предоставления государственных и муниципальных услуг в зарубежных странах.
  14. Шкрабак И.В., Голодова О.А. Влияние рекламы на формирование гендерных стереотипов у подростков в России и за рубежом.

 

Преподаватели кафедры принимают участие в международных, российских, межрегиональных и региональных конференциях, симпозиумах, семинарах, педагогических чтениях.

В 2018 -2020 гг преподаватели кафедры приняли участие в:

  • 10-й Международной научно-практической конференции Института  психологии, педагогики и социальной работы «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях». Рязань, 4-6 октября, 2018 г. ( Сухова Е.Е., Голодова О.А.)
  • Международной научно-практической конференции «Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе». Рязань, РГУ имени С.А.Есенина, 26-27 апреля 2020 г. (все преподаватели кафедры).
  • Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе». Рязань, 28 февраля 2018 г. ( Сухова Е.Е.),
  • 4-й Научно-практической конференции «Романо-германская филология. Достижения и перспективы обучения иностранным языкам в новом столетии. Рязань: РВВДКУ, 20 апреля 2018 г. ( Ламзин С.А.)
  • Научно-педагогическом форуме « Образование в провинции: традиции и новации», посвященном 85-летию Балашовского института СГУ. г. Балашов, 16 апреля 2018 г., (Голодова О.А.) где выступила с докладом « Традиционное и инновационное в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка»»
  • VI Межвузовском круглом столе курсантов и студентов « Россия и мир: культурное многообразие». Рязань, АПУ ФСИН, 6 июня 2018 г. ( Ризина Т.В., студенты ЕГФ).
  • VII Межвузовском научно-практическом круглом столе курсантов и студентов высших учебных заведений «Особенности уголовно-исполнительных систем зарубежных стран». Рязань, АПУ ФСИН, декабрь 2018 г. ( Ризина Т.В., студенты РГУ).
  • XI Международная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию кафедры психологии РГУ имени С.А. Есенина «Психология и педагогика как ресурс развития современного общества» (Рязань, 10-12 октября 2019 г.) (Сухова Е.Е., Голодова О.А.)
  • Международная научно-практическая конференция, Discovery Science Research. Петрозаводск, 26 января 2020 (Сухова Е.Е.)
  • Международной научно-практической конференции. Мининский университет, Нижний Новгород,. 2020. Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. (Мамедова А.В., Олейник Э.Е.)
  • Всероссийской научно-методической конференции (26 февраля2020 года) «Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы» (Ламзин С.А., Мамедова А.В., Олейник Э.Е., Сухова Е.Е.)

Последние публикации преподавателей кафедры:

Монографии

  1. Мамедова А.В. Педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущего специалиста [Текст]: монография монография / А.В.Мамедова. – Ряз.гос.ун-т им. С.А.Есенина. – Рязань, 2015. – 276 с.(19,5 п.л.)
  2. Мамедова, А.В.Лингвистика и межкультурная коммуникация [Текст]: монография/О.С. Ананьева, З.Н. Афинская, С.Е. Зайцева, А.В. Мамедова др./ Книга 2.- Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013 – 122с. (авт. 2-ая глава: Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в процессе обучения иностранному языку С.46-61 (1,3 п.л.)
  3. Мамедова, А.В. Развитие коммуникативности будущего учителя средствами интенсивных технологий (на материале английского языка) [Текст]: монография / А.В.Мамедова. – Ряз.гос.ун-т им. С.А.Есенина. – Рязань, 2011. – 148с.(8,6 п.л.)

Публикации в изданиях Scopus

  1. Mamedova, A. V. Pedagogic Diagnostic Methods of Juvenile Convicts Social Health Experimental Study/ Irina Ganishina, Ella Podnebesnaya, Albina Mamedova, Nina Tyugaeva, Nikolay Tkachenko, Marina Ovsyannikova// SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference May22nd -23d, 2020 — Volume 6 — P.228-235 [Электронный ресурс]: http://journals.rta.lv/index.php/SIE/article/view/4930 (дата обращения 25.05.2020)

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

  1. Ламзин, С.А.    Синергетика и виртуальная реальность как современная научно-философская основа для  развития  новых  направлений в обучении ин[Текст]: статья / С.А. Ламзин // Школа будущего. – 2020. № 2 – С. 244-252. (0,5 п.л.)
  2. Мамедова, А.В. Дистанционное обучение как стимулирующая образовательная среда [Текст]: статья / А.В. Мамедова // Школа будущего. – 2020. № 3 – С. 244-252. (0,5 п.л.)

Пособия, учебно-методические рекомендации

  • Сухова Е.Е., Городничая И.В. Английский язык в СМИ учебное пособие – Рязань, Изд-во «Концепция», 2019. 2,5 п.л. тираж 100 экз.(РИНЦ).

  • Сухова Е.Е.,Жаркова Е,Ю., Голодова О.А., Олейник Э.Е. Английский язык: учебное пособие – Рязань, Изд-во «Концепция», 2014. 3,8 п.л. тираж 100 экз.(РИНЦ).
  • Зелевская Н.А. Learn and discuss economic issues: учебно-методическое пособие.-Рязань, Изд-во «Узорочье», 2014. 5 п.л. 100 экз.
  • Мамедова А.В. Профессионально-деловое общение: учебно-методическое пособие.- Рязань, Изд-во «Концепция», 2014. 4,2 п.л. 100 экз. (РИНЦ)
  • Ламзин С.А. Обучение профессионально-ориентированной речи на английском языке (историко-юридический аспект): учебно-методическое пособие. ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования», Рязань,2014. 50 экз.

Научные статьи

  • Сухова Е.Е. Роль профессионально-ориентированных аспектах преподавания иностранного языка в ВУЗе[Текст]: статья/Е.Е. Сухова/DISCOVERY SCIENCE RESEARCH: сборник статей международной научно-практической конференции (Петрозаводск, 26 января 2020) Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С.305-309.
  • Мамедова, А.В Дистанционное обучение профессионально-ориентированному языку в вузе. / А.В. Мамедова// Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной науч.- практ. конф.,27 мая 2020 г. / отв. ред. Е.Е. Сухова ; Т.В. Ризина. – Рязань, 2020. –144 с.ISBN 978-5-4464-0159-8 С.66 -69
  • Мамедова А.В., Олейник Э.Е. Арт-технологии как средство формирования универсальных компетенций будущего педагога в неязыковом бакалавриате/ А.В. Мамедова, Э.Е. Олейник//Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (2-3 апреля 2020 года). Выпуск 4. Н.Новгород: Мининский университет, 2020. 330 с. С. 241-244.ISBN 978-5-85219-713-9
  • Сухова Е.Е., Голодова О.А. О некоторых аспектах интеграции дисциплины «Иностранный язык» в бакалавриате в рамках компетентностного подхода [Текст]: статья/Е.Е. Сухова,О.А. Голодова // Психология и педагогика как ресурс развития современного общества: материалы XI Международная научно-практическая конференции, посвящённой 70-летию кафедры психологии РГУ имени С.А. Есенина «» (Рязань, 10-12 октября 2019 г.- С 165-168 (0,25)
  • Сухова Е.Е., Самойлова Т.Н. О некоторых условиях оптимизации преподавания иностранного языка по профилю «Психосоциальная работа с населением» [Текст]: статья/Е.Е. Сухова, Т.Н. Самойлова//Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Рязань, 20 февраля, 2019 г.) Рязань: ФГКВОУ учреждение ВО РВДКОККУ, 2019г. – С.292-294.
  • Сухова Е.Е. О профессиональных ориентированных аспектах преподавания иностранного языка в ВУЗе[Текст]: статья/Е.Е. Сухова//Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции (Рязнь, 25 апреля, 2019) Рязань: Концепция ,2019.- С.86-89.
  • Мамедова А.В. ВУЗ – социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности//Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции, 26-27 марта 2018 г. / отв. ред. Е.Е. Сухова – Рязань: Изд-во «Концепция», 2019. – СС 59-60. ББК 81.2-9 П 78,ISBN 978-5-4464-0113-01
  • Мамедова, А.В. Формирование коммуникативной компетенции научного общения в неязыковой магистратуре/А.В. Мамедова, Э.Е. Олейник// Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции (26 февраля2020 года) / Под ред. О. В. Захарченко, А. В. Соловьевой. – Рязань: РВВДКУ,2020. С. 153-155
  • Мамедова, А.В., Олейник Э.Е. Обучение научному общению в неязыковой магистратуре. /А.В. Мамедова, Э.Е. Олейник // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной науч.- практ. конф.,27 мая 2020 г. / отв. ред. Е.Е. Сухова ; Т.В. Ризина. – Рязань, 2020. –144 с.ISBN 978-5-4464-0159-8 С.64-66
  • Ламзин С.А. О формировании иноязычной способности. [Текст]: статья/ С.А.Ламзин// Школа будущего. (включенный в реестр ВАК) — 2017.№2 – С.24-38. ( 0,7 п.л.) .(РИНЦ)
  • Ламзин С.А. Иностранный язык как средство развития творческих интеллектуальных способностей[Текст]: статья/Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: материалы Международной научно-практической конференции. 6 сентября 2017 г. г.Челябинскю.- Стерлитамак, АМИ, 2017 г. — С.39-44 (0,35 п.л.) РИНЦ.
  • Сухова Е.Е. Формирование компетенций ФГОС ВО в процессе изучения профессионально-ориентированного иностранного языка. [Текст]: статья// Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции 26-27 марта 2017 г.- Рязань: Издательство «Концепция», 2017.- С. 81-85 (0,35 п.л.) РИНЦ.
  • Ламзин С.А. Детерминация в развитии иноязычной речи и сознания [Текст]: статья// Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции 10 апреля 2016 – Пермь,2016.- С.6-11 (0,5 п.л.) РИНЦ.
  • Ламзин С.А. Лингвистические и социопсихологические условия формирования иноязычного сознания [Текст]: статья// Русско-китайский научный журнал «Содружество», 2016. С. 59-64. (0,5.п.л.) РИНЦ
  • Ризина Т.В. Использование ментальных карт в процессе преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в неязыковом вузе. [Текст]: статья// Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе: сборник материалов Межрегионального научно-практического семинара с международным участием, 19 мая 2016. – Рязань: Академия ФСИН России.- С.- 283-287 (0,3 п.л.) РИНЦ
  • Ламзин С.А. Характеристика сознания в аспекте формирования вторичного иноязычного сознания [Текст]: статья// Актуальные проблемы в современной науке и пути их решения: материала XXV Международной научно-практической конференции 25 макя 2016. – Москва, 2016. С. 50-54 (щ,5 п.л.) РИНЦ.
  • Ламзин С.А. «Идея» как основополагающая категория для понятий «информация» и «замысел» при обучении иностранным языкам Текст]: статья// С.А.Ламзин// Школа будущего. (включенный в реестр ВАК) — 2015.№4 – С.10-15. ( 0,4 п.л.) .(РИНЦ)
  • Мамедова А.В. Информационные технологии как средство педагогического стимулирования в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка[Текст]: статья// Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А.Есенина 23-24 марта 2015 г.- Рязань: Издательство «Концепция», 2015.- С. 75-79 (0,35 п.л.) РИНЦ.
  • Сухова Е.Е. Основные периоды истории преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка[Текст]: статья// Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А.Есенина 23-24 марта 2015 г.- Рязань: Издательство «Концепция», 2015.- С. 96-99 (0,3 п.л.) РИНЦ.

Электронные учебные издания

  • Сухова Е.Е. Учебно-методическое пособие по профессионально-ориентированному иностранному языку (английский язык) для студентов факультета юриспруденции дистанционной формы обучения и ОЗО». Ряз.гос.ун-т имени С.А.Есенина.- Рязань, 2015. Сертификат № 103. Выдан решением Ученого совета РГУ имени С.А.Есенина от 30 января 2015 г. 00 Мб. https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2011/03/lawyers.pdf
  • Сухова Е.Е., Жаркова Е,Ю., Голодова О.А., Олейник Э.Е и др. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов ОЗО дистанционной формы обучения. Ряз.гос.ун-т имени С.А.Есенина.- Рязань, 2014. Сертификат № 79. Выдан решением Ученого совета РГУ имени С.А.Есенина от 4 июля 2014 г. 1167Кб https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/users/m.mahmudov/Uchebno-metodicheskoe_posobie_%28anglijskij_yazyk%29.pdf
  • Овдина Г.Н., Самохина Н.П. Электронное учебное издание «Учебно-методическое пособие по французскому языку для студентов очного и заочного отделений неязыковых факультетов. Ряз.гос.ун-т имени С.А.Есенина.- Рязань, 2015. Сертификат № 100. Выдан решением Ученого совета РГУ имени С.А.Есенина от 28 ноября 2014 г. https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2013/04/French.pdf
  • Ризина Т.В., Ламзин С.А. Дистанционный курс немецкого языка для студентов заочной формы обучения неязыковых факультетов. Электронное учебно-методическое  пособие.- ГАН РАО Институт научной и педагогической информации. Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». Сертификат № 20078 от 23.04.2014 г.