Церковь Покрова на Нерли

Искусство периода феодальной раздробленности

Церковь Покрова на Нерли. В 1165 году на Клязьме,  недалеко  от  Владимира,  возводится церковь Покрова на Нерли. Это первый храм в честь нового праздника,  установленного Владимирским князем и епископом, связанного с глубокой верой в то,  что Богородица оказывает особое покровительство владимирским землям и ее князьям. По одной из версий,  поводом для строительства храма послужила смерть любимого сына  Андрея  Боголюбского. Церковь была построена «на лугу»,  там,  где речка Нерль впадает в  Клязьму.

Четырехстолпный, однокупольный,   трехнефный   храм  поражает своей  легкостью  и  изяществом,  устремленностью  ввысь.   Зодчие подчеркивают вертикальные линии:  пучки тонких полуколонн проходят от  основания  до  самого   верха, колонки   аркатурного   пояса сближаются,  арочки вытягиваются, купол покоится на вытянутом вверх барабане. Алтарные  абсиды  небольшие.  Начиная от аркатурного пояса,   стены наклонены  внутрь,   поэтому   создается впечатление   легкости, изящества, музыкальной гармонии форм.

«В середине XII в. владимирцы осуществили победоносный поход на Волжскую Булгарию. Во время похода погиб молодой князь Изяслав — сын Андрея Боголюбского, который в память о нем приказал возвести церковь на месте впадения речки Нерли в Клязьму. На низком и затопляемом во время паводков пойменном лугу был насыпан холм из булыжного камня и глины. Позже этот холм был облицован белыми каменными плитами. На нем из белого камня была построена церковь, ставшая настоящей жемчужиной древнерусского храмового зодчества. Она посвящена Покрову Богородицы — церковному празднику, свидетельствующему об особом покровительстве матери Иисуса Новгородской земле. Совсем небольшой, простой, светлый и легкий храм, кажется, устремлен в небо. Почти незаметный для глаза наклон его стен визуально устремляет всю постройку ввысь. Этому же эффекту способствуют и вытянутый барабан купола, и узкие высокие окна, и рельеф аркатурного пояса храма. Во время весеннего разлива рек возникает удивительное впечатление — похожая на белую свечу церковь словно плывет на поверхности темной воды, отражаясь в ней мерцающим огнем вечной молитвы» .


Искусство периода феодальной раздробленности Культура периода феодальной раздробленности Содержание