СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по иностранным языкам

единого государственного экзамена 2009 г.

1.  Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по иностранному языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

2.  Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

 

1.    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004.

2.    Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1809 от 05.03.2004 г.).

3.    Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

4.    Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2003.

5.    Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: издательство «Просвещение», издательство МАРТ, 2004.

6.    Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2001.

7.    Программы общеобразовательных учреждений. Испанский язык для 5-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. -М.: Просвещение, 2005.

При разработке КИМ также учитываются:

8.  Общеевропейские компетенции владения иностранным языком:
Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.

3. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».

2


Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте Государственного стандарта по иностранным языкам, во все разделы экзаменационной работы наряду с заданиями базового уровня включаются задания повышенного и/или высокого уровня сложности.

Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

В работу по иностранному языку включены задания с выбором ответа из 3-х или 4-х предложенных (28 заданий), 16 заданий открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и 2 задания открытого типа с развернутым ответом.

Базовый, повышенный и высокий уровни заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы1 следующим образом:

Базовый уровень          A2+2

Повышенный уровень – В1
Высокий уровень
         – В2

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по разделам

 

N

Разделы работы

Кол-во заданий

Соотношение оценок выполнения отдельных частей работы в общей оценке (в % от макс. балла)

Максимальный

первичный

балл

Тип заданий

1

Аудирование

15

25%

20

Задания на соответствие, с выбором ответа и с кратким ответом

2

Чтение

9

25%

20

 

3

Грамматика и лексика

20

25%

20

 

4

Письмо

2

25%

20

Задания с

развернутым

ответом

Итого                                 46                            100%                               80

          1Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

2 Поскольку весь возможный спектр уровней владения иностранным языком представлен в документе
Совета Европы лишь шестью уровнями, очевидно, что внутри каждого из них можно выделять
определенные подуровни. Обозначение базового уровня ЕГЭ как А2+ означает, что из описания уровня А2
для подготовки заданий базового уровня разработчики ориентируются на дескрипторы, лежащие ближе к
уровню В1, а не к А1.

3


4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений

В аудировании и чтении проверяется сформированность умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется понимание структурно-смысловых связей текста, а в аудировании – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия.

В разделе «Грамматика и лексика» проверяются умения применять соответствующие лексико-грамматические знания в работе с иноязычными текстами.

В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов.

Соотношение проверяемых знаний и умений и первичных баллов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений

 

Проверяемые элементы содержания

Кол-во заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент от максимального тестового балла

Аудирование

Понимание основного содержания прослушанного текста

1

6

25%

Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации

7

7

 

Полное понимание прослушанного текста

7

7

 

Чтение

Понимание основного содержания текста

1

7

25%

Понимание структурно-смысловых связей текста

1

6

 

Полное и точное понимание информации в тексте

7

7

 

Грамматика и лексика

Грамматические навыки

7

7

25%

Лексико-грамматические навыки

6

6

 

Лексико-грамматические навыки

7

7

 

Письмо

Письмо личного характера                        1

 

Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме

1

20

25%

 


5.   Распределение   заданий   экзаменационной   работы   по   уровням сложности

В разделах «Аудирование» и «Чтение» представлены задания, относящиеся к трем разным уровням сложности. В разделе «Грамматика и лексика» – к двум (базовому и повышенному). В разделе «Письмо» задания относятся к базовому и высокому уровням сложности.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице.

Таблица 3

Распределение заданий по уровням сложности

 

Уровень

сложности

заданий

Кол-во заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального

первичного балла за задания

данного уровня сложности от

максимального тестового балла

Базовый

16

32

40%

Повышенный

15

20

25%

Высокий

15

28

35%

Итого

46

80

100%

Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.

6. Жанрово-стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделах «Аудирование» и «Чтение»

Аудирование: высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты.

Чтение: публицистические, художественные, научно-популярные и прагматические тексты.

Распределение текстов определенной жанрово-стилистической принадлежности по заданиям разного уровня сложности представлено в таблице 4.

 

 

       Аудирование

 

 

 

Чтение

Базовый

 

 

 

Краткие высказывания информационно-прагматического характера

 

 

Краткие тексты информационного и научно-популярного характера

 

Повышенный

Беседа или высказывание в стандартных ситуациях повседневного общения

 

 

Публицистические (напр. рецензия) и научно-популярные тексты

Высокий

 

 

 

Интервью, развернутое тематическое высказывание, репортаж

 

 

Художественный или публицистический (напр. эссе) текст


Таблица 4


7. Требования к отбору текстов

Тексты, используемые для заданий всех разделов, должны отвечать следующим требованиям:

         выбранный отрывок должен характеризоваться законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;

         содержание должно учитывать возрастные особенности выпускника, не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;

         текст должен соответствовать жанру, указанному в описании задания;

         содержание   не   должно   дискриминировать   экзаменуемых   по религиозному, национальному и другим признакам;

         текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;

         языковая   сложность   текста   должна   соответствовать   уровню подготовки экзаменуемых (базовый, повышенный, высокий).

8. Время выполнения работы

Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 160 мин. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:

Аудирование – 30 мин.

Чтение – 30 мин.

Грамматика и лексика – 40 мин.

Письмо – 60 мин.

9. План экзаменационной работы

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы по данному языку находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

6


Содержание единого государственного экзамена по иностранному языку отражено в обобщенном плане экзаменационной работы. Обобщенный план экзаменационной работы 2009 г. дается в Приложении 1.

10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2009 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутым ответом, подготовленными ФИПИ, на основе Критериев и схем оценивания выполнения заданий разделов «Письмо» (задания С1–С2), а также дополнительных схем оценивания конкретных заданий.

Особенностью оценивания заданий С1–С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 – 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 – 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Тестовый балл определяется умножением первичного балла на коэффициент 1,25 с округлением полученного результата до целого балла согласно стандартным правилам округления.

11. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую (раздел 1 «Аудирование») аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование».

12. Общие требования к процедуре проведения ЕГЭ

12.1. Специфика структуры  и формата  ЕГЭ по  иностранным  языкам определяет специфику кадрового обеспечения экзамена.

7


Проведение ЕГЭ по иностранным языкам осуществляется с привлечением специалистов по данному предмету:

1.     Председатель предметной комиссии;

2.     Ответственный эксперт по подготовке и проведению установочного семинара для экспертов, проверяющих выполнение заданий раздела 4 «Письмо»;

3.  Эксперт, оценивающий задания в разделе «Письмо».
Кроме них привлекаются организаторы.

12.1.   Для проведения ЕГЭ по иностранным языкам на ППЭ выделяются аудитории для проведения письменной части (1 аудитория на группу экзаменуемых в 15 человек).

12.2.   Каждая аудитория для проведения экзамена оснащена аппаратурой, обеспечивающей качественное воспроизведение аудиозаписей.

12.3.   Все ответы экзаменуемых на задания раздела 4 оцениваются двумя независимыми экспертами.

12.4.   Результаты первого, второго и, при необходимости, третьего оценивания ответа экзаменуемого в разделе Письмо фиксируются экспертами в Бланках-протоколах оценивания ответов на задания С1–С2.

13. Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

14. Изменения в КИМ 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Из КИМ исключен раздел 5 «Говорение». В спецификацию экзаменационной работы внесен новый пункт о требованиях к текстам, используемым для заданий всех разделов; в п.11 «Система оценивания отдельных заданий и работы в целом» уточняются принципы оценивания письменных работ, в которых не соблюдается требуемый объем.


Приложение План экзаменационной работы ЕГЭ 2009 года по иностранным языкам

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).

 

Обо-

Проверяемые

Коды проверяемых

Уровень

Макс.

Пример-

 

значе-

элементы

элементов

слож-

балл за

ное время

 

ние

содержания

содержания

ности

выпол-

выполнения

 

зада-ния в работе

 

по кодификатору

задания

нение задания

задания (мин.)

Раздел 1. Аудирование

1

B1

Понимание   основ-ного     содержания прослушанного текста

3.1

Б

6

10

2

А1

Понимание в про-слушанном   тексте запрашиваемой ин-формации

3.2

П

1

8

3

А2

 

3.2

П

1

 

4

А3

 

3.2

П

1

 

5

А4

 

3.2

П

1

 

6

А5

 

3.2

П

1

 

7

А6

 

3.2

П

1

 

8

А7

 

3.2

П

1

 

9

А8

Полное понимание

прослушанного

текста

3.3

В

1

12

10

А9

 

3.3

В

1

 

11

А10

 

3.3

B

1

 

12

А11

 

3.3

B

1

 

13

А12

 

3.3

B

1

 

14

А13

 

3.3

B

1

 

15

А14

 

3.3

В

1

 

Итого

 

 

 

20

30

 

 

Раздел 2. Чтение

 

 

 

16

B2

Понимание   основ-ного     содержания текста

2.1

Б

7

7

17

В3

Понимание   струк-турно-смысловых связей текста

2.4

П

6

8

18

А15

Полное понимание информации в тексте

2.2

В

1

15

19

А16

 

2.2

В

1

 

20

А17

 

2.2

В

1

 

21

А18

 

2.2

В

1

 

22

А19

 

2.2

В

1

 

23

А20

 

2.2

В

1

 

24

А21

 

2.2

В

1

 

Итого

 

 

 

20

30

 


Раздел 3. Грамматика и лексика

25

В4

Грамматические навыки

5.2.1   (англ., исп., франц.яз.)

5.2.2   (англ., исп. яз.)

5.2.3   (англ., исп., нем.,
франц. яз.)

5.2.4   (англ., исп. яз.)

5.2.5   (англ., исп., нем.,
франц. яз)

5.2.6   (англ., исп., нем. яз.)

Б

1

10

26

В5

 

 

Б

1

 

27

В6

 

 

Б

1

 

28

В7

 

 

Б

1

 

29

В8

 

 

Б

1

 

30

В9

 

 

Б

1

 

31

В10

 

 

Б

1

 

32

В11

Лексико-грам-

матические

навыки

5.1.2 (франц.яз.)

5.2.2   (нем.яз., франц.яз.)

5.2.3   (франц.яз.)
5.2.6 (франц.яз.)
5.2.7, 5.2.9 (нем.яз.)
5.3.1 (англ., исп. яз.)

Б

1

15

33

В12

 

 

Б

1

 

34

В13

 

 

Б

1

 

35

В14

 

 

Б

1

 

36

В15

 

 

Б

1

 

37

В16

 

 

Б

1

 

38

А22

Лексико-грам-

матические

навыки

5.3.3 (англ. яз.) 5.3.3 (исп. яз.) 5.3.3 (нем. яз.) 5.3.2 (франц. яз.)

П

1

15

39

А23

 

 

П

1

 

40

А24

 

 

П

1

 

41

А25

 

 

П

1

 

42

А26

 

 

П

1

 

43

А27

 

 

П

1

 

44

А28

 

 

П

1

 

Итого

20

40

Раздел 4. Письмо

45

С1

Письмо     лич-ного характера

4.3

Б

20

25

46

С2

Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме

4.6

В

 

35

Итого                                                                                                                     20                    60

Всего заданий – 46, из них по типу заданий: А – 28, В – 16, С – 2; по уровню сложности: Б – 16, П – 15, В – 15. Максимальный первичный балл за работу – 80. Общее время выполнения работы – 160 мин.

 

Contents