Искусство первой четверти ХVIII века

Архитектура и скульптура. «Блестящей ошибкой Петра» назвал Карамзин основание Петербурга среди болотных зыбей. В  1703  г.  на Заячьем  острове была заложена  Петропавловская  крепость.  Сюда привезли более 40 тысяч солдат и крестьян со  всех  концов России.   Люди спали под  открытым  небом,  среди болот,  не хватало  продуктов питания. Разумеется,  что смертность среди строителей новой столицы была крайне высока. Тем не менее,  город быстро рос,  застраивался и заселялся.  С 1714 г.  в Петербурге активизируется каменное строительство.  Для привлечения  сюда каменщиков,  был издан указ,  под страхом смерти запрещавший возводить сооружения из камня в других городах.

Петр  мыслил новый город как полную  противоположность  старым русским городам – регулярный, сплошь каменный (а не стихийный и деревянный), с длинными лучевыми прос­пектами,  системой  каналов. Проектированием  Петербурга руководил зодчий из Дании – Д. Трезини. Архитектор разработал три типа проектов фасадов  жилых домов:  для «именитых»,  «зажиточных»  и  «подлых» (простых)  людей.

Петропавловский собор.  Самое значительное сооружение Доменико Трезини  – Петропавловский собор.  Строительство начато в 1712 г. при участии русских зодчих И. Устинова  и  М. Земцова.  Колокольня Собора задает тон облику Петербурга. В ее основе – многоярусная средневековая композиция, но вместо традиционного барабана с куполом,  она завершается высоким шпилем (121,8 м) с летящим ангелом, символизирующим победу. Помещенные на ней часы придают сооружению светский характер.

Летний дворец Петра. Архитектуру начала века отличали целесообразность, практическое значение,  строгая и простая планировка. Такими  являются здания кунсткамеры,  Двенадцати коллегий. Среди них и  Летний дворец Петра (архитекторы Иван Матвеев, Д. Трезини.), построенный в Летнем саду, в действительности, мало похож на дворец. Это скромный двух­этажный дом, украшенный небольшими барельефами.  На  фасадах между окнами первого и второго этажа запечатлены сцены рассказывающие о борьбе России за выход к Балтийскому морю, игры морских божеств.  Внутри дворца – небольшие комнаты,  кухня, очаг, украшенный изразцовой  облицовкой.

Символом нового положения России в мире стало создание дворцово-паркового комплекса в Петергофе. Французскому архитектору Леблону  было  поручено строительство  дворца. Ослепительный каскад  фонтанов,  грот,  золоченая статуя Самсона  и множество других  прекрасных скульптурных произведений подчеркивали роскошь и  великолепие новой резиденции государя.  Петр  приказал  свезти сюда всякие диковинки.  Устраивались фонтаны с сюрпризами. В Большом дворце в залу, заполненную гостями, снизу поднимался сервированный стол.

В декоративном оформлении   Петергофа принимал участие Карло Бартоломео Растрелли,  приехавший в Россию из Парижа в   1716 году с шестнадцатилетним сыном. С их деятельностью справедливо связывают расцвет барокко в Петербурге. Венцом творческой деятельности Растрелли старшего стали скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

К.Растрелли. Бюст Петра I. В бронзовом бюсте Петра без труда читается неистовый, неугомонный характер государя – реформатора. Скульптор скрупулезно и  точно фиксирует множество деталей (латы,  кружево,    муаровую  ленту, мантию), приводит их в движение, как бы схвачен­ное в момент сильного порыва ветра.

Спас-Преображенский собор.  Кижи. Стиль  барокко,  появившийся в России еще во второй  половине ХVII  в.  был ведущим в первой четверти ХVIII в.  во  многих регионах страны. В  1714 г.  в Кижах была построена до сих пор  непревзойденная   Преображенская церковь.  Это   ярусный  храм. Состоит из  трех  разно великих  восьмигранных  срубов,  поставленных один на другой. Крыльцо с широкими всходами, бочки с главками, килевидные  кровли,  маковки расположенные  по сторонам  света, 21 глава делают  Преображенскую церковь самым сложным и нарядным творением деревянного зодчества. Каждая деталь сооружения подчеркивает впечатление общей устремленности в высь. Церковь в Кижах – рубленная. До конца ХVIII в. русские мастера не использовали пил, работали только топором, потому что пиленный лес  легко  впитывает влагу и  загнивает,  у  рубленного  дерева  смолистые поры запечатаны на века.

В живописи начала ХVIII в. особое место занимает портретный жанр, так называемый, «петровский портрет». Петербург и  Москва становятся  центрами поиска  новых путей  для  создания достоверного образа человека. С этой  целью Петр посылает русских  художников  за  границу.

Одним  из  первых  был Иван  Никитин,  которого  по  праву считают родоначальником русского реалистического портретного искусства. Еще  до  поездки  за границу  Никитин  написал  ряд  портретов царской семьи. По возвращении создал целую галерею картин, в которых изящество письма, приобретенные за границей, органично сочетаются с русской самобытностью. В портрете канцлера Головкина художник все внимание сосредотачивает на лице умного, волевого дипломата, испытавшего все превратности судьбы.

Судьба Никитина трагична. После смерти Петра I художник переезжает в  Москву. Больше при дворе  он был не нужен. Затем последовали арест по ложному доносу, пять лет одиночной камеры в Пет­ропавловской  крепости,  пытки  и  ссылка – такова  «награда»  за труды. Художник умирает по дороге из ссылки.

 

        

     Никитин Иван Никитич
          Портрет канцлера Г. И. Головкина

       Андреас Шлютер
          Летний дворец Петра I в Ленинграде
      Доменико Трезини
          Петропавловский собор в Ленинграде
      Карло Бартоломео Растрелли
          Бюст Петра I
              


Культура России первой четверти ХVIII века Содержание