В РГУ имени С.А. Есенина прошла научно-практическая конференция (с международным участием) «Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме». Организаторами выступили Международная академия наук педагогического образования и кафедра педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина.
В приветственном слове проректор по научной деятельности В.А. Горнов отметил важность и своевременность рассмотрения вопросов воспитания в современном социокультурном и образовательном пространстве.
На пленарном заседании были представлены доклады о формировании инновационного мышления современного педагога (докладчик Артамонова Екатерина Иосифовна, президент Международной академии наук педагогического образования, д.п.н., профессор), о формировании готовности учителя географии к патриотическому воспитанию учащихся в системе дополнительного профессионального образования (выступала Гавриленко Людмила Николаевна, старший преподаватель кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования РИРО).
Куприянов Борис Викторович, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, д.п.н., профессор раскрыл особенности влияния двора и его окружения с позиции реконструкции досуговых практик советских школьников в контексте моделирования сред воспитания. Игнатова Ольга Алексеевна, директор МБОУ «Школа № 8» г.Рязани, к.п.н., доцент, председатель регионального отделения РДШ обозначила перспективы сотрудничества в области воспитания школы и вуза в реализации направления Российского движения школьников.
В рамках конференции под руководством Ольги Васильевны Еремкиной, профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании, прошел мастер класс «Современный педагог-лидер». В ходе мастер класса были рассмотрены умения педагога-лидера, мнения по данному вопросу различных специалистов в области педагогики и психологии. Участники конференции пришли к выводу, что лишь педагог-лидер, стремящийся к успеху, саморазвитию и карьерному росту, сумеет активизировать личность школьника, развить его познавательные способности и замотивировать на успех в учебе.
Открытая образовательная площадка «РДШ: точки развития»
В рамках конференции работала открытая образовательная площадка «РДШ: точки развития» В этот раз темой для обсуждения были выбраны вопросы целей и ценностей детской организации. Модератор секции Жокина Надежда Алексеевна — начальник Ресурсного центра по подготовке специалистов в области воспитания РГУ имени С.А. Есенина, кратко напомнила собравшимся историю вопроса. Участниками обсуждения стали старшие вожатые, педагоги школ Рязанского района, сотрудники музея истории молодежного движения, преподаватели и студенты РГУ имени С.А. Есенина.
В процессе дискуссии был проанализирован исторический опыт детских организаций в России и за рубежом. Педагоги приводили примеры из опыта работы. Свои суждения высказали и студенты, которые продемонстрировали современное восприятие предложенной проблемы. Подводя итоги работы площадки, Н.А. Жокина отметила, что Российское движение школьников как новая организация проходит этап своего становления, и какой она станет, во многом зависит от педагогов — в сотрудничестве с детьми им делать выбор целей и ценностей РДШ.
Круглый стол «Проблемы воспитания в условиях современных вызовов»
В рамках круглого стола были подняты следующие проблемы:
- Приоритеты и ценности современной молодежи.
- Как ориентировать молодёжь на общечеловеческие и национальные ценности?
- Основные проблемы воспитания в условиях современных вызовов.
- Какова роль семьи и школы в воспитании подрастающего поколения?
В обсуждении этих проблем активно участвовали студенты 2 и 5 курсов факультета истории и международных отношений, учителя школы, педагоги из Москвы, преподаватели РГУ имени С.А. Есенина. Ведущая круглого стола Ганина Т.В. познакомила присутствующих с результатами исследования, проводимого в рязанских школах среди учеников 8-10 классов, цель исследования — выявить, на какие жизненные ценности ориентируются современные школьники. Это вызвало оживлённую дискуссию, студенты выразили своё отношение к общечеловеческим и национальным ценностям, назвали, какие ценности для них, как будущих педагогов, наиболее важны и значимы. Это такие ценности, как Человек, Жизнь, Здоровье, Воспитание, Образование, Гуманность, Справедливость, Милосердие, Нравственность.
Актуальные проблемы воспитания, роль семьи и школы в воспитании подрастающего поколения также были в центре внимания участников круглого стола, вызывали споры. Высказывались различные подходы к решению этих проблем. Учитель школы № 40 Рязани Фролова Н.К. поделилась своим опытом воспитания учащихся, рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются современные школьники в настоящее время. Студентка 5 курса факультета истории и международных отношений Ирина Пархаева рассказала о роли учителя и его авторитете в воспитании школьников, как важно добиться признания и уважения среди школьников для того, чтобы процесс воспитания был более эффективным и результативным.
Все пришли к выводу, что только взаимодействие и тесное сотрудничество семьи и школы будут способствовать решению проблем воспитания и смогут противостоять негативным явлениям нашего общества — таким, как компьютерная зависимость, вредные привычки, безнравственность, девиантное поведение детей.