Научная  школа доктора психологических наук, профессора

СУХОВА АНАТОЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА

          I. Научная биография

Анатолий Николаевич Сухов (род. 11.07.1949) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор (1992). Почётный работник ВПО; действительный член Академии педагогических и социальных наук (1996), действительный член Академии социальных технологий и местного самоуправления (2007).

В 1970г. окончил Рязанский государственный педагогический институт. В 1973-1998гг. служил в органах внутренних дел; вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Рязанской высшей школе МВД СССР, Рязанском институте права и экономики МВД РФ, Академии ФСИН в должности научного, старшего научного сотрудника, начальника кафедры и факультета. Почетный профессор АПУ ФСИН России.

С 1998 в РГУ им. Есенина заведует кафедрой социальной психологии и социальной работы.

В 1978 г. защитил кандидатскую «Проблема конфликтов в производственных коллективах осуждённых» по специальности- 19.00.05.М., Академия МВД СССР, в 1991г.— докторскую диссертацию «Психология криминогенного общения в среде осуждённых» по специальности-19.00.05, Л., ЛГУ.

В периоды с апреля 1997 г. по январь 2001 г. и с мая 2011 г. по декабрь         2015 г.  Сухов А.Н. возглавлял  диссертационный  совет по психологическим и педагогическим наукам на базе Академии ФСИН России, а с 2001 по 2011 г.г. являлся членом диссертационного совета.

Сухов А.Н. состоит в редакционной коллегии ряда журналов, являлся членом нескольких докторских диссертационных советов, в настоящее время — член объединенного докторского диссертационного совета.

Награжден шестью медалями, в том числе медалью К.Д. Ушинского, Почетной грамотой ГД РФ.

                   Краткая история основания и развития научной  школы Научные интересы Сухова А.Н. — конфликты, криминогенное общение, социальная напряжённость, организованная преступность, кризис и социальная психология безопасности. Данные интересы А.Н. Сухова связаны с изучением на теоретическом и эмпирической уровне психологии преступного мира; личности преступника, механизма преступного поведения, эффективности форм и методов индивидуальной профилактики преступлений; анализом причин, условий и иных детерминант преступности и эффективности мер по их применению и устранению;  определением развития отраслей психологических знаний по изучению преступности; изучением эффективности современных методов борьбы с преступностью и разработкой мер и рекомендаций по их совершенствованию.                         Сухов А.Н. является учеником и последователем крупных специалистов в области психологии Константина Константиновича Платонова (19061984) — советского психолога, доктора психологических наук и доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР, автора более 300 публикаций, переведенных на 21 язык («Человек в полете», «Психология летного труда», «Проблема способностей», «О системе психологии», «Психология религии»,  «Система психологии и теория отражения», «О системе психологии»,  «Краткий психологический словарь-хрестоматия» и др.) и Алексея Александровича Бодалёва (1923 — 2014) — видного советского и российского психолога, специалиста по проблемам общения и нравственного развития, доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАО, экс-вице-президента АПН СССР, председателя экспертного совета ВАК по психологии и педагогике, ведущего сотрудника РАГС.

Предпосылки зарождения научно-педагогической школы А. Н. Сухова   начали складываться в начале  70-х  годов 20 в.

На первоначальном этапе все исследования являлись эмпирическими. Они были связаны с познанием преступности, ее отдельных видов и групп, личности преступника, конфликтов в среде осужденных. Активно исследовались вопросы психология криминогенного общения в среде осуждённых.

В качестве объекта исследования были рассмотрены проблемы конфликтов в производственных коллективах осужденных, общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах, так называемое в то время внеколлективное поведение осужденных, т. е.  массовые беспорядки.

В последующем, спектр научных исследований был значительно расширен. Участниками научной школы большое внимание было уделено изучению преступности и психологии криминогенного общения в среде осужденных.

Активно проводились изыскания в области социальной напряжённости, организованной преступности, кризиса, а также социальной психологии безопасности. Результаты изложены в соответствующих научных статьях, монографиях, отчётах, диссертациях А. Н.Сухова и его учеников.

 

Основные направления исследований научной  школы  

         В рамках научной школы А. Н. Сухова с 70-х годов 20 в.  практически впервые в СССР проводились теоретические и эмпирические исследования по таким  проблемам, как криминальные конфликты, криминогенное общение, социальная напряженность, организованная преступность кризис, успех и социальная психология безопасности. Научные исследования по указанным направлениям проводятся по настоящее время.

 

                            II. Основные научные результаты

 Проведено теоретическое и прикладное исследование кримиминальных конфликтов. В  1977г. дано понятие конфликта, определена   его структура, функции, виды, факторы возникновения,  динамика криминогенных конфликтов между осужденными; методы урегулирования .

Разработан концептуальный подход к исследованию криминогенного общения осужденных, сформулировано определение, выявлены критериальные признаки, функции и причины криминогенного общения в среде осужденных.

Создана методика исследования криминогенного общения осужденных.

Впервые определены социально-психологические причины криминогенного общения в среде лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Выявлены специфические функции криминогенного общения осужденных.

Определены основные стадии и механизмы воздействия массового общения осужденных на развитие групповых эксцессов в исправительных учреждениях.                                                                                                        С точки зрения социальной психологии в качестве основного механизма приготовления, сокрытия и совершения преступлений и в первую очередь в рамках организованной преступности   выступает криминогенное общение.

В статье  «Большое видится на расстоянии,»   посвящённой памяти А. А. Бодалёва,А. Н. Суховым говорится следующее.(Психология общения-школа академика А. А. Бодалёва. Коллективная монография. М., 2017).

«Мне повезло дважды. Имеется в виду не просто  в обыденной, а  в научной жизни.

Первый раз это событие было связанно с именем К.К. Платонова. Он был научным руководителем моей кандидатской диссертации о конфликтах. Работа выполнялась в 70-е годы XX века в Институте психологии АН СССР, но защита состоялась в Академии МВД СССР, В ней практически впервые было сформулировано определение, структура, функции и другие характеристики криминального конфликта. Мне прямо   в глаза тогда говорили, что в СССР конфликтов нет. Но К.К. Платонов помог  и диссертация была успешно защищена. Не оставался он  в стороне и тогда, когда весь тираж первой советско-европейской  монографии  о конфликтах был уничтожен на корню, в типографии. Одним из авторов был и я.                   Далее мне пришлось заняться исследованием криминогенного общения.

Подготовленные материалы на эту тему я представил академику А.А. Бодалеву. После ознакомления с ними он согласился выступить в качестве научного консультанта моей докторской диссертации.

В то время понятие «криминогенное общение»  было совершенно новым и потому было не просто вводить его в научный оборот. Только в 2015 году в статье «Организованная преступность и коррупция», опубликованной в ж. «Российский следователь», я предельно четко показал, что криминогенное  общение-это ключ для понимания природы организованной преступности.

В 1991г., в момент защиты докторской диссертации об этом прямо не говорилось, но подразумевалось. В тот период криминогенное общение увязывалось с массовыми беспорядками и т.д. Но и этого обстоятельства вполне хватало, чтобы по-новому подойти к пониманию уголовной ответственности не только за противоправные действия, а с совершенно новых позиций. В докторской диссертации была доказана самостоятельная роль криминогенного общения в приготовлении, совершении и маскировке преступлений. Такой подход к пониманию природы преступности расходился с общепринятой точкой зрения. Естественно, это порождало трудности и сопротивление новому взгляду на явления из области криминального мира.

Концептуальной основой обоснования криминогенного общения выступила теория деформации, сформулированная автором. Позже она была использована при подготовке таких изданий, как «Социальная психология безопасности», «Социальная психология преступности» и других.

После защиты докторской диссертации вместе с А.А. Бодалевым  была подготовлена книга «Основы социально-психологической теории» (1995 г.). Он помог в то время собрать чрезвычайно компетентный и, естественно, авторитетный состав  авторского коллектива.

В начале XXI века это издание вместе с «Прикладной социальной психологией» легло в основу учебного пособия для студентов вузов. Называлось оно «Социальная психология». В настоящее время,  данное учебное пособия  переиздано 8 раз,  а его вариант – 13.

Вместе с А.А. Бодалевым мне посчастливилось принять участие в подготовке «Акмеологии».

Идеи развития позже мною были реализованы в публикациях об успехе и карьере с социально – психологических позиций. Причем представлены они были не только в позитивном, но и криминальном плане.

Речь в данном случае идет о криминальной карьере в различных сферах, в том числе и о трансформации научной карьеры в современное время. Конечно, криминальная карьера–это антипод развития, по существу   взаимоисключающие друг друга явления. Однако деформация социальных  представлений об успехе приобрела столь масштабные  размеры, что нужно   зерна отделять от плевел: развитие есть развитие, а криминал есть криминал. И путать успех с псевдо-успехом не следует, хотя в действительности нередко все обстоит наоборот. К сожаленью, безнравственная и криминальная модель достижения успеха сейчас используются достаточно широко. Потому мириться с деформацией социальных представлений об успехе нельзя.

В условиях кризиса невозможно не обратиться к теории деформации, дисфункции, проблеме криминогенного общения. Развитие возможно только на основе их преодоления.»

 

  Научное «древо» научно-педагогической школы по психологическим  наукам под руководством профессора Сухова А.Н.

  1. Семик, Алла Анатольевна. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел: автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.06 / Рязан. ин-т права и управления МВД РФ.- Рязань, 2000.
  2. Червяков, Юрий Александрович. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.13. — Москва, 2002.
  3. Бобылева Лариса Александровна. Деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных Специальность 19.00.06 — юридическая психология, г. Рязань, АПУ ФСИН России, 2013
  4. Вахнина Виктория Владимировна. Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике органов внутренних дел: дис. … доктора психологических наук: 19.00.06 / Вахнина Виктория Владимировна; [Место защиты: Академия Федеральной службы исполнения наказаний России]. — Рязань, 2015.
  5. Гераськина Марина Геннадьевна Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.13, кандидат психологических наук Тамбов, 2007г.
  6. Марфин, Олег Викторович. Социально-психологические особенности внутриличностного конфликта в профессиональной деятельности медицинского персонала: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Марфин Олег Викторович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. — Тамбов, 2010.
  7. Евтешина, Наталья Викторовна. Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах: сопоставительный анализ: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Евтешина Наталья Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – г. Тамбов, 2008.
  8. Чечкова Анна Валентиновна. Социально-психологическая адаптация персонала к организационной культуре исправительных учреждений. Автор научной работы: Чечкова, Анна Валентиновна, Ученая степень: кандидат психологических наук. Место защиты диссертации: Рязан. ин-т права и управления МВД РФ.- Рязань, 2001, г. Рязань. Код специальности ВАК:00.06. Специальность: Юридическая психология. Количество cтраниц:216. Год:2001.
  9. Лафуткин Алексей Михайлович. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Автор научной работы: Лафуткин, Алексей Михайлович. Ученая степень: кандидат психологических наук. Место защиты диссертации: Рязан. ин-т права и управления МВД РФ, г. Рязань. Код cпециальности ВАК:19.00.06. Специальность:Юридическая психология. Количество cтраниц:246. Год:2006
  10. Дежурова Екатерина Викторовна. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола. Автор научной работы:Дежурова, Екатерина Викторовна. Ученая степень:кандидат психологических наук. Место защиты диссертации:Рязан. ин-т права и управления МВД РФ, г. Рязань. Код специальности ВАК:19.00.06. Специальность:Юридическая психология. Количество страниц:2001. Год:2009
  11. Петрушина Любовь Владимировна. Психология эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола. Автор научной работы:Петрушина, Любовь Владимировна. Ученая cтепень:кандидат психологических наук. Место защиты диссертации:Рязан. ин-т права и управления МВД РФ, Рязань. Код cпециальности ВАК:19.00.06. Специальность:Юридическая психология. Количество cтраниц:249. Год:2007
  12. Пацакула Ирина Ивановна Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: На материале исследования индивидуальной профессиональной безопасности. Автор научной работы:Пацакула, Ирина Ивановна. Ученая cтепень:кандидат психологических наук. Место защиты диссертации:Рязан. ин-т права и управления МВД РФ, г. Рязань. Код cпециальности ВАК:19.00.06. Специальность:Юридическая психология. Количество cтраниц:216. Год:2001

 

         III. Практическое использование результатов научно-исследовательской работы

Результаты исследования по вопросам, связанным с социальной напряженностью, использовались на региональном и федеральном уровне с целью  понижения её уровня. Итоги   теоретических и  эмпирических  исследований, проведённых в рамках научной школы А. Н. Сухова, широко используются также в учебном процессе и практической деятельности правоохранительных органов.

IV. Основные публикации, подготовленные под руководством Сухова А.Н.

  1. Конфликты в первичных коллективах осуждённых: учебно-практическое пособие – Рязань, РВШ МВД СССР, . – 72 с.
  2. Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах: учебное пособие – Рязань, РВШ МВД СССР, 1984. – 60с.
  3. Внеколлективное поведение осужденных: учебное пособие – Москва, ВНИИ МВД СССР, 1987. – 40 с.
  4. Криминогенное общение в среде осужденных: учебное пособие – Рязань, Рязанский институт МВД РФ, 1993. – 134 с.
  5. Основы социально-психологической теории: учебное пособие – Москва, МПСИ, 1995. – 421 с.
  6. Прикладная социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 688 с.
  7. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Сухова. – М.: издательства «Академия», «Юнити-Дана», Москва, 2001-2017.
  8. Социальная психология безопасности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Академия, 2002, 2005. – 249 с.
  9. Реальная социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Московский психолого-социальный университет, 2004. – 350 с.
  10. Социальная психология образования: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный университет, 2005. – 359 с.
  11. Выборы, теория и практика: учебное пособие / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова; под ред. А.Н. Сухова; М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 255 с.
  12. Миграция в Европе и её последствия: учебное пособие / А.Н. Сухов, С.А. Трыканова; – М.: Флинта, 2008,2016. – 216 с.
  13. Социальная психология преступности: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 568 с.
  14. Основы социально-психологических исследований: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
  15. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 384 с.
  16. Социальная психология организации: учеб. пособие / под ред. А.Н. Сухова. – М.; Воронеж: МПСИ : МОДЕК, 2010. – 632 с.
  17. Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2011,2017. – 280 с.
  18. Основы психосоциальной работы с населением: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013,2017. – 690 с.
  19. К.Роджерс. Гуманистическая психология: теория и практика / составитель А.Н. Сухов. – М.: МПСУ, 2013. – 450 с.
  20. Социальная психология: учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
  21. Успех, карьера и развитие: социально-психологический аспект: монография. – М.: МПСУ, 2016. – 172 с.
  22. Успех, карьера и развитие: социально-психологический анализ: учебное пособие [Электронный ресурс] 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 376 с.
  23. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией А.Н. Сухова. (Восьмое издание, переработанное и дополненное). – М.: Юнити-Дана, 2017. – 368 с.
  24. Кризисы в переговорной практике сотрудников специальных подразделений и пути их преодоления: монография.  / А.Н. Сухов, В.В. Вахнина. – М.: Академия управления МВД России, 2016. – 210 с.
  25. Психология общения: Школа Академика А.А. Бодалева. Коллективная монография. — М.: РШБА, 2017. — 447с.
  26. Социальная психология организованной преступности. Монография.- М.: Юнити — Дана,2017. — 158с.
  27. Основы социальной психологии: учебное пособие. — М.: Кнорус,2018. — 242с.