Построение фронтальной перспективы интерьера. В практике проектирования (интерьеров, предметов мебели и быта) часто используются наглядные изображения. К наглядным изображениям относятся аксонометрические проекции, в которых не учитывается перспективное сокращение предметов. Такие проекции удобны для представления предметов относительно небольших размеров – деталей машин, приборов, технических устройств. Однако наиболее полное представление о значительном пространстве (интерьер, пейзаж, ландшафтное изображение в дизайне) дает изображение, построенное по правилам перспективы. Построение интерьера будем вести, придерживаясь рассмотренных выше закономерностей: - наличие и неизменность высоты линии горизонта и точки схода; - кажущееся схождение в одной точке параллельных прямых, направленных в глубину картины; - видимое сокращение линейных размеров предметов по мере их удаления от зрителя. При этом помнить, что линейные размеры глубины сокращаются значительно сильнее, нежели размеры ширины и высоты. За основу определения масштаба интерьера возьмем размеры фигуры человека среднего роста, допустим, 175 см. Заметим, что все параметры жилых помещений и мебели привязаны к пропорциям человека. Так, высота оконного проема приблизительно равна высоте человека с вытянутой вверх рукой; высота, длина и ширина помещения также сравнимы с ростом человека. Сиденья стульев или диванов находятся на уровне колен, примерно 45 см, а крышки подоконника и стола – на уровне бедра стоящего человека -75 см. Глубина шкафа, ширина кровати, высота дверных проемов и т.д. – все элементы интерьера можно самостоятельно выразить через пропорции человека. Предположим, что в плане комната представляет собой квадрат 480 х 480 см, высота 3 м. На фронтальной стене окно, 120 х 200см, высота подоконника 80 см. Слева проём двери. Ширина двери 90 см, высота двери 180 см. На листе формата А3 очертим прямоугольник картинной плоскости с тем расчетом, чтобы на линии горизонта вне рамы картины поместить дистанционные точки D и D1 (рис. 10). Рис.10 Наметим линию горизонта. При выборе этого элемента важно помнить, что деление линией горизонта картинной плоскости пополам нежелательно, так как создает впечатление неестественности изображения; рисунок как бы распадается на две части. Если взять линию горизонта несколько выше или ниже половины боковой стороны, то в одном случае получим высоту точки зрения довольно высокого человека, в другом – низкого. На линии горизонта, также избегая геометрического центра, наметим точку схода Р. Затем следует выбрать расстояние, с которого зритель рассматривает картину, в нашем случае интерьер. Достаточным считается расстояние, с которого зритель рассматривает картину. Обычно его принимают приближенно равным двум диагоналям картины. Из точки Р восставим перпендикуляр к линии горизонта и найдем на нем точку S, определяющую расстояние зрителя от картины. Теперь из точки S построим точки отдаления D и D1. Проведем два луча с общим началом в точке S, образующих углы 45˚ с прямой SР. Точки пересечения этих лучей с линией горизонта являются дистанционными точками D и D1. С помощью этих точек могут быть построены предметы, занимающие общее, то есть не фронтальное положение, или паркет, или орнаменты ковра и т.д.
Рис.11 Построение каркаса интерьера начнем с разметки пола. Вспомним, что линия горизонта находится на уровне глаз зрителя. На рис.11 показана фигура, расположенная на линии основания картины, то есть, совмещённая с картинной плоскостью. Если рост человека 175 см, то уровень его зрения находится на высоте приблизительно 160 см от пола. Предположим, что фигура человека находится в правом ближнем углу воображаемой комнаты. От ее подножия О проводим линию пересечения пола со стеной ОР. Допустим, ширина комнаты равна 480 см, то есть трём ростам человека. Отложим это расстояние влево от точки 0, отметим точку 480. Соединим её с точкой Р. Мы получили бесконечную, уходящую вдаль от зрителя полосу пола. Необходимо её ограничить противоположной фронтальной стеной. Для этого необходимо в глубину комнаты отложить 4 метра 80 см. Воспользуемся дистанционной точкой D для расчёта масштаба глубины, как было показано на рис. 5. Следующий шаг - построение стен и потолка помещения. На рис.11 показано построение фронтальной стены, боковых стен, оконного проёма и двери. Размеры всех элементов найдены из пропорций фигуры человека, с использованием масштаба глубины. Дальнейшее построение понятно из рисунка. Рис.12 Заполнение помещения предметами мебели. Сначала необходимо представить, где и какие предметы будут находиться, каковы их конструкция и пропорции. Затем найти проекции (следы) предметов мебели на плоскости пола, построить призматические конструкции с учетом перспективных искажений вертикалей и горизонталей. Учитывая, что любой предмет может быть сведен к форме призмы, такой порядок действий поможет изобразить любой, даже достаточно сложный по форме объект. Преобразование начальной призматической формы может вестись как методом «изъятия» формы, так и путем прибавления желаемых элементов. Рассмотрим последовательность изображения предметов мебели на примере шкафа (рис.13). У правой стены комнаты на полу отметим проекцию шкафа. На рисунке она выделена чёрными точками. Ширина шкафа будет чуть больше ширины плеч стоящего у стены человека, то есть глубина шкафа примерно равна 55-60 см. Выбор высоты шкафа определяется расстоянием от пола до кончиков пальцев человека с поднятой рукой. Протяженность фасада зависит от композиции элементов шкафа и в современном интерьере может варьироваться. Выбранные пропорции отметим на первом плане, где схематично изображена фигура человека. Размеры с первого плана будут перенесены в перспективу комнаты. Рис.13 Сходство с реальной вещью мы получим, если лицевую сторону шкафа разделим на створки, полки, ящики и пр. При этом необходимо помнить, что расстояния между вертикальными линиями уменьшается по мере удаления от зрителя. Последовательность выполнения изображения дивана такая же: по размерам фигуры человека определяем масштаб высоты, строим основание дивана-призмы, отмечаем необходимую высоту призмы и строим верхнее основание. Спинка дивана представляет собой призматическую форму, поставленную на сиденье. Подлокотники также достраиваются путем прибавления формы. Самостоятельно постройте перспективу дивана (кровати, кресла, кушетки), ориентируясь на пропорции человека. Помните о значительных сокращениях линейных размеров прямых, уходящих вглубь картины, от зрителя в точку Р. Знание этой особенности перспективы позволяет не делать ошибку в масштабах глубинны, когда помещенный параллельно главному лучу предмет чрезмерно растягивается, принимая неестественные пропорции. Дальнейшее композиционное заполнение пространства интерьера производится в глазомерном масштабе. Так, в основе построения ковра, картины, зеркала лежат прямоугольные формы различных пропорций. На перспективном изображении все они подчиняются единой для данной картины системе: выбранной линии горизонта, точке схода, масштабу. Рис.14 Впечатление пространственности усиливают такие эффекты, как частичное загораживание предметов, заполнение интерьера предметами, орнаментация стен или пола. Построение простейшего орнамента паркета ведется с использованием точек D и D1. Рассмотрев построение перспективы квадрата по дистанционным точкам, показанное на рис.5, самостоятельно выполните рисунок паркета на основе сетки с чередованием светлых и темных квадратов. Завершается работа над линейной перспективой интерьера удалением линий построения и прорисовкой линий видимого контура. При этом следует помнить, что толщина линии также является средством перспективы: постепенное утоньшение линии обводки к горизонту позволяет создать впечатление глубины. Линии невидимого контура не изображают. Упражнение 1. Выполнение набросков и зарисовок с натуры комнаты с небольшим количеством предметов во фронтальной и угловой перспективе. Последовательность рисования:
Упражнение 2. По воображению выполнить построение угловой и фронтальной перспективы архитектурного пейзажа, например, перспективу перекрестка улиц, отдельного здания или группы зданий. Последовательность рисунка та же. При компоновке изображения следует учесть положение точки зрения (высокое, низкое), а также смещение точки зрения от геометрического центра, чтобы избежать деления листа бумаги на две равные части. Упражнения желательно выполнять карандашом без помощи линейки, от руки. В этом случае быстрее достигается контроль над целостностью изображения, приобретаются необходимые для проектной деятельности графические навыки, развивается глазомер.
Упражнение 3. Рассмотрите репродукции живописи и графики различных стран, стилей и эпох. Попробуйте выделить приемы передачи пространства на плоскости. Выполните перспективный анализ любой картины, написанной в реалистическом строе. |