9.2.2.Географическая секторность

В ходе изучении природных зон обнаружилось, что далеко не всегда они имеют вид сплошных полос. Нередко зоны разорваны. Например, зона широколиственных лесов в умеренном поясе Евразии  выражена лишь в западной и восточной частях материка, а степи и пустыни, напротив, тяготеют к внутренним (континентальным) районам. Было установлено также, что в пределах одной и той же зоны могут наблюдаться резкие контрасты. Так, для восточноевропейской и среднесибирской частей таежной зоны характерны разные гидротермические условия. Рельефообразующие процессы, типы почв, видовой состав растений. В горных областях горизонтальные зоны вроде бы и вовсе не выражены, вместо них появляются высотные пояса. 

Подобные факты не опровергают универсальности  проявления закона географической зональности. Различного рода нарушения зональности говорят о том, что она проявляется неодинаково в различных  условиях – на суше и в океане, в приокеанических и  внутриконтинентальных секторах материков. Факты, не укладывающиеся в теоретическую модель зональности с ее широтными и сплошными зонами, свидетельствуют о том, что зональность – отнюдь не единственная географическая закономерность и не только она предопределяет дифференциацию географической оболочки. В силу различий физических свойств поверхности суши и океана (различные величины альбедо, теплоемкости и т.д.) над ними формируются разные воздушные массы, континентальные и морские. Возникает континентально-океанский перенос воздушных масс, который как бы накладывается на общую (зональную) их циркуляцию. Характерное явление  в этом плане – муссоны.

Положение территории в системе континентально-океанической («зональной») циркуляции, как показал А.Г. Исаченко [20], становится одним из важнейших факторов физико-географической дифференциации поверхности. В частности, по мере удаления от Атлантического океана в умеренном поясе уменьшается влияние морских воздушных масс, растет континентальность, уменьшается количество осадков. Дополнительным фактором перераспределения тепла оказываются морские течения. По имеющимся данным [20], там, где проходят холодные течения,  в т.ч. у восточных берегов Камчатки, поверхность океана ежегодно теряет до 2500 МДж/м² (60 ккал/см²) тепла, что превышает или равно затратам тепла на испарение. У западных берегов Европы, напротив, за счет теплого течения поверхность океана (в полосе течения) дополнительно получает 1000-3000 МДж/м² (25-65ккал/см²) тепла. Через циркуляцию атмосферы теплые и холодные морские течения оказывают существенное влияние на  термический режим прилегающих частей материка. Как следствие, на западе страны границы природных зон (тундры, тайги, смешанных лесов) смещаются к северу, на востоке – к югу. 

Температурный эффект континентально-океанического переноса воздушных масс в умеренном поясе Евразии особенно резко выражен зимой, когда суша сильно выхолаживается и на Средней Сибирью и Северо - Востоком Сибири возникает сезонный максимум атмосферного давления. Разница между средними температурами  января в городах Петрозаводске и Оймяконе,  располагающихся на одной широте,  достигает 40°. 

Следствия континентально-океанической циркуляции воздушных масс многообразны. Одно из них – закономерная смена растительных сообществ, типов почв, рельефообразующих процессов по мере продвижения с запада на восток вглубь материка. Явление это  в настоящее время принято называть секторностью.

Секторность - такая же географическая закономерность, как и зональность. Однако, если в широтной смене природных зон основным является соотношение тепла и влаги (теплообеспеченности и увлажнения), то главным фактором проявления секторности служат различия в увлажнении в приокеанических и внутриконтинентальных районах. Запасы тепла по долготе изменяются не столь существенно, хотя эти изменения играют вполне определенную роль в дифференциации природных комплексов и явлений. 

Наиболее полный спектр секторов характерен для умеренного пояса Евразии, что обусловлено огромной протяженностью суши с запада на восток и особенностями циркуляции атмосферы. Благодаря постоянному притоку морского умеренного воздуха на Русскую равнину, господству континентального  воздуха в Средней Сибири и муссонной циркуляции воздушных масс на восточной окраине материка,  на территории России выражены: слабо и умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный и приокеанический секторы. В арктическом и субарктическом поясах из-за господства здесь арктических холодных и сухих воздушных масс секторные различия проявляются слабее.

       Обмен  воздушных масс между сушей и океанами может иметь не только долготную, но и широтную направленность, что усиливает или ослабляет выраженность природных зон. Так, охлаждающее влияние арктических воздушных масс, поступающих на материк в летнее время, обусловливает существенное понижение температур на северной окраине России. Широтный температурный градиент в пределах тундры оказывается значительно больше, чем в расположенной южнее таежной зоне. Июльские изотермы в пределах тундры вытянуты параллельно береговой линии арктических морей. И хотя тундра-образование,  зональное, - положение ее южной границы в значительной мере обусловлено влиянием холодных арктических масс.

      В пределах платформенных равнин в умеренном поясе секторная дифференциация направлена вкрест простирания широтных природных зон. Следствием этого является то обстоятельство, что каждая зона при переходе из одного сектора в другой, претерпевает более или менее существенные изменения.   Как было показано в  соответствующей главе, весьма специфичны в геоботаническом отношении участки таежной зоны Русской равнины, Западно - Сибирской равнины и Средней Сибири, участки лесостепной зоны на Русской и Западно - Сибирской равнинах.