ЛЕКЦИЯ 2

 Тема: «Язык и речь».

План:

1. Понятия языка и речи.

2. Соотносительные признаки языка и речи.

3. Функции языка и речи.

4. Соотношение речи и мышления.

 

1. Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).

Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.

Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.

Понятие  «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).

 

2. Вопрос о соотношении языка и речи был поставлен в лингвистике уже давно. Однако наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». После выхода в свет его работы многие ученые посвятили этой проблеме свои исследования (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А.И. Смирницкий, Л.В. Щерба и др.).

Обобщая соотносительные признаки языка и речи, наиболее часто упоминающиеся в лингвистической литературе, представим их в виде таблицы 1, чтобы нагляднее продемонстрировать различие этих понятий:

Таблица 1

Соотносительные признаки языка и речи

 

РЕЧЬ

ЯЗЫК

процесс общения

средство общения

ситуативно и контекстно обусловлена
(т.е. мотивирована)

независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован)

преднамеренна и устремлена
к определенной цели

нецеленаправлен

материальна, конкретна

идеален, абстрактен

развертывается во времени
и реализуется в пространстве

отвлечен от этих параметров 
действительности

может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности

истинностная оценка неприменима

допускает элементы случайного
и неупорядоченного

регулярен

Вариативна

относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования)

Линейна

имеет уровневую организацию

Бесконечна

конечен

Актуальна

потенциален

Активна

пассивен

динамична, подвижна

статичен, стабилен

Субъективна

объективен

Индивидуальна

социален

отражает опыт индивидуума

фиксирует опыт коллектива

Произвольна

обязателен (императивен)

 

3. Проблема соотношения функций языка и функций речи решается разными лингвистами неодинаково: одни ученые используют термин «функция» применительно к языку, другие – к речи, а третьи прибегают то к термину «функции речи», то к термину «функции языка». Названные термины нельзя считать полностью тождественными. Функции речи не являются независимыми от функций языка, т.е. самостоятельными: специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как средство, а речь – как процесс. На основании этого можно выделить следующие функции языка и речи:

Функции языка:

1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).

2. Средство создания словесных художественных образов.

3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Средство познания.

5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.

Функции речи:

1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).

2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).

3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Осуществление процессов познания.

5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.

 

4. В истории психологических исследований проблемы соотношения мышления и речи выделяются два совершенно противоположных направления: 1) отождествление мысли и слова; 2) их полное разделение. Значительный вклад в решение этого вопроса внес Л.С. Выготский своей монографией «Мышление и речь», вышедшей в 1934 году.

Л.С. Выготский рассматривает мышление и речь не как отдельные человеческие данности, а как нечто целое – речевое мышление. Единицей этого целого является значение слова. Значение слова можно рассматривать как единство общения (т.к. слово – это средство общения) и обобщения (т.к. слово, называя не какой-то один предмет, а целую группу (класс) предметов, представляет собой обобщение). Но генетические корни у мышления и речи разные (этот факт был установлен исследованиями в области психологии животных).

В онтогенезе, также как и в филогенезе, отмечаются различные корни и линии развития мышления и речи. Однако в развитии мышления ребенка можно выделить доречевую стадию, а в развитии речи – доинтеллектуальную. В возрасте же около двух лет линии развития речи и мышления ребенка перекрещиваются, и наступает переломный момент, начиная с которого, речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Этот момент характеризуется тем, что ребенок начинает активно расширять свой словарь.

Л.С. Выготский особое внимание обращает и на речь внутреннюю, которая находится как бы в положении между мыслью и словом.

Движение мысли не тождественно развертыванию речи. Единицы речи и мышления не совпадают. Это значит, что мыслительные и речевые процессы обнаруживают единство, но не тождество. Поэтому при понимании чужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только одних слов, но не мысли собеседника.

 

      ЛИТЕРАТУРА

1.    Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). – Л.: Наука, ленингр. отд., 1975. – 276 с.

2.    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

3.    Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 153-175.

4.    Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

5.    Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992. – 224 с.

6.    Ельмслев Л. Язык и речь // Звегинцев В.А. История языкознания XIXXX веков в очерках и извлечениях. – Ч. II. – М.: Просвещение, 1965. – С. 111-120.

7.    Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 241-254.

8.    Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебных заведений: В 2 кн. – Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

9.    Сеше А. Три соссюровские лингвистики // Звегинцев В.А. История языкознания XIXXX веков в очерках и извлечениях. – Ч. II. – М.: Просвещение, 1965. – С. 60-84.

10.          Смирницкий А.И. Объективность существования языка / Под общ. ред. В.А. Звегинцева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. – 34 с.

11. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию (пер. с фр. яз.) / Под ред. А.А. Холодовича. – М.: Прогресс, 1977. – 696 с.

12.          Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1985. – 200 с.

13.          Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, ленингр. отд., 1974. – 428 с.

 


Вернуться к оглавлению

 

 

 


Перейти к следующей лекции

 

 

 


Вернуться к предыдущей лекции