Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

(1870–1905)

родился в г. Саратове, «…рос в семье мелкого железнодорожного служащего, и детство, самое раннее, было у него вполне счастливым, но и недолгим. В три года малыш упал и остался на всю жизнь горбуном. И сколько же было нужно силы, чтобы это своё увечье, это своё отличие от других преодолеть, оставшись энергичным и радостным. Страсть к живописи проявилась у него рано. Юношей он едет в Москву с охапкой рисунков, эскизов, этюдов. Он везёт с собой серьёзные впечатления, полученные в саратовском музее с его шедеврами Ватто и Брюллова, Ге, Левитана, Васнецова, Нестерова. Мусатов становится воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако через год покидает Москву и едет в Петербург, с 1891 года обучаясь в Академии художеств» . Умер В.Э. Борисов-Мусатов в конце октября 1905 года в Тарусе, где он провёл последние месяцы своей жизни.

«Художественную систему Борисова-Мусатова можно определить как символизм, почти лишённый вербальной основы, - пластический символизм. Для него характерна не просто многозначность. Но и принципиальная невыразимость каких-то граней смысла. По существу это первое утверждение самоценности искусства не только по форме, но и по содержанию» .

Основные работы: «Автопортрет с сестрой» (1898); «Весна» (1898-1901); «За вышиваньем» (1901); «Когда расцветут сирени…» (1901); «Гобелен» (1901); «Водоём» (1902); «Изумрудное ожерелье» (1903-1904); «Осенняя песнь» (1905); «Реквием» (1905) и др.

          Весна



Русское искусство конца XIX - начала XX века Содержание