Приемная комиссия: 8 (4912) 97-15-10
priem@365.rsu.edu.ru, international@365.rsu.edu.ru

enru

В горьковской библиотеке прошел семинар

30 ноября в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького прошел семинар «Ф.М. Достоевский: поиски в человеке человека» (цикл «Русская литература XIX века в контексте христианской традиции»). Его провела преподаватель кафедры литературы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук Анжелика Владимировна Шапурина. Семинар был проведен при участии студентов и выпускников Свято-Филаретовского православно-христианского института. Гостем и активным участником семинара стал также Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор Рязанского епархиального женского духовного училища.

В своих произведениях Достоевский говорил только о том, что было пережито лично им. Писатель всегда тяготел к форме исповеди, поэтому знаменитые романы «Пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») можно рассматривать как этапы его духовной биографии.

Достоевский писал в эпоху торжества реализма, когда правдоподобие, достоверность воспринимались как достоинства художественного произведения. Писатель же преображал реальность, изменяя масштабы, превращая чувства в страсти, мысли – в навязчивые идеи. Свой художественный метод Достоевский определял как «фантастический реализм», а себя называл «реалистом в высшем смысле». «Высшей», «фантастической» реальностью для него была человеческая душа. Достоевский изображал не внешнюю, видимую жизнь человека, но глубины его «подпольной», корневой духовной жизни. Для исследования этих глубин Достоевский помещал своих героев в исключительные условия и смотрел, что из этого выйдет.

В художественном мире Достоевского существует два основополагающих проекта развития жизни — «с Богом» и  «без Бога». Писатель показал, насколько дисгармонична природа современного человека. В нем идет постоянная борьба темного и светлого начал. Полем битвы добра и зла является человеческое сердце. «Диалектика Достоевского основана на противоположении Богочеловека и человекобога, Христа и антихриста. Известно, что Достоевский через всю жизнь пронес «исключительное, единственное отношение к Христу. Его чувство Христа было очень страстное и глубоко интимное» (Н.А. Бердяев). Для Достоевского христианство — это «вера в Бога и вера в человека».