Дионисий

Рубеж ХV–ХVI веков был  ознаменован  творчеством  еще  одного великого  русского  живописца  –  Дионисия.  Расцвет  его  таланта относится ко времени грандиозного строительства в Москве.  В  1481 году  Дионисий вместе с другими художниками пишет иконы Успенского собора  Московского   Кремля.   Затем   работает   в   Ростове   в Иосифо-Волоколамском монастыре.  Последний этап его жизни связан с заволжскими  монастырями.  Дионисий  пишет  иконы  для  иконостаса Троицкого  собора Павлова Обнорского монастыря.  В 1500–1502 годах вместе с сыновьями он  расписал  церковь  Рождества  Богородицы  в Ферапонотовом  монастыре,  которая признана сокровищницей мирового искусства.

Дионисий обладал  редчайшим  даром  –  создавать  праздничную живопись: воины нарядно одеты,  в женских образах – благородство и утонченная красота. Изограф  предпочитал светлые, яркие, насыщенные краски.

Принято считать, что Дионисий родился в 30-х годах XV века. Место рождения художника и кто были его родители неизвестно, но предполагается, что он был знатного происхождения. Неясно также у кого учился Дионисий. В отличие от Рублёва он не был монахом. Вместе с Дионисием работали его сыновья Феодосий и Владимир. Умер Дионисий между 1502 – 1598 годами.

«Еще недавно в истории древнерусского искусства бесспорными творениями Дионисия считались «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Москве (Государственная Третьяковская галерея), две иконы из Павлово-Обнорского монастыря близ Вологды — «Спас в силах» и «Распятие» (Государственная Третьяковская галерея) — и часть росписей в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Теперь к этим работам присоединяют две житийные иконы — митрополита Петра (Успенский собор Московского Кремля) и митрополита Алексия (Государственная Третьяковская галерея) - и некоторые произведения, в частности, из иконостаса церкви Ферапонтова монастыря.

Именно эти работы, составляющие столь небольшой перечень, и являются основой для представления о творчестве Дионисия, характеристики его мировосприятия и системы художественного языка. Однако кроме них существует еще ряд произведений, принадлежность которых Дионисию хотя и не признается бесспорной, но тем не менее считается, что их образный и живописно-пластический строй близки произведениям художника. Источник их происхождения, вероятно, мастерская Дионисия» .

          Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
          Распятие



Искусство Московской Руси Содержание