ЛЕКЦИЯ 3

Тема: «Виды речи».

         План:

1.    Речь внешняя и внутренняя. Их отличия и взаимозависимость.

2.    Речь устная: публичная и обиходная.

3.    Речь письменная. Различия устной и письменной речи, взаимопереходы между ними.

 

1. Человеческая речь бывает внешней и внутренней.

Внешняя – это произнесенная (услышанная) или записанная (прочитанная) речь.

Внутренняя – это речь, возникающая в процессе мышления и не имеющая устного или письменного оформления.

Проблема внутренней речи освещена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, С.Д. Кацнельсона, С.Л. Рубинштейна и др.

Внутренняя речь отличается от внешней следующими основными характеристиками:

обеззвученностью;

– вторичностью (производностью от внешней речи);

– фрагментарностью;

– обобщенностью;

– большей скоростью (по сравнению с внешней речью);

– отсутствием строгой грамматической оформленности.

Часто собственно речевые элементы в процессе внутренней речи заменяются зрительными, слуховыми и т.д. Именно на этот факт обращает внимание Н.И. Жинкин, называя внутреннюю речь «предметно-изобразительным кодом», а внешнюю («экспрессивную») – «речедвигательным кодом».

Существуют проявления и взаимозависимости внутренней и внешней речи: 1) перед звуковым оформлением мысли мы во внутренней речи составляем план или нечто вроде конспекта будущего высказывания; 2) письменному изложению, как правило, предшествует мысленное произнесение фраз, слов и т.п., в процессе которого происходит отбор наиболее подходящих единиц и расстановка интонационных пауз (иногда даже знаков препинания) последующего письменного высказывания; 3) с помощью специальных электрофизиологических исследований установлено наличие скрытой артикуляции во время протекания внутренней речи (А.Н. Соколов).

Таким образом, внутренняя речь выполняет очень важную подготовительную функцию для осуществления непосредственного внешнего высказывания.

 

2. Внешняя речь может быть устной и письменной.

Устная речьэто речь звучащая, которая характеризуется сравнительно свободным отношением к литературной норме. Она включает в себя:

1. Говорение, т.е. отправление речевых акустических сигналов, содержащих в себе некоторую информацию.

2. Слушание, т.е. восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Устная речь реализуется в двух разновидностях: публичной и разговорной (обиходной). Для их разграничения используют понятие «речевой ситуации». Под ней подразумевают множество обстоятельств, при которых осуществляется речевое общение и которые влияют на его форму и содержание. В зависимости от этого существуют следующие определения:

Публичной речью называется такой вид устного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации: 1) многочисленная аудитория, 2) официальная обстановка (спектакль, концерт, лекция, собрание, школьный урок, заседание суда и т.п.).

Обиходной речью называется такой вид устного общения, речевую ситуацию которого образуют: 1) небольшое число слушателей, 2) неофициальная, повседневная обстановка.

Публичная речь может быть как неподготовленной, так и подготовленной, но лишь по некоторым аспектам (например, речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях, намеченная в виде плана и т.п.), а разговорная (обиходная) речь бывает только неподготовленной.

 

3. Письменная речь - это речь, зафиксированная на письме и характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы. Она включает в себя:

1. Письмо, т.е. зашифровку речевых акустических сигналов с помощью специальных графических знаков.

2. Чтение, т.е. расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Различия между устной и письменной речью не ограничиваются лишь способом кодирования информации. Устная речь является первичной по отношению к письменной как в историческом плане, так и в процессе онтогенеза: ребенок сначала овладевает устной речью и только на ее основе может научиться письменно излагать свои мысли (исключение составляют глухонемые дети). Кроме того, существуют, к примеру, языки и территориальные диалекты, которые функционируют только в форме устной речи.

Таким образом, устная речь по природе своей естественна, а письменная является производной от нее, т.е. искусственной. К тому же, для осуществления последней необходимо наличие специальных технических приспособлений.

Но, несмотря на все различия между устной и письменной речью, нельзя их внешне совершенно противопоставлять друг другу, т.к. между ними существуют своего рода взаимопереходы. Так, например, если разговорная речь имеет серьезные отличия от письменной речи научного труда, то между устным докладом и письменной речью этих отличий значительно меньше. Но от подлинно устной речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть, которая является всего лишь озвучиванием письменного текста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Алмирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. – М.: Наука, 1985. – 287 с.

2.    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

3.    Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, 1964, № 6. – С. 26-38.

4.    Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л.: Наука, 1987. – 112 с.

5.    Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. – Л.: Наука, ленингр. отд., 1986. – 299 с.

6.    Комлев Н.Г. Слово в речевой деятельности: денотативные аспекты.– М.: Изд-во МГУ, 1992. – 216 с.

7.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 с.

8.    Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М.: Просвещение, 1968. – 248 с.

9.    Цеплитис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. – Рига: Изд-во «Зинатне», 1971. – 120 с.

10.          Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Гос. уч. – пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.

 


Вернуться к оглавлению

 

 

 


Перейти к следующей лекции

 

 

 


Вернуться к предыдущей лекции