ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Наименование дисциплины: Геология (специальность 012500 – География)

 

Цель курса: Познание закономерностей строения, развития и динамики Земли с целью обеспечения устойчивого развития ее верхней оболочки – земной коры

 

Задачи курса: получение фундаментальных знаний о Земле и других планетах Солнечной системы. Познание внутреннего строения нашей планеты и методов его изучения. Получение знаний об эндогенных и экзогенных процессах, изменяющих лик Земли.

В системе фундаментального географического образования курс «Геология» выполняет несколько важных функций:

- вводит будущего географа в мир Земли, закладывая основы понимания того, что представляет собой наша планета;

- дает знания о происхождении, строении и эволюции Земли в целом как системы, которая закладывает основы понимания географии и экологии;

- геология служит теоретической базой практически для всех дисциплин, изучающих географическую оболочку и глобальную экологию, т.к. именно разнообразные геологические процессы влияют на изменение поверхностной оболочки;

- геология представляет собой связующее звено между школьными знаниями по географии, элементам геологии и будущими предметами географического цикла.

 

Для изучения дисциплины необходимы знания дисциплин: география, биология, химия.

 

Содержание дисциплины: Геология как система наук. Место Земли среди планет Солнечной системы. Оболочечное строение Земли. Земная кора, ее состав и строение. Главнейшие породообразующие минералы, их химический состав и физические свойства. Понятие о горных породах и их генетическая классификация. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Типы земной коры. Возраст земной коры и Земли. Геологическая хронология. Относительная геохронология. Палеонтологический метод, его роль в сопоставлении различных геологических разрезов. Абсолютная геохронология. Радиогенный метод. Палеомагнитный метод. Геохронологическая (шкала геологического времени) и соответствующая ей стратиграфическая шкала (деление горных пород). Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Геологические процессы. Рельеф земной поверхности как результат взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. Процессы внешней динамики (экзогенные). Процессы выветривания. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, подземных вод, ледников, ветра, геологические процессы в зоне многолетнемерзлых пород. Основные генетические типы континентальных отложений (аллювий, делювий и др.). Геологическая деятельность океанов и морей. Осадконакопление в морях и океанах. Понятие о фациях и их значение в познании истории геологического развития. Диагенез осадков. Превращение осадков в осадочные горные породы. Последиагенетические изменения осадочных горных пород. Полезные ископаемые, связанные с осадочными горными породами. Процессы внутренней динамики (эндогенные). Тектонические движения земной коры и тектонические дислокации (нарушения) горных пород. Новейшие неоген-четвертичные движения земной коры и их роль в формировании современного рельефа. Горизонтальное и моноклинальное залегание горных пород. Элементы залегания. Горный компас. Складчатые дислокации горных пород. Разрывные дислокации. Землетрясения. Магматизм. Эффузивный магматизм – вулканизм. Вулканы и их деятельность. Продукты извержения вулканов. Интрузивный магматизм. Типы интрузивов. Метаморфизм. Полезные ископаемые, связанные с магматическими и метаморфическими горными породами. Тектоносфера и ее строение. Литосфера и астеносфера. Главные структурные элементы тектоносферы. Континенты и океаны как основные структурные элементы земной коры. Океан как структурный элемент земной коры высшего порядка. Основные структурные элементы дна океанов: срединно-океанические хребты, ложе океанов, континентальные окраины активного и пассивного типов. Континенты как структурный элемент земной коры высшего порядка. Основные структурные элементы континентов: платформы и складчатые (геосинклинальные) пояса. Распространение, основные черты строения, этапы развития подвижных (геосинклинальных) поясов и возникновение складчатых структур. Строение континентальных платформ. Молодые и древние платформы. Структурные элементы платформ первого порядка (щиты, плиты, краевые прогибы), второго порядка (антеклизы, синеклизы, авлакогены), третьего порядка (своды, впадины, валы). Геосинклинальные и платформенные формации. Концепция тектоники литосферных плит. Спрединг плит в рифтовых зонах срединно-океанических хребтов и субдукция плит на активных континентальных окраинах. Сейсмофокальные зоны Беньофа. Вторичные орогены, их строение, особенности развития и возраст. Основные этапы геологической истории земной коры: догеологический, катархейский, архейский, раннепротерозойский, позднепротерозойский, раннепалеозойский, позднепалеозойский, мезозойско-кайнозойский. Геологическая деятельность человека и охрана окружающей среды.

 

В результате изучения этого курса студент должен

1. знать:

1) основные закономерности строения Земли;

2) вещественный состав и строение земной коры, основные минералы и горные породы, слагающие земную кору;

3) основные диагностические свойства минералов (цвет, блеск и т.д.);

4) классификацию минералов по их химическому составу;

5) геодинамические процессы, происходящие в земной коре и на ее поверхности;

6) методы относительной и абсолютной геохронологии, геохронологическую и стратиграфическую шкалы;

7) типы тектонических движений и тектонических дислокаций;

8) элементы залегания слоев (простирание, падение, угол падения);

9) основные структурные единицы земной коры и литосферы;

10) эпохи складчатости фанерозоя;

11) историю развития взглядов на эволюцию земной коры и новую современную теорию тектоники литосферных плит;

12) основные этапы геологической истории земной коры;

13) основные методы полевых геологических исследований и камеральной обработки;

14) проблемы загрязнения окружающей среды в период добычи и транспортировки полезных ископаемых и пути решения этих проблем;

 

2. уметь:

1) определять основные минералы и горные породы, имеющиеся в учебной коллекции;

2) читать геологическую карту;

3)на основе геологической карты построить схематический геологический разрез по заданному направлению и стратиграфическую колонку к нему;

4) определять элементы залегания пород;

5) читать тектоническую карту;

5) читать карту четвертичных отложений;

 

3. владеть: методикой полевых геологических исследований, ведения полевых дневников, отбора проб на анализы, оформления полевой документации, камеральной обработки полевых материалов.

 

Формы контроля: лабораторные работы, тестирование, контрольные работы, экзамен.

 

Перечень ключевых слов: геология, земная кора, мантия, ядро, минералы, друзы, конкреции, секреции, магма, лава, интрузивные и эффузивные горные породы, базальт, гранит, аллювий, делювий, морена, седиментогенез, диагенез, катагенез, литогенез, осадочные горные породы, брекчия, конгломерат, песчаник, метаморфические горные породы, мрамор, гнейс, континентальный и океанический тип земной коры, палеонтология, руководящие ископаемые, геомагнитная шкала, геохронологическая и стратиграфическая шкалы, геологическая карта, геологический разрез, стратиграфическая колонка, фация и фациальный анализ, геотектоника, тектоносфера, литосфера, астеносфера, тектонические движения, складки, разломы, сместитель, землетрясения, литосферные плиты, срединно-океанические хребты, подвижные (геосинклинальные) пояса, эпохи складчатости, тектонические карты, платформы, щиты, плиты, рифты, теория тектоники плит, спрединг, субдукция, догеологический этап истории Земли, четвертичный (антропогенный) период.

 

 

 

Вперед