Владимирская Богоматерь

Икона Владимирской Богоматери в 12 веке была привезена на Русь из Византии и осталась здесь навсегда.

В Успенском  соборе находилась самая почитаемая до сих пор на Руси икона – Владимирская Богоматерь. Она  была привезена   из   Византии   в   Киев,  а  затем   похищена Андреем Боголюбским,  когда тот уезжал из Киева во Владимир.

 По преданию, икона написана евангелистом Лукой. Народная молва  приписывает  ей  множество  чудес,  например, защита  Москвы  от  войск  грозного  Тамерлана в день ее привоза в столицу.  Владимирская Богоматерь была реставрирована в 1918 году. От первоначальной живописи сохранились только лики,  все остальное было переписано в XV-XVI веках. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.  Она по-прежнему привлекает внимание зрителя:  Богоматерь прижимается щекой к  щеке  младенца.

Этот  иконографический  тип  богородных  икон  в  Византии получил название Элеуса – Милостивая,  на  Руси  –  Умиление.  Неизвестный мастер в точности следовал предписанному иконографическому канону: изображение плоскостное,  статичное. Одновременно ему удивительно точно  удалось  передать  самые   земные  чувства   матери –  извечную тревогу за будущее своего младенца. Андрей Боголюбский особо верил в  необыкновенную  силу   Владимирской   Богоматери,   считал   ее заступницей,  брал  с  собою в походы.  Он украсил ее окладом в 15 футов золота,  жемчугом,  драгоценными камнями.  В 1395 году икону торжественно перевезли в Москву.

«Если одухотворенность Пантократора в храме Дафни или сидящей на троне богоматери в храме Софии действительно находятся где-то за пределами реальных чувств, то Владимирская богоматерь близка человеческому сердцу. Этому не мешает строгость ее облика, сумрачность темного взора, сурово сомкнутые губы. Трогает именно сдержанность в выражении чувства - такого глубокого и такого понятного. Вот для этого античное искусство не находило языка. Вспомним античную статую Ниобеи: Ниобее грозит гибель детей, она старается их защитить, все ее тело находится в возбужденном движении. Греки не представляли драматических переживаний без бурных телодвижений, состояние же телесного покоя означало для них и состояние «этоса» - душевного покоя, иногда лишь с примесью легкой задумчивости и печали. Страдание воспринималось как порыв, катаклизм, удар рока. Но затаенное горение, глубинное, не мгновенное, а постоянно длящееся, - перед таким духовным состоянием отступало античное искусство. Византийское же искусство их передает. Путь от греческой Ниобеи к Сикстинской Мадонне лежит через образы, подобные Владимирской богоматери».

 



Искусство периода феодальной раздробленности Содержание