Дмитриевский собор во Владимире

Искусство периода феодальной раздробленности

Дмитреевский собор. Жемчужиной мирового искусства по праву считается Дмитреевский собор. Это дворцовый храм могучего Всеволода  III, он      одноглавый,   трехнефный,  четырех - столпный,  ясной  и  четкой конструкции.  Стоит торжественно, спокойно, величаво, на века, как былинный  богатырь,  как и на века мыслилось господство Владимира. Необычайное   впечатление   производит   большое    художественное мастерство  русских  зодчих.  Высота  храма  почти равна ширине (у церкви  Покрова  на  Нерли   высота   превышает   ширину),   здесь подчеркиваются  горизонтальные линии,  поэтому собор кажется более тяжелым и  мощным.  Абсиды  напоминают  могучие   цилиндры,  широко  расставлены   колонны   аркатурного ряда,   арочки  вытянуты  по горизонтали. По барабану проходят широкие арки.

Уникальна резьба  по  белому  камню   фасадов   Дмитреевского собора.  Прясла заполнены изображениями птиц,  зверей, кентавров и русалок.  Здесь мы видим    библейского   царя  Давида,    играющего  на струнном инструменте,  резные  портреты князя Всеволода с сыновьями. Рельефы выполнены в чисто русской плоскостной манере, расположение – «строчное»,  издавна принятое в народном искусстве,  в искусстве вышивки полотенец.

«В конце XII в. великий князь Всеволод III, которого за многочисленное потомство его современники называли «Большое гнездо», приказал возвести во Владимире «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия. В то время Владимирско-Суздальское княжество стало лидером в общественной и экономической жизни России того времени, и Владимирский собор олицетворял все лучшие достижения храмовой архитектуры Древней Руси. Его пропорции идеальны и строги. Средний и верхний ярусы храма, а также барабан его купола богато украшены каменной резьбой. Более 560 резных камней демонстрируют зрителю удивительный мир, где библейские сюжеты переплелись с мифическими и сказочными персонажами народного эпоса. На северном фасаде изображен сам Всеволод Большое гнездо с сыновьями. Древние фрески собора почти не сохранились. В 1237 г. церковь была разграблена татарами, а в середине XIX в. первоначальный вид храма сильно пострадал от неудачной реставрации. В наши дни посетителя внутри встречают практически белые стены. Вместе с тем компактный и лаконичный Дмитриевский собор остается одним из шедевров древнерусского зодчества» .

 
Искусство периода феодальной раздробленности Культура периода феодальной раздробленности Содержание