Развитие культуры в Рязанской губернии во второй половине XIX - начале XX в.

После отмены крепостного права в Рязанском крае, как и во всей России, начинается бурный подъем культуры. Её материальные и духовные плоды, которые ранее были достоянием узкого слоя дворянства и части городского населения, все шире распространялись среди большинства жителей региона.

Одним из важнейших проявлений этого культурного подъема ВО второй половине XIX - начале XX вв. стало увеличение числа учебных заведений и учащихся на территории Рязанской губернии.

Наиболее заметным был рост сети начальных школ. Они были представлены до 1917 г. тремя типами: земскими, государственными и церковно-приходскими. Большая часть начальных школ находилась в ведении земства. Основу земских школ составляли школы бывших государственных крестьян, переданные в земства из ведомства Министерства государственных имуществ в 1867 г. Финансирование и организация учебного процесса стало функцией уездных земств. Часть начальных школ находилась непосредственно в ведении Министерства народного просвещения, оно же контролировало и земские школы. Руководство народным образованием на территории Рязанской губернии по-прежнему оставалось в руках попечителя Московского учебного округа и созданных в 1864 г. губернского и уездных училищных советов. Они управляли начальными учебными заведениями и согласовывали деятельность разных ведомств по этой проблеме. В состав советов входили чиновники, представители духовенства и земских органов. В 1869 г. была введена должность инспектора народных училищ, который отчитывался перед губернским училищным советом. Он осуществлял надзор за учебной, воспитательной работой и подбор учителей начальной школы. В 1874 г. была создана должность директора народных училищ Рязанской губернии. Он заведовал всеми начальными учебными заведениями губернии, ему же подчинялся и инспектор народных училищ. В 1880-1890 гг. выросла роль в управлении начальным образованием духовенства. Это проявилось в увеличении числа церковно-приходских школ. В 1884 г. их было 40, в 1894 г. - 259, к 1913 г. их насчитывалось около 700. По сравнению с земскими школами в их программе большое внимание уделяли религиозному обучению и воспитанию 113 учеников. Система церковно-приходских школ подчинялась не Министерству народного просвещения, а Синоду. На территории Рязанской епархии надзор и заведование ими осуществлял епархиальный училищный совет, состоящий из представителей духовенства и чиновников Министерства народного просвещения.

Число начальных школ росло. К 1890 г. их было 664, в 1904 г. - 1493, через шесть лет, в 1910 г. - уже 1664. Численность учащихся начальных школ выросла за эти шесть лет с 97 тыс. до 127 тыс. человек. При этом в начале XX в. явно обозначилась тенденция к сокращению числа церковно-приходских школ. Еще в 1904 г. их было больше, чем земских и «министерских» вместе взятых, в 1910г.— уже меньше. Только в Михайловском, Пронском и Ряжском уездах они еще численно преобладали в это время.

Сложной проблемой была подготовка учительских кадров. В средних учебных заведениях среди них преобладали выпускники университетов. Учителя начальных школ, за редчайшим исключением, не имели высшего образования. Мало среди них было и лиц со средним образованием. Рязанское губернское земство взяло на себя заботу о подготовке квалифицированных учительских кадров для сельских школ. Это осуществлялось в двух формах. Во-первых, были организованы летние курсы, которые существовали в 1869-1875 гг. и подготовили 417 человек. Во-вторых, усилиями губернского земства было создано специальное педагогическое заведение - Александровское училище (семинария) для подготовки сельских учителей. Оно было открыто в 1869 г. Туда принимались 15-летние мальчики, преимущественно крестьянского происхождения. Комплект учеников составлял 108 человек, ежегодно выпускалось около 30 учителей. Всего за первое десятилетие семинария подготовила 83 сельских учителя. С начала XX в. быстро растет доля женщин среди учителей. В 1914 г. была открыта в Рязани женская учительская семинария. Важным шагом в подготовке педагогических кадров стало открытие 1 декабря 1915 г. первого в России женского учительского института. На его трех отделениях: словесно-историческом, физико-математическом и естественно-географическом готовили учителей для высших начальных училищ.

Увеличивалось и число средних учебных заведений. К 1861 г. в крае их существовало всего два: мужская гимназия и духовная семинария. В 1903 г. существовавшая в губернском центре с 1871 г. прогимназия была преобразована во 2-ю мужскую гимназию. Казенные средние учебные заведения стали открываться в уездных городах. В 1874 г. была создана гимназия в Касимове, 1909 г. в Раненбурге, в 1910 г. - в Ряжске, 1911 г. - в Данкове, 1916 г. - в Сапожке. Число мест В них было чрезвычайно мало по сравнению с количеством желающих. В начале XX в. стали открываться частные средние учебные заведения. В 1905 г. в губернском центре была открыта и мужская гимназия Радушкевича (с 1908 г. Н. Зелятрова, с 1916 г. - Рязанского общества распространения среднего образования). В 1904 г. была открыта частная гимназия Мансуровой в Касимове. Вторым типом средней школы, помимо гимназии, были реальные училища. Первое ИЗ них было открыто в 1876 г. в Скопине, в 1905 г. - частное реальное училище Малашкина в Рязани, в 1910 г. - в Спасске.

Середина XIX в. стала временем появления в регионе среднего женского образования. Его первенцем было открытое в 1853 г. женское епархиальное училище, предназначенное только для девочек из семейств духовенства. В 1858 г. появилось светское учебное заведение - женское перворазрядное училище, созданное на основе бывшего «Барыковского» училища. В августе 1870 г. оно было преобразовано в женскую гимназию ведомства императрицы Марии. Женские гимназии были открыты в 1875 г. в Касимове, В 1903 г. в Спасске, Егорьевске и Михайлове, чуть позже - в Пронске. Важную роль в развитии женского образования играла частная инициатива. В 1901 г. было преобразовано в гимназию частное женское училище 1-го разряда В.П. Екимецкой. В 1911 г. гимназия А.К. Беккер, 1915 г. - М.Г. Золотовой. Были открыты в 1909 г. и женское коммерческое училище имени Н.Д. Малашкина. Число мест в средних учебных заведениях было гораздо меньше, чем количество желающих учиться. Среди учеников преобладали выходцы из привилегированных слоев населения. Для остальных поступление в гимназию или реальное училище требовало огромного упорства и благоприятного стечения обстоятельств.

Первые шаги делало профессионально-техническое, или, как говорили в ту эпоху, «низшее ремесленное образование». В 1875 г. было создано ремесленное училище в Рязани. С 1896 г. существовало семиклассное техническое училище в Касимове и ремесленное училище в Сапожке. Одним из лучших в масштабах всей страны считалось открытое в Егорьевске в 1910 г. фабрикантом М. Н. Бардыгиным низшее механическо-электротехническое училище. В этом же году было создано ремесленное училище в Скопине. В 1909 г. открылась фельдшерско-акушерская школа общества врачей губернского земства. Всего к 1913 г. на территории губернии было около 30 технических, ремесленных и других подобных учебных заведений.

Первые шаги делало дошкольное воспитание. В 1898 г. возникло общество «Ясли», целью которого была организация ухода за малолетними детьми крестьян во время летних полевых работ. В 1908 г. в Рязани были созданы три летние детские площадки, прообразы будущих детских садиков.

Общие итоги развития народного образования были следующими. К 1916 г. в Рязанской губернии существовали 1981 начальная школа, в которых училось 175 тыс. учащихся, и 39 средних учебных заведений, в которых училось 11,8 тыс. учащихся. В 1895 г. во всех типах школах обучалось около 25% детей школьного возраста, к 1916 г. - уже 40%. До 1917 г. так и не была решена задача введения обязательного обучения на территории Рязанской губернии. Хотя еще в 1860-е годы наиболее активные деятели земства считали это самым насущным для региона. В Рязани, как и в большинстве других провинциальных городов, не было высших учебных заведений. Желающие и имеющие возможность продолжить образование покидали регион и отправлялись в столицы, с которыми и были связаны их дальнейшая жизнь и карьера. Так, в 1869 г. уехал из Рязани, не закончив курс обучения в духовной семинарии, И.П. Павлов. Дальнейшие 66 лет жизни гениального ученого были связаны с Петербургом. В город детства и юности он приезжал только изредка.

С середины XIX века в России быстро растет общественная роль периодической печати. Количество читателей петербургских и московских газет и журналов в регионе росло из десятилетия к десятилетию. В 1865 г. к уже существующим «Рязанским губернским ведомостям» прибавился церковный периодический орган - «Рязанские епархиальные ведомости». Начало XX в. стало временем быстрого роста местных периодических изданий. В 1903 г. стал выходить «Рязанский справочный листок» Н. Д. Малашкина, в котором основной упор делался на объявление и рекламу. В 1905-1916 гг. выходил «Рязанский вестник». С 1911 г. стала выходить «Рязанская жизнь». В начале XX в. стало заниматься издательской деятельностью и земство. С 1912 г. стал выходить ежемесячный «Вестник Рязанского губернского земства». Кроме того, выходили ежемесячные «Врачебно-санитарная хроника» и «Сведения о ветеринарно-санитарном состоянии».

Важными центрами культуры стали библиотеки. 2 января 1858 г. была открыта губернская публичная библиотека, закрытая из-за финансовых трудностей в 1878 г. Открываются публичные библиотеки в уездных городах. Первые из них возникли в 1860-1861 гг. в Ряжске, Пронске, Данкове, Раненбурге и Скопине. Они были рассчитаны на образованную часть населения. С 1870-х Годах книги и библиотеки стали доступнее для более широкого круга благодаря бесплатным народным читальням. Их открывали земства, духовное ведомство и общественные организации. Большая часть из них находилась в ведении Рязанского попечительства о народной трезвости.

В пореформенную эпоху в Рязанской губернии быстро росло число общественных организаций. Большая их часть создавалась и действовала под непосредственным руководством губернской администрации, чаще всею в роли председателя выступал сам губернатор. Одним из первых было создано в 1860-е годы Рязанское общество сельского хозяйства. В 1891 г. в связи с неурожаем был учрежден Губернский благотворительный комитет, который руководил уездными комитетами по сбору и распределению пожертвований в пользу пострадавших от неурожая. Под руководством губернской администрации с 1894 г. стали открываться комитеты Попечительства о народной трезвости. Их целью был контроль за соблюдением правил торговли спиртными напитками и борьба с пьянкой. Это достигалось путем организации чтений литературы, бесед, организацией чайных и читален для простого народа.

Особо заметный след в культурной жизни края оставила Рязанская губернская ученая архивная комиссия. Подобные организации создавались для сохранения и обработки исторических материалов в разных регионах России. Первые четыре комиссии были созданы в IS84 г. Одна из них была Рязанская. Она объединила в своих рядах лучших представителей местной интеллигенции. Наиболее яркими из них были И.В. Добролюбов, А.И. Череннин. А.Д. Повалишин, С.Д. Яхонтов, И.И. Проходцов, Благодаря их усилиям были спасены от уничтожения и сохранены для потомков огромное количество документов XVI1-XIX вв. РГУАК активно занималась издательской деятельностью. Вышло 27 томов «Трудов Рязанской ученой архивной комиссии», на страницах которых было помещено около 500 исследований более 100 авторов. Некоторые из них были важным явлением в развитии отечественной историографии. Прежде всего это касается монографии А.Д. Повалишина «Рязанские помещики их крепостные». Материалы, собранные сотрудниками РГУАК, по сей день является основой изучения прошлого Рязанского края.

Постоянным спутником жизни губернского центра стала деятельность музеев и выставок. С 1893 г. действовал музей Рязанской ученой архивной комиссии. Благодаря инициативе РГУАК в 1895 г. состоялось празднование 800-летия Рязани. В 1912 г. она же организовала выставку в честь столетия Отечественной войны 1812 г., в 1913 г. - в честь 300-летия дома Романовых. С 1906 г. в Рязани стали регулярно проводиться художественные выставки, до 1914 г. их было организовано семь. В роли инициаторов выступала группа художников и любителей искусства, создавшая в 1913 г. общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина. Благодаря усилиям этого общества в 1915 г. начал работу городской художественный музей.

Значительные сдвиги произошли в развитии здравоохранения. С 60-х годов оно находилось в руках земств. Благодаря их усилиям медицинская помощь стала доступна для крестьянского населения, хотя количество медицинских работников оставалось недостаточным для создания общедоступной и эффективной системы здравоохранения. В 1876 г. в Рязанской губернии было 33 земских врача, из которых 5 работали в губернской больнице, 17 - в уездных центрах, 11 - в сельской местности, 79 фельдшеров, 4 фельдшерских ученика и 14 акушерок. В регионе существовали 23 земские больницы, имеющие 606 коек (из них 150 в губернской больнице). Этими силами осуществлялась медицинская помощь на площади более чем 35 тыс. кв. верст, на которой проживало 1,5 млн. человек. В среднем один врач приходился на 1060 кв. верст и на 47 тыс. человек населения. В трех уездах (Зарайском, Ряжском и Михайловском) в это время было всего по одному земскому врачу, там один врач приходился на 120-130 тыс. населения. На земских больницах лежало и снабжение лекарствами больных. В одних уездах это делалось бесплатно, в других - за плату. Кроме того, земская медицина занималась оспопрививанием. Это был единственный вид профилактики, существовавший в губернии. Важную роль в развитии здравоохранения сыграли проходившие в 1874-1883 гг. ежегодные съезды земских врачей губернии. Позже было создано научное общество врачей и естествоиспытателей.

Развитие образования и здравоохранения зависело целиком от активности и финансовых возможностей уездных земств. Наибольшую активность в 1870-х годах в деле организации медицинской помощи проявило Сапожковское уездное земство. Оно тратило до 25% бюджета на эти нужды. В этом уезде работали 3 врача, 12 фельдшеров и 3 акушерки. Это было больше, чем во всех остальных уездах. Хуже всего дело с медицинской помощью обстояло в Михайловском уезде. Местное консервативно настроенное земство отпускало в 1875 г. на развитие здравоохранения всего 2% бюджета. Губернское земство отстроило губернскую больницу в Рязани на 150 коек и дом для душевнобольных на 120 коек.

Жизнь региона, как и всей страны, из десятилетия в десятилетие менялась. Радикально менялась материальная среда человеческого обитания. К концу XIX в. из ста основных предметов повседневной жизни горожанина сохранилось в неизменном виде не более десятка. Появлялись и становились постепенно частью повседневности: швейная машинка, телефон, радио, пишущая машинка, двигатель внутреннего сгорания, керосин, автомобиль, граммофон, фотография, кино. Приметой начинающего XX в. стало появление нового вида, самого «технического» искусства - кинематографа. Уже в 1903 г. в Рязани стали появляться передвижные «электрические театры». Они быстро превратились в одно из самых распространенных и доступных зрелищ для большей части населения и стали конкурентами для ярмарочных балаганов и цирков. С 1912 г. в городе начал работать первый стационарный кинотеатр - «Дарьял». Через год вступила в строй городская электростанция с дизельным двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Существовали в губернском центре водопровод и телефонная станция.