ТЕМА 1. Древнерусское государство (IХ – начало ХII века)

 

1. Восточные славяне в древности.

2. Образование раннефеодального государства восточных славян.

3. Политический строй и социально-экономическая структура Киевской Руси.

Тест для самоконтроля

 

1. Восточные славяне в древности.

Развитие народов и государств зависит от многих факторов, среди них не последнюю роль играют естественно-географические условия, в которых происходило формирование и становление той или иной народности, государства. С этой точки зрения целесообразно рассмотреть естественно-географический фон, на котором протекали исторические процессы преобразования родоплеменных объединений восточных славян в единое государство.

Равнинный рельеф, отсутствие горных систем, которые препятствовали бы миграции населения, обилие рек и озер, обеспечивавших развитие разнообразных связей между племенами, способствовали постепенному расселению славян на огромных пространствах современной России, Белоруссии, Украины. Такие естественно-географические условия, как протяженность территории, ее равнинный характер, некоторое однообразие природного ландшафта, суровый климат, несомненно, оказали влияние на формирование привычек, нравов, верований, национального характера восточных славян.

Географическое положение, благоприятно воздействуя на процессы слияния разрозненных славянских племенных союзов в единое государство, создавало вместе с тем условия, нередко препятствовавшие последовательному развитию этих процессов. Промежуточное положение между Европой и Азией не раз делало наших предков жертвами набегов кочевых племен, замедляя и прерывая естественное развитие государственности у восточных славян.

Благоприятные погодно-климатические условия северного Причерноморья и степной зоны Восточной Европы, то есть территории современного юга России и Украины, с древнейших времен привлекали различные племена и народы. Это подтверждают многочисленные памятники материальной культуры, оставленные жившими здесь предшественниками или соседями славян.

Первыми из известных нам племен, населявших южные территории нашей страны, были скифы. Именно «скифский» период наиболее богат археологическими находками, многие из которых имеют всемирно-историческую ценность. Это связано с тем, что с VI века до н. э. скифы вступают в непосредственные контакты с древнегреческой (эллинской) цивилизацией. Возникновение греческих колоний (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.) на северных берегах Черного моря, или, как называли его греки, Евксинского Понта, привело к распространению среди кочевых и полукочевых племен скифов греческой культуры, развитию торговли между греками и скифами. В ряде случаев образовывались смешанные эллино-скифские поселения. Например, в Пантикапее в V веке н. э. возникло Боспорское царство, которое объединяло ряд греческих городов-колоний и скифские племена, населявшие близлежащие к этим городам территории. Из свидетельств современников (Геродот, V век до н. э.) известно, что скифы делились на кочевников и земледельцев. О высоком уровне развития земледелия говорит тот факт, что зерно занимало важное место в торговле скифов с Элладой.

К началу нашей эры место скифов занимают родственные им племена сарматов (савроматов), затем роксаланов и аланов.

Со II—III веков н. э. в северном Причерноморье утверждаются германские племена готов, населявшие прежде низовья Вислы и южные берега Балтийского моря.

В IV веке н. э. начинается эпоха азиатских вторжений в Европу. В 375 году монгольская орда гуннов разгромила готское государство, вытеснив готов в пределы Римской империи.

В VI веке земли, занимаемые ранее гуннами, захватили пришедшие из Азии племена аваров («обры»по русской летописи).

К концу VIII века с востока появляются монгольские племена угров и хазар. В ходе дальнейшего расселения угры заняли территории современной Венгрии, хазары же основали значительное по территории государство от Кавказских гор до Волги и Днепра — Хазарский Каганат.

В дальнейшем вслед за хазарами в южных пределах современных России и Украины появляются новые пришельцы из Азии — печенеги, торки, половцы и затем татары.

Таким образом, южные степи, где зарождалась русская государственность, в течение почти целого тысячелетия были ареной грандиозного переселения народов. Славяне издавна вынуждены были соседствовать с воинственными кочевыми племенами, вести с ними постоянную борьбу, что придавало своеобразие закономерным процессам консолидации славянских племен, становлению и развитию русской государственности.

Итак, что же нам известно о наших предках — славянах? По разным данным, предки славян (праславяне) известны со II—I тысячелетия до н. э. Письменные источники (греческие, римские, византийские, арабские) упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов, называя их многочисленным, «великим» народом.

Достоверно известно, что славянские племена — одна из ветвей индоевропейской группы народов. Древнейшими местами расселения славян принято считать Прикарпатье, территорию Балкан, а также территории современных Чехословакии, Польши, Германии. С течением времени единая славянская этническая общность распадается на три отдельные ветви славянства: южную (балканскую), западную и восточную. На основе выделившейся в VI веке восточной ветви образовался древнерусский (впоследствии русский, украинский и белорусский) народ. Восточные славяне пришли на Днепр в начале нашей эры и, постепенно расселяясь, заняли обширные пространства вплоть до озера Ильмень и верховьев Оки. Племена (племенные союзы) полян, древлян, дреговичей осели на правом берегу Днепра. Северяне, радимичи, вятичи, перейдя Днепр, освоили его левобережье, причем вятичи сумели продвинуться до Оки. В верховьях Волги и Западной Двины расселились кривичи, берега озера Ильмень заняли ильменские словене.

О расселении славянских племен мы узнаем из данных археологических раскопок, а также из письменных источников — летописей. Наиболее древней из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет», созданная предположительно в XII веке монахом Печерского монастыря в Киеве. Автор летописного сказания дает описание истории славян, объясняет названия славянских племен, описывает их обычаи, называет их соседей. Так, на севере и северо-востоке проживали финские племена, (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, зыряне, вотяки и др.); на северо-западе — литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.). Продвигаясь вверх по Днепру, осваивая новые земли, славяне вступали в непосредственное соприкосновение с соседними племенами. Примечательно, что колонизация новых территорий не сопровождалась насилием по отношению к коренным народам. Во-первых, малонаселенность территорий позволяла занимать свободные земли, не ущемляя интересов проживающих по соседству племен, во-вторых, славяне несли с собой более высокую культуру (земледелие, ремесло и т. д.) и, находясь на более высокой стадии развития, притягивали к себе (ассимилировали) разобщенные, малочисленные племена коренного населения.

Если продвижение славян на север проходило сравнительно мирно, то иное положение складывалось на юго-восточном пограничье славянских земель. Южнорусские степи, Кавказ издавна привлекали кочевые племена. К моменту появления славян на Днепре степные пространства были уже заняты хазарами. Этот кочевой тюрко-язычный народ под воздействием благоприятных условий создал огромное сильное государство, распространившее свое влияние на многие народы. Согласно летописи «Повесть временных лет», славяне в VIII—IX веках платили хазарам дань.

Рассматривая быт восточных славян, необходимо отметить некоторые характерные черты. Из летописей мы узнаем, что славяне — народ оседлый. Главное их занятие — земледелие. При этом следует отметить, что оседлость древних славян была относительной. Примитивный способ земледелия, приводивший к быстрому оскудению почвы, вынуждал земледельцев переходить на новые, неистощенные земли. Довольно высоко было развито домашнее скотоводство. Об этом можно судить по тому, что слово «скот» имело в языке славян второе значение — «деньги». В пантеоне языческих богов, которым поклонялись славяне, не последнее место занимал «скотий» бог Велес, или Волос. Наличие лесов способствовало развитию охоты, бортничества, лесных промыслов. Воск, мед и шкуры были, как и зерно, предметами торговли. Торговля, по мнению многих историков, являлась уже в VII веке и позднее важной частью хозяйственной жизни славян. Наличие большого количества речных путей — основных торговых артерий в то время, удобное положение славянских земель на средоточии торговых путей между Западом и Востоком способствовали активному включению славян в международный обмен. О широком развитии торговли говорят обильные клады арабских монет, найденных на территории нынешней России.

К моменту появления славян на территории современных России, Украины, Белоруссии их отличает родоплеменной строй. С течением времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, ослабевала связь между родами, они распадались на отдельные семьи. Каждая семья обрабатывала свою пашню, имела свои луга, обособленно занималась лесными промыслами. Общая родовая собственность постепенно заменялась собственностью семейной. Обособлению семьи, выделению ее из рода, замене родовой общности соседской общиной способствовало и совершенствование орудий производства, увеличение производительности общественного труда, рост прибавочного продукта.

Интересно, что летописи отразили процесс разложения родоплеменного строя, перечисляя племенные группы славян. Так, в «Повести временных лет» упоминаются поляне, жившие на Днепре возле Киева («в Полях»); древляне (столица — город Искоростень); словене, или ильменские славяне, населявшие земли у озера Ильмень; дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной; кривичи (Смоленск); полочане, жившие по берегам реки Полоты; северяне и др. Примечательно, что сохраненные для нас летописцем названия крупных племенных союзов связаны, как правило, не с единством происхождения, а с районами расселения. Так, поляне живут «в Полях», северяне занимают территории, расположенные к северу от Киева—столицы полян, к географическим названиям привязаны полочане (река Полота), ильменские славяне (озеро Ильмень). Это говорит о том, что родовые связи уступили место связям территориальным.

Разложение родовых общин, разрушение старых племенных структур вело к усилению роли и влияния племенных старейшин. Этому способствовали и многочисленные войны, которые славяне вели, отражая натиск кочевников, совершая военные походы на Балканы, Византию. Постепенно усиливается власть военачальника — князя. Вокруг князя, власть которого из выборной превращается в наследственную, формируется особое сословие — дружина. Члены дружины (от слова «друг») выходят из подчинения прежним властным структурам (народное вече) и по отношению к князю находятся в положении личной зависимости. Со временем из среды дружины формируется военно-дружинная знать, которая, объединяясь с родоплеменной знатью, постепенно сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, подчиняя себе свободное земледельческое население. Таким образом, к VIII—IX векам восточные славяне вступают в период феодальных отношений, в основе которых лежит собственность феодала на землю как источник извлечения нетрудовых доходов. Сравнительно однородное прежде общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Образование классов вплотную привело восточных славян к образованию государства. Феодальные отношения в хозяйственной сфере стали экономической основой государственности, политическая надстройка (органы власти) формировалась из числа военно-дружинной знати.

В начало

2. Образование раннефеодального государства восточных славян.

 «Повесть временных лет», составленная, как уже упоминалось, предположительно в начале ХII века, связывает создание древнерусского государства с пришествием на Русь варягов. Варягами на Руси называли скандинавских викингов, которые оставили мрачный след в истории средневековья многочисленными военными набегами на страны Европы. Если учесть, что норманны — викинги сравнительно легко преодолевали значительные расстояния, держа в постоянном страхе народы Франции, Англии, средиземноморских государств, то можно предположить, что соседняя с ними Русь также привлекала их внимание. Более того, в летописях сохранились сведения о том, что ильменские славяне платили дань варягам в то же самое время, когда славяне киевские находились в относительной зависимости от хазар. По тем же летописным сведениям, во второй половине IX века ильменские славяне изгнали варягов «за море», прекратив выплату дани.

Однако, согласно летописной легенде, в 862 году три брата-варяга (Рюрик, Синеус, Трувор) со своими родами по приглашению славян пришли «из-за моря» и стали владеть северными землями: Рюрик — в Ладоге, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. Причиной призвания варягов летописцы указывают межплеменные распри славян («въста род на род»). Именно организаторская деятельность варяжских князей, по словам летописца, положила начало русской государственности. Согласно той же летописи, в 882 году новгородский князь Олег (варяг из окружения Рюрика) захватил Киев. Слияние двух центров древнерусской государственности (Новгородского и Киевского княжеств) принято считать отправной точкой древнерусского государства.

Во время княжения Олега (882—912) начинает формироваться территория государства Русь за счет присоединения к Киеву славянских племенных союзов. Так, в 883 году Олег присоединил к Киеву древлян, в 884 году — северян, в 885 году — радимичей. К началу X века вокруг племенного союза полян (Киев), ставшего как бы основой русского государства, объединялись словене, кривичи, северяне, радимичи, древляне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы, а также некоторые угро-финские племена. Превращение разрозненных племенных союзов в единое славянское государство привело к росту славянского могущества. В 907 году Олег осуществил военный поход на Византию, закончившийся подписанием договора Руси с Византией, весьма выгодного для славянского государства.

Сведения о появлении варяжской (норманнской) княжеской династии в Новгороде, а затем в Киеве, изложенные в летописи, стали основой формирования особого течения в исторической науке. Представители этого течения, возникшего в середине ХVIII века, по преимуществу немцы на русской службе: Готлиб Байер, Август Шлецер, Герард Миллер считали, что славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать свою государственность. По их мнению, только завоевание славян норманнами — варягами привело к созданию русского государства. Эта точка зрения, получившая название «норманнской теории», изначально вызвала серьезное возражение многих отечественных историков. Первым убежденным «антинорманистом» был великий русский ученый М.В. Ломоносов. С тех пор вот уже в течение более чем полутора веков ведется спор между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения Российского государства.

Не вдаваясь в подробности спора, отметим, что в современной историографии признано действительным присутствие в славянских городах купцов и военных дружин неславянского, в том числе и скандинавского происхождения. Не исключено, что Рюрик — реально существовавшее историческое лицо — действительно осуществлял власть в Новгороде. Однако, говорить о завоевании славян скандинавами — варягами, норманнами — вряд ли возможно, так как археологические памятники дают основание утверждать, что проникновение скандинавов в славянские земли было малочисленным. Кроме того, уровень развития варягов в то время не был выше, чем у славян. Наоборот, варяги, попадая в славянскую среду, очень быстро ассимилировались, то есть перенимали язык, обычаи, законы и культуру славян.

Вероятно, следует признать правдоподобным как факт призвания варягов, так и то, что основание варяжской династии сыграло роль ускорителя процессов оформления раннефеодального государства. Известно, что формирование ранних государств всегда происходит в острой междоусобной, межплеменной войне («въста род на род»). В этом случае варяжские князья с дружинами могли сыграть роль нейтральной силы, подчиняющей и примиряющей враждующие стороны. Однако создание правящей династии нельзя отождествлять с созданием государства. Образование государства — не единовременный акт, а длительный исторический процесс. В результате его к IX веку восточнославянское общество уже имело ранние государственные образования. Так, летописец отмечает племенные княжения у полян, где первым князем был легендарный Кий — основатель Киева, древлян, полочан, дреговичей. Наличие у славян большого количества городов (сами скандинавы называли Русь «Гардарикой» — страной городов) также говорит о далеко зашедших процессах формирования государственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что «норманнская теория» совершенно не объясняет причины возникновения древнерусского государства. Норманнский элемент не мог внести и не внес государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода славянского общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

В начале X века мы видим Киевскую Русь настолько мощной, что русские дружины совершают военные походы на сильнейшее в то время государство — Византию, заключая с греками выгодные договоры о торговле (907, 912).

После смерти Олега киевским князем становится сын Рюрика — Игорь (912—945), который, в свою очередь, предпринимает военные походы против Византийской империи: в Малую Азию и на Константинополь. Эти походы привели к заключению в 945 году нового договора Руси с Византией. В том же году Игорь был убит восставшими древлянами, которых он обложил чрезмерной данью. Вдова Игоря Ольга (945—957) являлась фактически правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе. Ее правление отмечается летописцем как «мудрое» и «доброе». Ольга была первой представительницей высшей власти, принявшей христианство, что впоследствии дало основание причислить ее к лику святых. Сын Ольги и Игоря Святослав (957—972) снискал себе славу воина в многочисленных военных походах. Он подчинил Киеву вятичей, разгромил хазарское государство, овладел землями волжских болгар, превратив Русь в главную силу в Причерноморье. В союзе с Византией Святослав покорил Дунайскую Болгарию, основал в болгарском городе Переяславце свою столицу, вел военные действия против Византии и потерпел поражение; возвращаясь в Киев, был захвачен у днепровских порогов печенегами и в 972 году погиб в неравном бою.

После смерти Святослава его сыновья (Ярополк, Владимир и Олег) втянули государство в междоусобные распри, в которых Ярополк и Олег погибли. Владимир же силой захватил Великое киевское княжение (980—1015). Продолжив дело своего отца, Владимир расширил территорию Руси на Запад. В 981 году им были присоединены Перемышль и ряд других городов, в 983 году — земли литовского племени ятвягов. При Владимире в основном завершается процесс формирования древнерусского государства. Власть киевского князя распространяется на все подвластные территории. Упрочнение экономических, торговых связей между княжествами, необходимость объединения военных усилий в борьбе против кочевников и строительстве пограничных оборонительных сооружений способствовали укреплению единства Руси. Другим, не менее важным фактором единства стало принятие христианства.

Как показывает исторический опыт, переход общества от родоплеменных отношений к феодальным неизбежно сопровождается изменением идеологии. Пантеон языческих богов, соответствующий мировоззрению славян времен разобщенности, неизбежно должен был уступить место новым символам, которые способствовали бы более прочному объединению славян вокруг Киева, освятили бы процессы феодализации и классового расслоения и укрепили русскую государственность. Такой идеологической базой явилось на Руси православие, ставшее с 988 года, то есть времени крещения Руси, государственной религией. Принятие новой веры стало закономерным окончанием длительного процесса замены политеизма, то есть многобожия, монотеизмом — единобожием христианства.

 «Повесть временных лет» подробно описывает «сомнения» великого князя Владимира при выборе веры. Летописец красочно повествует о приглашении миссионеров: христианских — из Византии, мусульманских — из Дунайской Болгарии, иудаистских — из Хазарии. В долгом «богословском споре» Владимир отверг проповеди всех, кроме представителей Византии. Таким образом, согласно летописной легенде, был сделан выбор в пользу христианства. На самом деле суть проблемы выбора религии заключалась не в личных пристрастиях князя и дружины. Вопрос о государственной религии был вопросом большой политики. Речь шла о том, с кем пойдет Русь — с католическим Западом, с византийским православным Югом или с мусульманским Востоком. Важнейшую роль здесь сыграли сложившиеся к этому времени тесные политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией и то, что христианство из Византии уже давно проникало на Русь (вспомним крещение Ольги в Константинополе, упоминание в договоре князя Игоря с Византией от 944 года христиан на Руси). Вот эти обстоятельства и обусловили выбор новой религии — христианства в его восточном, византийском варианте.

Новую религию вводили силой. Идолы старых богов были низвергнуты. Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра — Волхова, а позже — в области Оки и Верхней Волги. И первыми христианами были не «сельские люди», кого впоследствии стали называть христианами (крестьянами), а общественные верхи, обитатели княжеского двора, княжеских хоромов и гридниц. Христианская мораль сливалась, прежде всего, с моралью княжеской дружины, господствующего класса феодалов. Простой народ долго еще помнил старых богов и языческие верования. Длительное время он предпочитал языческих Даждьбога и Хорса христианским святым, а языческих волхвов — православным священникам. В результате переплетений старых и новых верований образовалась пестрая смесь так называемого «двоеверия». Христианство вынуждено было идти на уступки, приспосабливая к себе старые обряды, праздники, обычаи и самих богов. Так, Перун превратился в святого Илью, Волос стал святым Власием, покровителем скота, бог солнца Хорс с его солнечным конем стал Егорием. Как видим, происходило своеобразное «обрусение» византийского христианства, что свидетельствовало о духовной силе Руси, ее способности приспосабливать к своим условиям все иноземное, при котором русское, трансформируясь, оставалось, а чуждое поглощалось. Становление и развитие православия превратило русскую христианскую церковь в институт, служивший укреплению Древнерусского государства. Именно поэтому принятие христианства Русью, несмотря на попытки Византии, не привело к политическому подчинению Руси. Более того, сама русская церковь добилась известной самостоятельности от византийского патриарха.

Принятие христианства имело огромное значение для Руси. Во-первых, оно заключалось в борьбе церкви с пережитками родового строя, в распространении письменности и книжности, в укреплении международного авторитета Руси. Этот процесс положительно сказался на общем подъеме культуры, которая восприняла все лучшее из античной культуры.

Во-вторых, крещение Руси ускорило консолидацию феодальных отношений и укрепило власть феодалов. Церковь проповедовала справедливость и извечность деления на богатых и бедных, рабов и господ, укрепляла авторитет господ, прежде всего, князя, заявляя, что власть князя — от бога, а сам он — помазанник божий и наместник бога на земле.

В-третьих, православие вносило в древнерусское общество совершенно новое понятие семьи — как пожизненного союза мужа и жены, освященного и скрепленного церковным венчанием и, как правило, нерасторжимого. Оно решительно выступало против многоженства и беспорядочных брачных отношений.

В целом, православная церковь давала светскому обществу пример нового, более гуманного устройства, в котором могли найти себе духовную защиту все неимущие и униженные. Влияние церкви охватывало все стороны общественной жизни и подчиняло себе как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Смерть Владимира, получившего имя «Святой», в 1015 году вновь привела к кровавой междоусобице. В результате которой на великокняжеский престол в Киеве вступил его сын Ярослав. Впоследствии его стали называть Ярославом Мудрым (1019—1054). Период правления Ярослава Мудрого — это время роста силы и авторитета Руси. При нем Киевским митрополитом впервые становится русский по происхождению священник Илларион, что говорит об ослаблении зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Усилиями Ярослава в Киеве сооружаются грандиозные Золотые ворота и церковь святой Софии. Растет международное признание Руси. Путем династических браков Ярослав вступает в родство с крупнейшими королевскими дворами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его становятся королевами Франции, Венгрии, Норвегии. Сын Всеволод женится на дочери Византийского императора Константина Мономаха.

С именем Ярослава Мудрого связывают и создание в 1016 году «Русской правды» — первого дошедшего до нас свода нормативных актов, регламентирующих юридические отношения в Киевской Руси. Неся на себе отпечаток пережитков родоплеменных отношений, таких, как право кровной мести, «Русская правда» ограничивает это право кругом самых близких родственников и, что главное, законодательно закрепляет роль княжеской власти в разрешении споров, вводя альтернативу кровной мести в виде различных денежных штрафов за убийство. В 1072 году сыновья Ярослава принимают так называемую «Правду Ярославичей». Она отменяла кровную месть, вводила систему штрафов не только за покушение на жизнь служилых людей князя, но и за кражу и порчу княжеского имущества. Анализ «Русской правды» позволяет утверждать, что содержащиеся в ней юридические нормы носят ярко выраженный сословный характер. Так, за убийство представителя княжеской администрации («княжа мужа») полагался денежный штраф («вира») в 80 гривен, за убийство простолюдина, свободного человека — 40 гривен, а за убийство смерда или холопа полагался штраф всего в 5 гривен.

Существенная особенность «Русской правды» заключалась и в том, что закон в Киевской Руси строже наказывал за деяния, направленные против собственности, нежели за нарушение личной безопасности. Так, за похищение бобра, уничтожение полевой межи закон предусматривал наказание в 12 гривен. Имущество свободного человека в «Русской правде» ценится дороже жизни самого человека, его личной безопасности. Все это позволило историку В.О. Ключевскому сделать вывод о том, что «Русская правда» есть по преимуществу законодательство о капитале». Из статей «Русской правды» мы можем многое узнать об историко-правовых, социально-экономических, политических и нравственно-бытовых аспектах той далекой, во многом противоречивой эпохи.

В начало

3. Политический строй и социально-экономическая структура Киевской Руси.

 «Русская правда» является законодательным оформлением политического строя Древнерусского государства, который сочетал в себе черты новой феодальной формации в виде единовластия великого князя и пережитки старых родоплеменных общинных отношений в форме народного собрания, или веча всех свободных городских жителей. Во главе государства стоял великий князь, передававший власть и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями города — центра княжества. Это многообразие форм наследования власти говорит о переходном, неустойчивом характере древнерусского общества. Киевский князь осуществлял всю полноту власти в государстве: он был законодателем, военным предводителем, верховным судьей и администратором на территории всех русских земель.

Особое место в политической структуре Киевской Руси занимала княжеская дружина. Она являлась не только военной силой, но и принимала непосредственное участие в управлении страной. Одни княжеские дружинники выполняли функцию судебных исполнителей («мечники»), другие выступали в роли сборщиков налогов и штрафов («вирники»), третьи выполняли поручения в области дипломатических отношений с другими странами. С помощью дружины князья укрепляли свою власть, расширяли территорию государства.

Княжеская дружина делилась на старшую и младшую. В старшую входили «мужи» и «бояре», богатые и влиятельные землевладельцы, которые имели свои дворы, челядь, своих дружинников. Наиболее уважаемые старшие дружинники составляли постоянный совет — «Думу». С ними князь советовался, или «думал», о всяком важном деле. Дружинники были лично свободны, а связаны с князем только узами личного договора, обоюдным доверием и уважением.

Младшая дружина называлась «гриднями», или «отроками». Они жили при дворе князя, обслуживали его дом, двор, хозяйство, выступали в мирное время в роли управителей и слуг, а в военное — в качестве воинов.

Дружина князя составляла главное ядро и стержень войска, из нее формировались телохранители, постоянные спутники и советники князя, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров. Народное ополчение призывалось к оружию в случае обширных военных действий. Призвать народ к оружию князь мог только с согласия вече. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Во главе народного ополчения стоял «тысяцкий», назначаемый князем. Именно народное ополчение («вои») решало исход сражения.

Как уже говорилось, «Русская правда» является одним из основных источников наших представлений о социально-экономической структуре Киевской Руси. Уже ее первая статья говорит о наличии классового расслоения древнерусского общества. Главным критерием сословного деления было отношение подданных к князю. По этому признаку Древнерусское государство делилось на три сословия: на княжих мужей, людей и холопов.

Высшим привилегированным классом на Руси были «княжи мужи», или «старцы градские». Все они лично служили князю, составляли его дружину. Положение их было весьма высоко при княжеских дворах. Средний класс составляли «люди», то есть свободные простолюдины, платившие князю дань, образуя тем самым податное сословие. Холопы, или «челядь», являлись крепостным классом, они служили не великому князю, а частным лицам. «Челядь» преимущественно обслуживала княжеские и боярские дворы.

В начале XII века наряду с политическим делением русского общества выявляется и экономическая градация, связанная с имущественным состоянием. Согласно «Русской правде», в среде «княжих мужей» появляется привилегированный слой землевладельцев, которых стали называть боярами. Боярство состояло из двух элементов: во-первых, земских бояр, потомков старейшин родов и военно-торговой аристократии, во-вторых, служилого княжеского боярства, высшего слоя княжеских дружин. Земские бояре и бояре князя — это первоначально две разные феодальные группы, имевшие нередко совершенно противоположные политические и экономические интересы. С течением времени происходил процесс слияния земского и княжеского боярства, в результате которого все боярство превратилось в единый класс крупных землевладельцев.

Основную массу сельского населения Киевской Руси составляли смерды. В исторической литературе существует немало версий о социальном статусе смердов, однако большинство исследователей сходятся на том, что смерды были лично свободными, вели самостоятельное хозяйство, владели имуществом, земельным наделом и были людьми юридически дееспособными. Смерды платили денежные и натуральные подати и иногда призывались на военную службу.

Постепенно в сельской местности появляется слой феодально-зависимого населения. Разорившийся смерд заключал договор («ряд») с феодалом на определенных условиях и становился «рядовичем», либо брал у хозяина ссуду («купу») и превращался в «закупа». Ни тот, ни другой не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора.

Несмотря на то, что основой производства являлся труд свободного крестьянства, в рассматриваемый период существенную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками холопства были различные обстоятельства: и рождение от холопов, и продажа в рабство, и некоторые преступления, и долговая несостоятельность, и женитьба на рабе, и поступление в домашнее услужение без договора. Право господина распоряжаться трудом и личностью холопа было почти неограниченным, вплоть до безнаказанного убийства.

Смягчить бесправие холопов в определенной мере стремилась церковь. Наряду со светским обществом в Киевской Руси существовало многочисленное общество «церковных людей»: монашество, «белое» духовенство, церковнослужители, бесприютные, призреваемые церковью и др. Все они находились в подчинении, управлении и юрисдикции церковных властей.

С развитием феодальных отношений изменялись и формы эксплуатации непосредственных производителей. На смену дани — первичной формы феодальной эксплуатации — в XI веке пришла примитивная отработочная рента и рента продуктами, то есть натуральный оброк. Постепенно развивалась и совершенствовалась денежная система взимания налогов. Процесс утверждения и распространения феодальных отношений сопровождался формированием вотчинного землевладения, возрастанием роли местного боярства. Это укрепляло власть феодалов над зависимым населением и, вместе с тем, ослабляло внутреннее единство Древнерусского государства. Сепаратизм феодалов поддерживали и окрепшие к тому времени города. Появились первые признаки распада Киевской Руси. Боярство, выросшее на местах, стремилось отделиться от Киева и создать независимые княжества.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году складываются предпосылки феодальной раздробленности. Несколько лет совместно правили его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. Но вскоре их союз распался, начались новые феодальные усобицы, которые продолжались несколько десятилетий. В бурных событиях конца XI — начала XII века на первый план выступил князь Владимир Мономах (1113—1125), правивший Переяславским княжеством, находившимся на границе с половцами. При нем было предпринято несколько успешных походов в «Половецкое поле». Русские дружины доходили до низовьев Дона и берегов Азовского моря, громя половецкие орды. Владимиру Мономаху удалось значительно ослабить давление половцев на Русь.

Успешные походы Владимира Мономаха против половцев принесли переяславскому князю славу замечательного полководца, патриота и мудрого государственного деятеля. Неслучайно, когда в 1113 году разразилось народное восстание в Киеве, местные бояре и купцы решили пригласить на великокняжеский престол шестидесятилетнего князя Владимира Мономаха из Переяславля. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах пользовался большим авторитетом в народе. Его знали на Руси как умного, энергичного и мужественного человека. Став великим князем, Владимир Мономах не мог не считаться со справедливыми требованиями восставших жителей Киева. В 1113 году он издал дополнение к «Русской правде» — «Устав Владимира Всеволодича», который регламентировал положение социальных групп в обществе. Тем самым был завершен процесс создания кодекса законов «Русской правды», что свидетельствовало о победе феодализма в русском государстве. Этот закон облегчил положение городских низов, смердов, закупов, рядовичейи холопов. Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Все это на некоторое время ослабило социальное напряжение в обществе.

За 12 лет своего правления Владимир Мономах проявил себя сильным и волевым правителем. Он подчинил своей власти всех князей, прекратил княжеские усобицы, сумел на время приостановить естественный процесс распада русского государства на отдельные земли.

Владимир Мономах известен не только как видный полководец и дальновидный политик, но и как рачительный хозяин и даровитый писатель. На склоне лет он написал очень интересное автобиографическое «Поучение детям» котором поделился своими размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Об успешности его внешнеполитической деятельности летописец писал: «Именем Владимира половцы детей своих в колыбели пугали. Литва из своих болот не показывалась. Венгры строили каменные города с железными воротами, чтобы Великий Владимир их не победил. А немцы радовались, что они далеко...».

В годы правления Владимира Всеволодовича экономика Древнерусского государства достигла высокого уровня. Развивалось сельское хозяйство, осваивались новые земли. В городах было известно свыше 40 видов ремесел. Русские ремесленники изготовляли прекрасное оружие, сложные замки и другую домашнюю утварь. Особенно больших успехов добились древнерусские ювелиры. Они создавали подлинные шедевры в технике зерни, скани, перегородчатой эмали. Изделия из серебра и золота получили известность далеко за пределами древнерусского государства. Развивались строительство и архитектура. Строились соборы, крепости, княжеские и боярские палаты. Успешное развитие получила внешняя торговля. Традиционными русскими товарами на зарубежных рынках были мед, воск, лен, льняные ткани, различные ремесленные изделия. Ввозила Русь шелковые ткани, парчу, бархат, драгоценные металлы и камни, пряности. Товары ввоза шли на удовлетворение потребностей господствующего класса феодалов и верхушки городского населения.

Владимир Мономах умер в 1125 году. После него единство Киевской Руси существовало, пока на престоле находился старший сын Мономаха, великий киевский князь Мстислав Владимирович. Но вскоре после его смерти в 1132 году, по выражению летописца, «раздрася вся земля русская» на несколько самостоятельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности.

В начало

 

Тест для самоконтроля

 

1. В создании государства у восточных славян принимали участие …

а) хазары; б) варяги; в) печенеги.

 

2.  Образование древнерусского государства связано с именем …

а) Рюрика; б) Олега; в) Владимира.

 

3. Города у восточных славян зарождались как центры, выполнявшие задачи …

а) политические;

б) хозяйственные и религиозные;

в) одновременно и политические, и хозяйственные, и религиозные, и военные.

 

4.  До принятия православия славяне исповедовали …

а) мусульманство; б) язычество; в) иудаизм.

 

5.    Массовое крещение Руси началось при князе …

а) Олеге; б) Игоре; в) Владимире I.

 

6.    Киевский князь Святополк был прозван «Окаянным» из-за

а) отступления от христианства и попытки реставрации язычества;

б) убийства братьев-князей Бориса и Глеба;

в) введения дополнительных поборов с населения.

 

7.    В первом своде древнерусских законов «Русская правда» термин     «вира» означает...

а) штраф за определенные преступления;

б) ежегодную дань князю;

в) категорию зависимого населения.

 

8.    Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков наиболее активно укреплял князь:

а) Святослав Игоревич; б) Владимир Мономах; в) Ярослав Мудрый.

 

9.    Начало городу Киеву дало племя…

а) древлян; б) словен; в) полян.

 

10. Первые шаги по введению христианства на всей территории Руси князь Владимир I предпринял в

а) 987 г; б) 988 г.;  в) 989 г.

 

В начало

В СОДЕРЖАНИЕ