Михаил Александрович Врубель

(1856-1910)

«Отец Врубеля служил по военному ведомству, и семья часто переезжала, поэтому у будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний: родился он в Омске, через три года жил уже в Астрахани, потом год в Петербурге, затем в Саратове, снова в Петербурге, пять лет в Одессе и, наконец, с 1874 года опять в Петербурге, где восемнадцати лет поступил в университет, а по окончании университета – в Академию художеств» .

«В 1884 г. он едет в Киев руководить реставрацией фресок в Кирилловской церкви и сам создаёт несколько монументальных композиций. Он делает акварельные эскизы росписей Владимирского собора. Эскизы не были перенесены на стены, поскольку заказчик был напуган их неканоничностью и экспрессивностью.

В 90-е годы, когда художник обосновывается в Москве, складывается полный таинственности и почти демонической силы стиль письма Врубеля, который не спутаешь ни с каким другим.

…Он тяготеет к литературным сюжетам, которые толкует отвлечённо, стремясь создать образы вечные, огромной духовной мощи.

…Образ Демона – центральный образ всего творчества Врубеля, его основная тема.

… Универсализм дарования, беспредельная фантазия, необычайная страстность в утверждении благородных идеалов отличают Врубеля от многих его современников.

Творчество Врубеля ярче других отразило противоречия и мучительные метания рубежной эпохи»

Основные работы: «Автопортрет» (1904, ГТГ); «Демон сидящий» (1890, ГТГ); «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ); «Испания» (1894, ГТГ); «Венеция» (1893, ГРМ); «Восточная сказка» (1886); «Портрет С.И. Мамонтова» (1897); «Портрет Н.И. Забелы-Врубель» (1905) «Сирень» (1900) и др.

          Царевна-Лебедь
          Сирень
          Демон



Русское искусство конца XIX - начала XX века. Содержание