Павел Николаевич Филонов

(1883-1941)

«Он прошёл довольно сложный путь обучения – в 1901 г. окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903-1908 гг. занимался в школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а в 1908-1910 гг. посещал как вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл оттуда.

Начало творческой деятельности Филонова относится к 1910 г., когда работы мастера впервые появились на выставке петербургского художественного объединения «Союз молодёжи», куда входили мастера-авангардисты. Члены «Союза» издавали журнал, посвящённый новому искусству, устраивали диспуты и выставки.

…В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке примитивистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а незадолго до призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового направления – «аналитического искусства».

В марте 1914 г. группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В нём говорилось: «Цель наша – работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу»» .

Основные работы: «Крестьянская семья» («Святое семейство») (1914, ГРМ); «Формула мировой революции» (1923); «Формула империализма» (1925); «Формула петроградского пролетариата» (конец 20-х гг.) и др.

Крестьянская семья (Святое семейство). 1914

Формула революции. 1919

Формула весны. 1925

Портрет И.В.Сталина. 1936




Искусство серебряного века Содержание