Введение

Данное учебно-методическое пособие  по геологии подготовлено для студентов, обучающихся по специальности 012500-география, с учетом требований соответствующего Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования[1] и программы   учебной дисциплины «Геология», составленной  …….в 2002г и утвержденной Советом по географии УМО по классическому университетскому образованию[2]. Пособие в той или иной его части может быть использовано при подготовке студентов, обучающихся по специальности 032500-география с дополнительной специальностью и по специальности ….. – природопользование.

Основу пособия составляет описание лабораторных и практических работ, выполняемых студентами в часы  аудиторных занятий и самостоятельно, в отведенное на это время. При составлении описаний соответствующих работ использовались разработки предшественников [3,4,5,6,7] и собственный  многолетний опыт проведения лабораторных и практических занятий по геологии со студентами - географами.

Все работы построены по единому плану и включают задание, теоретический материал, необходимый для его выполнения, контрольные вопросы, список литературных и картографических источников. Задания конкретны. Для их выполнения требуется обстоятельная проработка соответствующего теоретического материала.

Теоретический материал и методические рекомендации к каждой из работ имеют разную детальность и объем, что определяется степенью их сложности и трудоемкости.

Контрольные вопросы составлены таким образом, чтобы можно было оценить степень усвоения студентами соответствующего материала.

Учебно-методическое пособие состоит из трех частей, в которых изучаются:

 1.Вещественный состав земной коры. Минералы и горные породы.

2.Методы восстановления геологического прошлого Земли.

 3.Геологические карты и разрезы.

Первые три темы первой части пособия посвящены знакомству с основами кристаллографии, диагностическими свойствами минералов, с классификацией минералов по химическому составу, а также изучению и описанию минералов. Приводится описание   минералов основных классов, которое используется студентами при изучении минералов из учебной коллекции.

 Последующие три темы первой части пособия посвящены изучению магматических, осадочных и метаморфических пород. В теоретическом разделе каждой работы приводится описание наиболее распространенных пород соответствующих групп, в т.ч. имеющихся в учебной коллекции.

Во второй части изучаются две темы - первая посвящена геохронологической и стратиграфической шкалам, вторая, более объемная, – основам палеонтологии беспозвоночных.  При изучении первой темы студенты знакомятся с методами воссоздания истории Земли и отдельных ее участков, изучают стратиграфическую и геохронологическую шкалы. В теоретическом разделе второй темы охарактеризованы условия образования и сохранения ископаемых  беспозвоночных животных, далее, на основе учебной коллекции, последовательно   осуществляется знакомство студентов с представителями ископаемых следующих типов: простейших, губок, археоциат, кишечнополостных, членистоногих, брахиопод,  моллюсков, иглокожих, мшанок, полухордовых. Приводится систематический обзор  основных типов ископаемых беспозвоночных животных. Текст сопровождается рисунками, иллюстрирующими внешний вид и особенности строения ископаемых беспозвоночных животных.

В третьей части изучаются две темы.  Первая тема посвящена знакомству с геологическими картами, в т.ч. с геологической картой России, вторая тема - знакомству с геологическими  разрезами и стратиграфическими колонками к геологическим картам.  Приводятся фрагменты геологических карт  участков с горизонтальным, наклонным  и складчатым залеганием слоёв  осадочных пород, по которым предлагается построить схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки к ним, а также восстановить в общих чертах историю геологического развития территории.

Используемые материалы:

1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 012500 – География. - М.,2000.

2. Учебно-методическое обеспечение направления 510800 – География и специальности 012500-География: Для гос. ун-тов. - М.: Изд-во геогр. фак. Моск. ун-та,2002.

3.Павлинов В.Н., Кизельватер Д.С. и др. Пособие к лабораторным работам по курсу общей геологии. Учебное пособие. Изд. Второе перераб. и доп. М., «Недра», 1974.-184с.

4.Фисуненко О.П., Пичугин Б.В. Практикум по геологии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М..»Просвещение»,1977.-128с.

5.Гурский Б.Н. Практикум по общей геологии. Минск.«Вышейшая школа»,1978.-208 с.

6.Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. - М.: Недра,1979.-327с.

7.Ходалевич А.Н. Историческая геология с элементами палеонтологии. Учебник для студентов негеологических специальностей высших учебных заведений. М., «Высшая школола»,1972.-296с.

 

 

Вперед