Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Общие условия развития культуры. Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. Львиная доля капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой промышленности, восстановление производства товаров народного потребления, жилищного фонда шло неоправданно медленно («станки ради станков»). В городах не хватало продуктов питания, хотя продовольственные карточки были отменены в 1947 г.

Сказалась некомпетентность партийного руководства в экономике. Не заметили, что после войны в мире смещен акцент в сторону создания топливно-промышленного комплекса, добычи и переработки нефти и газа, развитие нефтехимии). В СССР, по-прежнему, ставка делалась  на угледобывающие отрасли. 

Совершенно не изменилась политика по отношению к сельскому хозяйству. Продолжается беззастенчивая перекачка средств из деревни в промышленность. Правда, теперь деньги требовались не только для собственных нужд, но и для поддержания «стран народной демократии». Укреплялись колхозы (с этой же целью было проведено их укрупнение в 1949 г.), ограничивались возможности содержания личного подсобного хозяйства. Крестьяне, фактически, оставались  в рабском положении, получали мизерное вознаграждение за свой труд (по трудодням), согласно закону 1932 г. не могли при желании покинуть село.

Сельское хозяйство оставалось в глубочайшем кризисе, без перспектив выхода из него. Усиливается миграция молодежи, благо, что была потребность в рабочей силе в городе. В деревне остаются, в основном, женщины и старики. Рождается практика, закрепившаяся на десятилетия,  направлять на  уборку урожая горожан и военнослужащих.

Ситуация ухудшилась в связи с проведением конфискационной денежной реформы 1947 г. Население города пострадало из-за роста цен, сельчане потеряли мизерные сбережения, полученные за счет продажи сельскохозяйственной продукции с личных участков.

Совершенно не меняются и методы партийного руководства, что и подтвердил ХIХ съезд партии. На съезде ВКП (б),  партию большевиков, переименовали в КПСС, коммунистическую партию Советского Союза,  что означало отсутствие, а точнее полное уничтожение какой-либо оппозиции. В ход пускают уже хорошо проверенные средства – ложь и репрессии. На ХIХ съезде под громкие аплодисменты Сталин объявил о полном решении зерновой проблемы, когда люди умирали от голода. 

Не случайно, в общественном сознании  усиливаются критические настроения. В значительной степени это было связано с тем, что военное поколение вышло из-под жесткого контроля. В годы войны им приходилось самим принимать решения, нести за них ответственность, они научились критически оценивать ситуацию. Многие впервые побывали  за границей и смогли сравнить достижения и уровень жизни «загнивающего капитализма» и самого передового в мире, как провозглашалось, социалистического строя.

Кстати, в самой коммунистической идее мало кто сомневался. В 1947 г. в Воронеже появилась нелегальная Коммунистическая  партия  молодежи. 50 человек объединились во главе с сыном второго секретаря обкома партии Б. Бутуевым, как они говорили, «из-за реальных жизненных противоречий».  Свою главную задачу бунтари определили как изучение и распространение в массах подлинного марксизма-ленинизма. В дискуссиях по вопросам о роли личности и народных масс в истории,  соотношении теории и практики в построении социалистического общества звучали обвинения в адрес Сталина.

Сомнения по поводу правильности выбранных средств в построении светлого коммунистического завтра возникли не только у «простых смертных»,  но и в рядах партноменклатуры. Симптомы политической нестабильности подтвердились при обсуждении новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Обсуждение документов проводилось преднамеренно закрыто. Руководство не могло допустить реализацию таких предложений как децентрализация экономики, расширение внутрипартийной демократии. Это неминуемо привело бы к развалу созданной системы.

Для пресечения инакомыслия начинается новая волна репрессий. Летом 1946 г. был нанесен первый удар, как всегда, по творческой интеллигенции. Постановление 1946 г. (по поводу Зощенко и Ахматовой) напоминало, что  литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс, пропаганду коммунистической идеологии. Подтверждалось право партийно-административного аппарата, должностных лиц, независимо от их компетентности в творческих вопросах, «от лица народа» ставить оценочное клеймо на произведения литературы и искусства.

К лету 1947 года над страной в очередной раз опускается  «железный занавес», раз­ворачивается травля «космополитов» («космополит» – «человек  без  роду и племени»,  преклоняется перед  Западом  и ненавидит Родину). Вся западная культура объявляется буржуазной и враждебной. «Новейшее изобретение» власть предержащих – суды чести, которые избирались сроком на 1 год в составе 5–7 человек из числа работников министерства или ведомства. А следующим шагом было уже «ленинградское дело».

Новая волна репрессий получила название «ждановщины». Разгрому подверглись наука, литература, кино, музыка. Антипатриотическую группировку отыскали даже в архитектуре во главе с историком искусства Д. Аркиным. Причем, партийные функционеры в своей критике дошли до полного и неприличного абсурда (генетика – продажная девка империализма). Определяющей чертой культурной политики стал произвол.

Образование. В области образования происходили только  количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г.  За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест.

С 1949 г. повсеместно был осуществлен переход к обязательному семилетнему обучению и созданы условия для всеобщего среднего образования в столицах союзных республик и крупных городах. В начале 50-х годов все дети и подростки школьного возраста вновь получили возможность учиться.

Необходимо отметить, что после войны особо широкое распространение получил метод «народной стройки» или, как говорили до революции,  строили «всем миром». В восстановлении разрушенных школ и строительстве новых, как и в изготовлении учебных пособий, активное участие принимали сами школьники и их родители.  

В 1950–1955 гг. начали работу 50 новых вузов. Росло и количество студентов. Уже в 1951 г. только на первые курсы институтов поступило 350 тыс. человек.

Наука. Бациллы вольнодумства особенно ярко проявились в среде ученых. И здесь свою роль сыграл не только общий настрой на свободу. В рамках антигитлеровской коалиции правительство вынуждено было расширить контакты с Западом. Советские ученые принимали  участие в международных встречах, где все чаще вставал вопрос о положении науки в СССР. 

К тому же, в конце войны к руководству Академией наук пришел С.И. Вавилов, брат репрессированного Н.И. Вавилова. В научной среде стали открыто высказывать свою точку зрения, пытались спорить, отстаивать истину и настолько осмелели, что начали открытую кампанию против Т.Д. Лысенко, который после расправы над Н.И. Вавиловым, осуществлял руководство всей сельскохозяйственной наукой в СССР. Против академика первым выступил генетик и селекционер растений, президент АН Белорусской ССР А.Р. Жебрак.

Финал оптимистического начала печален. В августе 1948 года на сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная  академия  сельскохозяйственных  наук) Лысенко, предварительно выразив абсолютную преданность партии и Сталину,  в очередной раз пообещал с помощью своего метода быстро накормить всю страну. Академик снова  укрепил свои позиции. Не помешало даже то, что его брат во время войны перешел на строну оккупантов и остался на Западе. Оказывается, в отдельных случаях позволялось и такое. Все идеи и работы противников Лысенко объявили «вне закона», как лженаучные. Жебрак подвергся унижению на Суде чести, был снят с поста президента. Через суды чести пропустили всех ученых, кто посмел мечтать об интернациональности науки без государственных и географических границ.

Унизительную процедуру прошел академик В.В. Парин, действительный член Международной академии астронавтики, член ряда иностранных научных обществ, кавалер ордена Ленина и трех орденов Трудового Красного Знамени, человек, благодаря которому в годы войны СССР избежал эпидемий, как на фронте, так и в тылу. Судьбу Василия Васильевича решила одна фраза, брошенная Сталиным: «А я Парину не доверяю».

Перед судом чести предстали Н.Г. Клюева и Г.И. Роскин, опубликовавшие в 1946 г. труд под названием «Биотерапия злокачественных опухолей», где речь шла о новом препарате «КР». Препарат, в конечном счете, надежд не оправдал. А вот его создатели были обвинены в том, что передали в США рукопись научной работы «Пути биотерапии рака», описание технологии производства противоракового препарата и 10 ампул самого препарата. И хотя, на заседании суда профессора не признали предъявленных им обвинений, в решении было отмечено, что они «перед Судом чести не проявили себя как советские граждане и продолжали быть неправдивыми».

Рассматривались и другие подобные «дела». Ученым, как правило, предъявляли стандартные обвинения в антипатриотизме, низкопоклонстве перед Западом. Опале подвергся даже П.Л. Капица. Ему прощали, когда он заступался за коллег. Чаша терпения руководства переполнилась, в связи с тем, что академик посмел проигнорировать заседания, посвященные 70-летию со дня рождения Сталина. Капицу сняли со всех занимаемых должностей, лишили возможности работать и  это в то время, когда его открытия были признаны во всем мире самыми перспективными.

Пристальному партийному вниманию в послевоенные годы подверглись общественные науки. В исследованиях право на жизнь получил только один принцип – принцип  партийности, вместо изучения идей и фактов. На ученых этой отрасли знаний воздействовали методом дискуссий (в экономике, языкознании, философии). В ходе философской дискуссии, под чутким руководством «главного философа» страны А. Жданова прошло обсуждение научного труда Г. Александрова «История западной философии». Автор единодушно был осужден за «чрезмерную терпимость» к буржуазной лжефилософии.

Продолжалась откровенная фальсификация истории. Любое изобретение  объявлялось детищем русских талантов: технологию  производства  стали разработал не Бессемер, Мартен и Сименс, а русский Чернов; электрическую лампочку – не Эдисон, а Лодыгин; паровоз не Стефенсон, а отец и сын Черепановы. Были пересмотрены роли отдельных личностей в истории, давалась новая интерпретация  историческим фактам (раньше царскую Россию называли «тюрьма народов», теперь все войны, которые она вела стали справедливыми, в т.ч. колониальные захваты).

Руководство партией наукой нанесло последней колоссальный ущерб. По партийному усмотрению запрещались самые перспективные направления. Ученых, в лучшем случае, разгоняли, чаще – уничтожали физически. В 48-м объявили буржуазными лженауками кибернетику, волновую механику.

Совсем другая ситуация складывалась в отраслях, которые, по мнению партийного руководства, приносили действительную пользу государству. Передовые научно-технические позиции в мире оставались за СССР в ряде областей фундаментальной физики и математики.

Вскоре после окончания войны П.Л. Капица занялся электроникой больших мощностей. Ученый показал, что энергию высокочастотного электромагнитного поля большой плотности можно преобразовать в другие виды энергии и использовать для ускорения элементарных частиц. Открытие Капицы было зарегистрировано в 1970 г. На основе этих исследований Петр Леонидович предложил схему нового термоядерного реактора.

Плодотворно продолжал трудиться Л.Д. Ландау. Большое значение имели его работы по магнетизму и квантовой теории. Он первый указал на новый источник энергии звездного лучеиспускания, разработал теорию сверхтекучести, предсказал ряд новых явлений, которые были затем обнаружены экспериментально. За создание теории квантовых жидкостей Л.Д. Ландау в 1962 г. была присуждена Нобелевская премия.

Сразу после Великой Отечественной войны СССР, как известно, вступает в полосу «холодной войны», включается в гонку вооружений. Правительство  особое внимание уделяет разработке новых видов оружия, проведению ядерных испытаний.

Над созданием новых самолетов, в т.ч. и военных, работает А.Н. Туполев. Продолжает свои исследования группа физиков во главе с И.В. Курчатовым. В сентябре 1949 г. на полигоне под Семипалатинском был проведен первый испытательный взрыв советского ядерного устройства. Тем самым, была похоронена монополия США на атомное оружие. Курчатов сразу же начинает работать над водородной бомбой. Уже в начале 50-х годов было создано термоядерное оружие.  Ведущая роль в создании водородной бомбы принадлежала физику А.Д. Сахарову. Одновременно предлагается использовать атомную энергию в мирных целях. Началось проектирование первой атомной электростанции.

В первое послевоенные десятилетие были сделаны первые шаги по освоению космического пространства. Создается специальная комиссия во главе с академиком М.В. Келдышем, в которую вошли А.А. Благонравов, С.П. Королев, Л.И. Седов и др.

Литература первая сразу после войны подверглась сокрушительному разгрому. В 1946 г. проводниками «идеологии, чуждой духу партии» были объявлены журналы «Звезда» и «Ленинград». Поводом стали публикации произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крупнейшего сатирика, М. Зощенко, назвали «пошляком и подонком литературы», обвинили в «злостно хулиганском» изображении  действительности, которое «сопровождается антисо­ветскими выпадами». «Наносили вред делу воспитания нашей молодежи» и  стихи Анны Андреевны  Ахматовой, следовательно «не могли быть терпимы в советской литературе».

Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей и, значит, помимо прочего, оставили без продовольственных карточек, что в то голодное время было катастрофой. Зощенко пробовал подрабатывать на хлеб в сапожной артели.

Начатая в газетах и по радио травля переросла в затяжную кампанию. Она коснулась многих литераторов. Н.С. Тихонова, когда-то вместе с Зощенко входившего в литературную группу «Серапионовы братья», сместили с поста председателя правления Союза писателей СССР. Поэта  Вс. Рождественского перестали издавать только потому, что тот в молодости жил в одной комнате с Тихоновым. Стихи О. Берггольц не пропускали в печать, припомнив, что она как-то высказывалась за присуждение Сталинской премии Ахматовой.

Резкой критике за недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» были подвергнуты, опубликованные «Дом у дороги» А. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова.

В. Некрасова за его роман о войне «В окопах Сталинграда» в 1947 г. удостоили Сталинской премии, а через год  автор стал, чуть ли не «врагом   народа». О причине столь разительной метаморфозы говорит (уже в 1989 г.) писатель В. Быков: «Виктор Некрасов увидел на войне интеллигента и в отличие от расхожего в нашей литературе взгляда на него как на хлюпика… утвердил его правоту и его значение как носителя духовных ценностей…».

 Названные произведения стали исключением на фоне общего литературного «массива» первого послевоенного десятилетия. Согласно официальной «теории бесконфликтности» в социалистическом обществе появляется много конъюнктурных произведений, в которых фигурируют только положительные герои, они выводят на чистую воду отрицательного, который в конце обязательно оказывается шпионом, по ходу идет перевоспитание не очень сознательных, «заблудившихся».  Литература представляла собой некую гладкую, безжизненную поверхность. Эта установка закрепилась в самих названиях: «Свет над землей», «Всегда вперед», «Солнце, которое не заходит»,  «Дали лазурные», «Большая родня».

Большинству романов, очерков и рассказов характерно обезличивание героев, что вполне соответствовало взглядам того времени на место человека в обществе и истории. Литературу буквально заполонили семейные династии – «Ястребовы», «Волгины», «Журбины», «Семья Тараса». Создается огромный пласт произведений безудержно воспевающих вождя и руководящую роль партии.

В киноискусстве так же продолжается диктат партии о чем, кому и как снимать. «Безыдейными» фильмами были названы «Большая жизнь» (о шахтерах Донбасса),  «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна. Эйзенштейна критиковали за то, что он показал царя Ивана жестоким и необузданным человеком, с неуправляемым характером, слишком много внимания уделено опричнине (как все это напоминало самого Сталина!). Официально это звучало, как требование учесть высокую оценку деятельности Ивана Грозного революционными демократами и К. Марксом.

Эйзенштейн затратил массу сил на создание запрещенного фильма.   Нарисовал тысячи эскизов, композиций, схем освещения, монтажа изображения с музыкой. Фильм снимался в тяжелейших военных условиях. Огромная нагрузка, несправедливые обвинения подорвали здоровье мастера. Последней части задуманной трилогии о царе Иване так и не суждено было появиться на свет.

Народу разрешалось смотреть только идейно выдержанные фильмы, помпезные, бесконфликтные, с обязательным присутствием идеального героя, прославляющие партию и ее вождей.

Особой популярностью пользовались добрые, наивные и смешные киноленты, такие как «Весна» Г. Александрова. Хотя бы на короткое время зрители погружались в ту жизнь, о которой мечтали, которую ждали и положили столько сил на ее создание, где добро всегда побеждало зло. Успех картинам обеспечивали замечательные актеры В. Давыдов, Ф. Раневская, Л. Орлова, Э. Гарин, Р. Плятт.

К стати, сам Сталин отдавал предпочтение трофейным лентам, особенно любил американские, ковбойские. Ругал их, но заказывал постоянно. 

Не избежал «чистки» и Союз композиторов. Заклеймили позором, поставленную в Большом театре оперу В. Мурадели «Великая дружба», творчество Д. Шостаковича. На совещании деятелей советской музыкальной культуры представители ЦК ВКП (б) клеймили позором формализм, т.е. тех композиторов, которые с интересом относились к современному западному искусству.

Крепко досталось обладателю мировой славы Н. Мясковскому. Мишенью критики стала его кантата «Кремль ночью», с триумфом исполненная в Большом зале Московской консерватории. Партработникам показалось, что в ней недостаточно светлых красок. Мясковский,  не смотря на нанесенный удар (здоровье его ухудшалось), нашел в себе силы написать монументальное, героико-эпическое произведение ярко национального характера – 26-ю симфонию, а затем и 27-ю симфонию. Это были последние крупные произведения прекрасного мастера. 

В театрах шли только идеологически выдержанные пьесы. Такие как «Губернатор провинции»  братьев Тур и Л. Щейнина или «Незабываемый 1919-й», Вс. Вишневского, где Ленин то и дело просит советов у Сталина, и чуть ли не спичку подносит, чтобы помочь ему раскурить трубку. 

 

Пластические искусства

Мартирос Сергеевич Сарьян
Три возраста

Владимир Александрович Серов
Ходоки у Ленина

Зимний взят. 1954

Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1955

Борис Владимирович Иогансон

Рабфак идет (Вузовцы). 1928

Юрий Михайлович Непринцев

Отдых после боя («Василий Теркин»)



Содержание