Построение фронтальной перспективы интерьера.


 В практике проектирования (интерьеров, предметов мебели и быта) часто используются  наглядные изображения. К наглядным изображениям относятся аксонометрические проекции, в которых не учитывается перспективное сокращение предметов. Такие проекции удобны для представления предметов относительно небольших размеров – деталей машин, приборов, технических устройств. Однако  наиболее полное представление о значительном пространстве (интерьер, пейзаж, ландшафтное изображение в дизайне)  дает изображение, построенное по правилам перспективы.

    Построение интерьера будем вести, придерживаясь рассмотренных выше закономерностей: 

 -  наличие и неизменность высоты  линии горизонта и точки схода;

 - кажущееся схождение в одной точке параллельных прямых, направленных  в глубину картины;

- видимое сокращение линейных размеров предметов по мере их удаления от    зрителя. При  этом  помнить, что линейные размеры глубины сокращаются значительно сильнее, нежели размеры ширины и высоты.

     За основу определения масштаба интерьера возьмем размеры фигуры человека среднего роста, допустим, 175 см. Заметим, что все параметры жилых помещений и мебели  привязаны к пропорциям  человека. Так, высота оконного проема  приблизительно равна  высоте человека с вытянутой вверх рукой; высота, длина и ширина  помещения также  сравнимы с ростом человека. Сиденья стульев или диванов находятся на уровне колен, примерно 45 см, а крышки подоконника и стола – на уровне бедра стоящего человека -75 см.  Глубина шкафа, ширина кровати, высота дверных проемов и т.д. – все элементы интерьера можно самостоятельно  выразить через пропорции человека.

      Предположим, что в плане комната представляет собой квадрат 480 х 480 см, высота 3 м. На фронтальной стене окно, 120 х 200см, высота подоконника 80 см. Слева проём двери. Ширина двери 90 см, высота двери 180 см. 

   На листе формата А3 очертим прямоугольник картинной плоскости с тем расчетом, чтобы  на линии горизонта вне рамы картины поместить дистанционные точки D и D(рис. 10).



Рис.10


     Наметим линию горизонта. При выборе этого элемента  важно помнить, что деление линией горизонта картинной плоскости пополам  нежелательно, так как создает впечатление неестественности изображения; рисунок как бы распадается на две части.  Если взять линию горизонта несколько выше  или ниже половины боковой стороны, то в одном случае получим  высоту точки зрения довольно высокого человека, в другом – низкого. 

     На линии  горизонта, также избегая геометрического центра, наметим точку схода Р. Затем  следует выбрать расстояние, с которого  зритель рассматривает картину, в нашем случае   интерьер. Достаточным считается  расстояние,  с которого зритель рассматривает картину. Обычно его принимают  приближенно равным двум диагоналям картины.  Из точки Р восставим перпендикуляр к линии горизонта и найдем на нем точку S, определяющую расстояние зрителя от картины.  Теперь из точки  S построим  точки отдаления D  и  D1. Проведем два луча с общим началом в точке S, образующих углы  45˚ с прямой SР. Точки пересечения этих лучей с линией горизонта являются дистанционными точками D  и  D1. С помощью этих точек могут быть  построены  предметы, занимающие общее, то есть не фронтальное положение, или паркет, или орнаменты ковра и т.д.

    

Рис.11


  Построение каркаса интерьера  начнем с разметки пола. Вспомним, что линия горизонта находится на уровне глаз зрителя. На  рис.11  показана фигура, расположенная на линии основания картины, то есть, совмещённая с картинной плоскостью. Если рост человека 175 см, то уровень его зрения находится на высоте приблизительно 160 см от пола.

     Предположим, что  фигура человека  находится в правом ближнем углу воображаемой комнаты. От ее подножия О проводим линию пересечения пола со стеной ОР. Допустим, ширина комнаты равна 480 см, то есть трём ростам человека. Отложим это расстояние влево от точки 0, отметим точку 480. Соединим её с точкой Р.  

     Мы получили бесконечную, уходящую вдаль от зрителя  полосу пола. Необходимо её ограничить противоположной фронтальной стеной. Для этого необходимо в глубину комнаты отложить 4 метра 80 см. Воспользуемся дистанционной точкой D для расчёта масштаба глубины, как было показано на рис. 5.

     Следующий шаг -  построение стен и потолка помещения. На рис.11 показано построение фронтальной стены, боковых стен, оконного проёма и двери. Размеры всех элементов найдены из пропорций фигуры человека, с использованием масштаба глубины. Дальнейшее построение понятно из рисунка.


Рис.12


      Заполнение помещения предметами мебели. Сначала необходимо представить, где и какие предметы будут находиться, каковы их конструкция и пропорции. Затем найти проекции (следы) предметов мебели на плоскости пола, построить призматические конструкции с учетом перспективных искажений  вертикалей  и горизонталей. Учитывая, что любой предмет может быть сведен к форме призмы, такой порядок  действий поможет изобразить любой, даже достаточно сложный по форме объект. Преобразование начальной призматической формы может  вестись как методом «изъятия» формы, так  и путем прибавления желаемых элементов.

     Рассмотрим последовательность изображения предметов мебели на примере шкафа (рис.13). У правой стены комнаты на полу отметим проекцию шкафа. На рисунке  она выделена чёрными точками. Ширина шкафа будет чуть больше ширины плеч стоящего  у стены человека, то есть глубина шкафа  примерно равна 55-60 см. Выбор высоты шкафа определяется расстоянием от пола до  кончиков пальцев человека с поднятой рукой. Протяженность фасада зависит от композиции элементов шкафа и в современном интерьере может варьироваться.  Выбранные пропорции отметим на первом плане, где  схематично изображена фигура человека. Размеры с первого плана будут перенесены в перспективу комнаты.


Рис.13


     Сходство с реальной вещью мы получим, если лицевую сторону шкафа разделим на створки, полки, ящики и пр. При этом необходимо помнить, что расстояния между вертикальными линиями уменьшается по мере удаления от зрителя. 

      Последовательность выполнения изображения дивана такая же: по размерам фигуры человека определяем масштаб высоты, строим основание дивана-призмы, отмечаем необходимую высоту призмы и строим верхнее основание. Спинка дивана представляет собой  призматическую форму, поставленную на сиденье. Подлокотники также достраиваются путем прибавления формы.

       Самостоятельно постройте перспективу дивана (кровати, кресла, кушетки), ориентируясь на пропорции человека. Помните о значительных сокращениях линейных размеров прямых, уходящих вглубь картины, от зрителя   в точку Р. Знание этой особенности перспективы позволяет не делать ошибку в масштабах глубинны, когда помещенный параллельно главному лучу предмет чрезмерно растягивается, принимая неестественные пропорции.

     Дальнейшее композиционное заполнение пространства интерьера производится в глазомерном масштабе. Так, в основе построения ковра, картины, зеркала    лежат прямоугольные формы различных пропорций.  На перспективном изображении все они  подчиняются  единой для данной картины системе: выбранной линии горизонта, точке схода, масштабу.



Рис.14


     Впечатление пространственности  усиливают такие эффекты, как  частичное загораживание предметов, заполнение интерьера предметами, орнаментация стен или  пола. Построение простейшего орнамента паркета  ведется с использованием точек D и D1. Рассмотрев построение перспективы квадрата  по дистанционным точкам,  показанное на рис.5, самостоятельно выполните  рисунок паркета  на основе сетки с чередованием светлых и темных  квадратов.

    Завершается работа над  линейной перспективой интерьера удалением линий построения  и  прорисовкой линий видимого контура. При этом следует помнить, что толщина линии также является средством перспективы: постепенное утоньшение линии обводки к горизонту позволяет создать впечатление глубины.  Линии невидимого контура не изображают.     

     Упражнение 1. Выполнение набросков и зарисовок с натуры комнаты с небольшим количеством предметов во фронтальной и угловой перспективе.

       Последовательность рисования:

  1. Сначала необходимо выбрать объект для рисования – это может быть уголок вашей комнаты и находящиеся там предметы мебели и быта. Затем продумать, какова будет точка зрения на  предметы, на каком уровне находится линия  горизонта и точка схода.  
  2. Наметить линии перспективы комнаты – пола, стен, потолка, окна. 
  3. Постройте объемы предметов мебели, соотнося  направления ребер  с линиями схода в той перспективе, которую вы наметили ранее.
  4.  Определите источник света и  обозначьте  штриховкой основные соотношения света и тени. 
  5.  В линейно-конструктивном рисунке  при обводке необходимо учесть выразительные возможности собственно линии.



       


  

   Упражнение 2. По воображению выполнить построение угловой и фронтальной перспективы архитектурного пейзажа, например, перспективу перекрестка улиц, отдельного здания   или группы зданий. Последовательность рисунка та же. При компоновке изображения следует учесть положение точки зрения (высокое, низкое), а также смещение точки зрения от геометрического центра, чтобы избежать деления листа бумаги на две равные части. 

  Упражнения  желательно выполнять карандашом без помощи линейки, от руки.  В этом случае быстрее достигается контроль над целостностью изображения, приобретаются необходимые для проектной деятельности графические навыки, развивается глазомер.

   


     

  

 Упражнение 3. Рассмотрите  репродукции живописи и графики различных  стран, стилей и эпох. Попробуйте выделить приемы  передачи пространства на  плоскости. Выполните перспективный анализ  любой картины, написанной в реалистическом  строе.