В РГУ имени С.А. Есенина уже несколько лет действует театр «Переход», а в 2019 году появился социальный театр, который оказался востребованной формой общения на острые социальные темы.

Современный мир с неумолимой скоростью диктует новые тенденции. Ускорение социальных процессов, интенсивное развитие межкультурных, межэтнических, межрелигиозных процессов, стремительное развитие новых форм коммуникации в сети Интернет приводят к тому, что окружающий мир имеет сложную структуру взаимоотношений, ориентироваться в которой бывает сложно даже взрослому человеку.

В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина регулярно проводится профилактическая работа в молодёжной среде, которая направлена на предупреждение асоциального поведения личности. Асоциальное поведение – это поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных деяний. Профилактическая работа является частью воспитательной работы вуза и осуществляется всем университетским сообществом: профессорско-преподавательским составом, кураторами, студенческим советом и студенческими общественными объединениями. Особую помощь в профилактической работе оказывают внешние профильные организации, которые предоставляют методическую, консультационную и информационную поддержку.

Среди форм профилактической работы, которые направлены на усиление личности в противостоянии риску возникновения асоциального поведения, особое место в настоящее время занимает творческая интерактивная форма – социальный театр. Это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы, например, толерантности, проявления экстремистского поведения, взаимоотношения родителей и. Использование художественных средств, взаимодействие с молодёжью с позиций равенства (подход равный-равному), а также возможность для зрителя «включиться» в действие и поучаствовать в обсуждении делают социальный театр популярной и социально значимой формой работы.

Социальный театр не требует от своих участников профессиональных навыков актёра, напротив – нужен обычный человек, способный пропустить через себя заданную проблему. Участие профессионального режиссёра так же не требуется. Однако в этой ситуации важную роль играет помощь по обыгрываемой проблеме. Спектакль возможно подготовить за 2-3 часа репетиции, главное услышать проблему персонажа и пропустить её через себя. В театральной постановке отсутствует прямое обращение к зрителю, обсуждение проблемы имеет демократичный, ненавязчивый характер, что даёт возможность молодому человеку пережить, «примерить» различные роли, эмоции, получить опосредованный опыт и запустить рефлексию относительно своего поведения.

Как правило, в любой постановке задается определённый сюжет, проигрываемый студентами на сцене. Выступающие показывают жизнь молодых людей, которые по воле случая оказались в сложной ситуации, которым предстоит сделать непростой выбор. Зрительный зал является не просто «наблюдателем», а непосредственным участником действа. Одна из форм взаимодействия актёра и зрителя заключается в следующем – абсолютно любой может по ходу спектакля задать вопрос, тем самым изменив ход событий. Ответ поступает незамедлительно и зависит от мироощущения самого актёра, которому приходится много импровизировать. Зритель может решить, благополучен ли будет финал обыгрываемой ситуации или нет. В конце спектакля актёры «снимают маски», выходят из образа, называют своё настоящее имя и личное отношение к герою и его поступкам по ходу сюжета.

Социальный театр опосредует общение и создает безопасную обстановку для самораскрытия. Через вымышленного персонажа молодому человеку легче работать с собственными чувствами, оценивать негативные модели поведения. Спектакль обращает внимание человека на самого себя, на собственные чувства, поскольку вынуждает сравнивать происходящее в спектакле с собственными моделями поведения. Этот процесс происходит в сознании зрителя, никто не заставляет делиться, не «лезет в душу», и не может подвергнуть негативной оценке. В подобной обстановке молодой человек может максимально честно оценить собственные чувства и поведение.

Социальный театр РГУ – это один из молодёжных проектов в области профилактики, который реализуется творческой группой студентов – волонтёров разных факультетов и институтов при поддержке управления учебно-воспитательной работы вуза и Рязанского областного клинического наркологического диспансера.

Цель проекта – в формате интерактивного взаимодействия актёра и зрителя показать студентам и школьникам вредоносный характер асоциального поведения и тех последствий, к которым оно приводит.

Отправной точкой в реализации проекта стал образовательный лагерь-семинар «Вектор.РГУ», прошедший в феврале 2019 года. Именно там активисты университета подготовили и представили премьеру спектакля по теме профилактики распространения ВИЧ, а 27 марта, в Международный день театра в РОУНБ имени Горького прошёл спектакль об острой проблеме распространения психоактивных веществ в молодёжной среде. Зрителями стали более ста учащихся и педагогов колледжей Рязани. Они активно участвовали в обсуждении возможных вариантов развития сюжета, поступков героев спектакля, задавали интересующие вопросы, благодарили актёров. В ходе подготовки спектаклей сформировалась труппа неравнодушных студентов, которая является опорой в реализации проекта.

Важно отметить, что проектный подход подразумевает теоретическую и правовую подготовку студентов, играющих в спектакле.

Наставник проекта, начальник отдела профилактики асоциального поведения среди молодёжи ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер» Наталья Владимировна Зотова рассказывает: «Очень важно оказать квалифицированную помощь участникам проекта, так как нельзя допускать, чтобы незнанием они направили зрителей на неверный путь. Зрители полностью участвуют в этой постановке, принимают решение, чем закончится постановка, что сделают главные герои, также они по итогу спектакля примут решение о том, нужно ли было это делать. Спасибо неравнодушным студентам и сотрудникам вуза, понимающим важность профилактической работы, ведь молодёжь  –  это будущее нашей страны».

Активист проекта, студент факультета физической культуры и спорта Иван Горбич делится своими впечатлениями от участия: «В социальном театре ты можешь перевоплотиться в другого человека, почувствовать, что зрители являются неотъемлемым звеном происходящего. У нас дружный и организованный коллектив. Значимость социального театра, на мой взгляд, заключается в том, что это уникальная возможность донести важные вещи доступными словами всем присутствующим. От того, о чём мы говорим, никто не застрахован.  Я не знаю таких людей, которые бы на вопрос «Кем ты хочешь стать?» ответили бы «Наркоманом». Большинство социальных «болячек» тянется из окружения. Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты».

Иван Горбич и студентка института психологии, педагогики и социальной работы Ксения Сёмина успешно представили проект и выступили с сообщением «Профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде посредством социального театра (на примере РГУ имени С.А. Есенина)» в секции «Общественная безопасность» на Международном форуме «Молодёжь, наука, безопасность», который прошёл в мае 2019 года в Москве на базе Академии управления МВД России.

За небольшой срок существования социальный театр показал хорошие результаты. Ярко видна заинтересованность факультетов и институтов РГУ имени С.А. Есенина, а также других учебных заведений города в его реализации. Многие студенты приходят в труппу после увиденного на сцене. По их словам, мотивом служит желание проникнуться жизнью героев на эмоциональном уровне, стать активным участником происходящего.

В планах труппы – постановка спектаклей по сценариям, включающим случаи из реальной жизни студентов нашего университета. Поступают запросы на спектакли и от других учебных заведений. Это значит, что проект востребован и будет активно развиваться.

 

Анастасия Беляева,

студентка 3 курса ИППСР,

участница Молодёжного проектного офиса РГУ,

командир волонтёрского отряда «СВОИ».