В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина в дистанционном формате на платформе Zoom состоялось заседание учебно-методического совета университета, посвященное вопросам организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

С приветственным словом выступил ректор университета Андрей Иванович Минаев, который отметил, что университет достойно справляется со всеми испытаниями, вызванными сложной эпидемиологической обстановкой. Сложившийся за этот период времени опыт работы позволяет сформулировать ряд выводов: дистанционное обучение не является заменой классического образования, но включение дистанционного обучения в реальный образовательный процесс позволит сделать его более сбалансированным, гибким.

В настоящее время в дистанционном формате в РГУ имени С.А. Есенина обучаются более 7770 студентов и ведут образовательную деятельность более 450 преподавателей. Университет осуществляет дистанционное обучение не только студентов очной формы обучения, но и заочников, проживающих в разных регионах Российской Федерации.

В качестве основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий в университете используется электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на платформе Moodle. На ней зарегистрировано более 10 тысяч пользователей, в том числе более 6,5 тысячи – активных пользователей, преподавателей и студентов вуза. Здесь же размещено около 10200 учебных курсов – это текстовые лекции, видеолекции, презентации, тесты, кейсы для разбора практических ситуаций, проблемные и творческие задания и многое другое.

В качестве платформ для проведения онлайн-занятий преподаватели активно используют платформы Dreamstudy, Zoom, Skype, Microsoft Teams и другие. Для дистанционного обучения также эффективно используются электронные библиотечные системы. Еще одним ресурсом организации образования с использованием дистанционных образовательных технологий является использование социальных сетей, где преподаватели создают администрируемые ими группы, размещают задания, активно общаются со студентами в чатах. Используются в РГУ имени С.А. Есенина также массовые открытые on-line курсы, доступ к которым предоставляется соответствующими платформами и ведущими университетами страны.

В рамках заседания учебно-методического совета университета были заслушаны доклады, посвященные накопленному опыту организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Директор юридического института Любовь Юрьевна Ларина в своем докладе «Юридическое образование в условиях пандемии COVID-19» осветила опыт организации дистанционного обучения. Для студентов юридического института в электронной информационно-образовательной среде университета размещаются видеолекции преподавателей, проводятся экзамены с использованием случайной выборки билета. Юридический институт стал организатором Всероссийской научно-практической конференции «Юридическое образование в условиях пандемии COVID-19», проходившей также в дистанционном формате.

Директор института иностранных языков Елена Леонидовна Марьяновская раскрыла специфику использования ДОТ в профессионально-ориентированном преподавании иностранных языков. Все занятия со студентами проводятся с обязательным присутствием преподавателя, поэтому в организации образовательного процесса преподавателями института иностранных языков используется комбинация различных дистанционных образовательных инструментов, позволяющих по возможности создать живую образовательную среду, которая обычно присутствует в аудитории. Сложности заключаются в особенностях обучения иностранному языку, в формировании правильного произношения, выработке навыков говорения и письма, поскольку онлайн-занятия не всегда могут в полной мере заменить реальный процесс.

Декан факультета истории и международных отношений Оксана Игоревна Амурская представила опыт применения дистанционных образовательных технологий в работе факультета истории и международных отношений. В дистанционном формате проводятся не только учебные занятия, но и круглые столы, научные и научно-методические конференции, творческие внеучебные мероприятия, в которых принимали участие преподаватели и студенты факультета .

Доцент кафедры общей и теоретической физики и методики преподавания физики Ольга Викторовна Кузнецова в своем докладе осветила опыт работы физико-математического факультета с применением дистанционных образовательных технологий. Специфика реализуемых на факультете направлений подготовки предполагает выполнение большого числа лабораторных работ. В связи с этим по большинству дисциплин были пересмотрены формат проведения лабораторных работ, форма допуска до выполнения лабораторной работы, сама технология выполнения и защита полученных результатов. Ольга Викторовна уделила внимание технологии дистанционной работы с использованием сервиса Microsoft Teams, виртуальной доски Idroo.com. Отмечена необходимость и важность проведения онлайн-занятий со студентами педагогических направлений подготовки в области обучения методики преподавания.

И.о. заведующего кафедрой педагогики и менеджмента в образовании Елена Михайловна Аджиева рассказала об организации онлайн инструктивно-методических сборов по подготовке студентов к производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в организациях отдыха детей и их оздоровления). В инструктивно-методических сборах приняли участие 370 студентов 7 факультетов и институтов, в том числе и иностранные студенты. Занятия были организованы с использованием платформы Zoom, социальной сети ВКонтакте. Рабочий день был построен по принципу лагеря: зарядка, отрядное время, практикумы, мастер-классы, подготовка общелагерного дела, интеллектуально-развлекательные онлайн-игры, вечернее время, подведение итогов. В период сборов учащиеся приняли участие во Всероссийском диктанте «Вожатский диктант». Актуальность проведения инструктивно-методических сборов в дистанционном формате определяется тем, что в современных условиях становятся востребованными модели проведения детских лагерей онлайн, которые также проводятся на территории Рязанской области.

Доцент кафедры иностранных языков Альбина Ваидовна Мамедова в своем докладе «Дистанционное образование на примере обучения иностранному языку на неязыковых факультетах» отметила положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Были представлены выработанные правила для проведения занятий в неязыковых группах с использованием Skype. Эти правила адресованы как студентам, так и преподавателям.

Доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин института психологии, педагогики и социальной работы Оксана Григорьевна Тимченко рассказала о методике использования личного кабинета преподавателя в Moodle, плюсах и минусах этой системы. Были представлены рекомендации по использованию различных инструментов в системе Moodle, которые позволяют контролировать работу студентов в процессе изучения дисциплины, отслеживать степень выполнения заданий и ознакомления с лекционно-теоретическим материалом.

Заседание учебно-методического совета завершилось обсуждением резолюции, в которой были намечены дальнейшие пути использования дистанционных образовательных технологий в РГУ имени С.А. Есенина.

Информация предоставлена учебно-методическим управлением РГУ имени С.А. Есенина