lingvoemblem

E.Arhipova

Руководитель лаборатории — Елена Викторовна Архипова,
доктор педагогических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор

E-mail: e.arkhipova@365.rsu.edu.ru

Положение о Лаборатории

Сведения о лаборатории за 5 лет

Основные направления деятельности:

  • развитие взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, научными и образовательными учреждениями региона и страны в целом, направленного на решение актуальных проблем сохранения русского языка как национального достояния;
  • организация и проведение прикладных и научных исследований в области лингводидактики, методики преподавания русского языка, культуры речи, теории и методики преподавания филологических дисциплин;
  • создание дидактических материалов, учебных пособий инновационного типа по русскому языку для различных видов учебных заведений и для различных форм языкового образования (в т.ч. и дистанционного);
  • разработка и внедрение инновационных технологий в преподавание русского языка на всех уровнях непрерывного образования.
  • разработка учебных программ и учебных планов переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка;
  • научное консультирование предприятий научных и учебных организаций и учреждений, оказание научных и образовательных услуг по профилю Лаборатории;
  • разработка и содействие выполнению различных вузовских, региональных, национальных и международных программ и проектов в области славянской филологии, лингвистики, лингводидактики, теории и методики обучения русскому языку и др.;
  • организация внедрения результатов исследований и разработок в различные отрасли образования региона, а также на межрегиональном и международном уровне;
  • осуществление независимой профессиональной экспертизы программ, научных проектов, учебников (пособий), диссертаций, аттестационных и других исследовательских материалов, связанных с изучением и преподаванием русского языка и культуры речи;
  • пропаганда и организация работ по укреплению связи вузовской науки со школами региона в рамках преподавания русского языка и культуры речи, а также на межрегиональном и международном уровне;
  • участие в инновационной деятельности по разработке, апробации и внедрению новых технологий в преподавании филологических дисциплин на межвузовском, региональном, федеральном и международном уровнях.

Основные результаты деятельности:

Проведение научных исследований по актуальным проблемам лингводидактики, методики обучения русскому языку, в результате которых:

а) выигран грант Российского гуманитарного научного фонда № 13-16-62003 (РГНФ‑2013),

б) проект «Геокультурная модель лингвистического тренажера как средство интенсификации обучения русскому языку иноязычных представителей регионального сообщества» стал победителем в конкурсе инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А. Есенина (2012),

в) разработаны инновационные материалы для обучения мигрантов и проведены экспресс-курсы русского языка для туркменских студентов (2012),

г) организованы и проведены «Круглые столы» по вопросам языковой и социокультурной адаптации мигрантов и их семей (февраль 2012), «Обучение русскому языку в классах с полиэтническим составом» (декабрь 2014 г.) с участием представителей национальных общественных организаций Рязанской области, Министерства по делам территориальных образований Рязанской области, главного редактора федерального научно-методического журнала «Русская словесность» А.И. Княжицкого, представителей вузов и школ Крымской Республики, учителей и преподавателей русского языка и литературы ряда регионов Российской Федерации;

lig01

д) организованы и проведены: Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский язык в диалоге культур» (2012), «Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование» (2015);

ling02

е) подготовлены выступления в СМИ, на региональных телеканалах, на радио (в газете «Рязанские ведомости», «Благовест», на каналах «ТВ-ЭХО», «9 канал», Радио Рязань (ВГТРК).

ж) создан и поддерживается Интернет-ресурс лаборатории – сайт «Словесник»
http://slovesnik-oka.narod.ru

sloves01

sloves02

В РГУ имени С.А. Есенина состоялось заседание секции «М.Д. Скобелев и Русский мир: язык, культура и образование» в рамках Международной научно-практической конференции «М.Д. Скобелев: история и современность», посвященной 175-летию со дня рождения выдающегося полководца.

28 сентября состоялось заседание секции «М.Д. Скобелев и русский мир: язык, культура и образование», проводимой в рамках Ш Форума в рамках Ш Форума «Наука побеждать» и Международной научно-практической конференции «М.Д. Скобелев: история и современность», посвященных 175-летию со дня рождения выдающегося полководца.

На секции были подведены итоги Межрегионального конкурса исследовательских и творческих работ учащихся, студентов, воинов-курсантов, учителей-словесников «М.Д. Скобелев – полководец, Суворову равный», организованного и проведенного по инициативе лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку РГУ имени С.А. Есенина. В конкурсе приняли участие более 100 человек. Это представители трех Федеральных округов – Центрального, Северо-западного и Республики Крым. Всего дипломами и сертификатами, а также благодарностями отмечены более 40 человек из Рязани и Рязанской области, шесть представителей Республики Крым и два из Санкт-Петербурга.

От имени ректора РГУ имени С.А. Есенина присутствующих приветствовал проректор по развитию образовательной деятельности, доктор исторических наук, профессор Сергей Владимирович Демидов. Также с приветственным словом к участникам обратились: профессор кафедры русистики Великотырновского университета Святых Кирилла и Мефодия Л.М. Цонева (г. Велико-Тырново, Болгария); Н.М. Столяр, атаман Тюшевского станичного казачьего общества, член Рязанского отделения Изборского клуба экспертов, член Рязанского отделения Российского военно-исторического общества; И.И. Митрофанов, консультант отдела по работе с политическими партиями и национальными объединениями министерства по делам территорий и информационной политике Рязанской области, член Рязанского отделения Российского военно-исторического общества.

С программным докладом «Русский язык как средство сохранения культуры и ценностей народа, приумножения его воинской славы (М.Д. Скобелев в русской литературе)» выступила председатель оргкомитета конкурса, доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова, На секции прозвучали доклады призеров конкурса, состоялось выступление школьной общественной организации «Скобелевское братство» (школа № 54 г. Рязани). Значимым моментом стала презентация школьных пособий по русскому языку, созданных проф. Е.В.Архиповой и доц. Л.В. Лагуновой на материале текстов художественных произведений о М.Д. Скобелеве.

 

Вклад лаборатории в приумножение престижа и репутационного
капитала вуза:

  • осуществление международных связей: участие в международных научных конференциях и публикациях (Япония, Испания, Чехия, Беларусь, Украина, Словакия);
  • взаимодействие с государственными структурами:

— Россотрудничество (участие в работе Межведомственной рабочей группы по разработке Государственной концепции поддержки русского языка за рубежом (2011 г.), по результатам получен грант РГНФ в составе рабочей группы – в Институте русского языка им. А.С. Пушкина);

— УМК по русскому языку УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров (МПГУ);

— Правительство Рязанской области (организация и проведение совместных конференций, круглых столов и др. с Министерством образования РО, Министерством по делам территориальных образований РО, участие в заседаниях, посвященных работе с мигрантами, в Комитете по трудоустройству и занятости населения и др.);

  • взаимодействие с российскими и региональными общественными организациями:

— Русская община Крыма (участие в ежегодном фестивале «Великое русское слово»);

— Общественная палата Рязанской области, общественные организации национальных диаспор Рязанской области («Алмаз» и др.) — выступления по вопросам языковой адаптации мигрантов;

— участие в работе экспертных групп по присуждению высшей квалификационной категории учителям начальных классов, русского языка и литературы при Министерстве образования Рязанской области;

— Совет по присуждению премии им. Акад. И.И. Срезневского при Правительстве Рязанской области – участие в качестве экспертов;

  • научные, методические и экспертные связи с крупнейшими вузами России:

— с Институтом русского языка им. А.С.Пушкина (получен грант РГНФ и выполнен проект в составе рабочей группы);

— с МПГУ, МГУ, МГОУ и др. региональными вузами (оппонирование, участие в научных конференциях);

— в Республике Крым – с Крымским республиканским институтом постдипломного педагогического образования (КРИППКРО), Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского.

Научно-методические, консультационные, образовательные связи с учителями, образовательными организациями, промышленными предприятиями
в Рязанской области:
  • курсы повышения квалификации на базе ИНО, в РИРО – чтение лекций для учителей Рязани и Рязанской области;
  • связь с промышленными предприятиями (ОАО «Рязанский радиозавод» – курсы деловой речи для работников завода).

ling03

Участие в работе редакционных советов федеральных и региональных журналов, входящих в список ВАК:
  • «Русская словесность» (ВАК, РИНЦ, Scopus, Web of Science) – в составе редакционного совета журнала;
  • «Современное есениноведение» — в редакционной коллегии журнала.
Обеспечение аккредитационных показателей вуза:
  • высокая публикационная активность (индекс цитирования в РИНЦ Хирш=5),
  • написание и публикация монографий, учебных пособий в центральных издательствах:

— в издательстве «Просвещение» — три издания «Лингвистического тренажера по русскому языку», вошедшего в Федеральный перечень учебников для школ России;

— в Издательском центре «Академия» — четыре издания учебного пособия для вузов «Теория и практика обучения русскому языку (4-е изд. – в 2014 г.);

всего опубликовано 5 книг, из которых 1 – дистанционный учебник по русскому языку, две коллективные монографии, 1 – учебное пособие для школы и 1 – учебное пособие для студентов вузов.

— публикация статей в журналах, рекомендованных ВАК («Русская словесность», «Русский язык в школе», «Психолого-педагогический поиск») – за последние годы опубликовано 8 статей.

 

Исследования и научное сотрудничество продолжаются

Лаборатория лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку продолжает исследования, связанные с ценностными ориентациями современной молодежи и разработкой аксиологической модели обучения русскому языку в парадигме образования XXI века. В частности, был проведен эксперимент по выявлению ценностных понятий и представлений у школьников и студентов г. Рязани и области, на основе чего были сделаны выводы о региональных особенностях ассоциативного словаря представителей этой возрастной категории.

В первом полугодии 2019 года лингвометодические выводы исследования были доложены на трех Международных научных конференция в России и за рубежом. Часть материалов уже опубликована в статьях, индексированных в РИНЦ, и в частности, в журнале, рекомендованном ВАК.

Еще одно направление деятельности лаборатории – сотрудничество с Крымским республиканским институтом постдипломного образования – было освещено в докладе на заседании Общественной палаты Рязанской области, посвященном 5-летней годовщине воссоединения Республики Крым с Россией. Продолжается сотрудничество с Институтом языкознания РАН и Российской академией образования.