В РГУ имени С.А. Есенина в рамках мониторинга эффективности системы дистанционного обучения в условиях противодействия распространению эпидемии коронавируса был проведён опрос обучающихся о средствах и методах организации дистанта, применяемых на различных направлениях подготовки, о достоинствах и недостатках дистанционных форм обучения по сравнению с традиционными, о перспективах их использования в дальнейшем (в штатном режиме организации образовательного процесса). Онлайн-опрос обучающихся был проведен методом индивидуального формализованного анонимного анкетирования в удалённом режиме на платформе Google Forms на основе репрезентативной квотной выборки расчётным объёмом 1080 респондентов. Общее количество анкет, принятых к обработке и анализу, составило 1181. В выборке представлены студенты всех факультетов/институтов РГУ имени С.А. Есенина; структура выборки по уровням образования (бакалавриат, магистратура) и курсам обучения соответствует реальным количественным показателям по вузу. При объёме генеральной совокупности в 4322 человека (3990 студентов очной формы бакалавриата и 332 обучающихся по очной форме магистратуры), величина статистической погрешности не превышает 0,025 (доверительный интервал +2,5%) при доверительной вероятности 95%. Таким образом, не менее 95% полученных ответов респондентов соответствуют усреднённым реальным показателям в пределах заявленной погрешности.

Почти 50% опрошенных считают образовательный портал РГУ удобным для обучения.

По мнению большинства студентов университета (99,9%) дистанционный формат предоставляет возможность обучения в удобное время и в удобном месте, а также развивает навыки самоконтроля. В качестве преимуществ электронного обучения на данный момент наиболее важными названы следующие: обучение в комфортной и привычной обстановке (55,1%), гибкость учебного процесса (46,2%), лёгкость обновления содержания и возможности архивации материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания (24,6%).

65% респондентов считают, что навыки использования дистанционных образовательных технологий, полученные в процессе дистанционного режима обучения, будут полезны в дальнейшем в процессе работы по выбранной специальности, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Почти 80% опрошенных указывают на то, что ранее не использовали никакие продукты для дистанционного обучения (электронные курсы, системы управления обучением, знаниями). Те студенты, которые были знакомы с технологиями дистанционного обучения до их активного внедрения в образовательный процесс в РГУ имени С.А. Есенина, называют Moodle, Teams, Outlook, Zoom, курсы и вебинары по подготовке к ЕГЭ. Значительная часть принявших участие в опросе называет следующие цели использования преподавателями дистанционных технологий в электронном обучении: размещение учебных материалов (84,8%), выдача заданий для самостоятельного выполнения (85,3%), проверка заданий для самостоятельного выполнения (66,1%), контроль полученных знаний (47%), проведение индивидуальных занятий (23,3%); 3,6% студентов называют в качестве цели использования дистанционных технологий работу по индивидуальной траектории с обучающимися (с одарёнными студентами, в рамках подготовки к олимпиадам, конференциям, конкурсам и др.).

В настоящий момент самыми популярными способами учебного взаимодействия с преподавателями являются социальные сети (59%), электронная почта (54,4%), видеосервисы (Open meetings, Zoom, Skype) (46,6%).

43,2% студентов представляют дистанционное обучение в качестве вспомогательного обучения в будущем, почти 9% считают, что электронное обучение может быть основной формой обучения, при этом 17,9 % респондентов отрицательно относятся к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.

Почти 40% студентов считают, что качество образования с использованием системы электронного обучения может улучшиться.

Далее приводятся данные в процентах от общего числа респондентов (n=1181).