СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ[1]





Абстракционизм (абстрактивизм; лат. abstractio – удаление, отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами. Абстракционисты предпочитают изображение сочетаний геометрических фигур, плоскостей, красочных пятен, обращаются к ассоциативному мышлению и подсознанию. Абстрактное искусство – обобщающее название для целого ряда творческих направлений в искусстве ХХ века.

Авангардизм (от франц. – передовой отряд) – движение XX века, для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью. Авангардизм – условное название ряда художественных направлений 1905–30-х годов(фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм).

Акант – растение.

Аканф – пластический растительный орнамент.

Акрополь – крепость греческого города, находящаяся на возвышении.

Акротерий – украшение в виде скульптуры над фронтонами.

Ампир (от французского empire – империя) – стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы). Ампир отличается пышностью и великолепием.

Антаблемент (от франц. entablement, от table – стол, доска) – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

Арка – криволинейное перекрытие объема.

Аркбутаны – подставки, наружные упорные арки готических соборов.

Архитрав (от архи... и лат. trabs – балка) – нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки – широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на 3 горизонтальных уступа – фасции (в ионическом и коринфском ордерах).

Базилика (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, которое рядами колонн разделялось на нечетное число галерей (нефов или кораблей); средний неф был самый широкий и высокий.

Барельеф – нижний рельеф, части выступают меньше, чем на половину своего объема.

Барокко (предположительно: от португ. perola barroca – жемчужина причудливой формы или от лат. baroco – вычурный, странный; мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца ХVI – середины ХVIII веков. Барокко отличается антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетические призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с натуралистической трактовкой деталей. Динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Барокко широко использовалось в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью.

Волюта – завиток.

Галерея – полукрытое, протяженное помещение, чаще всего ограниченное колоннами.

Гедонизм (от греч. – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Гексастильный периптер – периптер, имеющий на главном и заднем фасадах по шесть колонн.

Генезис – происхождение, возникновение.

Гиперреализм (hyperrealism – англ.), или фотореализм (photorealism – англ.) – направление в изобразительном искусстве последней трети ХХ века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Гиперреализм – художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности.

Гипостильный зал – многоколонный зал, имеющий ряд нефов.

Горельеф – высокий рельеф, части выступают более чем на половину своего объема.

Готический стиль (от итал. gotico, буквально – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII–XV вв. явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры.

Дадаизм (фр. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет) – представляет авангардистское литературно-художественное течение в 1916–1922 годов. Сложился в Швейцарии. Выразил себя в скандальных выходках – заборных каракулях, псевдочертежах, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.). Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не имело никакого смысла. Дадаист-писатель пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя.

Декаданс – кризисные, упадочные явления в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века.

Диптер – периптер с двумя рядами колонн.

Дольмен (от бретонск. tol – стол и men – камень) древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы, имеющие внутренний объем.

Дорический ордер – один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции при переходе к строительству храмов и других общественных сооружений из камня. Встречается уже между 600 и 590 до н.э. в первых каменных сооружениях в самой Греции и в дорийских колониях (храм Артемиды, начало VI в. до н.э.). Наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров. Стал важнейшим элементом монументальных архитектурных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики.

Закомара – дугообразное, полукруглое завершение одного прясла стены.

Икона – живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.

Импрессионизм – течение главным образом во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира.

Ионический ордер – один из трёх главных греческих архитектурных ордеров. Сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 гг. до н. э. (храм Артемиды в Эфесе). Отличается от дорического ордера большей лёгкостью пропорций и более богатым декором всех частей. В нескольких вариантах распространился особенно широко в эпоху эллинизма.

Канон (греч. κανών, буквально – прямой шест, возможно трость) – в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; Каноном называется также произведение, служащее нормативным образцом.

Карниз (нем. karnies, от греч. koronis – конец, завершение) – горизонтальный выступ на стене: 1. Верхняя часть антаблемента, лежащая на фризе. 2. Выступ на стене здания под крышей или над окном, над дверью.

Кинетическое искусство – художественное направление, ориентированное на создание динамических моделей, призванных передать сущность движения (конкретного движущегося предмета) и созданных из различных (как правило, программно случайных) технических элементов.

КИЧ (китч, нем. Kitsch – халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen – дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen – «для кухни») – дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. XIX – нач. XX века. Кич распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только на традиционные – литературу, музыку, театр, архитектуру, но и на кинематограф и телевидение. В 1960–1980-е годы предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» – времени, места и действия – в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка.

Клерикализм (от лат.. clericalis – церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.

Кокошник – декоративная деталь, ложная закомара, украшение сводов, стен, барабанов, шатров.

Колорит – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Композиция – построение художественного произведения, организация взаимного расположения его частей, их соподчинение, что придает произведению единство, целостность и завершенность. В живописи композицию определяет сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т.д.

Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – направление в искусстве 1920–30-х гг. ХХ в., художественный стиль, связанный с кубизмом и футуризмом (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми.

Контрфорс (от франц. contre-force – противодействующая сила) – массивная подпорка для поддержания стены.

Концептуализм (от лат. conceptus – мысль, понятие) – одна из разновидностей постмодернизма, сформировался в 1960–1980-е годы. В создании произведения используются «концепты» – предметы, символизирующие «атрибуты цивилизации» (графики, схемы, формулы). Из авангарда была заимствована манипулятивность – склонность экспериментировать с прямым воздействием искусства на человека. Из модерна – традиции стилизации, использование цитат и реминисценций. Искусство ХХ века все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты – некие музыкальные, информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Личность художника деперсонифицируется. Субъект, порождающий произведение, исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.

Кора (от греч. Kore – девушка) – статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах, характерная для искусства Древней Греции.

Коринфский ордер – один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине V в. до н.э. как более насыщенный декором вариант ионического ордера (более высокая капитель, украшенная стилизованными листьями аканта и завитками; модульоны или больше развитые консоли под венчающей плитой карниза заменяют дентикулы или применяются в сочетании с ними). Получил распространение в архитектуре эллинизма и особенно Древнего Рима.

Критический реализм – направление (метод) в реалистическом искусстве ХIХ–ХХ веков. Термин был введен А.М. Горьким, первоначально применительно к литературе, поскольку имелся в виду обличительный характер реализма, его гуманистическая направленность. Произведения носили социально окрашенный характер, были проникнуты сочувствием к простым людям.

Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир.

Кубизм (от франц. – куб) – модернистское направление в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой чет. XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы». Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты – конструирование объёмной формы на плоскости, выявление протых, устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Курос (от греч. kúros – юноша) – статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древне-греческой пластики периода архаики.

Лопатка – пилястра, без базы и капители.

Мастаба (от арабского – скамья) – тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеет форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

Мегалит (мегалитическое сооружение) – постройка эпохи бронзы из крупных каменных глыб или плит. Мегалитическими сооружениями являются: дольмены, менгиры, кромлехи.

Метод художественный – система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства.

Модерн (от франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв. В Бельгии, Великобритании и США он известен как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии – «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии – «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии – «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании – «модернизм» (modernismo). Эстетика стиля акцентировала хрупкость, изящество, некоторую вычурность форм, неуловимость переходов, неожиданность ритмов, повышенную декоративность, отказ от симметрии и регулярных норм (в архитектуре).

Модернизм (от франц. Modernisme, от moderne – новый, новейший, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – нач. ХХ в, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Выступая против многих норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм – порождение эпохи войн и революций – сам нередко претендует на революционность и демонстрирует ее в художественной практике. В своих крайних проявлениях в литературе он покушается на саму осмысленность художественной речи, в музыке – на ее звуковую организованность, отрекаясь прежде всего от мелодии и гармонии, в театре – на предметность декораций и логику развертывания действия, в живописи – на композицию, визуальную верность оригиналу, «правду» цвета и линий; в скульптуре – на реальные пропорции и объемы изображаемых объектов. Существует большое количество модернистских школ и течений.

Монументальное искусство – род пластических искусств; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем.

Нервюра – арка из тесаных камней клинчатой формы, которая укрепляет ребра крестового свода. Нервюры упрощают кладку свода и уменьшают его распор.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

«Оп-арт» (от англ. optical art – оптическое искусство) – авангардное течение, одна из поздних модификаций абстрактного искусства, произошло от геометрической ветви. Складывается в 1950-х, развивается – в 1960-х. В творчестве использовали различные зрительные иллюзии, простые линейные ритмы, опирались на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.

«Органический стиль» – органическая архитектура, направление в архитектуре 20 в., цель – соответствие построек окружающей среде, подчинение их формы назначению, учитывается индивидуальность и психология человека. Идеи впервые высказаны в конце ХIХ века, американский архитектор Луис Салливен, развиты в начале ХХ его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом. «Дома прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Райт отказывается от индустриальных методов строительства, использует естественные материалы, создает непрерывное, перетекающее внутри пространство. Продолжение. Целые школы органического стиля. Влияние на постмодернизм.

Ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный.

Пагода – буддийское мемориальное сооружение, квадратный или многоугольный план.

Периптер – прямоугольный в плане храм, колоннада, один ряд колонн со всех сторон.

Петроглиф – изображения и знаки, выбитые и высеченные на поверхности скал, на потолках и стенах пещер и на отдельные камнях.

Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, со времени неолита.

Пилястра – плоский вертикальный выступ стены, модификация ордерной колонны.

Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. производящее шокирующий эффект) – направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму; знаменует переход к концепции нового авангардизма. Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф).

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм) – совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные.

Постмодернизм – основное направление современной философии, искусства и науки. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хассан в 1971 году, первый манифест постмодернизма сочинил Лесли Фидлер, в 1979 году вышла книга Ж.-Ф. Лотара «Постмодернистское состояние». В западном искусстве широкое распространение получили так называемые «симулякры» – жизнеподобные фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это образы отсутствующей действительности, за которыми никогда не стояла никакая реальность (различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т.д.).

Примитивизм – в изобразительном искусстве конца XIX–XX вв., сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества. Распространение примитивизма часто обусловлено стихийным неприятием художниками некоторых сторон современной культуры, их бегством от действительности к первозданным пластам жизни. Термин часто применяется и по отношению к «наивному искусству», т.е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс конца XIX–XX вв.

Пропилеи – монументальные ворота.

Пуантализм – прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.

Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный) – в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов, например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы обладают своими характерными особенностями. Термин реализм может толковаться двояко: в самом широком смысле – как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле – как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например,
типизации фактов действительности, «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille – декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко – стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в Х–ХII вв. (в ряде мест – и в ХVIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале ХIХ века.

Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII – начале XX в., как реакция на результаты Великой Французской революции, жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Художники выдвинули на первый план личность, острое индивидуальное восприятие и переживание. Их привлекали яркие, редкие, необычайные явления, образы фантастического характера. Романтики придавали композиции динамику, объединяли формы бурным движением, прибегали к резким объемно-пространственным эффектам, усиливали роль колорита с контрастами теплых и холодных тонов, света и тени.

Ростральная колонна – украшена рострами, фигурные изображения носовых частей корабля.

Сандрик – небольшой карниз над окнами или дверью.

Секуляризация – 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – художественное направление в западноевропейской и русской культуре второй половины ХVIII века. Оно отводило первостепенное место субъективным излияниям и психологическому анализу, противопоставляло величественному и возвышенному трогательное и стремилось пробудить гуманное отношение к человеку, понимание природы и любовь к ней.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 гг. и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже ХIХ–ХХ веков.

Синтез искусств – органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Станковое искусство – термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации) не предназначенные непосредственно для какого-либо сооружения, издания и т.д. Термин «станковое искусство» произошёл от «станка», на котором создаются произведения, в живописи, например, им является мольберт.

Сюрреализм (от франц. surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Спецификой сюрреализма, затронувшего почти все виды искусства, является преимущественно фрейдистский подход к творчеству, провозглашение его первоисточником неконтролируемой разумом сферы подсознания, а методом – чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных друг от друга реальностей. То, что сюрреализм предложил зрителю, не может быть узнано, потому что не существует в реальности. Эти изображения – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С.Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р.Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х.Миро) или кристаллических (М.Эрнст) форм, иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т.е. предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества.

Фовизм (от франц. fauve – дикий.) – течение в живописи, существовавшее с 1905 по 1907 гг. (ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне в 1905 году). Его отличало стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к остроте ритма. В пейзажах, интерьерах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объёмов, пространства, рисунков. Пронзительные цвета, притягивающие этих художников, отталкивали одних и, напротив, привлекали других, вызвав волну подражаний.

Форум – торговая и общественная площадь древнеримского города.

Фриз – средняя часть антаблемента, которую может украшать ленточная скульптурная композиция.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – авангардистское течение, проявившееся в живописи и поэзии в 1920-х гг. XX века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно – такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием.

Экспрессионизм (от лат. ехрressio – выражение) – авангардистское течение первая четверть XX века, охватившее литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии. Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. Он создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета.




[1] Для составления словаря использовалась следующая литература: Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983; Брендон Тейлор. Актуальное искусство. – М., 2005; Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2000; Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.– М., 2001; Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1999; Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. – М., 2006; Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. М., 1994; Популярная художественная энциклопедия. – М., 1986; Руднев В.Н. Словарь культуры 20 века. – М., 1997; Руднев В.Н. Словарь культуры 20 века. – М., 1998; Чернецова Е.М. Искусство. Словарь-справочник. – М., 2002; Энциклопедический словарь художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М., 1983 и др.

 

Содержание