«Великие реформы» и Рязанская губерния

Поражение Российской империи в Крымской войне открыло начало новому периоду русской истории. Многие рязанцы были непосредственными участниками военных событий. За годы войны по рекрутскому набору в Рязанской губернии были взяты в армию более 16 тыс. человек. Как ив 1812 г., численности регулярной армии оказалось недостаточно. В 1855 г. было создано ополчение. Рязанская губерния выставила 14 дружин, часть из которых была направлена на защиту Черноморского побережья. Большинство выпускников гимназии в эти годы поступило на армейскую службу. Как минимум, трое из них погибло, шестеро было ранено. Но все усилия и жертвы оказались напрасными. Государство, чья армия разгромила войска Наполеона и победоносно дошла до Парижа, через сорок лет оказалось не в состоянии справиться с англо-французским экспедиционным корпусом, высадившимся на краю ее владений.

Неудачная война с коалицией европейских держав заставляла задумываться о причинах такого исхода. 60-е годы XIX в. России вошли в историю как период реформ и преобразований. Общественный подъем, критика ушедшей эпохи и оживленные споры о будущих путях развития страны, надежды на благотворные перемены стали характерной чертой этого времени. Г.А. Мачтет, общественный деятель конца XIX в., так передавал впечатления старших современников об этом периоде: «Оживление и подъем духа, охватившие наше общество в конце пятидесятых годов не миновали, конечно, и Рязань. И там, как везде в России, лучшие элементы сплачивались, ратовали за намеченные уже реформы и готовились послужить проведению их в жизнь... Люди стали думать, читать, интересоваться судьбой своей родины.., стали слышаться умные, горячие речи и страстные споры». Каждый месяц журналы, газеты и слухи приносили известия об изменениях в столицах. В самой Рязанской губернии появлялись приметы новой эпохи. Губернская публичная библиотека была открыта 2 января 1858 г. Губернская выставка сельскохозяйственной продукции открыта - 1 сентября 1860 г. Профессор Д.И. Ростиславлев в здании духовной семинарии прочитал первую в городе публичную лекцию 17 сентября I860 г. В 1862 г. построено каменное здание городского театра.

Из столиц приезжали молодые люди, полные новых планов и стремящиеся пересмотреть все прежние традиции. Эти настроения отразились даже в среде провинциального чиновничества, казалось далекой от всякого вольнодумства. Одной из самых либеральных фигур в Рязанской губернии в 185 8-1860гг. был вице-губернатор М. Е. Салтыков. К этому времени он был известен читающей публике под псевдонимом И. Щедрин как автор «Губернских очерков», где едко и зло была показана жизнь провинциального дворянства и чиновничества. По утверждению одного из современников, Александр сказал, подписывая указ о его назначении: «.. .пусть едет служить да делает сам так, как пишет». Новый вице-губернатор предпринимал огромные усилия по наведению порядка. В письме к брату он писал: «Я живу здесь не как свободный человек, а в полном смысле слова как каторжник, работая ежедневно, не исключая и праздничных дней, не менее 12 часов. Подобного запущения и запустения я никогда не предполагал, хотя был приготовлен ко многому нехорошему...». Конечно, все эти усилия не внесли принципиальных изменений в управление губернией. Прочные традициями прошлого, которые сохранялись у губернских чиновников, не смогли бы изменить и десятки таких начальников, как М.Е. Салтыков. Критикующий тогдашние порядки с радикальных позиций Н.Г Чернышевский достаточно иронично прокомментировал служебную деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина: «...поручимся что не исправилась администрация и в Рязанской губернии, где вице-губернатором один из наших благороднейших писателей, характер которого достоин его прекрасных произведений». Сам вице-губернатор, служивший до этого в Вятке, которая и стала прототипом «Губернских очерков», с тоской писал о новом месте службы: «Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие (по сравнению) с плутовством рязанским».

Это не значит, что жизнь региона не менялась. Проводимые правительством реформы постепенно, но неуклонно преобразовывали Рязанскую губернию. Важнейшей из всех преобразований была крестьянская реформа 1861 г. Она коренным образом изменила положение большинства жителей губернии, затронув положение и рязанского дворянства. Поэтому вместо традиционного негласного способа подготовки новых законопроектов, который существовал в Российской империи, был избран иной путь. Помимо столичной бюрократии, к подготовке крестьянской реформы были привлечены представители провинциального дворянства. В регионах были созданы губернские комитеты по крестьянскому делу. 27 августа 1858 г. такое учреждение было открыто в Рязани. Рязанский губернский комитет по крестьянскому делу состоял из 27 членов: по два представителя от дворянства каждого уезда, два члена от правительства и председателя, которым стал губернский предводитель дворянства А.В. Селиванов. Впервые в истории Российской империи правительство не только допустило, но и поощряло в провинции гласное осуждение политических проблем. Среди членов Рязанского комитета наиболее известной и яркой фигурой был назначенный представителем от правительства видный славянофил, землевладелец Сапожковского уезда А.И. Кошелев. Заметную роль играли также Ф.С. Офросимов и князь С.В. Волконский. Манифест 19 февраля об отмене крепостного права был объявлен в Рязани 12 марта 1861 г. Правительство осознавало значимость этих преобразований.

На протяжении второй половины XIX - начала XX вв. территория и административно-территориальное деление Рязанской губернии не изменилось. Значительные изменения произошли в управлении ею. Главой местной администрации во второй половине по-прежнему оставался губернатор, которого официально именовали в законах «хозяином губернии». В эпоху правления Александра II на этом посту в Рязанской губернии сменилось семь чиновников в чине действительного статского советника. С 1851 г. по 1858 г. этот пост занимал П.П. Новосильцев. Всего полтора года пробыл в Рязани его преемник М.К. Клингенберг. В 1859 г. Его сменил Н.М. Муравьёв. В 1862-1866 гг. пост губернатора занимал П.Д. Стремоухов. Затем - Н.А. Болдырев (1866-1873), Н.С. Абаза (1874-1880) и С.С. Зыбин (1880-1882).

По сравнению с дореформенной эпохой компетенция губернатора сузилась, и система управления губернией претерпела изменения. Во-первых, возникли учреждения, которые ему не подчинялись. Это были, прежде всего, судебные органы, отделенные от административной власти, а также ряд финансовых учреждений. Во-вторых, на территории Рязанской губернии были созданы всесословные органы земского и городского самоуправления. Они стали выполнять ряд функций, которые раньше были сферой непосредственной деятельности губернских властей. В-третьих, в ходе осуществления крестьянской реформы 1861 г. были созданы органы сословного крестьянского самоуправления.

Судебная реформа 1864 г. была одним из важнейших преобразований середины XIX века. Она создала новую юридическую систему в государстве. Провозглашалось отделение судебной власти в Российской империи от административной. Вводилась несменяемость судей и их независимость от администрации, гласность и публичность судебных заседаний, состязательный процесс, участие в разбирательстве присяжных заседателей, создавались адвокатура и нотариат. Вплоть до 1917 г. в Рязанской губернии действовали две системы судебных учреждений. Во-первых, для решения гражданских и мелких уголовных дел создавалась система избираемых мировых судей и съездов мировых судей. Каждый уезд губернии составлял один мировой округ, разделенный на несколько участков. В каждом из них выбирался местными органами самоуправления на три года участковый мировой судья и почетный мировой судья. Для занятия этой должности надо было иметь определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз. Последний исчислялся недвижимой собственностью, оцененной не менее чем в 15 тыс. рублей. Мировые судьи могли наказывать денежным штрафом до 300 руб., арестом до трех месяцев и тюремным заключением до 1,5 лет. Почетные мировые судьи замещали участковых на время их отсутствия. Как правило, занимали эту должность представители местных крупных землевладельцев. Съезд мировых судей был аппелляционной инстанцией для мировых судов.

Вторая система предназначалась для рассмотрения крупных уголовных и гражданских дел и состояла из назначенных государством судей. 22 октября 1866 г. в Рязани был открыт окружной суд. Он состоял из председателя, товарища и членов суда. В аппарат окружного суда входили также прокурор, его товарищ (заместители) и судебные следователи. Они руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за выполнением приговора. В уголовном судопроизводстве предусматривалось также участие представителей от населения - присяжных заседателей. Они должны были определить виновность или невиновность подсудимого, исходя из которого судья выносили приговоры. Присяжные заседатели комплектовались из всех сословий при определенном возрастном, оседлом и имущественном цензе. Для этого надо было иметь не менее 10 дес. собственной земли или имущества на сумму не меньше 500-2000 рублей. Кроме того, был установлен известный ценз благонадежности. Присяжными должны были быть люди, «имеющие добрую нравственность». На каждую очередную сессию окружного суда назначались 30 присяжных заседателей. Защиту или обвинение 12 из них могли отвести. Из остальных путем баллотировки отбирались 12, которые и выносили вердикт по рассматриваемому делу. Губернатор потерял право «ревизии» судебных дел и не мог, как раньше, непосредственно влиять на судопроизводство.

Произошли изменения в системе местных органов Министерства финансов. Помимо существующих в дореформенную эпоху казенной палаты и казначейств, было создано несколько новых учреждений. Это губернское акцизное управление, финансовое присутствие, податное, по питейным делам и по квартирному налогу. Казенная палата теперь занималась только приходом по прямым (окладным) налогам. Косвенные налоги — акцизы перешли в ведение акцизного управления. Для предотвращения злоупотреблений чиновникам этого учреждения оклады жалованья были установлены в два раза выше, чем в других ведомствах. Из ведения казенной палаты были изъяты контрольные функции и переданы созданной в 1865 г. контрольной палате, которая не подчинялась губернатору. С 1863 г. было установлено, что губернское казначейство становилось расходной кассой, уездные - приходными кассами. Не подчинялись губернатору два новых финансовых учреждения: существующая с 1865 г. контрольная палата и губернское акцизное управление.

Земская реформа 1864 г. провозглашала создание в стране всесословного местного самоуправления - «земства». Аппарат земств состоял из распорядительных и исполнительных органов. Распорядительными были губернские и уездные земские собрания. Исполнительными - губернская и уездная земские управы. Уездные земские собрания собиралась ежегодно на сессии. Текущая работа велась избираемой собранием земской управой. Уездные земские собрания выбирали несколько гласных в состав губернского земского собрания. Оно выбирало исполнительный орган - губернскую земскую управу.

Рязанская губерния была одной из первых в стране, где были созданы земские учреждения. В марте-августе 1865 г. на ее территории прошли выборы в уездные земские собрания, которые с сентября 1865 г. начали свою деятельность. Через два месяца в декабре открылось первое губернское земское собрание.

Выборы в уездные земства проводились раз в три года. В них участвовали представители всех сословий, проживающих в губернии. Но они не были всеобщими и равными. В каждом уезде создавались три избирательные съезда: местных землевладельцев, представителей от городских обществ, представителей от сельских обществ. Для первых двух вводился ценз. Для третьего избирательного съезда устанавливалась многостепенная система выборов (сельский сход - волостной сход - уездный съезд). В списке избирателей на первых земских выборах в марте-августе 1865 г. в губернии было внесено по первой курии 3204 человека (1769 владельцев полного земельного ценза и 1435 уполномоченных от мелких землевладельцев), по второй курии 1855 (29 - купцы первой гильдии, 1732 - второй гильдии, остальные - домовладельцы), по третьей - 7970 человек. Число гласных в уездном земском собрании от трех курий было неравным, преобладали представители первой курии. Так, на первых выборах в 1865 г. было избрано 505 гласных, от первой курии - 247, 47 - от второй, 211 - от третьей. По социальному составу среди гласных уездных и губернского земств, а также среди членов земских управ преобладали представители дворянства. В губернском земстве было 85 гласных.

Численно в земских органах преобладали представители дворянства. Председателями земских собраний были уездные и губернский предводитель дворянства. Земства были поставлены под строгий контроль губернатора. Это касалось составления сметы, подбора личного состава аппарата, ряда других вопросов. Все решения земства проводились в жизнь государственным административным и полицейским аппаратом. Даже в таком ограниченном виде земство и его деятели сделали очень много полезного и нужного для развития Рязанского края. Этим представительным органам государство передавало ряд местных административных и хозяйственных функций. В их число входили организация и управление здравоохранением, школами, дорожным строительством, благотворительными заведениями, продовольственным делом, организация поземельного кредита, агрономическая и ветеринарная помощь, улучшение кустарной промышленности, организация статистики и так далее.

Была перестроена система городского всесословного самоуправления. С 1 января 1871 г. введено новое городское положение. Городские органы - городские думы и управы выбирались на четыре года налогоплательщиками. Выборы осуществлялись по трем съездам: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждый из них посылал по равному числу гласных в городскую думу. Этот распорядительный орган выбирал исполнительный орган - городскую думу во главе с городской головой. Эти органы решали административные и хозяйственные задачи: благоустройство, заведования школьным, медицинским, благотворительными делами, торговлей, кредитом и т. д. Первое собрание городской думы Рязани состоялось 23 ноября 1870 г.

Не смотря на появление всесословных органов местного самоуправления, продолжали существовать органы сословного самоуправления. К существующим с эпохи Екатерины II органам дворянского самоуправления были добавлены крестьянские сословные учреждения. Они создавались в ходе проведения реформы 1861 г. по образцу учреждений уже существующих у государственных и удельных крестьян в дореформенную эпоху. Это было сельские общества и волости. Крестьяне, принадлежавшие ранее одному владельцу, составляли сельское общество или сельскую общину. Крестьяне-домохозяева для решения вопросов собирались па сельский сход. На нем производили раскладку налогов, мелкие полицейские и поземельные дела, а также выбирали должностных лиц (сельского старосту, сборщика налогов сотских и десятских). Численность жителей в общине к 1883 г. колебалось от 200 до 480 душ обоего пола. На территории каждого из уездов было около 300-400 общин. Всего же их было 5402. Несколько сельских обществ объединялись в волость. Их в губернии было 248: 20 - в Данковском, 26 - в Егорьвском, 20 - в Зарайском, 24 - в Касимовском, 17 - в Михайловском, 18 - в Пронском, 25 - в Раненбургском, 17 – в Ряжском, 19 - в Рязанском, 16 – в Скопинском, 25 – в Спасском, 21 - в Сапожковском уезде. Как правило, границы волости совпадали с границами церковного прихода. В волостной сход входили сельские и волостные выбранные лица во главе с волостным старшиной, а также выборные от каждых десяти дворов. На нем выбирали должностных лиц, представителей на съезд для выбора гласных в уездные земские собрания. Утверждали приговоры сельских сходов, разрешали хозяйственные нужды. Самым важным должностным лицом в волости был волостной старшина, который избирался на три года и выполнял, прежде всего, функции контроля за сохранением общественного порядка. Все остальные должностные лица волости подчинялись ему. Вместе они создавали волостное правление в составе волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей, нескольких заседателей и писаря. Последний вел все делопроизводство и назначался властями (вначале мировым посредником, затем земский начальник). Волостной сход ежегодно выбирал членов волостного суда. Он рассматривал споры между крестьянами на сумму не свыше 300 рублей и мелкие уголовные дела. Эти крестьянские сословные органы являлись дополнительным административно-полицейским звеном в государственном управлении, бесплатным для казны. Это облегчало правительству сбор налогов, выкупных платежей, осуществление повинностей, комплектование армии, разрешение поземельных споров.

Все перечисленные изменения тем не менее не изменили ведущую роль губернатора в управлении вверенной ему территорией. С 1866 г. губернаторы имели право ревизии на территории всех гражданских учреждений независимо от ведомственной принадлежности. Им предоставлялось право не утверждать на должность чиновника любого ведомства в случае его политической неблагонадежности. Губернатор также мог закрыть любое частное или общественное учреждение в случае обнаружения в его деятельности чего-либо противного «государственному порядку, общественной безопасности и нравственности». Ему подчинялась большая часть административных учреждений в губернии. Важнейшими из них были канцелярия губернатора и губернское правление. Большая часть дореформенных учреждений ликвидировались. В 1866 г. началась реформа в государственной деревне. Палаты государственных имуществ и окружные правления ликвидировалась. Сословные учреждения государственных крестьян были подчинены Министерству внутренних дел. Сохранившееся губернское управление государственных имуществ управляло государственными лесами, землями и т. д.

Приказ общественного призрения был ликвидирован и его полномочия перешли к земским органам. Сохранился губернский статистический комитет и до 1874 г. губернский рекрутский комитет. Губернатор был также председателем полутора десятков совещательных учреждений губернии, называемые присутствиями, комитетами, комиссиями. Они состояли из чиновников и иногда представителей земского и городского самоуправления. Наиболее важными из них были созданные в эпоху правления Александра II губернское по крестьянским делам присутствие (1861-1889), которое занималось крестьянскими сословными органами, губернское по городским делам присутствие (1870-1892) и губернский распорядительный комитет (1876-1917), который следил за выполнением оставшихся «натуральных» повинностей (постойной, подводной). Призыв на военную службу осуществлялся губернским по воинской повинности присутствием (1874-1917).

Главной задачей губернатора было выполнение административно-полицейских функций. В 1862 г. была проведена реформа полицейской службы. Ранее существующие полицейские органы в уездных городах (городничий и канцелярии) и уезде (земский исправник и земский суд) объединялись. Теперь исправник, назначаемый губернатором из местных дворян, возглавлял уездное полицейское управление. Он же возглавлял ряд существующих в уезде присутствий и комитетов. Следующим шагом в укреплении полиции было создание должности полицейского урядника. Это были полицейские чины, которые непосредственно занимались поддержанием правопорядка в сельской местности. Над крестьянскими учреждениями была создана трехстепенная система органов правительственного надзора и опека. Первоначально первой ступенью были мировые посредники. Они создавались по крестьянской реформе 1861 г. для введения в действие уставных грамот и разрешения споров между помещиками и крестьянами. Эта должность просуществовала 13 лет. Второй инстанцией был первоначально уездный съезд мировых посредников, с 1874 г. - уездное по крестьянским делам присутствие, подчиняющиеся губернскому присутствию.

В эпоху правления Александра III полномочия губернатора были расширены за счет ограничения самостоятельности судебных учреждений и полномочий земских и городских органов. Так, в 1889 г. была ликвидирована система мировых судей. В это царствование на посту рязанского губернатора сменилось шесть фигур: Н.А. Тройницкий (1882-1883), князь К.Д. Гагарин (1883-1886), Д.П. Кладищев (1886-1893), Н.С. Брянчининов (1893-1904). В губернии появилось ряд новых учреждений: в 1885 г. губернское по питейным делам присутствие, в 1886 г. губернское по земским и городским делам присутствие, губернское по фабричным делам присутствие (следило за фабрично-заводской промышленностью и положением рабочих 1886-1917), в 1888 г. губернский лесосохранительный комитет. Значительно был усилен административный аппарат в сельской местности. В 1889 г. была создана должность земского участкового начальника, которые назначались из дворян и получали широкие полномочия в деле контроля за крестьянскими учреждениями. Обладали они и судебной властью. В каждом уезде создавался уездный съезд земских начальников, которые подчинялись губернским по крестьянским делам присутствиям и губернатору.

Губернаторы в 1880-е годы получили право просматривать списки лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи и списки присяжных заседателей. В правление Александра III права земств еще больше были ограничены. В 1890 г. была фактически проведена земская «контрреформа». Была изменена избирательная система. Первый съезд стал называться съездом дворян-землевладельцев. Для большого привлечения дворянства к выборам ценз для них был понижен с 200 до 125 десятин. Для второго съезда ценз был увеличен, наоборот, в 2,5 раза. Третий избирательный съезд вообще упразднялся. Гласные от крестьян назначались губернатором из списка кандидатов, составленных на волостных сходах. Кроме того, в состав уездных земских собраний включались местные чиновники. Надзор за земством стало осуществлять губернское по земским делам присутствие. В 1900 г. земства были отстранены от продовольственного дела, и была введена предельно допустимая норма земского обложения, что стеснило финансовую базу земской деятельности. В 1892 г. было введено в действие новое городовое положение. Существовавший ранее налоговый ценз был заменен имущественным. Это привело к значительному сокращению представительства мелких городских собственников.

В 1885 г. была введена должность податных инспекторов. На них был возложен контроль за обложением торгов и имуществ, а впоследствии надзор за исправностью платы налогов вообще. Они председательствовали в уездных податных присутствиях, которые контролировали сбор пошлин с торговли и промыслов. В губернии создавалось губернское по податным делам присутствие. В 1885 г. было создано еще одно учреждение по финансовой части - губернское и подчиняющиеся ему уездные по питейным делам присутствия. Они давали разрешение на открытие питейных заведений и следили за соблюдением винной монополии. В 1885 г. создана фабричная инспекция, которая подчинялась Департаменту торговли и мануфактур Министерства финансов. Они контролировали соблюдение фабричного законодательства.

Такая система управления Рязанской губернией просуществовала вплоть до 1917 г.